Контрольная работа: Занятость и безработица в Китае, Японии и России. Уровень безработицы в китае Политика регулирования занятости в китае

Занятость и безработица в Китае,Японии и России


Традиционно важным показателем успешногоразвития странысчитается занятостьнаселения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайскогоправительства на ближайшее время. Несмотря на хорошиетемпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается.Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн.человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности истроительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн.человек.

Официальная безработица в городев 2005 г. составляла4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%,затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5и 8,4%. По международным стандартам безработица недолжна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживаетсяполная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровеньбезработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всегонаселения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированныекак безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган»)получают пособие по безработице, но не входят вкатегорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе естьеще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», нив «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числугородских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городебезработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца послеувольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти людиперестают числиться безработными и больше не получаютпособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такаяполитика направленана стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенныес государственных предприятий). Обеспечениеработой людей,перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием«системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особымявлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%,в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%.В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочихмест избыточной рабочейсиле из деревни- третьей категории, которая пополняетармию неработающих.Впрочем, уже сейчасбезземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всейстраны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграцияприбыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов,потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанногокапитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если ещеучесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из домадо места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. Сдругой стороны,мигранты из деревни неимеют никаких гарантий своего существования,уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на однойстройке, не знают, придется ли искать новую работуили пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. Уисследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица


Социальное обеспечение в Китае

Развитие системы социального обеспечения напрямую связано сбезработицей и появлением вследствие ее социально незащищенного населения. В 2002 г. впервые в Китае появился термин «социально незащищенноенаселение». К нему были отнесены четыре группы: 1) «сяган»; 2) люди «вне системы» (предприятий), не занятые нагосударственных предприятиях и соответственно неполучающие никакой поддержки в случае увольнения или наступлениянетрудоспособности. Сюда же, видимо, можно отнести инвалидов, детей-сирот; 3)сельские работники в городах; 4) досрочно вышедшие на пенсию работники в«системе (государственных)предприятий».

Рассматривая современную систему социального страхования,следует отметить, что не все группы социально незащищенного населения охваченыею, и то в основном только в городах. В настоящее время она имеет четыреуровня:

1. Социальное страхование по безработице,по старости, медицинское страхование.

2. Обеспечение образованием,пособия инвалидам и несовершеннолетним.

3. Обеспечение прожиточного минимума.

4. Социальная помощь - льготы отдельнымслоям населения.Рассмотрим два из них - социальное страхование и обеспечение прожиточногоминимума.

Система соцобеспечения в Китае была заложена Конституцией 1951 г., но ее практическоеформирование началось во времяседьмой пятилетки1986-1990 гг. Судя по законодательству, решением проблемысоцобеспечения стали серьезно заниматься с 1990-х годов.«Положением о страховании по безработице», «Временным положениемо взносах социального страхования», «Положением о прожиточномминимуме жителей городов» была сформирована юридическаябаза системы социального обеспечения.

Что касается пенсионного обеспечения, то здесь есть четкоеподразделение на работников государственных и негосударственных предприятий.Официальные источники утверждают, что системой пенсионного страхования охваченыне только государственные предприятия, но и 51,5%предприятий коллективной собственности, 34,2% предприятий других видовсобственности. В 2005 г. в городах в системе социального страхования по старости зафиксировано174 млн. человек, из них работающиесоставляют 131 млн. человек, пенсионерыоколо 43 млн. В 1998 г. это было 85млн. работников предприятий и 27,3 млн. пенсионеров. В 2002 г. 99,9 % пенсионеров госпредприятийсвоевременно и в полном объеме получали пенсии постарости.

Ныне в Китае действует система пенсионных взносов. Пенсия складываетсяиз взносов предприятия в размере 20% от фонда зарплаты и 8% заработной платысамого работника. Сумма пенсиизависит от местаработы, постановлений местных правительств. Работникизакрывшихся предприятий обеспечиваются пенсиями в соответствии с прожиточнымминимумом местнойадминистрацией.

Пособие по безработице выдаетсяофициально зарегистрированным в городе безработным, находящимся в поискахработы. Пособие побезработице ниже минимального размера оплаты труда, но выше прожиточногоминимума, самый длительный срокполучения пособия побезработице - 24 месяца. Система страхования по безработице в 2002 г. в городераспространилась на 103 млн. человек(в 1998 г. этотпоказатель был 79 млн. человек).

Медицинское страхование также производится из фондовнакопления самого работника и его предприятия (для работника не более 2% заработной платы, для предприятия - не более 6% от общего фондазаработной платы). Данная система действует для работников в городах. В 2005 г. ею было охвачено 137 млн.человек, что больше, чем в предыдущем году, на 13 млн. В 1998 г. численность работников,имевших базовое медицинскоестрахование, составляламеньше 19 млн. человек.

Система прожиточного минимума введенатолько для городскихжителей. Прожиточный минимум установлен по стандартам Всемирного банка. Всоответствии с обменнымкурсом он должен быть около 250 юаней вмесяц на человека. По паритетампокупательнойспособности - около 60 юаней. Согласно официальным данным на конец февраля 2002 г., более 13млн. человек по всей стране были обеспечены пособиемпрожиточного минимума. В 2005 г. 22,3 млн.человек в городах и поселках получали пособие прожиточного минимума. Длясравнения: в 1998 г. - 1,8 млн.

Уровень пособия прожиточногоминимума дифференцированпо различным городам. В 1993 г. Шанхайпервым в Китае ввел пособие прожиточного минимума, которое выплачивалосьмалообеспеченным городским жителям из числа занятых, безработных и пенсионеров. В этом городе ежемесячное пособие на человекасоставляет примерно 280 юаней. В других городах центрального подчинения (кромеЧунцина) и пяти городах, выделенных планом, прожиточный минимум составляет200-319 юаней, в Чунцине и административных центрах23 провинций - 140-200 юаней, в городах районного уровня - 110-140 юаней, вгородах уездного уровня- 78-110 юаней.

Обеспеченность социально незащищенных слоев населения, главныеиз которых - пенсионеры и безработные, пожалуй, один изважнейших критериев состояния общества, следовательно и экономическогоразвития. В Китае эта сфера недостаточно развита. Правительству еще предстоитсерьезная работа в области усовершенствования системы социальных гарантий вмасштабах всейстраны.


Новое на рынке труда и вуправлении рабочей силой в Японии

Те огромные изменения, которые произошли в экономике Япониив течение XX века, казалось, совсем не затронули область трудаи трудовых отношений. Практически до конца столетия рыночные отношения здесьнаходились в зачаточном состоянии. Крупныйбизнес по существу монополизировал значительную частьрабочей силы, как бы«закрыл» ее от внешнегомира с помощью особой формы долговременной занятости - так называемой системы пожизненного найма. Важнейшим следствиемпожизненного найма стала разделенность рынка труда надве части - закрытую и открытую, впределах которых рабочая сила была поставлена в различные условия с точкизрения стабильности найма.На закрытом рынкемобильность рабочей силыосуществляется в пределах системы управления каждойфирмы. В силу значительнойвзаимосвязанностикрупных японских компаний эти системы взаимодействовалидруг с другом, образуя условно единый закрытый рынок труда.

Другая часть рынка труда обслуживала мелкий и среднийбизнес. Здесь рабочая сила не была столь строгопривязана к какой-нибудь одной фирме, и ее мобильность не сдерживалась рамками отдельныхкомпаний. Этот рынок труда принято называть открытым. Однако разделение рынкатруда на открытый и закрытый носило довольно условный характер, потому что мелкий бизнес, использующий открытый рынок труда,также попадал в сферу влияния крупного. Несмотряна значительные различия и существование между этими двумя частями рынка трудавполне определенной границы, они были неразрывно связаны друг с другом.

Открытый рынок в Японии всегда представлял собойсвоеобразный анклав рабочей силы «второго сорта», которой уготовано периферийноеположение. Напротив, той части рабочей силы, которая попадала на закрытыйрынок, были обеспечены разнообразные привилегии и,прежде всего, привилегии самой занятости. Привилегированноеположение закрытого рынка по отношению к открытому,доминирование над ним всегда поддерживало и японское государство.

В функционирование закрытого рынка труда государствопрактически никогда не вмешивалось. До сих пор здесьдействуютособые системытрудоустройства и профессионального обучения, которыеконтролируются самими компаниями. Открытый рынок труда,напротив, традиционно довольно жестко регулировался государством. Так,государство «из-за потенциальной возможности значительныхзлоупотреблений» не допускало частный бизнес в областьтрудоустройства рабочей силы, вращающейся на этом рынке,и он оставался в зачаточном состоянии. Монопольное правона посреднические услуги в области трудоустройствапринадлежало государственной службе занятости (Public Employment Service Office - PESO).

К началу XXI века открытый рынок труда в Японии все еще продолжалпредставлять собой сферу низко-квалифицированного, периферийноготруда, для которого были характерны специфическиеформы занятости, прежде всего частичная занятость.

Частичная занятость стала бурно развиваться в Японии в 70-еи, особенно, в 80-е годы прошлого века под влиянием осложнения социально-экономическогоположения в стране и с возникновением угрозыповышения уровня безработицы, когда стало сокращаться число постоянных рабочихмест. Эта форма занятости постепенноприобретала среди женщин особую популярность. Кконцу 80-х годов в Японии насчитывалось более 5 млн. частично занятыхработников, что составляло примерно 12% от общейчисленности лиц наемного труда. В общем числе частично занятыхоколо 70% приходилось на женщин.

Традиционно рабочие места на условиях частичной занятости предлагалисьтакже и там, где от исполнителей не требовался высокий уровень квалификации. Особое распространение частичная занятостьполучила прежде всего в сфере услуг. Эта форма занятости отличалась большойгибкостью и могла быстро реагировать на еженедельныеи даже на ежедневные изменения в спросе на рынке труда.Однако постепенно спрос на частичнуюзанятость стали предъявлять и другие отрасли экономики, дажевысокотехнологичные отрасли промышленности и производства,а также сфера образования, науки, социального обслуживания. Среди частично занятыхпоявляются специалисты свысшим образованием и «специализированные работники», труд которых требовал определенных навыкови подчас большой предварительной профессиональной подготовки.

Самая характерная черта, которая сформировалась в институте частичнойзанятости в Японии, связана с продолжительностью рабочеговремени. В отношении частично занятых приемлемаобычная для японских компаний практика привлечения персонала к сверхурочным работам,что закреплялось даже в трудовом договоре в качестве одногоиз обязательных условий найма. Такое положениепрактически размывало суть самого понятия «частичная занятость»и стирало принципиальные типологические отличия этогоявления от полной занятости.

При большой продолжительности рабочего времени практическивсе фирмы предлагали лишь почасовую оплату труда, чтоавтоматически означало отсутствие всяких дополнительных видов поощрений,весьма распространенныхв японских фирмах в отношениипостоянного персонала и составляющих до 50% в общей суммеего заработка. Наоборот, здесьнаблюдалось большое единообразие условий, поскольку в этом вопросе компаниипроявляли большую солидарность. Обычно вопросы об определении формы и уровняоплаты труда частично занятых все компании согласовывалидруг с другом, что превращало работодателей нарынке частичной занятости в монополистов.

Статус частично занятых закреплялся в индивидуальномдоговоре, и дискриминационные условия использования их труда сочеталисьс лишением гарантий в области найма и социальных прав, положенныхпостоянным работникам.

В настоящее время условияфункционирования крупного японского бизнеса с его традиционной опорой насобственный, внутренний, рынок труда меняются. В последние полтора - двадесятилетия в Японии на этот процесс оказывают влияние факторы, носящиеструктурный, непреходящий характер и вызывающиекардинальные изменения в сложившейся действительности. Среди этихфакторов - перестройка производственно-экономической структурыв условиях глобализации экономики, формирование информационногообщества, быстрое старениенаселения, индивидуализация и диверсификация рынка труда.

Большие изменения в систему трудовых отношений вносит возникновениеновых качественных характеристик рабочей силы, усилившийсяпереход от «коллективного труда» к «индивидуальному». На рынок труда Японии вкачестве самостоятельного субъекта трудовых отношенийвсе более решительно выходит отдельный, часто высококвалифицированный работник,пытающийсяпротивопоставить своиинтересы интересам работодателя. Особенно изменилась молодежь, которая уже несвязывает всю своютрудовую жизнь с одним работодателем, как прежде.

Государственная система трудоустройства не справляется со своимифункциями, деятельность PESOво многих случаях перестает удовлетворять потребности рынка труда. В настоящеевремя даже посреднические услуги PESO по сведению субъектов рынка трудадруг с другом нельзя считать полноценными и достаточными в регулировании рынка,поскольку из сферы их внимания выпадают целые области трудовой деятельности, профессий и категорий занятости, представители которых все активнее выходят на открытыйрынок труда.Все больше и большепредприятий и наемныхработников переставалиобращаться к PESO и начинали пользоваться другими источниками информации, втом числе СМИ.

Хотя новому закону предстояло обеспечить большую свободу действий для частного сектора, роль системы PESO, по мнениюспециалистов, должнабыла оставаться ключевой на поле посреднических услуг и в качестве таковойорганизовать широкий и всесторонний мониторинг показателей рынка труда иобеспечиватьпомощь как компаниям, так и рабочей силе.

Введение альтернативных форм посреднических услуг было решенопроводить поэтапно, чтобырадикальная перестройка существующейсистемы трудоустройства не привела к ее полному разрушению.На первом этапе, в 1985 г., был принят давно ожидаемый Закон о перенайме рабочейсилы, который, наконец, позволил частным агентствам заниматься трудоустройствомнаселения. На основании специально выдаваемогоразрешения или путемподачи отчетаинспекционной службе Министерства труда такие компанииполучали право на лизинг рабочей силы, т.е. на ее наем споследующимпредоставлением в распоряжение другого работодателя.

Закон строго определил сферу деятельности частных посреднических компаний, указав, какие именно виды деятельности могут быть объектом лизинга. Сроки контракта на условияхподнаймачерез лизинговыепредприятия не ограничивались. Это повышало статуснанимаемых, приравнивая его к статусу постоянных работников, что также влиялона их уровень возможного заработка и на степень социальных гарантий. Неограниченныйсрок трудового договора автоматически давал правона страхование по безработице, медицинское и пенсионное страхование.

Такое положение перенанятой рабочей силы, предложенноезаконом, отличалось в лучшую сторону от положениясоответствующих контингентов в тех странах, где лизинговый бизнес в области труда (так называемые предприятия временной работы - ПВР)получил довольно широкое распространение еще в 70-е годы прошлогостолетия. В отличие от Японии там этот бизнес практическине ограничивается законодательством с точки зрения охвата имрынка труда.

Особенно широко перенаем рабочей силы стал практиковаться вЯпонии в послевоенный период XX века. После нефтесырьевых кризисов1970-х годов он был хорошо известен крупному бизнесу каксредство сохранения системы пожизненного найма. В виде довольноразвитого механизма он обеспечивал перемещение рабочей силы в пределахзакрытого рынка труда и стал его необходимой частью.

С середины 1970-х годов, когда компании столкнулись с необходимостью масштабных перестроек в бизнесе,«делегирование»кадров из однихсекторов бизнеса, обычно находящихся в упадке, вдругие, более успешные, приобрело широкие масштабы и систематический характер.Эти перемещения не ограничивались рамками головнойкомпании, а распространялись на все ее филиалы и дажена субконтракторов. Основной причиной такого явления былостремление компаний сохранить принципы пожизненного найма в отношении своегокадрового ядра в условиях низких темпов ростаи структурнойперестройки экономики страны.

Значение этого закона состоит в том, что с его помощью потенциально обеспечивался выход на открытый рынокквалифицированной рабочей силы, не находящей спроса на крупных предприятиях.После легализации деятельности частных агентств потрудоустройству положение перенанятого персонала на рынке труда заметно улучшилось.

В 90-е годы минувшего века вопрос о развитии рынка труда перешел в иную, более прагматичную плоскость, чему немалоспособствовало ухудшение социально-экономической ситуации.Быстро ослабевал законодательный запрет на увольнения персонала и государственныйконтроль за исполнением этого запрета. Рост безработицысреди служащих крупных компаний, особенно среди лицсредних и старших возрастов, настолько продвинул вперед проблему развития открытого рынка труда, что она сталарассматриваться в качестве «одной из важнейших задач всей политики японскогоправительствапо дерегулированию экономики».

В 1999 г. частным предприятиям, занимающимся перенаймом рабочей силы, разрешили деятельность по широкомукругу профессий и трудовых занятий. Запрет касался лишьнекоторых видов работ, связанных с портовым транспортом, состроительством и охранной деятельностью. Порядок получения лицензийбыл существенно упрощен. Вместе с тем деятельность этихпредприятий подчинили определенным правилам надзора и ограничениямсо стороны Министерства труда. За нарушение установленногопорядка предусматривалась система административных наказаний.

Изменения, внесенные в трудовое законодательствов 1999 г., дляразвития открытого рынка труда считаются настолько большими, что частоназываются его реформой. Однако цели, которые изначально были направлены надерегулирование рынка труда, все еще не были достигнуты.Полная либерализация рынкатруда, снявшая всеограничения на деятельность коммерческих агентствпо трудоустройству и на все виды трудовой деятельности, быладостигнута в Японии лишь в 2004 г.

Поскольку коммерческие агентствапринимают на себя расходыпо подбору кадров, ихобучению и социальной защите, компании, прибегающиек лизингу, существенно сокращают свои затраты на рабочуюсилу. По данным Министерства труда, в 2003 г. численность такой рабочей силы составила 1,79 млн. человек, что почти натреть больше по сравнению с предыдущим годом.

В настоящее время около трети японских фирм используют персонал,полученный через лизинг,в целях, уже напрямую связанныхс решением основных и специализированных задач. По даннымМинистерства труда, обследованные в 2003 г. компании в качествеосновных причин, по которым они используют временный персонал, называлистремление иметь под рукой достаточно компетентныхработников для исполнения основных (39,6% ответа) испециализированныхфункций (25,9% ответа).Это свидетельствует отом, что значение временного персонала в фирмах повышается. Одновременно передкомпаниями со всей очевидностью встает задача воспринимать этотперсонал точно так же, как и основной контингент,т.е. какравноценный объектуправления, обладающий высоким уровнем трудовоймотивации, необходимой квалификацией и нуждающийся в соответствующей компенсации труда.

Трудности управления такой рабочей силой обусловлены двумя обстоятельствами.Первое из них связано с тем, что такой персонал нанимают сразу дваработодателя. Один из них - это коммерческое агентство, которое принимаетчеловека на работу номинально, не предоставляя рабочего места. Другойработодатель(производственная, торговая или другая фирма) берет его уагентства «взаймы», чтобы пользоваться его трудом фактически. Посколькууправленческие функциипо условиям действия такой моделидублируются двумя не связаннымимежду собой работодателями,во всех областях управления возникают постоянные нестыковки и несоответствия.

Другое обстоятельство, вызывающее проблемы в области управления временнымперсоналом, имеет прямое отношение к срокамего использования. Как известно, с временным персоналом вЯпонии, в отличие от постоянного, заключаются договоры со строгоустановленным сроком действия. Имея в виду, что рано или позднотакой персонал будет уволен,работодатель (в данном случаеоба работодателя) избегает брать на себя лишние обязательства в отношении него.В результате, какую бы ценность собой нипредставляла рабочая сила, нанятая на условиях лизинга, те противоречия,которые возникаютв результате ее двойного подчинения,не могут не усиливаться из-за временного статуса. Это неизменноотражается на эффективности управления временнымперсоналом.

Квалификацию персонала в японских фирмах принято подразделять на два уровня. На первом уровне предъявляютсятребования к таким способностям и умениям работника, которые позволяют емуисполнять производственные задачи, более или менее общиедля широкого круга компаний.Второй уровень предполагает,что работник может выполнятьработы, специфичные для какого-токонкретного бизнеса, часто для какой-то одной компании. Этаквалификация требует детальныхзнаний конкретного производства или другого вида деятельности этой компании. Дляобретения такого уровня квалификации работнику необходимо адаптироваться ккомплексу условий, сложившихся в данном бизнесе.

Современная система стимулирования труда в японскихкомпаниях уже во многом организуется на тех жепринципах, что и вовсем мире. Приисчислении заработка постепенно снижается значение таких традиционных дляЯпонии факторов, как возраст истаж работника. Напервый план постепенно выходит оценка результатов труда, способностей персонала, их квалификации, отношения к труду. Процессстимулирования труда выступает в двуединстве его основных составляющих - оценкивложенного трудапо совокупностивлияющих на него факторов, с одной стороны, и вознагражденияпо результатам этой оценки - с другой. Трудоваямотивация персонала в условияхтакой системыстимулирования зависит не только от размера непосредственного вознаграждения,но и от характера труда, разрешенного к исполнению и опосредованно влияющего науровень оплаты.

В сложившейся системестимулирования труда временных работников, используемых по лизингу, ввидуналичия двух работодателей неразделимые по сути функции стимулирования труда былиразделены. Размер оплаты и распределение рабочей силы по компаниями видам работ осуществляют агентства потрудоустройству, в ведении которых находится функция поиска и отбора кадров. Оценку вложенного трудаосуществляет, напротив, клиентская фирма, поскольку лишь здесьвозможно отследить поведение работника в процессе труда, оценитьего отношение к нему, с наибольшей точностьюопределитьмеру этого труда иполучить всю прочую информацию, касающуюся этого вопроса. Сведения орезультатах оценки труда работникафирма подает вагентство по трудоустройству, и этим ее участие в стимулированииего труда ограничивается.

Сложившееся в настоящее время отношение работодателей к проблеместимулирования персонала, используемого на условиях лизинга, не может неотражаться самым пагубнымобразом на трудовоймотивации. Всячески понуждаемые фирмами к высокой трудовойотдаче, такие работники считают себя вправе получать соответствующеевознаграждение и рассчитывают как минимум на возобновлениетрудового договора. Однако, убедившись в несостоятельности своих ожиданий, онипостепенно теряют интерес ктруду и становятся апатичными, малоинициативными статистами, пригоднымик исполнению лишь самых рутинных функций.

Главной предпосылкой к решению проблем управления рабочей силой, поступающей с открытого рынка труда, на взглядряда японских ученых, должно стать изменение отношения к ней со стороныбизнеса. Учитывая изменившиеся условия экономической деятельности насовременном этапе, они призывают видеть в открытомрынке труда постоянныйи надежный источник рабочей силы, перспективный для полноценного удовлетворенияновых нужд бизнеса.

Как считают исследователи, занимавшиеся изучением проблемы эффективного использования временной рабочей силы вЯпонии в современных условиях, ее решение ввиду комплексности и наличиямногих разноплановых аспектов требует совместных усилий и принятия мер со стороны как бизнеса, так и посреднических структурпо трудоустройству. Кроме того, необходимы также более решительные меры состороны государства по дальнейшей либерализации рынка труда.

Перспективы развития российского рынка труда и путиусовершенствования его функционирования

В социально - трудовойполитике первоначально превалировали меры, направленные на выработку иреализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности иструктурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов наоптимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и ростабезработицы. В русле демократизации общества было модернизированозаконодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии смеждународно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличенаминимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятостибезработных, началось реформирование социального страхования. Регулированиесоциально - страховых отношений способствовало их нормализации во времяприватизации экономики.

Неуклонный ростструктурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондовзанятости в полноценную систему социального страхования. Безработица изнегативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынкатруда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ееобъективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики,искать новые формы эффективной занятости.

С переходом страны наступень развития рыночной экономики возникли изменения в жизни общества в целоми отдельных ее отраслях. В частности, произошли изменения и на рынке труда, чтопривело к возникновению ряда проблем.

Безработица являетсяфактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствиябезработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить поцелым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткамулучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага иобеспечить другие права человека на рабочем месте.

Особенно важной являетсясоциальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформутрудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночнойэкономики. Как собственник уникального товара он имеет права на приоритет нарынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования,квалификации, опыта.

Государственные гарантиинезанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональнойбезработицы. А также следует улучшить функционирование фондов социальногострахования путем стабильной выплаты социальных пособий по безработице,повышением прожиточного минимума, учитывая инфляционные процессы. Говоря офункционировании пенсионного фонда, следует отметить необходимость повышениядоли отчислений от заработной платы работника.

Также следует стремиться кподдержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальномсоотношении, что является условием социально - экономическойсбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическаяоснова для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективнойзанятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы,понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становитсявозможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной кглубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

Эффективно на функционирование рынкатруда повлияет привлечение инвестиций со стороны государства.

Вследствие недостаточноэффективной работы службы занятости наблюдается рост численностинезарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться вслужбу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Этосвидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственнойстатистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Также следует изменитьполитику занятости в отношении к требованиям, предъявляемым к работнику. Преждевсего, следует обращать внимание на квалификацию и образование работника, хотяв настоящее время для нашей страны одним из главных требований притрудоустройстве является стаж работника, а также его возраст, что зачастуюявляется преградой в поисках работы.


Список литературы

1. МакароваЭ. А. Социальноеобеспечение // Труд зарубежом. 2007. № 4(76).

2. МакароваЭ. А. Занятостьи безработица// Труд за рубежом. 2006. № 4(72).

3. АюшиеваЕ.Б. Реформа социальной сферы: проблемыи последствия реализации // Труд и социальныеотношения. 2007. №3(39).

4. Макарова Э. А.Зависимость от пособий и трудоустройство в Китае // Труд за рубежом. 2009. № 2(74).

5. Макарова Э. А.Рынок труда в Японии// Труд за рубежом. 2007. № 3(75).

Длительное время Китай являлся загадочной страной и лишь несколько десятилетий назад о нем всерьез заговорили. КНР - это страна, имеющая огромную площадь. По своим размерам территории Китай занимает третье место. Государство имеет прямой выход к Тихому океану, что позволяет ему успешно экспортировать свою продукцию по всему миру. На его территории находятся пустыня и горы. Ему принадлежит 3400 островов разных размеров. Он известен во всем мире своей культурой, кухней, промышленностью.

Население

На протяжении длительного времени население Китайской Народной Республики стремительно растет. Сегодня численность страны составляет более одного миллиарда трехсот тысяч жителей. Возрастная категория страны - это люди среднего возраста. Такая тенденция обусловлена Законом страны, который гласит, что в одной семье должен быть лишь один ребенок. Китай - это страна, где лидирует урбанизация. За последнее время существенно расширились территории городов, в то время как сельское население сократилось в несколько раз. Такая тенденция обусловлена стремительным развитием промышленных объектов в больших городах, в которых необходимы рабочие руки.

Руководство страны обеспокоено большими темпами увеличения количества населения, именно поэтому уже несколько десятилетий подряд действует правило, что полноценная семья может иметь только одного малыша. Исключением является сельская местность. Не касается этот закон и этнических меньшинств страны. Но как бы ни старались чиновники Китая стабилизировать рождаемость, статданные свидетельствуют о росте населения. Такая тенденция сохранится и в будущем. Китайцы - религиозный народ. Большая их часть исповедуют буддизм. Но официальные данные свидетельствуют, что в КНР более 20 млн мусульман, 10 млн католиков, 12 млн протестантов. Разговаривают китайцы на многих языках, но все владеют так называемым стандартным китайским языком.

Промышленность Китая

Китай имеет самое большее в мире количество промышленных предприятий. Это предприятия тяжёлой промышленности, на которых трудится более 3/5 работающего населения страны. Китайская Народная республика обширно внедряет в промышленности новейшие в мировые технологии. Страна особое внимание отдает именно новинкам. Это помогает ей быть одной из самых развитых стран мира. С особым вниманием здесь относятся к сбережению энергетических ресурсов.

Большая часть промышленности, которую контролирует государство, находится в самых крупных городах. Именно это и способствует процессу урбанизации. Жители стремятся к новым технологиям, меняя сельскую местность на шумный город.

Основные отрасли промышленности

В Китае особо развита энергетическая промышленность. Добыча угля и производство нефти разного качества занимают лидирующие позиции. Страна на своем балансе имеет более 100 крупных угледобывающих предприятий. Газ добывается в небольшом количестве.

Металлургическая промышленность работает на полную силу, но обеспечить потребности отрасли собственная добыча не может. В Китае имеются залежи вольфрама, марганца и иного сырья, используемого для изготовления сортовой стали.

Машиностроение также развито на особом уровне. Страна специализируется на производстве станков и различного оборудования, тяжелых автомобилей. Особое значение имеют предприятия, которые специализируются на производстве именно автомобилей. Такой тип машиностроения наращивается стремительными темпами.

Передовое место в нише микроэлектроники и электронных технологийза последние десятилетия занял Китай за счет огромного количества, как мелких, так и крупных предприятий по сборке самых различных электронных устройств, экспортируемые по всему миру.

Продукция предприятий химической промышленности пользуется спросом во всем мире. Китай производит минеральные удобрения для всего мира.

Но самой популярной промышленностью в КНР считается легкая. Именно на ней занято основное количество работающих. Это самая экономически выгодная отрасль в стране. Здесь развиты абсолютно все направления, но в особенности - текстильная и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство Китая

В Китайской Народной республике сельское хозяйство имеет большое значение, особенно выращивание самых разных культур. Страна занимает лидирующие позиции в мире в количестве выращиваемых видов культур: 50 видов полевых, 80 - огородных и 60 - садовых. На сельскохозяйственных работах занято более половины населения страны.

Специализируется КНР на выращивании зерновых культур, в особенности риса. Эту культуру растят на всей территории страны. Но не отстает и выращивание пшеницы. Китай расположен в разных климатических поясах, благодаря чему и выращиваются самые разнообразные культуры сельского хозяйства. Очень развито выращивание чая и табака, хлопка, сахарного тростника. Страна также в больших объемах выращивает плодовые культуры и овощи.

Разведение животных, птиц и рыб

Животноводческое направление в стране зависит от кормовой базы, а это пастбища. Именно поэтому здесь развито скотоводство и свиноводство. Выращивают животных кочевым способом. Разведение крупного рогатого скота, домашних птиц также занимает особое место в сельском хозяйстве.

КНР является мировым лидером продукции водного промысла. Для разведения рыб страна использует рисовые поля. Уникальная технология и благотворный климат позволяют в одном месте заниматься разными видами сельского хозяйства. Но в последнее время Китай начал использовать и природные морские отмели, которые преобразовались в «фермы» для выращивания различных морских жителей.

Китай - это очень интересная страна с богатой культурой и своими традициями. Население Китайской Народной республики очень трудолюбиво. Грамотная политика, огромное количество трудовых ресурсов позволили государству во многих отраслях стать лидером в мире.

Если суммировать экономическую ситуацию в Китае в прошедшем году всего одним словом, то это - безработица. Огромное количество банкротств, сокращение иностранных инвестиций; 300 миллионов рабочих-мигрантов теряют работу; правительство вынуждает проблемные государственные корпорации продолжать деятельность, чтобы сохранить рабочие места, и призывает трудовых мигрантов вернуться в их родные места, чтобы открыть новые предприятия, - это всё о безработице. /сайт/

Угольная и сталелитейная промышленность в упадке

Угольная и сталелитейная промышленность были крупнейшими работодателями в Китае. В угольной промышленности занято более 5,8 миллиона человек, в сталелитейной - 3,3 миллиона. Банкротство предприятий в этих двух отраслях неизбежно приведёт к массовой безработице.

24 августа 2015 года Государственный совет опубликовал доклад о рисках в угольной промышленности, в котором говорится, что 4,947 (48%) китайских угольных шахт закрылись или остановили производство. Иными словами, добыча угля в Китае сократилась почти наполовину. Шэньси, Шаньси, Внутренняя Монголия и другие богатые углём провинции серьёзно пострадали. Во Внутренней Монголии, крупнейшем угольном резерве страны, половина всех шахт закрыты или находятся в подвешенном состоянии, более 100 000 человек стали безработными. Спад в угольной промышленности начался в 2013 году, многие компании боролись за выживание, но безуспешно.

Ситуация в сталелитейной промышленности похожая. Большие избыточные мощности привели к низкой прибыли всей отрасли. По словам инсайдеров, в течение пяти лет проводилась инвентаризация запасов всех видов стали. В начале августа 1915 г. цена на сталь составила 1800 юаней ($273) за тонну или 0,9 юаня ($0,14) за фунт (453,6 г) - дешевле, чем капуста.

Эти данные свидетельствуют об экономическом спаде и слабом промышленном спросе. Производственники говорят, что дела пойдут ещё хуже в сталелитейной промышленности. В настоящее время в Китае насчитывается 2460 металлургических компаний. Это число, как ожидается, сократится до 300. Это означает, что более 80% предприятий будут слиты и поглощены, а в ближайшие три года производство стали подвергнется реструктуризации и ликвидации.

«Мировая фабрика» переместилась в другие страны

В последние годы, в связи с ростом расходов на оплату труда в Китае, многие компании перенесли свои заводы во Вьетнам, Индию и другие страны Юго-Восточной Азии, чтобы сохранить прибыли. По данным Asia Footwear Association, треть заказов от Дунгуань, «обувной столицы», перешли в Юго-Восточную Азию. Спад в Дунгуань начался в 2008 году, к 2012 году закрылось 72 000 предприятий, в 2014 - не менее 4000 предприятий. В октябре 2015 года закрылось более 2000 финансируемыхТайванем предприятий в Дунгуань, пять миллионов рабочих уволены.

Полиграфия и упаковочная промышленность обслуживают последний этап процесса изготовления товаров и служат барометром подъёма и спада в обрабатывающей промышленности. Китай имеет 105 000 полиграфических предприятий, в которых работают 3,4 миллиона рабочих. Полиграфия и упаковка являются основными видами промышленности в провинции Гуандун, с падением производства они получают меньше заказов и уровень безработицы постепенно растёт. Занятость в этих сферах снизилась с 1,1 млн в 2010 году до 800 000 в 2014 году.

Данные по безработице

В 2010 году вице-премьер Чжан Дэцзян отметил, что 45 миллионов рабочих мест в Китае созданы иностранными компаниями. Поддерживая бизнес, иностранные инвестиции обеспечили более 100 миллионов рабочих мест в общей сложности. Об этом упомянул Джастин Лин на Всемирном экономическом форуме в январе 2015 года. Лин сказал, что Китай потеряет 124 миллиона рабочих мест, если весь производственный сектор уйдёт из страны.

До 2010 в Китае уже было огромное количество безработных. 22 марта 2010 года премьер-министр Вэнь Цзябао сказал представителям США на Китайском форуме развития в 2010 году: «Правительство США беспокоится по поводу двух миллионов безработных, но в Китае 200 млн безработных».

Исследователь Лу Ту занимается вопросом о трудовых-мигрантах в Китае, то есть тех, чей дом находится в сельской местности и кто работает в городах, живя там в трущобах. Она говорит, что в Китае насчитывается 300 миллионов новых рабочих-мигрантов. С учётом их родителей и детей это число составит 500 миллионов. Их влияние на китайское общество не следует упускать из виду. Другими словами, состояние этих 500 миллионов человек влияет на социальную стабильность Китая.

Социальная нестабильность

Если один завод увольняет 10% своих работников, люди могут подумать, что рабочие, вероятно, не соответствовали требованиям производства. Если 50% компаний проведут сокращение, это можно отнести к рыночному спаду. Но если компании уходят из страны и сотни миллионов людей становятся безработными, то это начало великой депрессии. В этой ситуации безработица - не только проблема для самих безработных, но и социальная проблема, с которой столкнётся правительство и всё общество.

Экономика Китая приближается к этой точке. Китай в настоящее время не имеет преимуществ в сфере технологий, ресурсов или человеческого капитала для быстрого восстановления, поэтому страна должна подготовиться к длительной безработице.

Безработица приводит к появлению группы бесправных внутренних беженцев. Коммунистической партии Китая не следует забывать, что социальной базой коммунистической революции в Китае в XX веке было огромное количество безработных.

Это перевод с китайского статьи Хэ Цинлянь, размещённой в её блоге 29 декабря 2015 года. Хэ Цинлянь - известный китайский экономист и писательница, автор книги «Западня для Китая» о коррупции и экономических реформах Китая в 1990-е годы, и «Туман цензуры: контроль над СМИ в Китае». Она регулярно пишет о современных китайских социальных и экономических проблемах.

С января по сентябрь текущего года количество работающего в китайских городах населения увеличилось на 10 млн 660 тыс человек. Это означает, что установленная в начале года цель годового увеличения занятости в городах на 9 миллионов была достигнута досрочно. Об этом на днях сообщил официальный представитель Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения Инь Чэнцзи на очередной пресс-конференции.

Директор исследовательского института Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения Мо Жун отметил, что большой масштаб китайской экономики обеспечил стабильность уровня занятости даже в условиях замедления экономического роста.

"В 2012 году общий объем китайской экономики превысил 50 трлн юаней, и даже при 8-процентном росте ВВП, прирост составит 4 трлн юаней, -- сказал Мо Жун. -- А при объеме экономики в 40 трлн юаней для достижения прироста в 4 трлн необходим 10-процентный рост ВВП".

С увеличением объема экономики, даже при снижении темпов роста, прирост занятости будет оставаться стабильным.

Заместитель министра трудовых ресурсов и социального обеспечения Синь Чансин подчеркнул, что оптимизация экономической структуры также расширила возможности трудоустройства. С точки зрения отраслевой структуры, наиболее велик потенциал трудоустройства в сфере услуг. В третьем квартале текущего года этот сектор китайской экономики вырос на 8,4 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив показатели роста сельского хозяйства, промышленности и ВВП. Общий объем добавленной стоимости сферы услуг также превысил промышленный сектор, что активно стимулировало занятость.

Кроме того, начало проведения в этом году децентрализации системы органов управления, уменьшения вмешательства государства в экономику и других реформ способствовало бурному развитию частного сектора экономики с приростом занятости. В первом полугодии было зарегистрировано 985,3 тыс новых частных предприятий /увеличение на 8,59 процента по сравнению с аналогичным периодом минувшего года/. Число зарегистрированных за первые 6 месяцев это года индивидуальных торгово-промышленных хозяйств достигло 3 млн 895,8 тыс /увеличение на 7,26 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года/. Благодаря этому было создано большое количество рабочих мест.

Синь Чансин сказал, что согласованное развитие экономики регионов также способствует увеличению занятости населения. Что касается региональной структуры, то в наиболее развитом с точки зрения занятости населения восточном регионе экономика была достаточно стабильной. Уровень занятости в городах здесь повысился на 5 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост занятости в западных и центральных районах страны хотя и замедлился, но все же повысился по сравнению с прошлым годом на 1 и 6 проц соответственно.

"Структурные противоречия являются главной проблемой занятости населения в Китае, -- заявил Мо Жун. -- Особенно это стало заметно в текущем году: студенты не в состоянии найти работу, а предприятия -- квалифицированных работников".

По мнению специалистов, в последние годы структурные противоречия привели к тому, что выпускники некоторых специальностей столкнулись с перенасыщением рынка, предложение превысило спрос. Это может повлечь снижение заработной платы.

Перенасыщенность китайского рынка труда рабочей силой -- еще одна из существующих проблем. Синь Чансин заявил, что, начиная с 2012 года, количество трудоспособного населения уменьшилось более чем на 3 млн, однако это только что начавшееся снижение после достижения пика. Количество рабочей силы все еще велико. Согласно прогнозу, примерно к 2030 году число рабочей силы достигнет постоянного уровня в более чем 800 млн человек.

По мнению специалистов, у Китая уже есть определенный опыт по обеспечению работой уволенных с госпредприятий, и на сегодняшний момент основной задачей должно стать решение проблемы трудоустройства студентов.

Инь Чэнцзи сказал, что в настоящее время основным направлением работы Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения является предоставление услуг по трудоустройству безработных выпускников вузов, регистрация желающих трудоустроиться выпускников вузов,консультирование.

Он также отметил, что в следующем году трудоустройство выпускников вузов по-прежнему останется приоритетной задачей работы Министерства.

В то же время, Мо Жун обратил внимание на то, что для урегулирования структуры занятости необходимо в первую очередь развивать стратегически важные новейшие отрасли, создавать новые возможности для роста занятости, усиленно развивать передовые производственные отрасли и производство с применением новых высоких технологий, создавать современную сферу услуг, современное сельское хозяйство и др., разрабатывать более приспособленные для молодежи, особенно для выпускников вузов, программы трудоустройства.

С другой стороны, необходимо развивать систему профессиональной подготовки, пересмотреть кадровую структуру. В настоящее время спрос на студентов профессиональных академий и технических училищ очень высок, так что предприятиям приходится "бронировать" специалистов еще во время их обучения. Это свидетельствует о том, что предприятия нуждаются в большом количестве квалифицированных кадров, а значит, необходимо создать больше профессиональных училищ, готовить больше квалифицированных кадров. -0-

В настоящее время в Китае много безработных и в сельской местности, и в городах. В результате роста продолжительности жизни населения и реализации жесткой государственной политики по ограничению рождаемости в Китае возросла доля пожилого населения (65 лет и старше): она превышает 7%. В среднем на одного человека трудоспособного возраста приходится один нетрудоспособный, т.е. моложе или старше трудоспособного возраста.

В 2001 году в сельской местности Китая проживало 63,91% населения, в городской соответственно 36,09%. Доля сельского хозяйства в ВВП Китая составила 15,23%, в то время как в нем по-прежнему было занято 50% рабочей силы.

Нужно особо отметить, что в настоящее время в Китае 125 миллионов человек заняты в сельских предприятиях, а примерно 60-80 миллионов крестьян постоянно работают в городах, но по статистике они относятся к сельскому населению. Возможности для переселения крестьян в города ограничены.

До начала реформы (1978 год) пополнение рабочей силы в городах почти целиком опиралось на выпускников высших учебных заведений, демобилизованных и перепрофилирующихся военнослужащих. В сельском хозяйстве, в соответствии со стратегической линией на "производство хлеба в качестве основного звена экономики", крестьяне не имели свободного выбора работы и самостоятельного хозяйствования. По мере того, как численность населения увеличивалась, площадь пахотной земли на душу населения уменьшалась. В течение 26 лет (с 1952 по 1978 год) удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых уменьшился с 83,5% до 70,5%.

Во время реформы в Китае были проведены два мероприятия, которые оказали большое влияние на занятость в сельских районах страны. Во-первых, крестьянам разрешили свободно выбирать профессии и самостоятельно вести хозяйственную деятельность; во-вторых, крестьянам разрешили заниматься бизнесом в городах. Первая мера привела к трудоустройству 125 миллионов работников на предприятиях в сельских местностях. Вторая - к переезду примерно 60-80 миллионов крестьян из сельских районов в города. В течение 23 лет (с 1978 по 2001 год) удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых уменьшился с 70,5% до 50,0%.

На государственных предприятиях в городах начала осуществляться политика по уменьшению числа работников с целью повышения эффективности хозяйствования. Таким образом, реформы привели к быстрому образованию рынка труда как в городе, так и в сельской местности. При этом люди, имеющие городскую прописку и предъявляющие более высокие требования к характеру будущей работы, почти не обращаются на сельский рынок. А на городском рынке (за исключением нескольких маленьких приморских городков) люди с сельской пропиской могут лишь в редких случаях найти себе работу.

Рынок труда в городах тоже разделен на два сектора: государственный и негосударственный. Хотя в Китае эти секторы рынка труда имеют некоторые общие черты, однако нет единой системы оплаты труда, системы отбора персонала, системы социального обеспечения. Имеются различия в соотношении спроса и предложения рабочей силы. В связи с этим политика, направленная на урегулирование спроса и предложения на рынке труда, в некоторых случаях не приносит положительных результатов, а иногда дает даже отрицательный эффект. Например, для того, чтобы уволенные работники государственных предприятий имели больше шансов на трудоустройство, в некоторых городах принимались меры по ограничению миграции крестьян в города; однако бывшие работники государственных предприятий предпочитали безработицу, чем занятость на более тяжелых и низкооплачиваемых работах и т.д. Меры по ограничению занятости крестьян в городах не облегчили ситуации с трудоустройством уволенных работников государственных предприятий, а, наоборот, привели к тому, что кое-где возник даже дефицит предложения рабочей силы.

Влияние замедления экономического роста на занятость. Обычно рост занятости пропорционален экономическому росту. С точки зрения тенденций перспективного развития, темпы экономического роста в Китае будут замедляться. Одна из причин этого - увеличение базисного значения ВВП. Так, например, в 1980 году базисное значение ВВП составляло 451,8 млрд. юаней. Его увеличение на несколько десятков миллиардов юаней обусловило 10%-ный экономический рост. В 1990 году ВВП Китая составлял 1859,8 млрд. юаней, т.е. для увеличения его на 10% требовался уже рост на 200 млрд. юаней. А в 2000 году ВВП достиг 8940,4 млрд. юаней, и его увеличение на 10% требует роста ВВП в абсолютном выражении уже на 900 млрд. юаней. Второй причиной замедления экономического роста является переход от дефицитной экономики к избыточной. Эта причина заставила Китай отказаться от прежней модели развития, которая характеризовалась "расширением производства и экстенсивным хозяйствованием", и перейти к модели развития, обеспечивающей качество и эффективность роста.

В настоящее время Китай переходит от высоких темпов экономического роста к средним темпам развития, при которых 8%-ный экономический рост уже считается высоким. Это подтверждают примеры индустриальных стран. Так, в течение 20 лет (с 1953 по 1973 год) среднегодовой темп роста ВВП в Республике Корея составлял 7,5%, в Гонконге - 8,0%, на Тайване - 8,2%, в Сингапуре (1960-1973 годы) - 9,3%; в высшей фазе экономического взлета с 1970 по 1980 год среднегодовой темп роста ВВП в Корее составил 10,1%, в Гонконге - 9,2%, на Тайване - 10,1% (1970-1981 годы); с 1980 по 1993 год в Республике Корея - 9,1%, в Гонконге - 6,5%, в Сингапуре - 6,9% .

В Китае с 1981 по 1990 год среднегодовой прирост ВВП составлял 9,3%; с 1991 по 2000 год - 9,9%, при этом среднегодовой прирост численности занятых составил 1,03%, т.е. в среднем каждый год прибавлялось более 7 миллионов новых рабочих мест. Предполагается, что в следующие 10 лет число рабочих мест каждый год в среднем будет увеличиваться лишь на 6 миллионов при 8%-ном росте ВВП. По существу, это - оптимистический прогноз.

Влияние регулирования отраслевой структуры и обновления технологии на занятость. Индустриализация привела к замене ручного труда техникой.

Однако нельзя делать вывод, что, "чем больше вклад техники и капитала в экономический рост, тем хуже ситуация в области безработицы", исходя из преимущества замены труда капиталом и техникой . Особенности "догоняющей экономики" и "раздробленного трудового рынка" в Китае привели к тому, что "негативные факторы" стали преобладающими, особенно во второй половине 90-х годов XX в., когда рабочая сила из сельского хозяйства переходит в несельскохозяйственную сферу. Но промышленность уже не привлекает новую рабочую силу, в ней происходит насыщение, сокращаются рабочие места. В сфере услуг, которой свойственны низкие темпы роста, трудно разместить дополнительную рабочую силу, которая переходит из сельского хозяйства и промышленности.

В действительности в начале 80-х годов XX века в Китае уже проявилась тенденция уменьшения коэффициента эластичности занятости по отношению к экономическому росту и капиталовложениям. С 1981 по 1990 год среднегодовой темп роста ВВП составил 9,3%, среднегодовой темп роста общих инвестиций в основные фонды составил 18,1%, среднегодовой темп роста занятых составил 3%, эластичность занятости по отношению к ВВП была равна 0,32, а эластичность занятости по отношению к инвестициям - 0,16. С 1991 по 2000 год ВВП каждый год увеличивался в среднем на 9,9%, величина общих инвестиций в основные фонды каждый год в среднем увеличивалась на 22,9%, а количество занятых каждый год в среднем увеличивалось лишь на 1,03%, эластичность занятости по отношению к ВВП уменьшилась до 0,10, эластичность занятости по отношению к инвестициям уменьшилась до 0,04.

Влияние роста предложения рабочей силы на занятость. Хотя в настоящее время рождаемость в Китае уже уменьшилась до 15,23% (1999 год), приблизившись к уровню многих развитых стран мира, но общая численность населения, в том числе населения в трудоспособном возрасте, еще имеет тенденцию к увеличению. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчин - с 16 до 59 лет; женщин - с 16 до 54 лет) в 1995 году составила 731 млн. человек, в 2000 году - 888 млн. человек, в 2010 году она увеличится до 910 млн. человек, а в 2016 году достигнет максимальной величины - 950 млн. человек. Уменьшение рождаемости в ближайшие годы скажется на уменьшении населения в трудоспособном возрасте лишь после 2016 года; только к 2030 году численность населения в трудоспособном возрасте будет соответствовать уровню 2000 года .

В 2003 году избыточное предложение рабочей силы в городах Китая будет еще выше, чем в предыдущие несколько лет. Рост ВВП в 2003 году составит 7-8%.

В городах число новых рабочих мест увеличится примерно на 4-6 млн.; кроме этого, будут освобождены около 3 млн. мест в связи с выходом работников на пенсии. Таким образом, общее число новых рабочих мест составит примерно 7-9 млн. Однако в 2003 году прирост численности городского населения, достигшего трудоспособного возраста, составит примерно 10 млн., т.е. численность новых безработных в 2003 году будет составлять 5-6 млн. человек (численность безработных в конце 2002 года составляла 1,29 млн. человек). Общее количество необходимых рабочих мест составит около 20 млн. В конечном счете избыточная рабочая сила в 2003 году в Китае только в городах достигнет 11-13 млн. человек.

Главные каналы поиска работы и предпочитаемые профессии при поиске работы. В бывшей системе плановой экономики Китая работа городским жителям предоставлялась главным образом правительственными организациями и предприятиями. По мере углубления экономической реформы каналы, по которым осуществляются поиски работы, стали более многообразными. Однако сеть общественной поддержки занятости еще несовершенна. Особенно это касается общественной поддержки трудоустройства безработных. В Китае не хватает опыта и не создана действенная официальная сеть общественной поддержки занятости. При поиске новой работы в большинстве случаев приходится опираться на помощь родственников и друзей, т.е. на неофициальную общественную сеть. По данным выборочного обследования безработных и их семей, которое было проведено группой изучения социально-экономических проблем Пекина в июне 1999 года, в процессе поиска работы 50,3% безработных опирались на рекомендации родственников, друзей и других структур неофициальных общественных организаций; 22,3% обращались в профессиональные агентства по трудоустройству, в центры по продвижению способных людей, к рекламе работодателей и т.п.; 10,8% опирались на рекомендации и помощь прежних организаций; 9,9% обращались к административному комитету улицы и сети местного самоуправления; только 2,3% искали работу через Центр обслуживания повторного трудоустройства и 4,4% - через прочие каналы . Это явление существует не только в Пекине. Обследование безработных, проведенное учеными в 4-х старых районах г. Гуанчжоу в провинции Гуандун, показало, что в процессе трудоустройства 47,9% безработных опирались на помощь родственников, друзей и других неофициальных структур. Поиски работы через профессиональные агентства по трудоустройству, рынки труда и рекламу работодателей осуществляли 17,2%. Через прежние организации работу искали 25,4%, через административные комитеты улиц и сеть местного самоуправления - 9,5% .

Важная роль, которую в процессе поиска работы играет связь с родственниками и друзьями, возможно, объясняется общественной структурой и традиционной культурой Китая, основой которых является семья. Но нестабильность рыночных каналов и отсутствие официальной системы трудоустройства в период перехода к рыночной экономике могут сыграть решающую роль. Для большинства безработных поиск работы через родственников и друзей - самый дешевый способ трудоустройства.

Однако не всегда общественная сеть, которая образуется через связи с родственниками и друзьями, эффективна для всех безработных. По результатам обследования, которое было проведено в г. Ухане, социальный статус родственников и друзей безработных оказывает очевидное положительное влияние на использование ими общественной сети в поиске работы. Но роль родственников и друзей в процессе трудоустройства безработных ограничена. Эта роль в большинстве случаев только увеличивала шансы безработных на получение работы. Основными факторами, которые влияли на тип полученной работы, были все же качественные показатели рабочей силы, т.е. уровень образования, профессиональные навыки и т.д.

С точки зрения предпочтений, большинство безработных намерены трудиться в государственном секторе, который обладает относительно развитой системой социального обеспечения; в негосударственном секторе уровень социального обеспечения более низкий. Однако почти половина рабочих мест, которые безработные считают подходящими для себя, в ходе реформы перешли в негосударственный сектор. По данным выборочного обследования безработных и их семей, которое было проведено группой изучения социально-экономических проблем г. Пекина в июне 1999 года, доля безработных, намеренных работать: 1) в государственном секторе составила 67,6%; 2) на коллективных предприятиях - 12,2%; 3) в области индивидуального предпринимательства - 10%; 4) на предприятиях с трехсторонними инвестициями - 5,4%; 5) на частных или индивидуальных предприятиях - 4,4%. Но реальная картина повторного трудоустройства была такова: доля безработных, которые нашли работу в государственном секторе, составила 33,1%; на коллективных предприятиях - 15,6%; в индивидуальном предпринимательстве - 20,3%; на частных или индивидуальных предприятиях - 18,2%; на предприятиях с трехсторонними инвестициями - 5,7%. 71,4% безработных считали, что самыми подходящими для них профессиями являются продавец, официант, простой конторщик, уборщик на предприятиях, водитель и т.д.

Рыночный принцип и принцип общественной стабильности. Безработица является неизбежным следствием рыночной реформы. Для того, чтобы государственные предприятия смогли стабильно развиваться в условиях усиливающейся с каждым днем рыночной конкуренции, необходимо сокращение работников и повышение эффективности труда. Однако увольнение приносит проблемы не только работникам, но и обществу. В прошлом в течение длительного времени государственные предприятия отвечали за занятость населения и стабильность в обществе. Проводимые преобразования государственных предприятий в Китае заключаются в том, чтобы постепенно снять социальные функции с государственных предприятий и передать их в специальные органы социального обеспечения. Однако процесс идет очень медленно. Анализ материалов обследования показал, что, с одной стороны, на уровне предприятий во время увольнения работников приходится соблюдать рыночный принцип. На слабых предприятиях, которые не могут погасить дебиторской задолженности, на которых производство полностью или частично приостановилось либо идет реформа собственности, число сокращенных работников больше. Для них шансов продолжить работу на прежних предприятиях очень мало. Иногда предприятия полностью закрываются и всех увольняют.

С другой стороны, внутри предприятий необходимо соблюдать принцип общественной стабильности и по-прежнему учитывать интересы работников. На многих предприятиях были выделены определенные категории работающих, по которым они не включались в списки для сокращения. Например, нельзя увольнять мужчин в возрасте старше 55 лет и женщин старше 50 лет, членов семей военных; может быть сокращен только один из работающих супругов и т.д. На практике занятым лицам старшего возраста и больным в большинстве случаев рекомендовалось "раньше уйти на пенсию" и "уйти на пенсию по инвалидности". Была проявлена большая забота о работниках, имеющих трудности в семье или не обладающих конкурентоспособностью на рынке труда.

Текущее состояние государственных предприятий является ключевым фактором, определяющим форму увольнения. На государственных предприятиях, где работники лучше обеспечены, сохраняется забота об их интересах. В целях стабилизации предприятий и общества, предпочитаются такие формы увольнения, как "полное трудоустройство сокращенных", "решение проблемы сокращенных внутри предприятий", "увольнение с выплатой денежных компенсаций" и т.д. А на предприятиях, где финансовое положение ухудшилось и нет средств для поддержания благосостояния работников, увольнение по рыночному принципу становится вынужденной мерой. В этом случае безработные, обладающие конкурентоспособностью (молодые, имеющие профессиональные навыки, имеющие широкие связи и т.д.), могут решить проблему трудоустройства за пределами прежнего предприятия.

Потенциальный объем спроса на рынке труда Китая. Исходя из показателей, которые характеризуют спрос на рабочую силу, напряженная обстановка в сфере занятости может сохраняться в течение длительного периода. И эта ситуация должна быть принята во внимание.

Среди факторов, определяющих рост спроса на рабочую силу, первым является показатель экономического роста, вторым - показатель изменения социально-экономической структуры. Исходя из показателей экономического роста (при расчете по среднегодовому темпу прироста ВВП, равному 7%, и коэффициенту эластичности занятости по нему 0,13), в период с 2000 по 2005 год ежегодно будет появляться около 6,5 млн. рабочих мест, что не будет удовлетворено дополнительным предложением на рынке труда, которое составляет в среднем 8 млн. человек в год. С другой стороны, исходя из показателей изменения социально-экономической структуры, потенциал увеличения спроса на рабочую силу еще велик.

Коэффициенты эластичности занятости в отдельных отраслях существенно отличаются. Начиная с 90-х годов, из-за сокращения абсолютной численности рабочих в сельском хозяйстве коэффициент эластичности занятости по отношению к росту сельского хозяйства все время был отрицательной величиной; коэффициент эластичности занятости по отношению к росту промышленности находился в интервале между 0,12 и 0,16; а коэффициент эластичности занятости по отношению к росту сферы услуг в среднем достигал 0,75. В настоящее время в Китае доля работающих в сфере услуг составляет меньше 30% (в развивающихся странах - в среднем около 40%, в Индии - 55%; в развитых странах - в среднем 70%, в США - 80%). Если бы доля занятых в сфере услуг Китая равнялась среднему уровню развивающихся стран, то это позволило бы создать около 90 млн. рабочих мест.

В настоящее время доля городского населения в Китае составляет около 35%, в то время как в других странах этот показатель составляет около 60% (а в некоторых странах - даже более 80%). Предполагаемое увеличение уровня урбанизации в Китае до 45% позволит в течение пяти лет (2001-2005 годы) создать в городах несколько десятков миллионов рабочих мест.

Кроме этого, стимулирование развития негосударственных предприятий тоже способствует увеличению потенциала спроса на рабочую силу. Большинство негосударственных предприятий являются средними или малыми. Они имеют многообразные каналы трудоустройства, гибкие способы занятости и относительно низкие требования при приеме на работу. Эти характеристики особо значимы для привлечения рабочей силы. В ближайшие несколько лет более 95% прироста новых рабочих мест в Китае будет опираться на развитие экономики в негосударственном секторе. Особое место в этом процессе будет принадлежать такой быстроразвивающейся отрасли, как информационная.

1 - Шицзе Иньхан. 1995 Нянь шицзе фачжань баогао (Доклад о мировом развитии в 1995 г.). Пекин: Чжунго цайцзин чубаньше, 1995.
2 - Белл Д. Хоугуне шехуэй де лайлинь: дуй шехуэй юйце де исян таньсо (Вступление в постиндустриальную эпоху). Пекин: Синьхуа Чубаньше, 1996.; Kijkin J. The End of Work: The Decline of Global Labor Force and the Dawn of the Post-Market Era. New York, Tarcher / Putnam, 1995.; Castells. M. The Rise of the Network Society // The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. Oxford, Blackwell, 1996.
3 - Лю Цзиныпап. XXI Шицзи Чжунго жэнько фачжань чяньцзин (Перспективы развития народонаселения Китая в XXI в.) // 2000 Нянь чжунго жэнько фачжань чяньцзин / Под ред. Жуй Синь. Пекин: Шехуэй кесюе уньсянь чубаньше, 2000.
4 - Ся Жун. Чжунго цзюе синши ижань яньц-зюнь (Серьезность ситуации о трудоустройстве в Китае) // 2000 Нянь чжунго жэнько фачжань чяньцзин / Под ред. Жуй Синь. Пекин: Шехуэй кесюе уньсянь чубаньше, 2000
5 - Бэйцзин ченши дяочадуй. Бэйцзинши сяган чжигун чжуанкуан яньцзю (Изучение положения безработных г. Пекина) // Чжунго Синьсибао. Пекин, 17.02.1999
6 - Цю Хайсюн, Чень Цзяньминь, Жзнь Янь. Шехуэй чжичи цзего де бяньхуа: цун июань дао доюань (Изменение структуры социальной поддержки: от однокомпонентной до многокомпонентной) // Шехуэйсюе яньцзю. Пекин, 1998. № 4