Звуки в английском языке и их произношение. Какие звуки бывают

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

“Лучше бы вы писали звуки английского языка с русским произношением”, – просят нас некоторые изучающие, имея в виду транскрипции в стиле “вондерфул, бъютифул, дарлинг” .

Нет, друзья, все же мы (Lingualeo-вцы) призываем вас не приравнивать русские и английские звуки. Они не идентичны! Писать “русские транскрипции” – это вообще ТАБУ! Лучше разобраться с устрашающими знаками английской транскрипции. Научиться произносить каждый из этих звуков. При этом найти и отработать каждое отличие английского звука от нашего “аналога”.

Статья о том, как не сделать из Дикого Запада дикий жилет

Сегодня мы разберем целых 6 согласных английского языка. Нажимай на ссылку, чтобы перейти к интересующему тебя звуку:

Выбор сделан не случайно: все 6 звуков образованы при участии губ.

Отрабатывать звуки будем по схеме, которую мы использовали в прошлых статьях:

  • Теория:детально разберемся с тем, какие ошибки в произношении допускают многие изучающие,
  • Практика:потренируемся на специальном наборе слов, видео и скороговорках,
  • Примеры: найдем показательные примеры использования звука в известной песне.

Согласный / b / – звуки в английском языке и их произношение на русском

Произносится в словах b ack, b ill, a b oard. Артикуляция у звука такая же, как и у русского звука / б /, но губы сжаты плотнее, и звук произносится более напряженно.


Произношение английских звуков – видео

ЗАДАНИЕ. Потренируй правильное произношение на следующих словах. Помни, что губы нужно сжимать сильнее, чем для русского звука!

Еще одно отличие звука / b /: он НИКОГДА не смягчается перед гласными переднего ряда (как наши и, е, ю, я ). Так, в слове билет – / б’ / мягкий, а в слове bill – твердый.

Прослушай этот отрывок из песни “Bit by bit” канадской рок-группы Mother Mother . В ней отчетливо слышно, что в слове bit /bɪt/ и в слове by /baɪ/ звук одинаково твердый.

Bit by bit
Gonna get my bricks out in the sticks
Bit by bit
Gonna build my house in the wildest thickets


С 0:14 – до 0:26. Полностью песню и ее текст ищи .

ЗАДАНИЕ. Потренируйся произносить твердый согласный перед гласными переднего ряда на словах. Для этого сначала произнеси твердый согласный и только после этого поднимай среднюю спинку языка к твердому небу, чтобы произнести гласный.

beyond /biˈjɒnd/

better /ˈbetə r /

before /bɪˈfɔː r /

beacon /ˈbiːk ə n/

Есть еще одна сложность этого звука – он не оглушается на конце слова, как в нашем языке – дуб /дуп/, горб /горп/ и т.д. Но об этом мы поговорим после того, как разберемся со следующим звуком – / p /.

Согласный звук /p/ в английском

Произносится в словах: park, pure, pilot . Отличие от русского звука такое же, как и у его звонкой пары: губы сжимаются более плотно. Еще одна важная деталь – звук произносится с сильными придыханием.


Подробнее в видео. Чтобы показать силу придыхания, ведущая проводит показательный эксперимент с листком бумаги (начиная с 1:24).

Степень аспирации (= придыхания) зависит от положения в слове:

  • Сильная аспирация перед долгим гласным или перед дифтонгом (peter) .
  • Слабее перед кратким гласным (pit) .
  • Более слабая перед безударным гласным (cheapest) или на конце слова (lip).
  • Практически отсутствует после звука / s / (spot) .

ЗАДАНИЕ. Потренируй правильное произношение звука / p / на словах. Помни, что губы нужно сжимать сильнее и произносить звук с придыханием.

poach /pəʊtʃ/

Следующее отличие от нашего русского / п / – это вновь отсутствие палатализации (= смягчения) перед гласными переднего ряда. В русском языке твердый / мягкий согласный различает смысл слова: пыл – пил , а в английском языке – такого нет. Так, в слове письмо звук / п’ / будет мягким, а в слове peace – твердым.

Послушай, как Мик Джаггер произносит слово pill / pɪl / с твердым звуком / p / и отчетливым придыханием.

And though she’s not really ill
There’s a little yellow pill
She goes running for the shelter of a mother’s little helper

P.S. тебе может показаться, что звук все-таки мягкий (такое бывает), но это лишь обман фонематического слуха : мы привыкли к смягчению и “хотим” слышать его.


С 0:22 – по 0:27. Полный текст песни ты найдешь .

ЗАДАНИЕ. Потренируйся произносить твердый / p / перед гласными переднего ряда. Сначала произнеси твердый согласный и только потом – гласный.

pencil /ˈpens ə l/

piano /piˈænəʊ/

Английские парные согласные / b – p /

Теперь поговорим про обещанное отсутствие оглушения / озвончения звука. В русском языке есть процессы:

  • когда глухой звук находится перед звонким, он тоже становится звонким: То п д есятка /то бд’ ис’аткъ/,
  • когда звонкий звук стоит в конце слова, он становится глухим: дуб /дуп/.

В английском языке глухой / p / не озвончается, находясь перед звонким звуком: stop B ob /stɒp b ɒb/.

А звонкий / b / не оглушается в конечной позиции. Он становится более слабым и кратким, но остается ЗВОНКИМ! В противном случае ты можешь изменить смысл слова: cab (такси) – cap (крышка) .

Послушай, как Chris Rock произносит слово club .

We stay in the clu b . We live in the clu b . We die in the clu b . We get our car washed in the clu b . We go to school in the clu b . We go to the cleaners in the clu b .


С самого начала видео

ЗАДАНИЕ. Перед тобой слова, оканчивающихся на / b / и / p /. Проговори их в соответствии с транскрипцией, не оглушая звук / b / на конце. Помни, что звук / b / становится более слабым, а / p / произносится с частичным придыханием.

cub /kʌb /
cup /kʌp /

lib /lɪb /
lip /lɪp /

pub /pʌb /
pup /pʌp /

robe /rəʊb /
rope /rəʊp /

tab /tæb /
tap /tæp /

cab /kæb /
cap /kæp /

rib /rɪb /
rip /rɪp /

bub /bʌb /
bump /bʌmp /

club /klʌb /
clump /klʌmp /

Когда ты освоил все детали правильного произношения, закрепи результат скороговорками.

Для звука / b /

  • A B ritish b uilder b uilt a b uilding of b rown b ricks. A B ulgarian b uilder b uilt a b uilding of b lack b ricks.
  • A b ig b lack b ug b it a b ig b lack b ear, a b ig b lack b ear b it a b ig b lack b ug.
  • B etty’s b ab y’s name is B arb y. B etty’s B arb y is a b ad-b ad b oy. B aby B arb y is a b adb ad b aby. B etty b ought a b right b lue b lanket for her b ab y-b oy.

Для звука / p /

  • P retty P olly P erkins has a p air of p retty p laits.
  • P eter P ip er p icked a p eck of p ickled p epp er, a p eck of p ickled p epp er P eter Pip er p icked. If P eter P ip er p icked a p eck of p ickled p epp er, where’s the p eck of p ickled p epp er P eter P ip er p icked?
  • P ablo P icasso p ut off his p alette, p aintbox and p aintbrushes. And p ainted with p en a p icture of a p eaceful p lace in P aris. With a p ink p alace and a p aled p ark p lenty of p retty p lants. What’s the p ossible p icture’s p rice?

Согласный звук /m/ – произношение английских звуков на русском языке с транскрипцией

Еще один звук, который образуется при помощи губ. Произносится в словах mother, my, monkey . В отличие от русского звука /м/ – губы вновь сжимаются более плотно.


Обрати внимание, как сильно сжимает губы ведущий, произнося звук /m/.

Еще одна деталь: звук /m/ может быть длиннее / короче в зависимости от позиции в слове.

Он звучит протяжнее:

  • В конце изолированного слова после краткого гласного (dim),
  • Перед звонким согласным (lambs),
  • Перед гласным (mole).

Звучит короче перед глухим согласным (lamp).

ЗАДАНИЕ. Потренируй правильную артикуляцию звука на следующих словах. Губы сжимай сильнее и помни про позиционную долготу звука.

Следующее отличие (не устану повторять): звук не имеет мягкого варианта. Русское слово Милка (название шоколада) мы произносим с мягким звуком, а английское milk (молоко) – с твердым.

Послушай, как в песне произносится сочетание слов Make me feel , где звук /m/ одинаково твердый в обоих словах.


С 0:43 – по 1:01. Всю песню ищи .

ЗАДАНИЕ. Отработай произношение твердого согласного. Для этого сначала произнеси твердый согласный, и только после этого – гласный.

mickey /ˈmɪki/

По большому счету, это все сложности, связанные с правильным произношением английского звука /m/. Поэтому сразу переходим к скороговоркам:

  • The m useum has m any m em orable m onum ents to the m em ory of som e rem arkable
    m em bers of the M oslem comm unity.
  • God m ade the bees, and the bees m ake honey, M iller’s m an does all the work, but the m iller m akes the m oney.
  • A m erry m iller m ills m illet at m idday. A m orose m iller m ills m illet at m idnight.

Произношение согласного звука / w /

Произносится в словах why, was, warm . Звук уже более сложный и не имеет аналога в нашем языке.

При этом, многим русскоговорящим кажется, что он идентичен русскому / в /, поэтому писатель Wa lter Scott стал у нас Ва льтером Скоттом.

Еще одна ошибка – произносить того же Walter’а, как Уолтера, то есть заменять звук / w / на русский / у /.

Как же все-таки произносить этот звук?

  • Губы сильно округляются и несколько выдвигаются вперед, образуя узкое круглое отверстие.
  • Задняя спинка языка поднимается к мягкому небу. Мягкое небо и боковые края языка подняты и воздух проходит вдоль его середины.
  • Мгновенно язык и губы переходят к положению для произнесения следующего гласного.

Итак, произнося русский / в / мы прижимаем верхние зубы к нижней губе (произнеси слово Вова и почувствуй артикуляцию). Для правильного произношения / w / нужно очень энергично выдвинуть вперед губы, как если бы нужно было задуть свечу, и мгновенно перейти к артикуляции следующего после / w / гласного.

В отличие от русского / у / округленные губы выдвигаются вперед не так сильно. Звук произносим быстро. Губы напряжены.

ЗАДАНИЕ. Отработай правильное произношение. Сведи напряженные губы в небольшое отверстие и слегка выдвини их вперед. После произнесения звука / w / сразу переходи к артикуляции следующего гласного.

В качестве показательного примера предлагаю взять песню Энрике Иглесиаса “Love To See You Cry”, где певец очень отчетливо демонстрирует нужное положение губ.

I don’t know why why but I love to see you cry
I don’t know why why it just makes me feel alive


С 1:52 – по 1:57. Текст песни ищи .

ЗАДАНИЕ. Отработай чтение следующих контрастных пар русских и английских слов. Обращай внимание на энергичную артикуляцию звука / w / и не заменяй его русскими звуками / в, у /.

Винни – Winnie

варит – worried

Уильям – William

вóды – water

вил – we’ll

винт – wind

Свифт – swift

ветер – weather

Тренироваться различению этих звуков просто необходимо. Если ты заменишь звук / w / на / v / – ты можешь изменить смысл слова:

wet – vet (влажный – ветеринар), worse – verse (хуже – стих), while – vile (в то время – мерзкий, подлый), west – vest (запад – жилет).

Закрепляем результат скороговорками:

  • W innie is as w eak as w ater.
  • Wh y w ouldn’t W alter w ash w ith w ater that w asn’t w arm?
  • Wh y do you cry, W illie? Wh y do you cry? Wh y, W illie? Wh y, W illie? Wh y, W illie? Wh y?

Итак, губно-губные звуки мы разобрали. Переходим к губно-зубным.

Звук / v / – английский язык для начинающих: произношение звуков

Для удобства, мы сейчас говорили про русский / в / и английский / v /, как про аналогичные звуки. Но в реальности они имеют отличия.

Английский вариант вновь более напряженный из-за того, что англоговорящие слегка прикусывают губу, тогда как мы просто прикасаемся верхними зубами к нижней губе (произнеси слово Вова и почувствуй артикуляцию).


А теперь посмотри видео и увидишь разницу

ЗАДАНИЕ. Отработай верное произношение на словах. Помни, что нужно плотнее прижимать верхние зубы к нижней губе, а звук должен получиться более напряженным.

vocal /ˈvəʊk ə l/

voter /ˈvəʊtər/

vodka /ˈvɒdkə/

volume /ˈvɒljuːm/

vacuum /ˈvækjuːm/

vacation /vəˈkeɪʃ ə n/

vulgar /ˈvʌlɡə r /

Следующая типичная ошибка, связанная с этим звуком – это его смягчение (да-да, опять оно). Не перестану повторять: в английском языке нет чередования твердых и мягких согласных. В слове верить мы скажем мягкий звук, а в слове very – твердый.
Послушай, как Карли Саймон произносит слово vain /veɪn/.

You’re so vain
You probably think this song is about you
You’re so vain , I’ll bet you think this song is about you
Don’t you? Don’t you?


С 0:53 – по 1:10. Полная версия песни .

ЗАДАНИЕ.

vicar /ˈvɪkə r /

visit /ˈvɪzɪt/

veto /ˈviːtəʊ/

vegan /ˈviːɡən/

Парный согласный звук / f /

Здесь отличие такое же: произносится более энергично и отчетливо. К тому же звук более длительный.

ЗАДАНИЕ. Потренируй верную артикуляцию. Для этого плотнее прижми верхние зубы к нижней губе, сделай звук более напряженным и длительным.

Следующее отличие звука ты уже знаешь сам: он никогда не смягчается. В слове финиш мы говорим мягкий звук, а в слове finger – твердый.

Послушай, как Битлы произносят сочетание слов feel /fiːl/ и fine /faɪn/, где четко слышно, что звук одинаково твердый в обоих словах.

I’m in love with her and I feel fine


С 0:23 – по 0:29. Полный текст песни .

ЗАДАНИЕ. Потренируйся произносить твердый согласный.

finger /ˈfɪŋɡə r /

feeble /ˈfiːbl/

Ну и по традиции повторим про отсутствие оглушения. Звук / v / на конце слова должен быть более слабым и кратким, но звонким. Помни, что замена / v / на / f / может изменить значение слова: leave /li:v/ (жить) – leaf /liːf/ (лист) .

В качестве примера звонкого произношения снова предлагаю послушать отрывок из легендарной песни Карли Саймон “You’re so vain” .

You had me several years ago
When I was still quite naive
Well, you said that we made such a pretty pair
And that you would never lea ve


С 1:10 – по 1:27

ЗАДАНИЕ. Перед тобой слова, оканчивающихся на / v / и / f /. Произнеси звуки английского языка по транскрипции, не оглушая звук / v / на конце. Помни, что звук / v / становится более слабым и кратким, но остается звонким.

leave /liːv /
leaf /liːf /

of v /
off f /

give /ɡɪv /
gif /ɡɪf /

halve /hɑːv /
half /hɑːf /

guv /ɡʌv /
guff /ɡʌf /

prove /pruːv /
proof /pruːf /

save /seɪv /
safe /seɪf /

believe /bɪˈliːv /
belief /bɪˈliːf /

grieve /ɡriːv /
grief /ɡriːf /

serve /sɜːv /
surf /sɜːf /

dove /dʌv /
duff /dʌf /

Как всегда завершаем тренировку скороговорками на отработку английских звуков.

Для звука / v/

  • Ev e is v ery v ain and V iv ienne is v iv acious and full of v erv e.
  • A v ery v ersed v aluer v alued the v alue of the v anished V enetian v ase in V atican.
  • A v illage v et v isits v illagers in the v icinity to v accinate v illage calv es from a v irulent v irus.

Скороговорки на звук / f /

  • That f ish has a f at f in, this f ish is a f ish that has a thinner f in than that f ish.
  • The f irst f ly f lies f orty-f our f eet. The f ourth f ly f lies f orty-f ive f eet. The f if th f ly f lies f if ty-f our f eet. What f ly f lies f if ty-f ive f eet?
  • F rank’s f ather f ollowed a f ox’s f ootprints in a f orest. F red’s f ather f ollowed a f erret’s f ootprints in a f ield.

На том же месте в тот же час

Мы сегодня круто поработали. Вместе с предыдущими статьями уже изучили 16 звуков. Значит, осталось разобрать 44 – 16 = 28. : “варианты” / и / и / э / в английском (поверь, они сильно отличаются от наших). See ya!

Конспект урока по обучению грамоте.

Название УМК « Школа России»

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»


Педагогическая цель : Создать условия для ознакомления учащихся с твердым глухим согласным звуком [ш], буквами Ш,ш, развити я речи, памяти, логического мышления

Тип урока : Решение учебной задачи

Планируемые результаты(предметные ): Выделяют звук [ш] из слов, характеризуют его ([ш] согласный, всегда твердый, глухой), обозначают буквами Ш,ш; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ши пишется всегда и , поскольку звук [ш] всегда твердый, его твердость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения.

Личностные результаты : С охранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;

Адекватное восприятие звучащей речи;

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, в группе;

Развивать умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;

Уметь составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и во внеурочное время ;

Основное содержание темы, понятия и термины : Буквы Ш, ш; звук [ш]; слого-звуковой анализ слова; правописание ши ; загадки, стихи, скорого ворки, пословицы

Образовательные ресурсы :

1.Таблица «Буквы Ш, ш», звуковые схемы

2.Слоги и буквы на магнитной доске, на карточках.

3. Лента букв.

4.Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

5.Предметные картинки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. У меня сегодня хорошее настроение, я хочу, чтобы это настроение передалось вам. Пожелаем друг другу удачи и начнём урок.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Познавательные :

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Познавательные: логические :

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

Постановка и решение проблемы;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

регулятивные :

Планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные :

Умение работать в паре;

Учитывать разные мнения;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

Выбор оснований и критериев для сравнения .

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Работа по ленте букв.

Назвать буквы, обозначающие всегда звонкие согласные звуки.

Какие согласные буквы обозначают всегда глухие согласные звуки?

Существуют ли в русском языке согласные, которые обозначают только твёрдые согласные звуки?

Правильно ли вы ответили или нет на последний мой вопрос, вы узнаете по ходу нашего урока, если будете внимательны.

Буквы н, м, л, р, б, в, г, д, з- всегда звонкие согласные.

Буквы п, к, т, с, ч – всегда глухие согласные.

3. Постановка целей и определение темы урока

4. Совместное

«открытие» знаний и формирование темы и задач урока.

Как шипит змея? Как шипит гусь?

Кто самый внимательный?

Назовите одинаковый звук в словах шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар

А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

Каковы цели нашего урока?

Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.

    Изучить … звук и …букву.

    Учиться отличать новый … и … от других звуков и букв;

Ш-ш-ш)

Ш-ш-ш)

Звук (ш))

Мы познакомимся с новым звуком и буквой, будем учиться читать с нею слоги, слова и предложения)

5. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Физминутка

6. Продолжение восприятия нового материала.

Исследование звука [ш].

Знакомство со звуком

Отгадайте слово по первым звукам названий (рисунки: шар, арбуз, роза)

Докажите, новый звук гласный или согласный? Почему?

Это твёрдый или мягкий звук?

Звонкий или глухой?

При произношении он шипит, поэтому его называют шипящим. ВЫВОД: Согласный, твёрдый, глухой, шипящий

Звуковой анализ слов шар.

    Звуко-буквенный анализ слова «шар».

Сколько слогов в слове «шар»?

Назовите первый звук и дайте ему характеристику и т.д.

Сколько всего звуков в слове «шар»?

Кто знает какой буквой обозначаем этот звук на письме? Покажите.

Для чего нужна заглавная, строчная буква «Ш»?

Сравните буквы. На что они похожи?

2) Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

Игра «Собери слова из слогов и букв»

(Да,ша, Ми,ша, ши, на, ма, ши, на, шу, ба)

Проверка работы пар: читаем по слову, проверка на слайде.

Сейчас мы с вами будем исследователи. А исследовать мы будем букву Ш. Наша задача выяснить с какими гласными дружит буква Ш.

(Учитель указывает на гласную, а ученики называют получившийся слог).

Дети, когда вы произносили слоги, не заметили ли вы совпадений?

А как вы считаете, нужны ли две разные буквы для обозначения одного и того же слога?

Давайте выберем один из них. Произнесите еще раз [ш] с гласными И, Ы и сделайте выбор.

Секрет раскрыт.

Звук [ш] согласный, так как при его произношении слышится шум, а не голос.)

Он твёрдый.

Звук [ ш] глухой

1слог, так как 1 гласный звук).

[ш] – согласный, твёрдый, глухой; обозначен буквой ш.

[а] – гласный, ударный;

[р] – согласный, твёрдый, звонкий; обозначен буквой р.

в слове «шар» всего 3 звука).

При помощи заглавной буквы пишем имена, фамилии людей, названия газет, журналов, книг, городов, сел, деревень, рек, стран, клички животных

Буква Ш похожа на букву Е, только она лежит на боку, на перевёрнутую табуретку, на вилы…

Выводят правило написания ударного сочетания ШИ.

Да, мы произносили слог [шы], когда мяч попадал в букву Ы и в букву И.

Наверное, не нужны

Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слоге ши этого не происходит, звук [ш] все равно твердый. Значит, буква ы не нужна букве Ш. Звук [ш] – всегда твердый.

7. Активная физминутка.

8. Применение теоретических положений

Встречались нам уже такие звуки?

З начит, мы сделали открытие . . Повторите его.

Вывод. Звук [ш] всегда твердый. ШИ с буквой И пиши.

1.Работа в парах по карточкам.

(Слова в карточках одинаковые, различаются задания).

шина широко

машины спешит

малыши шипит

тишина мыши

ландыши

шиншилла

карандаши

уши

1 пара

Найдите и прочитайте слова с сочетанием букв ШИ.

2 пара

Выберите слова, в которых все буквы согласных твердые.

3 пара

Найдите и прочитайте слова, которые обозначают

Много предметов.

Посмотрите на лестницу успеха и оцените себя.

Нет.

Учащиеся хором повторяют правило.

Познавательные УУД:

Участвовать в диалоге

Выводить правило написания.

Решение проблемы.

Построение логической цепи рассуждений.

9. Обобщение усвоенного и включение в него в систему ранее усвоенных УУД.

Работа с текстом.

А) Чтение текста на с.17 « Азбуки» хорошо читающим ребенком.

Б) Чтение текста «цепочкой».

Найдите и прочитайте слова с буквой «ш».

Какая орфограмма в слове «шишки»?

Придумайте имена детям. Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].

Найдите и прочитайте предложение, которое соответствуют схеме.

Что значит горели кисти рябин ?

О ком этот текст?

О чем этот текст?

Какое название дадим этому тексту?

Учитель: Я предлагаю подобрать для заголовка предложение из текста.

(Выбрано предложение «Наступила осень»)

Понимают читаемые предложения. Рассказывают правила письма.

Познавательные УУД: Общеучебные

Смысловое чтение.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Определять цель и план выполнения

11. Рефлексия деятельности.

1. Тест.

Предлагаю пройти тести подвести итог нашего урока.

Если согласен +, не согласен -.

Буква Ш обозначает гласный звук.

Звук [ш] всегда мягкий.

Звук [ш] согласный.

Звук [ш] всегда твердый.

Проверка (- - + +).

2. На все запланированные вопросы ответили?

- Оцените себя по волшебной линеечке.

Предлагаю закончить урок фразой:

Сегодня на уроке для меня было главным…

А для меня на уроке были главными вы, ребята. Я наслаждалась общением с вами, ловя себя на мысли, как здорово потрудились мы сегодня и многому научились друг у друга. Себя же я ставлю на третью ступеньку. Спасибо всем.

Самостоятельно решают поставленные задачи.

Дают эмоциональную оценку своей деятельности.

В нижеследующей статье будут рассмоткны всевозможные согласные звуки английского языка . Поэтому напомню, что согласные звуки образуются, когда воздушный поток наталкивается на препятствие в ротовой или носовой полости, поэтому, как следствие, при произнесении согласных звуков всегда в какой-то степени имеется определенное количество шума.

Согласные звуки - это своеобразный каркас слов, определяющий основу слова. Даже имеющиеся различия в акцентах английского языка кроются в основном в вариациях гласных, тогда как согласные в основном одинаковы во всех вариантах английского языка. А потому, если ваше произношение гласных не совершенно, вас все равно поймут, хотя неверное произношение согласных наверняка приведет к некоторому непониманию. Наверно, вы слышали утверждение, что предложение все равно можно понять, если из слов в нем выкинуть все имеющиеся гласные. И наоборот, если выкинуть все согласные, предложение будет абсолютно невозможным для понимания.

Поэтому, отнеситесь к данной теме со всей серьезностью и постарайтесь освоить ее как можно лучше.

Прежде, чем приступать к изучению особенностей произношения каждого отдельно взятого согласного, рекомендую ознакомится/повторить тему . Для тех, кому лень, предлагаю экспресс-ликбез в виде иллюстрации "Строение органов речи", которую вы видите ниже:

Нужно учитывать, что нейтральная позиция органов речи англоговорящего человека , или, если проще, исходная позиция органов речи перед произнесением английских звуков - это положение, когда язык слегка оттянут назад и вниз и расположен плоско. Если при таком положении языка поднять его кончик, он окажется у основания верхних зубов, то есть там, где произносится подавляющее большинство английских согласных . Сравните с нейтральной позицией органов речи русскоговорящего человека: передняя спинка языка поднята и касается твердого нёба. Кончик языка опущен и касается основания нижних зубов.

Еще одна характерная особенность англоговорящего человека - в процессе произношения губы его учавствуют менее активно, чем губы русскоязычного. Для англоговорящего не характерно значительное округление губ и выдвижение их вперед: губы его как раз слегка растянуты и прижаты к зубам.

Просто к сведению...
Ввиду того, что данный блог адресован всем, кто хочет овладеть основами английского языка действительно хорошо, не могу не привести краткую справку о принципе, по которому классифицированы все английские согласные звуки, которые вы найдете и сможете услышать ниже. Все английские согласные классифицируются по способу 1) образования преграды потоку воздуха, 2) по работе активного органа речи (к активным речевым органам относят голосовые связки, заднюю стенку зева, мягкое нёбо с маленьким язычком,губы и язык), 3) по участию голосовых связок.

Губно-губные согласные

Губно-губные согласные - те, у которых преграда выдыхаемому воздуху образуется смыканием/сближением верхней и нижней губ.

Cогласные звуки [p] и [b] похожи (но не одинаковы по качеству )на соответствующие русские звуки [п] и [б]. При произнесении английских звуков губы сначала смыкаются, затем быстро, энергично размыкаются. В отличие о русских звуков [п] и [б] звуки [p] и [b] произносятся более напряженными губами.

Звук [p] - глухой, произносится с легким придыханием.

Звук [b] - звонкий.

Звук Изображается на письме
[p] p, pp
[b] b, bb

Для произнесения звука [p] : следует сжать крепко губы, мягкое небо при этом поднято; воздух останавливается перед преградой в ротовой полости на мгновение, теперь с силой разорвите преграду воздушной струей. Вы услышите сильный выхлоп, а затем - легкий выдох. Голосовые связки не вибрируют. В конце слов для английского [p] характерна особенно сильная артикуляция. Английскоий [p] не палатализуется (то есть не смягчается) перед гласными переднего ряда (то есть перед гласными звуками [ɪ], , [e], [ɛ:], [æ]). Английскоий [p] не озвончается перед звонким согласным: stop Bob ["stɔp "bɔb]. Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [p] или [b]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [p] и примеров слов с этим звуком: pet любимое домашнее животное, peculiar своеобразный; необычный.

Для произнесения звука [b] плотно сожмите губы, мягкое небо при этом поднято. Воздух останавливается перед преградой на мгновение, затем размыкает ее с меньшей силой, чем при произнесении [p]. Произносится звук [b] без придыхания. Не палатализуется (не смягчается)перед [ɪ], , [e].
Помните, что в английском языке в паре [p]-[b] (глухой-звонкий), именно глухой согласный [p] является сильным и произносится более напряженно, чем звонкий [b]. Произнесите слабый звук [b], не ощущая давления на поверхность губ. В конце слов при произношении английского [b] этот звук частично оглушается.

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [b] и примеров слов с этим звуком: baby ["beɪbɪ] ребёнок, bonanza преуспевающий, доходный.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

При произнесении английского звука [m] губы крепко сжаты, мягкое небо опущено и воздух выходит через носовую полость.

Звук Изображается на письме
[m] m, mm

Звук [m] в английском варианте более протяжный, чем его русский "собрат" [м]. Звук [m] не смягчается перед переднеязычными гласными (то есть перед гласными звуками [ɪ], , [e],[ɛ:], [æ]): mill . Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [m]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [m] и примеров слов с этим звуком: lemon ["lɛmən] лимон, manipulate воздействовать, влиять (на кого-л. / что-л.).
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Согласный звук [w] встречается только перед гласным. При его произнесении напряженные губы слегка выдвигаются вперед и сильно округляются, образуя узкую округлую щель. Спинка языка поднимается к мягкому небу, как при произнесении звука . Мягкое небо и боковые края языка подняты и воздух проходит вдоль его середины. Затем губы быстро переходят в позицию, необходимую для произнесения следующего (гласного) звука. Нужно следить за тем, чтобы нижняя губа не касалась верхних зубов.

Звук Изображается на письме
[w] w, wh

В русском языке подобного звука НЕТ! Нужно также помнить, что звуки [w] и [v] совершенно разные и не следует заменять первый вторым во избежание возможной путаницы, в результате которой меняется значение слова. Например: w ine [w aɪn] вино - v ine [v aɪn] виноградная лоза. Не следует так же заменять английский согласный звук [w] русским гласным [у]. Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [w]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [w] и примеров слов с этим звуком: we мы, sweltering ["swɛltərɪŋ] душный, жаркий, знойный.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Губно-зубные согласные

Губно-зубные согласные - те, у которых преграда выдыхаемому воздуху образуется сближением верхних зубов и нижней губы.

Губно-зубные согласные напоминают русские звуки [ф] и [в], в отличие от последних произносить английские звуки следует энергичнее, особенно, это касается звука [f].

Звук Изображается на письме
[f] f, ff, ph
[v] v

При произнесении этих звуков губы несколько растянуты, верхние зубы соприкасаются с внутренней стороной нижней губы, образуя узкую щель. Струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает шум. Звуки образуют пару [f] - глухой, [v] - звонкий. Помните, что глухой английский согласный [f] сильнее русского согласного [ф], особенно в конце слов. Звонкий согласный [v] слабее глухого [f]. В конце слов звонкий согласный [v] частично (не полностью) оглушается. Не следует палатализировать (т.е. смягчать) звук [f] перед гласными перед : Philip ["fɪlɪp]. Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [f] или [v]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [f] и примеров слов с этим звуком: fun веселье, laugh смех.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [v] и примеров слов с этим звуком: voice голос, vex досаждать, раздражать.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Заднеязычные согласные

Заднеязычные согласные - те, которые артикулируются задней спинкой языка, поднятой к мягкому нёбу.

Заднеязычные согласные произносятся практически также, как русские звуки [к] и[г], но более отчетливо. Не смягчаются перед переднеязычными ([ɪ], , [e]) гласными: kilo["ki:ləu]. Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [k] или [g]" в разрезе:

Звук [k] глухой, произносится с легким придыханием в позиции перед гласным, ообенно заметным в ударном слоге, энергичнее русского [к]. В конце слова, особенно перед паузой, сильный взрыв при произнесении [k] сохраняется.

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [k] и примеров слов с этим звуком: back спина, capitulate сдаваться.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Звук [g] - звонкий, в паре , звук [g] является слабым. В отличие от русского [г] английский [g] оглушается не полностью, когда стоит в конце слова: log .

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [g] и примеров слов с этим звуком: gift подарок, glimmer мерцание; тусклый свет.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Альвеолярные согласные

Альвеолярные переднеязычные согласные - те, которые артикулируются у альвеол.

При произнесении согласных кончик языка поднят и прижат к альвеолам. Образованная при этом преграда быстро устраняется и поток воздуха выходит из полости рта со взрывом. Причем кончик языка опущен, а передняя часть языка прижата к внутренней поверхности верхних зубов.

Звук Изображается на письме
[t] t, tt
[d] d, dd

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [t] или [d]" в разрезе:

Звук [t] - глухой, он сильнее русского согласного [т], произносится с легким придыханием перед гласными звуками. В конечной позиции, особенно перед гласной, сильный взрыв звука [t] сохраняется. Не смягчается перед гласными переднего ряда [ɪ], , [e], [ɛ:], [æ].

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [t] и примеров слов с этим звуком: tea чай, telemetry дистанционные измерения.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Звук [d] - звонкий. в паре , звук [d] является слабым. В отличие от русского [д] английский [d] в конце слова оглушается лишь частично. Не смягчается перед гласными переднего ряда.

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [d] и примеров слов с этим звуком: did прош. время гл. do делать, dilettante [ˏdɪlɪ"tɑntɪ] любитель, непрофессионал.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

При произнесении звука [n] положение языка такое же, как и при при произнесении звуков [t] и [d]: кончик языка касается альвеол. Но при этом мягкое небо опущено, струя воздуха идет через нос. По сравнению с похожим русским звуком, английский звук [n] более сонорный (он имеет некоторые свойства гласных, так как в нем голос преобладает над шумом), он обладает большей длительностью в начале ударного слога и в конечной позиции, особенно после краткого согласного (такого как [æ], [e], [ʌ], [ɪ], [ɔ], [ʊ], [ə]).

Звук Изображается на письме
[n] n (кроме сочетаний nk и ng) , nn

Интересно, что как и другие сонорные звуки английского языка, английский звук [n] в отличие от русского собрата, может образовывать слог после звуков в конце слова: darken ["dɑ:kn], written ["rɪtn ], bottle ["bɒtl].

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [n]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [n] и примеров слов с этим звуком: no не, notorious печально известный.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

При произнесении звука [l] положение языка такое же, как и при при произнесении звуков : кончик языка прижат к альвеолам, крепче, чем при произнесении русского звука, боковые края языка опущены, часть языка поднята к мягкому небу. Обратите внимание, что произношение русского звука [л] отличается тем, что кончик языка находится не у альвеол, но у верхних зубов. Воздух проходит двумя потоками через щели по сторонам языка.

Звук Изображается на письме
[l] l, ll

Звук [l] имеет два оттенка - мягкий [l] (или т.н. светлый) и твердый [ɫ] (т.н. твердый), притом что данная особенность не влияет на смысл слов. Перед гласными звук [l] произносится мягко, но не так мягко, как русский звук [л ь ] (при этом средняя спинка языка поднята), 🔊например : lip , million ["mɪɫjən] (если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3). Перед согласными и на конце слова звук [ɫ] произносится хоть и твердо, но не так твердо, как в русском варианте (при произнесении этого звука поднята задняя спинка языка), 🔊например : tell , silver ["sɪɫvə] (если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3).

Звук [l] , как и звуки звучит дольше после кратких гласных и перед звонкими согласными, чем после долгих гласных и перед глухими согласными, 🔊например : sill - seal , gild - gilt (если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3).

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [l]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [l] и примеров слов с этим звуком: leg нога, legerdemain [ˏlɪʤədə"meɪn] ловкость рук, жонглёрство.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

При произнесении согласных [s] и [z] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Через образованную таким образом узкую щель воздух проходит с шумом. Губы растянуты, зубы слегка обнажены.

Сравните: при произнесении русских звуков [с] и [з] кончик языка опущен, а щель образуется междк передней частью языка и зубами.

Звуки составляют пару: [s] - звонкий, [z] - глухой. Английский глухой гласный [s] энергичнее русского [c] английский звонкий солгласный [z] слабее английского глухого [s]. В отличие от русского [з] английский согласный [z] в конце слов оглушается частично.

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [s] или [z]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [s] и примеров слов с этим звуком: sun солнце, sucker ["sʌkə] сосунок.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [z] и примеров слов с этим звуком: zoo зоопарк, sneeze чихать.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

При произнесении звука [r] кончик языка поднят к альвеолам как для произношения и др. альвеолярных звуков, и несколько загнут назад, не касаясь альвеол. Поток воздуха проходит через широкую щель, кончик языка неподвижен и не вибрирует, как при русском раскатистом [р]. При произнесении русского [р] кончик языка занимает то же положение (за альвеолами), но он расслаблен и вибрирует. Чтобы избежать ошибки и не заменять английский [r] русским [р], нужно кончик языка держать напряженным и неподвижным и не касаться им альвеол.

Чтобы найти правильное положение органов речи при произнесении звука [r], можно взять за основу артикуляцию русского звука [ж]; только кончик языка должен быть немного загнут назад (за альвеолы).

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [r]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [r] и примеров слов с этим звуком: red красный, resistance сопротивление.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Межзубные согласные [θ, ð]

Межзубные переднеязычные согласные - те, которые артикулируются кончиком языка.

Межзубных согласных, подобных английским согласным [θ] и [ð] в русском языке нет. Обычно эти звуки описывают как шепелявые [с] и [з]. Английские звуки [θ] и [ð] образуются в результате прохождения струи воздуха через узкую щель между верхними зубами и передней частью языка. При этом язык совершенно плоский; кончик языка напряжен и находится между зубами, слегка выступая за верхние зубы. Нижяя губа опущены, зубы обнажены. В современном английском все больше проявляется тенденция зазубной артикуляции этих звуков, когда плоская щель образуется между передней частью языка и верхними зубами.

Звук [θ] - глухой.

Звук [ð] - звонкий.

Звонкий [ð] значительно слабее глухого [θ] и в конце слов частично оглушается.

При произношении этих звуков нужно следить, чтобы нижняя губа не поднималась и не касалась верхних зубов. На этапе тренировки рекомендуется придерживать нижнюю губу пальцем. В стучае ошибки, когда вместо этих звуков произносятся русские [т] и [д] не следует прижимать язык к верхним зубам, необходимо оставить щель между зубами и языком. Чтобы избежать ошибки типа [с], [з], не следует держать язык за зубами, его кончик должен находится между зубами. Во избежании ошибки типа русских [ф], [в], следует опускать нижнюю губу.

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [ð] или [θ]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [θ] и примеров слов с этим звуком: think [θɪŋk] думать, theory ["θɪərɪ] теория.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [ð] и примеров слов с этим звуком: mother ["mʌðə] мать, themselves [ðəm"sɛlvz] сами.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Щелевые согласные

Щелевые согласные - те, при артикуляции которых смыкание артикулирующих органов речи неполное.

Звука, подобного английскому согласному [h] в русском языке нет. Он напоминает легкий, едва слышный выдох и образуется в результате некоторого сужения в области глотки. Язык в момент произнесения звука [h] принимает положение для последующего гласного (данный звук встречается только перед гласными). Русский звук [х] характеризуется высоким поднятием задней части языка к мягкому нёбу. Чтобы избежать подмены английского звука [h] русским согласным [х], звук следует ослабить до легкого выдоха, предшествующего гласному.

Звук Изображается на письме
[h] h

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [h]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [h] и примеров слов с этим звуком: hello алло, hell raiser ["hɛlˏreɪzə] магнитный ловитель (нефтян. промыш-ть).
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Cогласный [j] напоминает русский звук [й], но при произнесении [j] слышится меньше шума, так как средняя часть языка поднята (к твердому нёбу) не так высоко, как при произнесении русского [й]. Края языка прижаты к верхним зубам, образуя проход для воздуха вдоль середины языка. Органы речи постепенно переходят в позицию для произнесения последующего гласного.

Звук [j] стоит всегда перед гласным, самая частая комбинация - это сочетание звука [j] с гласным : . Английский [j] значительно слабее русского [й].

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [j]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [j] и примеров слов с этим звуком: yes да, younger ["jʌŋgə] моложе.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Согласные [ʃ] и [ʒ] напоминают соответствующие русские звуки [ш] и [ж], но произносятся мягче, как [шь] и [жь], но не настолько мягко, как русский звук [щ]. При их произнесении кончик языка находится у альвеол, а средняя часть языка поднимается к твердому нёбу (что придает этим звукам эффект мягкости), и именно таким поднятием средней части языка английские согласные [ʃ] и [ʒ] отличаются от русских похожих звуков [ш] и [ж].

Звук [ʃ] - глухой, сильный.

Звук [ʒ] - звонкий, слабый, в конце слова немного оглушается.

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [ʃ] или [ʒ]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [ʃ] и примеров слов с этим звуком: she [ʃi:] она, splash всплеск.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [ʒ] и примеров слов с этим звуком: pleasure ["plɛʒə] удовольствие, measured ["mɛʒəd] измеренный.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Смычно-щелевые согласные [ʧ, ʤ]

Смычно-щелевые согласные - те, при артикуляции которых полная преграда размыкается и переходит в щель.

Согласный звук [ʧ] похож на русский звук [ч], но произносится несколько тверже, а звук [ʤ] напоминает сочетание русских звуков [дж], которые произносятся как один мягкий слитный звук, при произнесении которого нелья допускать раздельного произнесения компонентов этого единого звука, как это имеет место в словах "джаз", "джем", произносимых носителями русского языка.

При произнесении звуков [ʧ] и [ʤ] кончик языка касается альвеол, одновременно средняя часть языка поднимается к твердому нёбу. Постепенно кончик языка отходит от альвеол, таким образом эта полная преграда превратится в неполную.

Звук [ʧ] - глухой, сильный.

Звук [ʤ] - звонкий, слабый, немного приглушенный в конце слов.

Звук Изображается на письме
[ʧ] ch, tch, t - перед суффиксом -ure : lecture ["lɛkʧə], future ["fju:ʧə]
[ʤ] j, g (dg) - перед e , i , y

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [ʧ] или [ʤ]" в разрезе:

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [ʧ] и примеров слов с этим звуком: chess [ʧɛs] шахматы, childish ["ʧaɪldɪʃ].
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Нажмите , чтобы прослушать произношение звука [ʤ] и примеров слов с этим звуком: jelly ["ʤɛlɪ] желе, edge [ɛʤ] край.
Если аудио не воспризвелось, вы можете cкачать эту запись в формате mp3

Носовой согласный [ŋ]

Носовые согласные - при артикуляции которых струя воздуха проходит через носовую полость.

Аналогов английскому звуку [ŋ] в русском языке нет. При его произнесении кончик языка находится у нижних зубов, задняя часть языка поднята к нёбу, как для звуков . Мягкое нёбо опущено, струя воздуха проходит через рот .

Следует различать звуки [n] и [ŋ]. При произнесении звука [n] кончик языка касается альвеол, мягкое нёбо поднято, воздух проходит через рот. При произнесении [ŋ] кончик языка опущен, мягкое нёбо также опущено, воздух проходит через нос . Чтобы избежать ошибки, когда вместо [ŋ] произносятся звуки [n] или [н], шире откройте рот и промледите, чтобы кончик языка не поднимался к верхним зубам или альвеолам, а находился у корней нижних зубов.

Ниже представлена иллюстрация "Положение органов речи при произнесении звука [ŋ]" в разрезе:

При подготовке статьи использовались материалы

  1. Под ред. Аракина В.Д.; Селянина Л.И., Гинтовт К.П., Соколова М.А. и др. Практический курс английского языка. 1 курс: Учеб. для педвузов по спец. "Иностр. яз.". - 5-е изд., испр. - М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 1998. (стр. 10, 11, 14, 15, 17, 19, 20, 23, 37, 38, 41, 49, 64)
  2. Белкина, Г.А.; Левина, Л.В. Коррективный курс по фонетике английского языка. Издательство: М.: Ин-Яз, 1971 г. (cтр. 12-14, 16-20, 26, 28-29, 35, 36)
  3. Винник, Е.В.; Практический курс первого изучаемого языка. Практическая фонетика английского языка. — Новосибирск: НГТУ, 2009 г. (стр. 9, 10, 15, 66, 69)
  4. Галочкина И.Е. Бурая Е.А. Экспериментальный фонетический вводно-коррективный курс английского языка для самостоятельного обучения в системе непрерывного образования М.: 1999 г. (cтр. 12, 59)
  5. Карневская, Е.Б. Практическая фонетика английского языка: Учеб. / Е.Б. Карневская, Л.Д. Раковская, Е.А. Мисуно, З.В. Кузьмицкая. 3-е изд., Мн.: Симон, 2004 г. (стр. 11, 12, 26, 27, 38, 39, 75)
  6. Кичигина Е.В., Поперекова Р.А., Финаева Т.В., Юртаева Ю.А. Английский язык: Учебное пособие по фонетике. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2002. (стр. 8, 10, 12, 15, 18, 31, 36, 41, 43, 65, 81)
  7. Эккерсли К. Э., Английский язык. Полный курс в одном томе. Русская версия. – М.: ЮНВЕС, 2001. (стр. 8, 9)
  8. A phonetics chart for British English [Электронный ресурс] // www.abelard.org