Логопедические занятия зима. Занятие по логопедии "зима"

Конспект логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

Предварительная работа . Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед: Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

Сядет тот, кто отгадает мои загадки:

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед. Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед. Что на реке?

Дети. На реке лёд.

Логопед. Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: -

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: ш-hi-hi». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая?какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

Логопед. Что можно слепить из снега?

Дети. Снежную бабу, снеговика.

Логопед. На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

Чем отличаются эти снеговики?

Дети называют отличия.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы рассказали о (снеговике).

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка

10. Физминутка (с опровождение речи с движениями).

« Как на горке снег, снег»

(Поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

(Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».

Логопед. Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

Логопед. Сколько слов будет в предложении?

Дети. Два слова.

Логопед. Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

Дети. Снег идёт.

Логопед : « А у тебя сколько точек?».

Дети. Три точки.

Логопед. А сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. Три слова.

Логопед. Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

Дети придумывают предложение.

Логопед. Сколько сейчас слов будет в предложении?

Дети. В предложении будет четыре слова.

Логопед. Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

Дети придумывают предложения.

Дети катаются с горки.

И т.д. меняя слова.

12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».

Логопед. Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед. Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.


Наталья Пахомова
Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» для детей старшей группы с ОНР.

Аннотация : подгрупповое логопедическое занятие по теме «Зима » , для детей 5-6 лет с ОНР , направленное на развитие лексико -грамматических средств языка, развитие диалогической речи, формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Программное содержание :

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (беседа) ;

Учить выделять признаки, действия предметов;

Уточнять представления детей об основных цветах

Учить детей некоторым способам словообразования;

Расширять навык построения разных типов предложений

Цель : расширить и активизировать словарный запас по теме «Зима » , развить лексико -грамматический строй и диалогическую речь.

Задачи :

Коррекционно-образовательные. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима » . Совершенствование лексико -грамматического строя речи : учить выделять названия предметов, действий, признаков; учить детей некоторым способам словообразования (образование причастий) . Развитие навыков слогового анализа слов (деление слов на слоги) . Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь, расширять навык построения разных типов предложений, учить использовать предлоги «на, с, в» , обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Совершенствовать слоговую структуру слов . Учить подбирать синонимы, правильнее и точнее выражать свои мысли. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы : словесный, наглядный.

Приемы : эмоциональная заинтересованность, загадки, индивидуальный подход, словесное поощрение, Формы и виды детской деятельности : игровая, коммуникативная.

Предварительная работа. Прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик» и пальчиковой гимнастики «Снежок» . Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди «Времена года. Зима » .

Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Оформление. С. Вохринцева Окружающий мир. Зима . Дидактический материал, конверты со схемами предложений.

Реализация государственных требований : интеграция образовательных областей : «Музыка» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Здоровье» .

Образовательные ресурсы :

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Зима , зимние забавы. - СПб.: Паритет, 2005. (Серия «Грамматика в играх и картинках» ).

«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы : Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Коноваленко С. В. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия по лексико-сематической теме «Зима » для детей с ОНР изд ГНОМ и Д 2005.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет блочно-тематическое планирование / авт сос Э. Ф. Курмаева. - Волгоград : Учитель 2012

Сценарий организованной коррекционно-образовательной деятельности

I Оргмомент : звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима » , прослушивание отрывка из произведения.

Логопед : Ребята, вы прослушали музыкальное произведение на какое время года оно похоже?

Дети : Оно похоже на зиму.

Логопед : Правильно это зима к нам пришла .

II Введение в тему : беседа о приметах зимы.

Логопед : Ребята, а как мы узнаем, что к нам пришла зима ?

Дети :

На улице сильный мороз.

На улице выпал белый пушистый снег.

С крыш домов свисают сосульки

На улице метет сильная метель.

Ночь длиннее, а день короче.

Солнышко светит, но не греет.

На дороге гололед.

На дороге поземка.

III Основная часть

1. Загадки

*Художник невидимка

По городу идет

Всем щеки нарумянит

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал

Сверкающие листья

(мороз)

*Без рук, без ног

А рисовать умеет

(мороз)

* Странная звездочка

С неба упала

Мне на ладошку

Легла и пропала

(снежинка)

* Что за нелепый человек

Пробрался в 21век

Морковка – нос в руке метла

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

* Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце её припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька)

* Мчусь как пуля я в перед,

Лишь потрескивает лед

Да мелькают огоньки

Кто несет меня?

(коньки) .

*Рассыпала Лукерья серебряные перья.

Закрутила замела –

Стала улица бела

(метель)

*Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы

(санки)

*Меня не растили - из снега слепили

В место носа ловко вставили морковку,

глаза угольки, а губы сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(Снежная баба)

2. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений. Приложение 2

Логопед : Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения.

Дети :

Дети катаются с горки на санках.

Дети катаются на коньках.

Дети катаются на горных лыжах и сноубордах.

Дети играют в снежки.

Дети лепят снеговика и снежную бабу.

Дети строят снежную крепость.

Дети убирают снег.

Дети подкармливают птиц зимой.

Дети играют в хоккей.

3. Игра «Найди отличия» «На катке» . Приложение 1 (презентация слайд 9)

Логопед : Ребята посмотрите на эти две картинки и найдите 9 отличай

Дети :

1. У девочки на руке появился браслет

2. У мальчика в желтой куртке коньки разные цветом.

3. Мальчик в желтой куртке разжал руку.

4. У девочки в розовой куртке одна полоска.

5. У девочки в зеленой кофте ни стало голубой шапочки.

6. Хоккеисты поменялись местами.

7. У мальчика ни стало клюшки.

8. Дети катаются в паре.

9. Девочка упала влево.

А теперь ребята поиграем в игру телефон, приготовили свои ладошки.

4. Деление слов на слоги игра «Телефон»

Снег, сне-жок, сне-жин-ка, сне-го-вик, Сне-гу-роч-ка, сне-гирь. Назовите общую часть всех слов? (Снег)

5. Игра «Назовите общую часть слов» .

Логопед : Зимний, зимующий, зимородок. Дети : (Зима )

Логопед : Холодный, холодок, холодеть, холодильник. Дети : (Холод)

Логопед : Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки. Дети : (Мороз)

Логопед : Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

Дети : (Лед)

6. Физкультминутка

Упражнение «Снеговик» .

Давай, дружок, смелей, дружок,

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка

Медленно приседают.

Увы! - и нет снеговика.

Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре - Загибают пальчики начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили - Лепят, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий - Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью

И совсем-совсем не сладкий - Грозят пальчиком

Раз подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем

Ребята, теперь давайте подумаете и скажите.

7. Игра «Подбери признак» Презентация слайд 10-12

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, чистый.

Мороз (какой) - сильный, злой, крепкий, слабый.

зима (Какая) - холодная, морозная, снежная, весёлая.

8. Игра «Подбери действие» Презентация слайд 13-14

Снег (что делает) - идёт, падает, кружится, лежит, скрипит.

Мороз (мороз что делает) - щиплет, трещит, кусает, рисует.

9. Игра «Образуй признак» Презентация слайд 15

снег блестит на солнце (значит он какой) блестящий на солнце снег,

снег сверкает на солнце - сверкающий на солнце снег,

снег искрится под лучами солнца - искрящийся под лучами солнца снег,

снег хрустит под ногами - хрустящий под ногами снег,

снег скрипит под ногами - скрипящий под ногами снег,

снег падает на землю - падающий на землю снег,

снег кружится в воздухе - кружащийся в воздухе снег.

10. Игра «Скажи иначе»

снегопад - метелица, метель, вьюга, буря, буран, пурга.

стужа - холод, холодина, мороз.

мёрзнуть - зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода, леденеть, замерзать.

IV. Заключительная часть. Рефлексия .

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)


Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

  • Коррекционно – образовательные: обогащать и активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь (гулять, копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”; учить определять признаки зимы.

    Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение единственного и множественного числа существительных).

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

    Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию (использование ИКТ).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

      Логопед: “ - Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые, мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки! ” Ребёнок надевает, а затем снимает варежки.

      Логопед: “- Повторяй за мной:

      Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой - в стороне)

      Ой, куда я пальчик дела? (прячем большой пальчик в ладошку)

      Нету пальчика, пропал,

      В свой домишко не попал! (круговые движения кистями рук)

      Настя варежку сняла,

      Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих руках)

      Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

      Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

    3. Основная часть.
    1. Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).
    2. Логопед: “ - Какое сейчас время года?” (зима)

      Логопед: “ - Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

      Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку, цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

      Логопед: “ - Вот теперь всё верно, молодец!”.

    3. Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).
    4. Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

      На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

      Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф, валенки, варежки).

      Логопед: “ - Как можно одним словом всё это назвать? (одежда)”.

    5. Упражнение на дыхание “ Вьюга”.
    6. Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком сдувают конфетти с ладошки.

    7. Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5, 6).
    8. Логопед: “ - Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет” (снеговик, снежинки, шапка, варежки).

    9. Физминутка “Снег летит”.
    10. Логопед: “ - Повторяй за мной!”

      Снег летит, снег летит (движение обеих рук сверху вниз),

      На дома и крыши (изображение крыши руками над головой).

      Тихо к нам идёт зима (имитация ходьбы на носочках),

      Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

    11. Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

    Логопед: “ - Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать, лепить, кататься).

    1. Итог занятия.

    Логопед: “ - Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты хорошо занималась, молодец!”