Проект «Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ. Логопедическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса

Логопедическое сопровождение

коррекционно-педагогического процесса.

Логопедическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса является одним из главных компонентов системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса образовательной организации.

Логопедическое сопровождение предполагает реализацию в образовательном процессе следующих задач:

Раннее выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей с ОВЗ;

Осуществление диагностики речевого развития детей во взаимодействии с ПМПК;

Определение и реализация индивидуальной программы коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;

Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.

Логопедическое сопровождение включает следующие направления деятельности учителя-логопеда:

1. Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

2. Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3. Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

4. Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Рассмотрим содержание деятельности учителя-логопеда в рамках данных направлений подробнее:

Мониторинговое (диагностическое) направление предполагает: раннее выявление детей с проблемами в развитии; первичное обследование речи детей; сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии; психолого-педагогическое наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи; обследование детей с тяжелыми нарушениями речи; динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы; диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

Следует отметить, что одним из этапов диагностического направления деятельности учителя – логопеда является организационный блок его работы, включающий: подготовку логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября). На данном этапе работы систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопедическое сопровождение. Проводится анализ результатов диагностики. Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопедическое сопровождение, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года). Определяется стратегия коррекционно-педагогического процесса в образовательной организации – планирование работы на год. Составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда. Осуществляется выбор способа организации учебного процесса: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми. Обеспечение документацией.

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя –логопеда проводится, в соответствии с логопедическими заключениями, непосредственно с детьми, зачисленными на логопедическое сопровождение, в течение всего учебного года.

На логопедическое сопровождение зачисляются дети, имеющие: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетические нарушения; нарушения речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-логопеда включает: занятия учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи; совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи; совместную деятельность с педагогами; музыкальным руководителем по развитию темпо-ритмической организации речи; инструктором физического воспитания по развитию общей моторики детей; организация необходимого медицинского сопровождения для детей с проблемами развития.

Занятия с детьми проводятся индивидуально и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения речи детей с ОВЗ и местонахождения общеобразовательного учреждения.

Занятия с детьми проводятся с учетом режима работы общеобразовательной организации. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся: с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю; с детьми, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи - не менее двух-трех раз в неделю; с детьми, имеющими фонетический дефект - не менее 1-2 раз в неделю; с заикающимися – не менее трех раз в неделю.

Занятия в подвижных микрогруппахпредоставляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально-типологических особенностей воспитанников.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя - логопеда в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Они позволяют осуществлять коррекцию индивидуальных речевых и иных недостатков психофизического развития воспитанников. Роль их особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, когда особенности возраста, а также ограниченность речевых средств общения, общий и речевой негативизм воспитанников мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более – со сверстниками. Тем не менее в течение учебного года происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к работе в малых подгруппах, который позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Структура и содержание индивидуального занятия зависят от вида и степени тяжести речевого нарушения ребенка, его индивидуальных особенностей. Компонентами занятия могут выступать: развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов; формирование правильных произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком); развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; совершенствование лексико-грамматических конструкций и связной речи; развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук.

На протяжении всего занятия ребенок должен находиться в хорошем настроении, его следует настроить на общение с логопедом и занятие в целом. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые фрагменты, увлекательные задания и упражнения, с помощью которых процесс обучения превращается в интересную игру.

В ходе индивидуальных занятий у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать речь не только окружающих, но и собственную. Для этого используется аудиоаппаратура, с помощью которой ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и отсрочено, как бы со стороны и оценить свою речь.

Составляя конспект занятия и продумывая его содержание, следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Так, одна из особенностей индивидуального занятия по постановке звуков – наличие нескольких подходов в течение занятия (не менее 3 раз), чередующихся с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяет поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, учителю - логопеду необходимо стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю, с воспитанниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дефекты речи, обусловленные нарушениями строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия и т.д.); не менее 2 раз – с фонематическим недоразвитием речи. Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут. Темы индивидуальных занятий с детьми и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.

Оптимизация содержания логопедических занятий обеспечивается их полизадачностью (или комплексным, интегрированным характером), когда параллельно реализуются и органично дополняют дуг друга различные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. При этом целостность занятий обеспечивается включением в образовательный процесс сквозной сюжетно-игровой линии, тематической организации речевого и познавательного материала и т.д.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта собственной деятельности и, прежде всего, таких ее видов, как коммуникативная и учебно-познавательная, что служит эффективной профилактикой возможной школьной неуспешности.

Профилактическое направление деятельности учителя-логопеда предполагает: ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров; оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии; профилактику нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья; организацию консультативных занятий с детьми, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

В ходе профилактической работы воспитателям, чьи дети зачислены на логопедическое сопровождение, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопедическое сопровождение, предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, даются соответствующие рекомендации.

Содержанием информационно - методического направления деятельности учителя – логопеда является: методическая помощь работникам ДОО по вопросам коррекции речи; изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями; участие в работе методических объединений учителей-логопедов; в семинарах и конференциях; работа с методической литературой, с литературой по теме самообразования; создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОО.

Нужно отметить, чтовремя коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то одним из важных направлений деятельности учителя – логопеда является взаимосвязь с участниками образовательного процесса. Речь идет о взаимосвязи между логопедом и воспитателем. Ее можно проследить по следующим направлениям работы: диагностическая, коррекционная, профилактическая.

Рассмотрим процесс взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя ДОО на этапе диагностической работы . Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.

Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:

В «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними;

В «Стартовой логопедической диагностике», где на каждого ребенка составляется речевой профиль с указанием степени развития той или иной стороны речи.

В диагностику включены следующие логопедические показатели: строение и функционирование артикуляционного аппарата, темпо-ритмическая и интонационно-мелодическая организация речи, произнесение звуков, фонематические процессы, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели планируют занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач.

Коррекционная работа включает следующие формы взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя ДОО. Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Профилактическое направление деятельности учителя – логопеда. Основная цель этой работы - создание воспитателямитакой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у детей трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.

Учитель-логопедотслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
Заключительным этапом логопедического сопровождения является осуществление контроля выполнения выше обозначенных направлений деятельности учителя – логопеда. Данный контроль включает: проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости); информацию о работе учителя-логопеда на педагогических и методических советах; подведение итогов работы за учебный год; цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.


Логопедическое сопровождение детей от 1 до 4 лет

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребёнка. Многочисленные научные исследования доказывают, что именно в этом возрасте закладываются наиболее фундаментальные, глубинные личностные качества, такие как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру, познавательная активность и др. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаётся компенсации или коррекции в более поздние периоды. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии детей раннего возраста чрезвычайно важно. Опыт практической работы показывает, что в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии ЦНС (головного мозга), а при этом одной из первых страдает именно речь. Известно, что основное становление речи завершается к 5 – 6 годам. Получается, что пока происходит формирование и развитие речи, никто из специалистов активно не вмешивается в этот процесс. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами) учителя – логопеды принимаются за дело. Этот подход совершенно себя не оправдывает, особенно если учесть состояние здоровья современных детей. Очевидно, что необходимо оказывать разностороннюю помощь ребёнку и его родителям на самых ранних этапах формирования и развития речи, таким образом предупредить возможные расстройства данного процесса.

Наше ДОУ образовательного типа с системой логопункта имеет 13 возрастных групп, 5 из которых – группы раннего возраста. С 1998 года с детьми на группах раннего возраста работает учитель-логопед. В настоящее время выработана определённая система логопедического сопровождения детей. (Схема 1). В основу этой системы положены научные разработки Н.С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, О. Е. Громовой, Е. А. Стребелевой, Ю. А. Разенковой, А. В. Сенчило и др. Изучен опыт работы специальной помощи детям раннего возраста городов Урала – г.Челябинска, г.Магнитогорска, а так же г.Ростова-на-Дону, г.Москвы и других. Учитель-логопед совместно с руководителем физического воспитания прошли обучение и стажировку на кафедре специальной педагогики и специальной психологии в МГПУ под руководством Н. М. Назаровой и Б. А. Архипова.

Вся работа по раннему выявлению проблем в речевом и психомоторном развитии и специальной помощи детям раннего возраста строится комплексно, является семейно-центрированной, т.е. направленной на помощь всей семье, а не только ребёнку. Абилитационный процесс (абилитация)* в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях :

1. Психолого-педагогическое – является одним из ведущих т.к. данные, полученные в реализации этого направления служат базисом для составления планов и программ абилитации.

2. Медико-педагогическое – предполагает анализ медицинской документации. Состоит в выявлении структуры ведущего нарушения и координации деятельности ___________________________

* Абилитация – применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis – быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь не может идти о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном её формировании. См.: Специальная педагогика / под редакцией Н.М.Назаровой. – М., 2001.- с. 14
медицинских и педагогических работников в преодолении проблем в развитии, предупреждении возможных отклонений.

3. Социальное – предполагает изучение семейного микроклимата, оценку педагогической компетентности родителей, определение места ребёнка в семье и т.д.

4. Информационное – предполагает: а) своевременное информирование родителей об особенностях развития ребёнка на ранних стадиях; б) распространение информации о работе специалистов ДОУ и уровня их компетенции; в) проведение обучающих семинаров для родителей, воспитателей и специалистов; г) обмен опытом работы параллельных групп, опытом семейного воспитания и др.

Работа с ребёнком и его семьей в системе ранней диагностики и специальной помощи детям раннего возраста делится на следующие этапы:

I этап – до поступления ребёнка в детский сад.


  • Работа учителя-логопеда совместно с воспитателями и другими специалистами в «Родительской школе». Здесь мы знакомимся с родителями будущих «новобранцев» и членами их семей. В беседах узнаём о психомоторных и речевых возможностях детей; выясняем круг проблем, которые волнуют родителей в данный период; даём рекомендации по подготовке детей к детскому саду.
II этап – организация жизни и деятельности ребёнка в детском саду .

  • Подробно изучаем медицинские карты, карты НПР (знакомимся с заключениями специалистов КЗР (комнаты здорового ребёнка) поликлиники, узких специалистов, с анамнестическими данными).

  • Наблюдаем за ребёнком в первое полугодие его жизни в ДОУ:
выясняем особенности:

Питания и глотания;

Работы органов ротовой полости;

Слюноотделения;

Дыхания (физиологического и речевого);

Коммуникативной сферы;

Развития экспрессивной и импрессивной речи;

Моторной системы (общей, мелкой, артикуляторной)

Доречевой вокализации (соответствие возрастным этапам вокализации, репертуар гласных и согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов и т.д.)

Просодики

Комбинации жестов и слов;

Коммуникации;

Фонематических процессов.


  • Беседуем с воспитателями, даём им рекомендации по предупреждению возможных отклонений психомоторного и речевого развития у детей в период адаптации.

  • После того, как дети полностью адаптируются к детскому саду, проводится диагностика психомоторного и речевого развития с учётом эпикризных сроков. Основным условием обследования является естественно игровая обстановка, как правило, на территории группы которую посещает ребёнок. Обследование проводится по методике, разработанной ИКП РАО* с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В связи с этим сроки обследования варьируются от 2 недель _______________________________
* Дети – сироты: консультирование и диагностика развития/ под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.
до 1 месяца. Своё заключение учитель-логопед даёт только после полного обследования. В ходе обследования учителем-логопедом, совместно с воспитателями и родителями составляются индивидуальная карта логопедического обследования и речевая карта (Приложение 25, 26, 27).

Затем дети с задержками, отклонениями и особенностями психомоторного и речевого развития (согласно эпикризным срокам) делятся на группы:

1 группа – внимания (отставание на 1 эпикризный срок)

2 группа – риска (отставание на 2 эпикризных срока)

3 группа – выраженного риска (отставание на 3 и более эпикризных срока)

Опыт показывает, что у детей группы выраженного риска, как правило, нарушены кроме речевых и многие другие процессы развития. Эти дети берутся на учёт не только учителем-логопедом, но и другими специалистами детского сада. Чтобы избежать гипердиагностики мы проводим комплексное обследование, т.е. одновременно несколькими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, врачом, муз. руководителем, руководителем физ. воспитания, зам. зав. по ВМР, старшим воспитателем) и воспитателями. Данные заносятся в сводную таблицу (Приложение 6). Формы обследования разнообразные (т.к. более 2 взрослых одновременно в группе присутствовать не могут в силу особенностей возраста) в зависимости от цели обследования мы используем:

Поочерёдное наблюдение специалистами за ребёнком в организации режимных моментов, игровой деятельности и др.;

Включение специалиста в игровую (и др.) деятельность;

Индивидуальные и групповые беседы с детьми, воспитателями и родителями;

Видеопросмотры и анализ увиденного;


  • Далее на заседании ПМПк(онсилиума) ДОУ коллегиально анализируем результаты обследования, уточняем группы абилитации. Разрабатываем индивидуальные планы абилитационной работы (Приложение 7), составляем по ним программы.

  • Знакомим родителей с результатами обследования , и индивидуальными планами и программами, определяем их участие в абилитационном процессе в качестве параспециалистов (т.е. родители становятся непосредственными участниками абилитации ребёнка, через них осуществляется процесс обратной связи с семьёй).
Совместно со всеми специалистами ДОУ, опираясь на клинические показания разрабатываем комплексные перспективные планы.

Работая в системе ранней диагностики и специальной помощи детям раннего возраста, мы определили основные формы абилитационной работы:

1. Создание оптимальной развивающей среды на группах и дома (совместно воспитатели, родители, специалисты).

2. Организация индивидуальной работы специалистов (в том числе и учителя – логопеда) с ребёнком, семьей и воспитателями.

3. Организация комплексной работы специалистов (в том числе и учителя – логопеда) по перспективным планам (занятия 1 раз в неделю в группе или в зале, в зависимости от возраста и особенностей развития детей). Занятия проводятся в форме игры, количество детей на занятии определяется количеством специалистов, каждый специалист поочерёдно ведёт занятие, остальные выступают в качестве

«кураторов». Это даёт возможность уделить необходимое внимание каждому ребёнку и тем самым активизировать все возможные органы и системы его организма.

4. Организация работы информационной коррекционно-педагогической службы (ИКПС) ДОУ: информирование и обучение родителей и воспитателей через стенды, уголки абилитации в группах и др.


  • Далее работа с детьми ведётся согласно расписанию и планов. В течение всего развивающего процесса в планы могут вноситься изменения и поправки в зависимости от динамики развития (если у ребёнка динамика на протяжении длительного периода незначительная, усвоение материала идёт с трудом, то занятия проводятся на том дидактическом материале, который ребёнок может усваивать, пытаемся найти причину, при необходимости направляем детей вместе с родителями на консультации к узким специалистам поликлиники или мед. Центров и далее свою работу строим согласно их рекомендаций). Таким образом, процесс анализа динамики и прогнозирования развития идёт непрерывно. В зависимости от этого и корректируются индивидуальные планы и программы.
В целях повышения эффективности проводимых абилитационных мероприятий воспитатели, специалисты (в том числе и учитель-логопед) ДОУ используют в своей работе современные технологии и нетрадиционное оборудование:

- «сухие бассейны и души» (для общей и мелкой моторики)

Дидактическое пособие «мягкие сенсорные дорожки»

Массажные дорожки, коврики и рукавички, мячи, ролики…

Фитболы

Тренажёр «перекати – поле»

Сюжетные сенсорные коврики и игрушки

Дидактические звучащие предметы по методике К.Орфа и многие другие.

Методическое обеспечение абилитационного процесса тщательно продумывается всеми специалистами и воспитателями ДОУ, соотносится с возрастными программными задачами и возможностями каждого ребёнка. Основными являются пособия: М. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина «Учимся слушать и слышать»; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Чтобы чисто говорить, надо…» (развитие общеречевых навыков); О. Е. Громова «Методика формирования начального детского лексикона»; Т. Сауко, А. Бурениной «Топ – хлоп, малыши» (Программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2-3 лет»; И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» (Программа по музыкальному воспитанию детей раннего и дошкольного возраста), Т. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3 лет» (Методическое пособие), и авторские разработки учителя-логопеда Громовик С. Г. и другие.

Большое внимание в развитии детей раннего возраста не только на занятиях, но и в повседневной жизни мы уделяем двигательным и музыкально-речевым играм и упражнениям. Практика показывает, что с их помощью у детей с самого раннего возраста успешно развивается подражание речи и движениям взрослого, развивается речевая активность и коммуникативные функции – это является основой в преодолении речедвигательных нарушений, проблем в развитии фонематических процессов, а так же является профилактикой возможных отклонений у детей, которые не имеют серьёзных нарушений в развитии.

Таким образом, выработанная система ранней диагностики развития и специальной помощи детям в нашем ДОУ, призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку, в том числе осуществлять и логопедическое сопровождение детей от 1 года до 7 лет, имеющим особенности развития. Наличие ранней комплексной помощи ребёнку позволяет достаточно эффективно компенсировать отклонения в речевом и психомоторном развитии групп внимания, риска и выраженного риска.


Логопедическое сопровождение детей от 4 до 7 лет

Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. При переходе детей из детского сада в школу речевая патология значительно затрудняет и без того сложный социально-биологический процесс адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Это обстоятельство и определяет актуальность коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде. Речевые проблемы у детей старшего дошкольного возраста, как правило, осложнены клиническими показаниями, и дефект имеет сложную структуру. Поэтому решение этой проблемы требует комплексного медико-психолого-педагогического подхода. В ДОУ разработана система непрерывного диагностического и коррекционно-развивающего процесса, а также система возрастной преемственности (дети, имеющие проблемы речевого и психомоторного развития в раннем возрасте передаются воспитателям и специалистам, работающим с детьми и дошкольного возраста) и взаимодействия служб детского сада и семьи в комплексном сопровождении ребёнка от момента его поступления в ДС до выпуска в школу.

Работа по исправлению нарушений речи строится следующим образом:

В начале каждого учебного года в сентябре учителем-логопедом проводится изучение анамнеза, уточняются клинические диагнозы состояния здоровья детей по данным мед. карт ДОУ, амбулаторных карт. Затем начинается диагностика речевого развития всех детей в каждой возрастной группе, данные фиксируются в «Журнале обследования речи детей» общепринятого образца. На каждую возрастную группу ведётся свой журнал.

Приёмы, которые используем в ходе обследования:

Наблюдение (на занятиях, в свободной деятельности, собеседовании);

Диагностика (по методике ИКП РАО)*

Собеседование с воспитателями и родителями.

По результатам обследования определяется и утверждается списочный состав детей, нуждающихся в логопедической помощи. Дети зачисляются на логопункт, подгруппы формируются в соответствии с логопедическим заключением (ОНР, ФФНР, ФНР, ФН). Как правило, данным педагогическим заключениям сопутствуют медицинские, которые осложняют работу учителя-логопеда - моторная алалия, различные формы дизартрии, заикание, ММД, гипердинамический синдром, СДВГ, ЗПР. На детей заполняются речевые карты. При дислалии мы используем логопедические карты общепринятого образца (Приложение 25). Для детей, имеющих дизартрию нами составлены карты согласно параметров нейро-психологического и речевого обследования (А. Р. Лурия)** (Приложение 28).

К заполнению речевых карт мы активно привлекаем родителей. Обычно это проходит в форме собеседования - таким образом, мы сразу включаем родителей в коррекционно-развивающий процесс. Они помогают и нам, и ребёнку, выступая в роли параспециалистов. Атмосфера доверия в беседе с семьей, наша заинтересованность в успешности развития ребенка дает возможность получить информацию «из первых рук» - те данные, на которые можно будет опереться в работе.

Результаты диагностики анализируются на заседании ПМПк(онсилиума) ДОУ совместно с воспитателями и специалистами. Определяются дети, требующие

______________________________________________

* Дети – сироты : консультирование и диагностика развития/ под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.

** Лурия А.Р . Основы нейропсихологии.- М., 1973.
комплексного подхода специалистов, т.е. дети, имеющие отклонения в развитии по нескольким параметрам.

По необходимости дети (с родителями) направляются на консультации к узким специалистам для уточнения клинических диагнозов: к психиатру, психоневрологу, ЛОР врачу, педиатру, стоматологу-хирургу, стоматологу-ортодонту, физиотерапевту.

Совместно с воспитателями составляются ИКРП и П (индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы), уточняются направления работы. Основой для составления планов послужили методические рекомендации Челябинского Государственного Педагогического Университета (ЧГПУ). Переработав, адаптировав их для условий логопункта на базе ДОУ, специалистами разработана форма ИКРП (Приложение 8). Данные о динамике коррекционно-развивающего процесса ежемесячно обсуждаются с воспитателями групп и отражаются в ИКРП.

Индивидуально-коррекционные программы мы составляем, руководствуясь рекомендациями Е. А. Стребелевой, М. В. Братковой*, Ю. А. Разенковой**. В разработке коррекционно-развивающей программы на каждого ребёнка с комплексными проблемами развития принимают участие не только учитель-логопед и воспитатель, но и все остальные специалисты ДОУ (в том числе и врач). Все программы имеют единый алгоритм их составления:


  1. преобразование среды с учётом коррекционно-развивающих задач (соблюдение режима дня, материально-техническое оснащение, учитывающее специальные образовательные потребности каждого ребёнка; адекватный характер взаимодействия взрослого с ребёнком в условиях ДОУ и семьи);

  2. определяются задачи, методы и приёмы по социальному развитию, а так же по основным линиям развития – физического, познавательного, речевого; по улучшению здоровья;

  3. определяются формы работы с семьёй (консультации, интерактивные занятия, беседы с разными членами семьи по необходимости, обучение родителей умению наблюдать и анализировать деятельность и развитие ребёнка в целом в условиях семьи и т.д.).
Индивидуальные коррекционно-развивающие программы разрабатываются на небольшой срок: от 1 до 3 месяцев. Они корректируются в ходе работы. Только после того как ребёнок достигнет планируемого в программе уровня, предлагается следующий вариант программы, ориентированный на следующий этап развития ребёнка с опорой на «зону ближайшего развития». Такое «пошаговое» обучение даёт, как правило, хорошую динамику развития ребёнка и позволяет максимально развить процессы, в которых определялись проблемы.

На начало года заполняются сводные таблицы (Приложение 6).

После каждой диагностики знакомим родителей с её результатами, обсуждаем планы и перспективы работы. В течение всего учебного года родители и члены семей (в последнее время чаще всего это бабушки и дедушки) участвуют в коррекционно-развивающем процессе – мы проводим их обучение на практических семинарах, совместных консультативно-практических (интерактивных) занятиях; организуем и проводим «Речевые праздники и развлечения »; выполнение детьми домашних заданий в индивидуальных тетрадях тоже предполагает непосредственное участие родителей. _________________________

* Сртебелева Е.А., Браткова М.В ., Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно – развивающего обучения ребёнка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. № 5

** Разенкова Ю.А ., Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями , воспитывающихся в доме ребёнка // Дефектология. 1998. № 3
Актуальные проблемы и волнующие вопросы освещаются посредством работы информационной коррекционно-педагогической службы ДОУ (тематические стенды, папки и т.д.).

Для оптимизации коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеды ведут журналы учета взаимодействия: с семьёй, с воспитателями детского сада. (Приложение 10, 11). В них отражается: дата, Ф.И.О. родителей или воспитателей, повод обращений и варианты решения проблем (тема консультации, беседы, интерактивные занятия, библиотечные услуги кабинета). Это даёт нам возможность строить работу с учётом всестороннего и комплексного подхода (вместе с родителями и воспитателями) к решению проблем ребёнка.

Тесное сотрудничество учителями-логопедами ведется и с педагогическим коллективом:

Помогаем воспитателям в создании коррекционно-развивающего пространства на группах; в подборке материала в речевые коррекционно-развивающие уголки с учетом структуры речевого дефекта, возраста, программных задач и компенсаторных возможностей детей;

Воспитателям регулярно предоставляется информация о состоянии речи детей, даются рекомендации о работе с детьми, имеющими те или иные нарушения речи;

Логопед посещает занятия в группе, воспитатели периодически присутствуют на логопедических занятиях. После взаимопосещении занятия анализируются, делаются определённые выводы, даются взаимные рекомендации и принимаются решения; даются рекомендации по использованию материала домашних заданий в совместной деятельности.

В течение года по расписанию проводятся:


  • индивидуальные занятия с детьми, имеющими сложную структуру речевого дефекта;

  • подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми – логопатами;

  • комплексные (с участием специалистов ДОУ) занятия с детьми, имеющими нарушения не только в речевом, но и в психомоторном развитии с учётом рекомендаций узких специалистов детской поликлиники (1 раз в месяц).
На занятиях мы применяем как классические, так и инновационные методики и технологии (Т. Боровик, В. Жилина, И. Галянт и др.), формы проведения самые разнообразные, используем много подвижных, речедвигательных упражнений; согласно индивидуальным клиническим показаниям и рекомендациям используем дыхательную гимнастику по системе А. Н. Стрельниковой. Для тренировки дыхательной системы у детей, соматически ослабленных, используем «Дыхательный тренажёр Фролова», для массажа артикуляционных мышц и языка при дизартриях пользуемся электро-вибромассажёром «Чародей», для развития и тренировки мышц мелкой моторики используем массажные мячи, сухие бассейны, шипованные коврики и т.д.

Радует нас приобретение и введение в коррекционно-развивающий процесс компьютерной логопедической коррекционно-развивающей программы «Игры для Тигры» (г. Пермь). Она позволяет корректировать нарушения речи при стертой форме дизартрии, а также эффективно работать при дислалии, ринолалии, заикании.

На комплексных занятиях совместно с руководителем физ. воспитания, музыкальным руководителем, педагогом-психологом мы активно используем элементы музыкотерапии, логоритмотерапии, динамотерапии, арттерапии, фоноритмики. Опыт показывает, что взаимодействие нескольких специалистов позволяет сделать коррекционно-развивающий процесс более эффективным, т.к. избегая перегрузок, на высоком эмоциональном уровне решается комплекс сложнейших задач: развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика; ориентировка в пространстве; координация движений с речью, тренируется дыхательная система, развивается и корректируется эмоциональная сфера, познавательная сфера детей; восприятие, мышление, память, внимание, воображение; дети обучаются релаксационным умениям. Всё это позволяет максимально активизировать компенсаторные возможности ребёнка.

В январе проводится промежуточная диагностика речевого развития детей – логопатов, уточняются логопедические заключения. Результаты анализируются коллегиально (совместно с воспитателями и специалистами) на заседаниях ПМПк(онсилиума) ДОУ. Определяется динамика в развитии детей, если она незначительная, вырабатывается дальнейшая стратегия в работе. Уточняются и корректируются ИКРП и П (совместно с воспитателями), прогнозируется дальнейшее развитие детей, стоящих на учете специалистов.

С результатами промежуточной диагностики также знакомим родителей. В ходе собеседований узнаём об изменениях в развитии детей дома. Следующие полгода работа строится аналогично.

Дети, у которых речь в ходе коррекционно-развивающего процесса нормализуется, снимаются с логопедического учёта на любом этапе логопедического сопровождения, но остаются на речевом контроле в группе. Воспитатель информирует ПМПк(онсилиум) о дальнейшем ходе речевого развития ребёнка.

Итоговое обследование развития речи детей проводится в мае. Анализ диагностики и обсуждение результатов совместно с воспитателями и специалистами происходит на ПМПк(онсилиуме) ДОУ. Заполняются итоговые сводные таблицы. На выпускников детского сада заполняются школьные карты.

Информация о детях-выпускниках, нуждающихся в дальнейшем логопедическом сопровождении и соответствующая документация (речевая карта и письменное уведомление родителей о состоянии речи ребенка на конец года с их подписью. (Приложение № 27). Сведения передаются учителям-логопедам школы №198, так как около 90% наших выпускников идут учиться именно в эту школу по системе «группа-класс». Учителям-логопедам других школ всю информацию о детях передаём на ГМО в сентябре.

У нашего ДОУ и школы № 198 г.Северска сложилось многолетнее сотрудничество. Ежегодно разрабатываются совместные планы, в которых отражаются формы совместной работы:


  • речевая диагностика выпускников ДОУ в мае проводится совместно с учителями-логопедами школы, чтобы они могли познакомиться с детьми, имели представление об уровне их речевого развития. По её результатам родителям даются «Домашние задания на лето» т.к. дети, имеющие сложную структуру речевого дефекта, за лето могут потерять навыки, приобретённые в дошкольном учреждении; фонематические процессы у таких детей также требуют постоянной тренировки;

  • взаимопосещение уроков и занятий, открытых мероприятий; обмен опытом;

  • собеседование с учителями-логопедами с целью анализа речевых возможностей выпускников ДОУ (осень, зима);

  • педсоветы (совместно с администрацией, учителями и учителями-логопедами школы № 198) «Наши дети в школе» (Подведение итогов логопедического сопровождения выпускников ДОУ № 59 в январе);

  • посещение и участие детей старшего дошкольного возраста праздников в школе
«Дня знаний», «Прощание с Букварём»; школьной библиотеки.

Итак, мы знаем, что нарушения развития речи дошкольников часто сопровождаются отклонениями психомоторного и коммуникативного развития. Количество таких детей растет, не все имеют возможность посещать специализированные дошкольные учреждения. Опыт нашей работы показывает, что коррекционно-развивающая работа, организованная в системе сотрудничества (специалистов, родителей и воспитателей) - очень эффективный способ работы с такими детьми. Считаем, что главным показателем и достижением такой работы является результативность – 90 % - 96% ежегодно наших выпускников вообще не имеют речевых нарушений, а у остальных наблюдается выраженная положительная динамика не только в речевом, но и в развитии в целом.

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Развитие речи детей начинается с самых первых дней.

Вплоть до последних лет в России обследование младенцев вообще и младенцев риска в частности, характеризовалось :

– Приоритетом медицинских служб, отсутствием педагогической, психологической, социальной работы;

– Недостатком методов диагностики и определения уровня функционального развития младенцев, отсутствие системы раннего обнаружения младенцев риска;

– Недостатком новой литературы в области развития младенцев;

– Отсутствием системы подготовки педагогов (в том числе, специальных педагогов) и психологов для детей от 0 до 3-х лет.

Вплоть до настоящего времени, университеты и педагогические институты готовят специалистов для работы с детьми в основном с трех лет.

Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе, осуществить программу ранней помощи детям. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

В последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста - это специальная работа с 2-3 летними детьми, включающая раннюю диагностику и комплексную коррекцию с первых месяцев жизни, что позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

Между тем существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторами государственной концепции раннего вмешательства разрабатывается и апробируется система специального образования нового типа. Соответственно определены и задачи реализации этой системы (Малофеев Н.Н.) .

1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

3. Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.

4. Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни.

5. Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.

6. Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которого в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

7. Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды и др.

Для реализации поставленных задач необходима реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента - службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии. Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка.

Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

Ранняя (с первого месяца жизни) коррекция отклонений в развитии детей во всем мире является одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Создавая отечественную систему ранней помощи, важно изучать опыт Запада, но не следует пренебрегать и отечественными разработками .

Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Л.С. Выготский указывал, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Мнение о том, что чем старше ребенок, тем легче его обучать, по сути своей неверно. Сроки обучения определяются сензитивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным. Оптимальные сроки обучение для каждого ребенка определяются зоной его ближайшего развития, то есть обучение опирается не только и не столько на созревшие функции ребенка, сколько на созревающие .

По данным ведущих отечественных педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь, нервной системы .

Причинами, вызывающими перинатальную энцефалопатию, могут быть неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, различные родовые травмы; тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, вызывают риск возникновения у детей нарушений в развитии. И хотя диагноз «перинатальная энцефалопатия» к концу первого года жизни снимается, так как выраженных нарушений не выявляется, но нормальное развитие отмечается у 15-20% детей. Длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые формы дизартрии и другие.

Исследования сотрудников Центра психолого-медико-социального сопровождения Санкт-Петербурга, где проводится диагностика и коррекция отклонений в развитии детей от 0 до 3 лет, показывают, что 83% детей этого возраста относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения. Среди них дети с проблемами речевого развития составили 28%, с проблемами общего психического развития - 22,3 %, с проблемами поведения - 11,2%, с отставанием только в сфере моторного развития - 8%, с проблемами внутрисемейных отношений - 7% .

Таким образом, своевременная диагностика отклонений в развитии детей раннего возраста поможет организовать адекватную раннюю коррекционную помощь и логопедическое сопровождение, а так же позволит предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.

Доказано, что нарушение нейрофизиологических функций искажает, но не останавливает процессы развития. Формирование психики ребенка протекает при этом в аномальных условиях, однако благодаря высокой пластичности детской психики, ее широким компенсаторным возможностям оказывается возможной как успешная коррекция отклонений, так и относительная компенсация даже самых тяжелых поражений нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения.

Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

Большое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период 2 - 3 лет. Своевременное и полноценное формирование речи в младшем дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.

Ранний возраст - лучший для профилактики и коррекции недостатков речи. Этому способствуют особенности ребенка: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Анализ зарубежного опыта реализации программ раннего вмешательства показывает, что в России есть все условия, необходимые для построения эффективной системы ранней диагностики и коррекции выявленных отклонений в развитии у детей.

Таким образом, цель логопедического сопровождения детей в раннем возрасте - своевременная диагностика и предупреждение нарушений речи, обусловленных неблагоприятными воздействиями социальной среды и биологических факторов.

дошкольный вербальный речевой недоразвитие

МБДОУ «Большесосновский детский сад» с. Большая Соснова Пермский край.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ЗВЕНЬЕВ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Подготовила

Учитель - логопед

Самохвалова Светлана Геннадьевна

с. Большая Соснова

Раннее выявление недостатков в развитии и начало комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение вторичных. Логопедическое сопровождение является неотъемлемым звеном системы сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребёнка. Ухудшается физическое, психоневрологическое здоровье детей. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. По данным психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ прослеживается рост количества детей с ОВЗ. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию. Ранняя коррекция недостатков речевого развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики и психологии. Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Ряд исследователей утверждают, что современные дети демонстрируют поздний тем созревания. Первые слова у детей появляются после первого года (раньше в 6 – 7 месяцев), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам), поздно формируются звуки, запаздывает нормализация звукопроизношения. В 5 – 6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. нарушение речи.

Актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции речевых недостатков подтверждается проведенным исследованием. На базе МБДОУ «Большесосновский детский сад» было проведено логопедическое обследование детей 3-4 лет (вторые младшие группы). По результатам обследования выяснилось, что 77 % детей раннего возраста имеют речевые нарушения различной степени выраженности, 30% детей из числа обследованных – с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня развития, 16% детей имеют заключение невролога: «Задержка психоречевого развития» (ЗПРР). Данные обследования познавательного развития показывают, что 40 % детей экспериментальной группы имеют низкий уровень развития познавательных процессов. Эти дети составили «группу риска» по возникновению тяжелых нарушений развития. Дети с задержкой речевого развития, поступая в детский сад, с большим трудом и в более длительный срок адаптируются к новым условиям, о чем свидетельствуют данные обследования адаптационных возможностей детей раннего возраста. У 65 % детей с ОВЗ отмечен высокий уровень дезадаптации (по методике Е.И. Морозовой).

Данные нарушения часто можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте – в 2,5 – 3 года. Пластичность активно формирующегося мозга двух – трехлетнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Такие дети должны получать логопедическую помощь с 2,5 – 3-летнего возраста в специальных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.

Внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования определило требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые предполагают оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» П.3.2.2).

Положение Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» также рекомендует регулирование коррекционно-образовательной работы специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающиеся в логопедической помощи с раннего возраста.

Однако в ДОУ обще развивающего вида они обычно зачисляются на логопункт только после пяти лет, так как программа логопедической работы в условиях логопункта ДОУ обще развивающего вида не предусматривает работу с детьми раннего возраста. Такое опоздание с логопедической коррекцией нередко приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных, психических процессов, а также к несформированности коммуникативных навыков.

В связи с этим логопедическое сопровождение считаем неотъемлемым звеном системы сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Форма проведения занятий – групповая (4 – 6 детей).

Программа предусматривает:

1. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

2. Развитие речи с опорой на онтогенез

3. Взаимосвязь в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

4. Дифференцированный подход в логопедической работе с детьми.

5. Связь речи с другими сторонами психического развития.

6. Внедрение инновационных технологий в коррекционную деятельность.

Целью программы является построение системы логопедической работы с детьми раннего возраста ОВЗ (ОНР), предусматривающей раннюю профилактику и коррекцию речевых недостатков.

Задачи:

1. Развивать понимание речи.

2. Активизировать навыки звукового подражания.

3. Уточнить произношение звуков раннего онтогенеза.

4. Совершенствовать работу артикуляционного аппарата.

5. Развивать фонематическое восприятие, навыки правильного речевого дыхания, смены темпа и ритма речи, эмоционально-мимические навыки.

6. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, двигательное воображение (использование ритмопластики, игр с речевым и музыкальным сопровождением).

7. Обогащать словарный запас детей (в соответствии с лексическими темами занятий).

8. Проводить работу по формированию самостоятельной разговорной речи.

9. Развивать психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, мыслительные операции).

10. Развивать коммуникативные навыки, умение слушать педагога, выполнять задания по словесной инструкции.

Программа предусматривает проведение коррекционных занятий в соответствии с изучением лексических тем и определенных звуков.

Концептуальность: данная программа написана в соответствии с основными принципами коррекционного воздействия и реализует логопедические и педагогические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на специальные принципы: раннего выявления речевых нарушений, системности, учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, учета индивидуальных особенностей.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы и приемы: показ способов действий, помощь логопеда, сопряженная речь, активные методы обучения, игры и упражнения, повторение, беседа и т.д.

Инновационные технологии: здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные методики, ИКТ, технология разноуровневого обучения.

Условия реализации программы: оборудованный логопедический кабинет, дидактический и наглядный материал, техническое оснащение (компьютер, проектор), медицинские показания для детей.

Структура каждого логопедического занятия включает в себя следующие этапы:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения на развитие фонематического слуха.

4. Упражнения на развитие речевого дыхания.

6. Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи.

7. Игры и упражнения с использованием инновационных технологий.

В результате логопедической работы к концу учебного года дети должны научиться:

1. Понимать обращенную к ним речь, что послужит толчком для самостоятельной речевой активности.

2. Соотносить предметы с их качествами, признаками и функциональным назначением.

3. Понимать простые грамматические категории: существительные единственного и множественного числа, простые предлоги.

4. Самостоятельно воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух-, трёхсложных слов с открытыми слогами.

5. Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.

6. Научиться распознавать неречевые звуки на слух, узнавать животных и людей по голосу.

7. Уметь задавать вопросы и отвечать на них.

8. Самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции.

Таким образом, своевременная логопедическая помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки как в речевом, так и в психическом развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Список используемой литературы

1. Нищева, Н.В. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педвузов / Н.В. Нищева, Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 224 с.

2. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб: Детство-пресс, 2004. -120 с. + цв. вкл. 96 с.

3. Фадеева, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Ю.А. Фадеева, Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

4. Филичева Т.Б., Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.