Структура занятости населения китая. Занятость и безработица в китае, японии и россии

В настоящее время в Китае много безработных и в сельской местности, и в городах. В результате роста продолжительности жизни населения и реализации жесткой государственной политики по ограничению рождаемости в Китае возросла доля пожилого населения (65 лет и старше): она превышает 7%. В среднем на одного человека трудоспособного возраста приходится один нетрудоспособный, т.е. моложе или старше трудоспособного возраста.

В 2001 году в сельской местности Китая проживало 63,91% населения, в городской соответственно 36,09%. Доля сельского хозяйства в ВВП Китая составила 15,23%, в то время как в нем по-прежнему было занято 50% рабочей силы.

Нужно особо отметить, что в настоящее время в Китае 125 миллионов человек заняты в сельских предприятиях, а примерно 60-80 миллионов крестьян постоянно работают в городах, но по статистике они относятся к сельскому населению. Возможности для переселения крестьян в города ограничены.

До начала реформы (1978 год) пополнение рабочей силы в городах почти целиком опиралось на выпускников высших учебных заведений, демобилизованных и перепрофилирующихся военнослужащих. В сельском хозяйстве, в соответствии со стратегической линией на "производство хлеба в качестве основного звена экономики", крестьяне не имели свободного выбора работы и самостоятельного хозяйствования. По мере того, как численность населения увеличивалась, площадь пахотной земли на душу населения уменьшалась. В течение 26 лет (с 1952 по 1978 год) удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых уменьшился с 83,5% до 70,5%.

Во время реформы в Китае были проведены два мероприятия, которые оказали большое влияние на занятость в сельских районах страны. Во-первых, крестьянам разрешили свободно выбирать профессии и самостоятельно вести хозяйственную деятельность; во-вторых, крестьянам разрешили заниматься бизнесом в городах. Первая мера привела к трудоустройству 125 миллионов работников на предприятиях в сельских местностях. Вторая - к переезду примерно 60-80 миллионов крестьян из сельских районов в города. В течение 23 лет (с 1978 по 2001 год) удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых уменьшился с 70,5% до 50,0%.

На государственных предприятиях в городах начала осуществляться политика по уменьшению числа работников с целью повышения эффективности хозяйствования. Таким образом, реформы привели к быстрому образованию рынка труда как в городе, так и в сельской местности. При этом люди, имеющие городскую прописку и предъявляющие более высокие требования к характеру будущей работы, почти не обращаются на сельский рынок. А на городском рынке (за исключением нескольких маленьких приморских городков) люди с сельской пропиской могут лишь в редких случаях найти себе работу.

Рынок труда в городах тоже разделен на два сектора: государственный и негосударственный. Хотя в Китае эти секторы рынка труда имеют некоторые общие черты, однако нет единой системы оплаты труда, системы отбора персонала, системы социального обеспечения. Имеются различия в соотношении спроса и предложения рабочей силы. В связи с этим политика, направленная на урегулирование спроса и предложения на рынке труда, в некоторых случаях не приносит положительных результатов, а иногда дает даже отрицательный эффект. Например, для того, чтобы уволенные работники государственных предприятий имели больше шансов на трудоустройство, в некоторых городах принимались меры по ограничению миграции крестьян в города; однако бывшие работники государственных предприятий предпочитали безработицу, чем занятость на более тяжелых и низкооплачиваемых работах и т.д. Меры по ограничению занятости крестьян в городах не облегчили ситуации с трудоустройством уволенных работников государственных предприятий, а, наоборот, привели к тому, что кое-где возник даже дефицит предложения рабочей силы.

Влияние замедления экономического роста на занятость. Обычно рост занятости пропорционален экономическому росту. С точки зрения тенденций перспективного развития, темпы экономического роста в Китае будут замедляться. Одна из причин этого - увеличение базисного значения ВВП. Так, например, в 1980 году базисное значение ВВП составляло 451,8 млрд. юаней. Его увеличение на несколько десятков миллиардов юаней обусловило 10%-ный экономический рост. В 1990 году ВВП Китая составлял 1859,8 млрд. юаней, т.е. для увеличения его на 10% требовался уже рост на 200 млрд. юаней. А в 2000 году ВВП достиг 8940,4 млрд. юаней, и его увеличение на 10% требует роста ВВП в абсолютном выражении уже на 900 млрд. юаней. Второй причиной замедления экономического роста является переход от дефицитной экономики к избыточной. Эта причина заставила Китай отказаться от прежней модели развития, которая характеризовалась "расширением производства и экстенсивным хозяйствованием", и перейти к модели развития, обеспечивающей качество и эффективность роста.

В настоящее время Китай переходит от высоких темпов экономического роста к средним темпам развития, при которых 8%-ный экономический рост уже считается высоким. Это подтверждают примеры индустриальных стран. Так, в течение 20 лет (с 1953 по 1973 год) среднегодовой темп роста ВВП в Республике Корея составлял 7,5%, в Гонконге - 8,0%, на Тайване - 8,2%, в Сингапуре (1960-1973 годы) - 9,3%; в высшей фазе экономического взлета с 1970 по 1980 год среднегодовой темп роста ВВП в Корее составил 10,1%, в Гонконге - 9,2%, на Тайване - 10,1% (1970-1981 годы); с 1980 по 1993 год в Республике Корея - 9,1%, в Гонконге - 6,5%, в Сингапуре - 6,9% .

В Китае с 1981 по 1990 год среднегодовой прирост ВВП составлял 9,3%; с 1991 по 2000 год - 9,9%, при этом среднегодовой прирост численности занятых составил 1,03%, т.е. в среднем каждый год прибавлялось более 7 миллионов новых рабочих мест. Предполагается, что в следующие 10 лет число рабочих мест каждый год в среднем будет увеличиваться лишь на 6 миллионов при 8%-ном росте ВВП. По существу, это - оптимистический прогноз.

Влияние регулирования отраслевой структуры и обновления технологии на занятость. Индустриализация привела к замене ручного труда техникой.

Однако нельзя делать вывод, что, "чем больше вклад техники и капитала в экономический рост, тем хуже ситуация в области безработицы", исходя из преимущества замены труда капиталом и техникой . Особенности "догоняющей экономики" и "раздробленного трудового рынка" в Китае привели к тому, что "негативные факторы" стали преобладающими, особенно во второй половине 90-х годов XX в., когда рабочая сила из сельского хозяйства переходит в несельскохозяйственную сферу. Но промышленность уже не привлекает новую рабочую силу, в ней происходит насыщение, сокращаются рабочие места. В сфере услуг, которой свойственны низкие темпы роста, трудно разместить дополнительную рабочую силу, которая переходит из сельского хозяйства и промышленности.

В действительности в начале 80-х годов XX века в Китае уже проявилась тенденция уменьшения коэффициента эластичности занятости по отношению к экономическому росту и капиталовложениям. С 1981 по 1990 год среднегодовой темп роста ВВП составил 9,3%, среднегодовой темп роста общих инвестиций в основные фонды составил 18,1%, среднегодовой темп роста занятых составил 3%, эластичность занятости по отношению к ВВП была равна 0,32, а эластичность занятости по отношению к инвестициям - 0,16. С 1991 по 2000 год ВВП каждый год увеличивался в среднем на 9,9%, величина общих инвестиций в основные фонды каждый год в среднем увеличивалась на 22,9%, а количество занятых каждый год в среднем увеличивалось лишь на 1,03%, эластичность занятости по отношению к ВВП уменьшилась до 0,10, эластичность занятости по отношению к инвестициям уменьшилась до 0,04.

Влияние роста предложения рабочей силы на занятость. Хотя в настоящее время рождаемость в Китае уже уменьшилась до 15,23% (1999 год), приблизившись к уровню многих развитых стран мира, но общая численность населения, в том числе населения в трудоспособном возрасте, еще имеет тенденцию к увеличению. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчин - с 16 до 59 лет; женщин - с 16 до 54 лет) в 1995 году составила 731 млн. человек, в 2000 году - 888 млн. человек, в 2010 году она увеличится до 910 млн. человек, а в 2016 году достигнет максимальной величины - 950 млн. человек. Уменьшение рождаемости в ближайшие годы скажется на уменьшении населения в трудоспособном возрасте лишь после 2016 года; только к 2030 году численность населения в трудоспособном возрасте будет соответствовать уровню 2000 года .

В 2003 году избыточное предложение рабочей силы в городах Китая будет еще выше, чем в предыдущие несколько лет. Рост ВВП в 2003 году составит 7-8%.

В городах число новых рабочих мест увеличится примерно на 4-6 млн.; кроме этого, будут освобождены около 3 млн. мест в связи с выходом работников на пенсии. Таким образом, общее число новых рабочих мест составит примерно 7-9 млн. Однако в 2003 году прирост численности городского населения, достигшего трудоспособного возраста, составит примерно 10 млн., т.е. численность новых безработных в 2003 году будет составлять 5-6 млн. человек (численность безработных в конце 2002 года составляла 1,29 млн. человек). Общее количество необходимых рабочих мест составит около 20 млн. В конечном счете избыточная рабочая сила в 2003 году в Китае только в городах достигнет 11-13 млн. человек.

Главные каналы поиска работы и предпочитаемые профессии при поиске работы. В бывшей системе плановой экономики Китая работа городским жителям предоставлялась главным образом правительственными организациями и предприятиями. По мере углубления экономической реформы каналы, по которым осуществляются поиски работы, стали более многообразными. Однако сеть общественной поддержки занятости еще несовершенна. Особенно это касается общественной поддержки трудоустройства безработных. В Китае не хватает опыта и не создана действенная официальная сеть общественной поддержки занятости. При поиске новой работы в большинстве случаев приходится опираться на помощь родственников и друзей, т.е. на неофициальную общественную сеть. По данным выборочного обследования безработных и их семей, которое было проведено группой изучения социально-экономических проблем Пекина в июне 1999 года, в процессе поиска работы 50,3% безработных опирались на рекомендации родственников, друзей и других структур неофициальных общественных организаций; 22,3% обращались в профессиональные агентства по трудоустройству, в центры по продвижению способных людей, к рекламе работодателей и т.п.; 10,8% опирались на рекомендации и помощь прежних организаций; 9,9% обращались к административному комитету улицы и сети местного самоуправления; только 2,3% искали работу через Центр обслуживания повторного трудоустройства и 4,4% - через прочие каналы . Это явление существует не только в Пекине. Обследование безработных, проведенное учеными в 4-х старых районах г. Гуанчжоу в провинции Гуандун, показало, что в процессе трудоустройства 47,9% безработных опирались на помощь родственников, друзей и других неофициальных структур. Поиски работы через профессиональные агентства по трудоустройству, рынки труда и рекламу работодателей осуществляли 17,2%. Через прежние организации работу искали 25,4%, через административные комитеты улиц и сеть местного самоуправления - 9,5% .

Важная роль, которую в процессе поиска работы играет связь с родственниками и друзьями, возможно, объясняется общественной структурой и традиционной культурой Китая, основой которых является семья. Но нестабильность рыночных каналов и отсутствие официальной системы трудоустройства в период перехода к рыночной экономике могут сыграть решающую роль. Для большинства безработных поиск работы через родственников и друзей - самый дешевый способ трудоустройства.

Однако не всегда общественная сеть, которая образуется через связи с родственниками и друзьями, эффективна для всех безработных. По результатам обследования, которое было проведено в г. Ухане, социальный статус родственников и друзей безработных оказывает очевидное положительное влияние на использование ими общественной сети в поиске работы. Но роль родственников и друзей в процессе трудоустройства безработных ограничена. Эта роль в большинстве случаев только увеличивала шансы безработных на получение работы. Основными факторами, которые влияли на тип полученной работы, были все же качественные показатели рабочей силы, т.е. уровень образования, профессиональные навыки и т.д.

С точки зрения предпочтений, большинство безработных намерены трудиться в государственном секторе, который обладает относительно развитой системой социального обеспечения; в негосударственном секторе уровень социального обеспечения более низкий. Однако почти половина рабочих мест, которые безработные считают подходящими для себя, в ходе реформы перешли в негосударственный сектор. По данным выборочного обследования безработных и их семей, которое было проведено группой изучения социально-экономических проблем г. Пекина в июне 1999 года, доля безработных, намеренных работать: 1) в государственном секторе составила 67,6%; 2) на коллективных предприятиях - 12,2%; 3) в области индивидуального предпринимательства - 10%; 4) на предприятиях с трехсторонними инвестициями - 5,4%; 5) на частных или индивидуальных предприятиях - 4,4%. Но реальная картина повторного трудоустройства была такова: доля безработных, которые нашли работу в государственном секторе, составила 33,1%; на коллективных предприятиях - 15,6%; в индивидуальном предпринимательстве - 20,3%; на частных или индивидуальных предприятиях - 18,2%; на предприятиях с трехсторонними инвестициями - 5,7%. 71,4% безработных считали, что самыми подходящими для них профессиями являются продавец, официант, простой конторщик, уборщик на предприятиях, водитель и т.д.

Рыночный принцип и принцип общественной стабильности. Безработица является неизбежным следствием рыночной реформы. Для того, чтобы государственные предприятия смогли стабильно развиваться в условиях усиливающейся с каждым днем рыночной конкуренции, необходимо сокращение работников и повышение эффективности труда. Однако увольнение приносит проблемы не только работникам, но и обществу. В прошлом в течение длительного времени государственные предприятия отвечали за занятость населения и стабильность в обществе. Проводимые преобразования государственных предприятий в Китае заключаются в том, чтобы постепенно снять социальные функции с государственных предприятий и передать их в специальные органы социального обеспечения. Однако процесс идет очень медленно. Анализ материалов обследования показал, что, с одной стороны, на уровне предприятий во время увольнения работников приходится соблюдать рыночный принцип. На слабых предприятиях, которые не могут погасить дебиторской задолженности, на которых производство полностью или частично приостановилось либо идет реформа собственности, число сокращенных работников больше. Для них шансов продолжить работу на прежних предприятиях очень мало. Иногда предприятия полностью закрываются и всех увольняют.

С другой стороны, внутри предприятий необходимо соблюдать принцип общественной стабильности и по-прежнему учитывать интересы работников. На многих предприятиях были выделены определенные категории работающих, по которым они не включались в списки для сокращения. Например, нельзя увольнять мужчин в возрасте старше 55 лет и женщин старше 50 лет, членов семей военных; может быть сокращен только один из работающих супругов и т.д. На практике занятым лицам старшего возраста и больным в большинстве случаев рекомендовалось "раньше уйти на пенсию" и "уйти на пенсию по инвалидности". Была проявлена большая забота о работниках, имеющих трудности в семье или не обладающих конкурентоспособностью на рынке труда.

Текущее состояние государственных предприятий является ключевым фактором, определяющим форму увольнения. На государственных предприятиях, где работники лучше обеспечены, сохраняется забота об их интересах. В целях стабилизации предприятий и общества, предпочитаются такие формы увольнения, как "полное трудоустройство сокращенных", "решение проблемы сокращенных внутри предприятий", "увольнение с выплатой денежных компенсаций" и т.д. А на предприятиях, где финансовое положение ухудшилось и нет средств для поддержания благосостояния работников, увольнение по рыночному принципу становится вынужденной мерой. В этом случае безработные, обладающие конкурентоспособностью (молодые, имеющие профессиональные навыки, имеющие широкие связи и т.д.), могут решить проблему трудоустройства за пределами прежнего предприятия.

Потенциальный объем спроса на рынке труда Китая. Исходя из показателей, которые характеризуют спрос на рабочую силу, напряженная обстановка в сфере занятости может сохраняться в течение длительного периода. И эта ситуация должна быть принята во внимание.

Среди факторов, определяющих рост спроса на рабочую силу, первым является показатель экономического роста, вторым - показатель изменения социально-экономической структуры. Исходя из показателей экономического роста (при расчете по среднегодовому темпу прироста ВВП, равному 7%, и коэффициенту эластичности занятости по нему 0,13), в период с 2000 по 2005 год ежегодно будет появляться около 6,5 млн. рабочих мест, что не будет удовлетворено дополнительным предложением на рынке труда, которое составляет в среднем 8 млн. человек в год. С другой стороны, исходя из показателей изменения социально-экономической структуры, потенциал увеличения спроса на рабочую силу еще велик.

Коэффициенты эластичности занятости в отдельных отраслях существенно отличаются. Начиная с 90-х годов, из-за сокращения абсолютной численности рабочих в сельском хозяйстве коэффициент эластичности занятости по отношению к росту сельского хозяйства все время был отрицательной величиной; коэффициент эластичности занятости по отношению к росту промышленности находился в интервале между 0,12 и 0,16; а коэффициент эластичности занятости по отношению к росту сферы услуг в среднем достигал 0,75. В настоящее время в Китае доля работающих в сфере услуг составляет меньше 30% (в развивающихся странах - в среднем около 40%, в Индии - 55%; в развитых странах - в среднем 70%, в США - 80%). Если бы доля занятых в сфере услуг Китая равнялась среднему уровню развивающихся стран, то это позволило бы создать около 90 млн. рабочих мест.

В настоящее время доля городского населения в Китае составляет около 35%, в то время как в других странах этот показатель составляет около 60% (а в некоторых странах - даже более 80%). Предполагаемое увеличение уровня урбанизации в Китае до 45% позволит в течение пяти лет (2001-2005 годы) создать в городах несколько десятков миллионов рабочих мест.

Кроме этого, стимулирование развития негосударственных предприятий тоже способствует увеличению потенциала спроса на рабочую силу. Большинство негосударственных предприятий являются средними или малыми. Они имеют многообразные каналы трудоустройства, гибкие способы занятости и относительно низкие требования при приеме на работу. Эти характеристики особо значимы для привлечения рабочей силы. В ближайшие несколько лет более 95% прироста новых рабочих мест в Китае будет опираться на развитие экономики в негосударственном секторе. Особое место в этом процессе будет принадлежать такой быстроразвивающейся отрасли, как информационная.

1 - Шицзе Иньхан. 1995 Нянь шицзе фачжань баогао (Доклад о мировом развитии в 1995 г.). Пекин: Чжунго цайцзин чубаньше, 1995.
2 - Белл Д. Хоугуне шехуэй де лайлинь: дуй шехуэй юйце де исян таньсо (Вступление в постиндустриальную эпоху). Пекин: Синьхуа Чубаньше, 1996.; Kijkin J. The End of Work: The Decline of Global Labor Force and the Dawn of the Post-Market Era. New York, Tarcher / Putnam, 1995.; Castells. M. The Rise of the Network Society // The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. Oxford, Blackwell, 1996.
3 - Лю Цзиныпап. XXI Шицзи Чжунго жэнько фачжань чяньцзин (Перспективы развития народонаселения Китая в XXI в.) // 2000 Нянь чжунго жэнько фачжань чяньцзин / Под ред. Жуй Синь. Пекин: Шехуэй кесюе уньсянь чубаньше, 2000.
4 - Ся Жун. Чжунго цзюе синши ижань яньц-зюнь (Серьезность ситуации о трудоустройстве в Китае) // 2000 Нянь чжунго жэнько фачжань чяньцзин / Под ред. Жуй Синь. Пекин: Шехуэй кесюе уньсянь чубаньше, 2000
5 - Бэйцзин ченши дяочадуй. Бэйцзинши сяган чжигун чжуанкуан яньцзю (Изучение положения безработных г. Пекина) // Чжунго Синьсибао. Пекин, 17.02.1999
6 - Цю Хайсюн, Чень Цзяньминь, Жзнь Янь. Шехуэй чжичи цзего де бяньхуа: цун июань дао доюань (Изменение структуры социальной поддержки: от однокомпонентной до многокомпонентной) // Шехуэйсюе яньцзю. Пекин, 1998. № 4

- 94.94 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. БАРНАУЛЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Барнаул, 2010

Введение………………………………………………………… ………………...3

Современное социально-экономическое состояние Китая…………………….4

Человеческие ресурсы Китая: основные проблемы……………………………6

Пути решения проблем занятости населения в КНР………………………….12

Заключение…………………………………………………… ………………….18

Список использованных источников и литературы…………………………..20

Приложения…………………………………………………… ………………...21

Введение

Гигантские ресурсы Китая – природные, демографические и цивилизационные – делают его сегодня одним из потенциальных лидеров мировой экономики. «Использовать древность во благо современности» - этот девиз, провозглашенный Мао Цзе Дуном, продолжает оставаться актуальным, поскольку он подчеркивает единство управленческой культуры Китая и современных требований мирового рынка, что выгодно и эффективно.

Огромные человеческие ресурсы Китая нуждаются в качественно новой, социологической оценке, позволяющей прогнозировать их видоизменение и развитие и рационально использовать традиционные китайские принципы управления в оптимальном сочетании с современными требованиями управленческой культуры.

В данной курсовой работе отражены основные проблемы занятости в современном Китае, которые обладают рядом специфических черт и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Речь идет, в первую очередь, о безработице и путях снижения ее уровня; во-вторых, о структуре занятости населения, характерной для КНР. Кроме того, в условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности страны является обеспечение высокого качества кадрового потенциала.

Таким образом, организация человеческих ресурсов в целях достижения максимальной эффективности управления государством, а также исследование человеческого капитала в Китайской Народной Республике и освещение проблемы занятости населения являются важнейшими задачами настоящей курсовой работы.

Современное социально-экономическое состояние КНР

Китайская Народная Республика в своем развитии, несмотря на коммунистическую идеологию, всегда опиралась на мощные ресурсы древнейшей китайской цивилизации и подходила к выбору инструментов реформ очень прагматично. Гигантские демографические, природные ресурсы Китая делает его одним из потенциальных лидеров мировой экономики, а продемонстрированная им в ходе реформ конца ХХ века динамика экономического развития позволяет прогнозировать его выход на лидирующие позиции уже к 2020-2030 гг.

Китай – это третье по величине государство после России и Канады. Площадь Китая – 9,572 млн. кв.км, население составляет – 1,205 млрд. человек. Китай разделен на 23 провинции, включая Тайвань, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзин, Чунцин) и 2 специальных административных района. Значительная часть населения КНР проживает в столице – Пекине – более 12,5 млн.человек, а также других крупных городах: Шанхай (7,86 млн. чел.), Тяньцзин (5,9 млн. чел.).

Следует помнить, что фактически «Большой Китай» состоит из трех частей. Во-первых, это Китайская Народная Республика (КНР), которая собственно и является основным и, как считают ее руководители, единственным китайским государством. Во-вторых, это Гонконг, ставший частью КНР в 1997 году, но в течение еще 50 лет сохраняющий статус автономии и собственное законодательство. В-третьих, это пока независимый Тайвань, на присоединении которого постоянно настаивает Пекин.

Природно-климатические ресурсы страны чрезвычайно разнообразны. Северо-западные окраины Китая богаты природными ископаемыми, в центре КНР протекает великая река Янцзы, на западе страны располагается высокое плоскогорье Тибет, которое часто называют «Крышей мира». На юге же Китай ограничивается горным хребтом Гималаев, где находится самая высокая в мире вершина, гора Эверест. Кроме того, Китай обладает земельными ресурсами, долгое время позволявшими ему осуществлять самодостаточное развитие. КНР входит в пятерку крупнейших мировых производителей свинца, цинка, алюминия, никеля и древесины. У страны имеются большие запасы нефти, угля и железной руды, однако многие из них находятся в труднодоступных местах. Земельные ресурсы позволяют полностью обеспечивать население продуктами питания. Китай является крупнейшим в мире производителем зерна, мяса, овощей и фруктов.

Китай занимает около 1/5 площади Азии. Это самая многонаселенная страна в мире. Всего в мире живет 1350 млн. китайцев, что в 1,5 раза больше, чем индусов, и примерно в 4 раза больше, чем англосаксов и арабов. Китайские диаспоры имеются почти во всех крупных странах мира. Они сохраняют свой национальный жизненный уклад, живут обособленно и сохраняют экономические связи с родиной. Это делает диаспору важнейшим фактором экономического развития Китая. КНР – весьма этнически однородное государство: 90% населения составляют собственно китайцы. Кроме того, в стране проживают представители примерно 50 других этнических групп, в том числе монголы, тибетцы, казахи и корейцы. Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания не только китайского правительства, но и всего мирового сообщества. Быстрый рост населения страны долгое время вызывал серьезные опасения, поэтому были приняты законы, призванные снизить уровень рождаемости.

Человеческие ресурсы Китая: основные проблемы

Как известно, Китай является самой многонаселенной страной на нашей планете. Так, с начала 50-х до конца 70-х годов прошлого века численность КНР увеличилась с 600 млн.человек до 1 млрд.человек, т.е. почти в 1,5 раза. Столь значительное и быстрое увеличение численности населения обернулось для страны серьезными проблемами в сфере занятости.

Правительство Китая, озабоченное стремительным ростом населения, провозгласило политику его «планового воспроизводства» и, пользуясь поддержкой народа, добилось позитивных результатов в стабилизации и прогнозируемости численности жителей. Вместе с тем очевидным является разрыв между количеством создаваемых рабочих мест и численностью трудоспособного населения. Назревающая кризисная ситуация – следствие резкого прироста населения, вступившего в возраст максимальной трудоспособности.

Перепись населения в Китае проводилась в 1953, 1964, 1982, 1990 и 2000 годах, что служит солидной базой для прослеживания его динамики (Приложение 1). Согласно проведенной в 1964 г. второй всеобщей переписи населения, в Китае насчитывалось 387,1 млн. человек трудоспособного возраста. В 1982 г. третья всеобщая перепись зафиксировала увеличение его численности до 621,6 млн., т.е. за 18 лет прирост трудоспособного населения составил 234,4 млн. человек (50,56%). По данным четвертой всеобщей переписи населения, в 1990 г. численность трудоспособного населения КНР достигла 757,6 млн. человек (17,1%). Пятая перепись населения показала, что прирост трудоспособного населения продолжился, хотя уже и не такими темпами, и составил 131,2 млн. человек.

Таким образом, темпы прироста населения трудоспособного возраста уменьшились, но абсолютные его показатели остаются высокими, поскольку базисная численность населения велика.

В 1964 г. численность населения составляла 694,6 млн., в 1982 г. – 1046 млн., в 2000 г. – 1267 млн., в 2006 г. – 1314 млн. человек. С 1964 г. по 1982 г. среднегодовой прирост рабочей силы достигал 3,36%, что выше прироста населения на 0,55%. С 1982 г. по 1990 г. этот показатель еще больше возрос, превысив прирост населения на 1,7%, а с 1991 г. по 2006 г. – на 0,31%.

Эти показатели свидетельствуют о том, что в последние годы численность граждан трудоспособного возраста увеличивалась быстрее, чем общий прирост населения. Поскольку со второй половины 70-х годов показатели рождаемости быстро снижались, темпы прироста населения уменьшались. Но в результате того, что лица, появившиеся на свет в период наиболее высокой рождаемости, в настоящее время достигли трудоспособного возраста, уровень предложения рабочей силы очень высокий.

На возрастную структуру трудоспособного населения влияет, как известно, динамика воспроизводства населения. На данном этапе отчетливо прослеживается общее снижение доли населения молодого и среднего возраста в составе трудоспособного населения.

Но нельзя сводить все кризисные явления в области занятости к одной лишь безработице, хотя этот аспект затрагивает наибольшее количество населения. Несмотря на то, что безработица, а следовательно, и высокая конкуренция на рынке труда, обеспечивает Китаю одно из важнейших его экономических преимуществ – низкие цены на выпускаемую продукцию из-за крайней дешевизны рабочей силы, ситуация в социальной сфере от этого постоянно ухудшается, наращивая потенциал для взрывов социального недовольства.

Хотя, если следовать официальной статистике, уровень безработицы не так уж и высок и составляет всего 4% (около 30 млн. человек). Но в свою очередь большинстве исследователей сходится на том, что статистические данные, характеризующие ситуацию в сфере трудоустройства, говорят лишь о состоянии проблемы среди городского населения Китая. Так, в 2007 г. количество занятого населения составило 769,9 млн. человек, из которых 38,1% являются лицами, работающими в городах, а 61,9% - сельские труженики (приложение 2, рис. 1).

Сам по себе состав работающего населения – только один из параметров, характеризующих трудовой потенциал страны. Для его качественной оценки важны состояние и уровень профессиональной подготовки населения страны. Профессиональный уровень населения – показатель, отражающий трудовой потенциал страны. В целом, в КНР он стал выше, чем 10 лет назад, но все еще недостаточно высок, что затрудняет освоение и использование экономических ресурсов, повышение эффективности народного хозяйства.

Так, в 2000 г. в расчете на 100 тыс. жителей только 3611 человек имели высшее образование. Несмотря на то, что с каждым годом число людей с высшим образованием увеличивалось, уровень неграмотности населения продолжает оставаться высоким. На данном этапе удельный вес высококвалифицированных рабочих не достигает и 4%, а удельный вес рабочих с начальной квалификацией составляет примерно 80%.

Сложная экономическая ситуация, дефицит многих естественных ресурсов, незавершенность формирования современной системы управления хозяйством – все это ограничивает возможности обеспечения эффективной занятости людей. Эти проблемы затрагивают почти все направления экономического развития КНР: от перехода на производство высокотехнологичной продукции до формирования новой финансовой системы. Решение указанного вопроса неминуемо должно сопровождаться модернизацией системы образования, изменением ключевых принципов китайского менеджмента, а также созданием соответствующей инфраструктуры, способствующей практической реализации знаний, умений и творческой деятельности данного квалифицированного персонала. Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы…………………………..20
Приложения……………………………………………………………………...21

Глава 17. Структура занятости (Хуа Иньчан)

Эволюция структуры занятости

Эволюция структуры занятости в Китае в целом характеризуется следующими чертами:

1. Абсолютный рост и относительное сокращение занятых в сельском хозяйстве. Численность занятых в сельском хозяйстве страны возросла со 173,17 млн. в 1952 г. до 294,26 млн. человек в 1978 г., т. е. на 70%. Однако удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых сократился с 84% в 1952 г. до 74% в 1978 г., т. е. на 10%. Среднегодовое сокращение составило 4‰ по сравнению с 5‰ в среднем по миру. Такой темп нельзя признать быстрым.

Условием перемещения рабочей силы из сельского хозяйства в несельскохозяйственные отрасли является повышение в больших размерах производительности сельскохозяйственного труда. В Китае стоимость валовой сельскохозяйственной продукции, произведенной каждым сельским тружеником, с 1952 по 1978 г. увеличилась только на 35%. В условиях сравнительно низкого уровня производительных сил в сельском хозяйстве темпы перемещения рабочей силы из сельского хозяйства не могут быть быстрыми, иначе в народном хозяйстве страны возникнут диспропорции. В 1958 г. наблюдался стремительный рост численности рабочих и служащих в секторе общенародной собственности (на 20,8 млн. человек). Значительное количество рабочей силы было отвлечено из сельского хозяйства на выплавку чугуна и стали и крупномасштабное капитальное строительство в деревне. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых сократился с 81,2% в 1957 г. до 58,2%, что вызвало нехватку рабочей силы в сельском хозяйстве, привело к резкому сокращению сельскохозяйственного производства и большим трудностям в снабжении городов. Государству пришлось в 1961 г. сначала сократить численность рабочих и служащих и, мобилизовав около 20 млн. рабочих и служащих, направить их в сельскохозяйственное производство, выправив тем самым трудную экономическую ситуацию того времени.

2. Сравнительно большой не только абсолютный, но и относительный рост занятых в промышленности, особенно в тяжелой. Количество трудящихся, занятых в китайской промышленности (включая рабочих и служащих, занятых на промышленных предприятиях общенародной и коллективной форм собственности в городе и деревне), выросло с 12,4 млн. в 1952 г. до 50,08 млн. человек в 1978 г., т. е. в четыре раза. Удельный вес тружеников промышленности в общем количестве занятых также повысился - с 6% в 1952 г. до 12,6% в 1978 г.; число занятых в тяжелой промышленности выросло с 3,72 млн. до 31,83 млн. человек, т. е. в 8,5 раза, в легкой промышленности - с 8,74 млн. до 18,25 млн. человек, т. е. в 2,2 раза. Это вызвало изменения внутриотраслевой структуры промышленности, соотношение по занятым в тяжелой и легкой промышленности изменилось с 30: 70 в 1952 г. на 64: 36 в 1978 г., т. е. стало фактически обратным.

По мере развития промышленности, естественно, происходит постепенный рост количества занятых в промышленности, и в еще большей степени - в тяжелой. При этом, однако, должно быть гарантировано непрерывное повышение производительности труда. Среднегодовой прирост производительности труда на промышленных предприятиях общенародной формы собственности с 1950 по 1978 г. составил 4,6%, в этот период было 10 лет, когда он снижался. Производительность труда в некоторых отраслях тяжелой индустрии, например металлургической и угольной, на протяжении 10-20 лет находилась в состоянии полного застоя; по сравнению с другими странами отличия здесь весьма велики. Отрасли тяжелой промышленности поглотили огромное количество финансовых, материальных и трудовых ресурсов, но не смогли обеспечить повышения производительности труда.

3. Занятость в капитальном строительстве, на транспорте, в связи, городском коммунальном хозяйстве росла разными темпами. Численность рабочих и служащих в государственном капитальном строительстве увеличилась с 1,04 млн. в 1952 г. до 5,83 млн. человек в 1978 г., их удельный вес в общем количестве занятых в государственном секторе вырос с 6,6 до 8,9%, занятых на государственном транспорте и в связи - соответственно с 1,13 млн. до 4,1 млн. человек, их удельный вес в общем количестве государственных рабочих и служащих снизился с 7,1 до 6,3%, занятых в городском коммунальном хозяйстве общенародной собственности - с 40 тыс. в 1952 г. до 780 тыс. в 1978 г., а их удельный вес в общем количестве занятых в общенародной собственности также повысился - с 0,3 до 1,2%.

4. Количество занятых в сфере торговли и услуг, науки, культуры, образования, здравоохранения, финансов при абсолютном росте относительно сокращалось. Количество рабочих и служащих, занятых в сфере торговли, питания, услуг, выросло с 2,92 млн. в 1952 г. до 7,84 млн. человек в 1978 г., т. е. в 2,7 раза, но их удельный вес в общем числе государственных рабочих и служащих снизился с 18,5 до 11,9%, занятых в отраслях науки, культуры и образования, здравоохранения - соответственно с 2,39 млн. до 8,44 млн. человек, т. е. в 3,5 раза, однако их удельный вес в общем числе рабочих и служащих, занятых в сфере общенародной собственности, сократился с 15,1 до 12,9%, занятых в сфере государственных финансов - с 340 тыс. в 1952 г. до 380 тыс. человек в 1978 г., т. е. на 12%; их доля в общем числе рабочих и служащих, занятых на предприятиях общенародной собственности, сократилась с 2,2 до 0,6%.

Занятость и безработица в Китае, Японии и России



Традиционно важным показателем успешного развития страны считается занятость населения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн. человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8 млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности и строительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн. человек.

Официальная безработица в городе в 2005 г. составляла 4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%, затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5 и 8,4%. По международным стандартам безработица не должна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживается полная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровень безработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всего населения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированные как безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган») получают пособие по безработице, но не входят в категорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе есть еще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», ни в «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числу городских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городе безработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца после увольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти люди перестают числиться безработными и больше не получают пособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такая политика направлена на стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенные с государственных предприятий). Обеспечение работой людей, перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием «системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особым явлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15 лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%, в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%. В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочих мест избыточной рабочей силе из деревни - третьей категории, которая пополняет армию неработающих. Впрочем, уже сейчас безземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всей страны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграция прибыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов, потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанного капитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если еще учесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из дома до места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. С другой стороны, мигранты из деревни не имеют никаких гарантий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на одной стройке, не знают, придется ли искать новую работу или пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. У исследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица


Социальное обеспечение в Китае


Развитие системы социального обеспечения напрямую связано с безработицей и появлением вследствие ее социально незащищенного населения. В 2002 г. впервые в Китае появился термин «социально незащищенное население». К нему были отнесены четыре группы: 1) «сяган»; 2) люди «вне системы» (предприятий), не занятые на государственных предприятиях и соответственно не получающие никакой поддержки в случае увольнения или наступления нетрудоспособности. Сюда же, видимо, можно отнести инвалидов, детей-сирот; 3) сельские работники в городах; 4) досрочно вышедшие на пенсию работники в «системе (государственных) предприятий».

Рассматривая современную систему социального страхования, следует отметить, что не все группы социально незащищенного населения охвачены ею, и то в основном только в городах. В настоящее время она имеет четыре уровня:

1. Социальное страхование по безработице, по старости, медицинское страхование.

2. Обеспечение образованием, пособия инвалидам и несовершеннолетним.

3. Обеспечение прожиточного минимума.

4. Социальная помощь - льготы отдельным слоям населения. Рассмотрим два из них - социальное страхование и обеспечение прожиточного минимума.

Система соцобеспечения в Китае была заложена Конституцией 1951 г., но ее практическое формирование началось во время седьмой пятилетки 1986-1990 гг. Судя по законодательству, решением проблемы соцобеспечения стали серьезно заниматься с 1990-х годов. «Положением о страховании по безработице», «Временным положением о взносах социального страхования», «Положением о прожиточном минимуме жителей городов» была сформирована юридическая база системы социального обеспечения.

Что касается пенсионного обеспечения, то здесь есть четкое подразделение на работников государственных и негосударственных предприятий. Официальные источники утверждают, что системой пенсионного страхования охвачены не только государственные предприятия, но и 51,5% предприятий коллективной собственности, 34,2% предприятий других видов собственности. В 2005 г. в городах в системе социального страхования по старости зафиксировано 174 млн. человек, из них работающие составляют 131 млн. человек, пенсионеры около 43 млн. В 1998 г. это было 85 млн. работников предприятий и 27,3 млн. пенсионеров. В 2002 г. 99,9 % пенсионеров госпредприятий своевременно и в полном объеме получали пенсии по старости.

Ныне в Китае действует система пенсионных взносов. Пенсия складывается из взносов предприятия в размере 20% от фонда зарплаты и 8% заработной платы самого работника. Сумма пенсии зависит от места работы, постановлений местных правительств. Работники закрывшихся предприятий обеспечиваются пенсиями в соответствии с прожиточным минимумом местной администрацией.

Пособие по безработице выдается официально зарегистрированным в городе безработным, находящимся в поисках работы. Пособие по безработице ниже минимального размера оплаты труда, но выше прожиточного минимума, самый длительный срок получения пособия по безработице - 24 месяца. Система страхования по безработице в 2002 г. в городе распространилась на 103 млн. человек (в 1998 г. этот показатель был 79 млн. человек).

Медицинское страхование также производится из фондов накопления самого работника и его предприятия (для работника не более 2% заработной платы, для предприятия - не более 6% от общего фонда заработной платы). Данная система действует для работников в городах. В 2005 г. ею было охвачено 137 млн. человек, что больше, чем в предыдущем году, на 13 млн. В 1998 г. численность работников, имевших базовое медицинское страхование, составляла меньше 19 млн. человек.

Система прожиточного минимума введена только для городских жителей. Прожиточный минимум установлен по стандартам Всемирного банка. В соответствии с обменным курсом он должен быть около 250 юаней в месяц на человека. По паритетам покупательной способности - около 60 юаней. Согласно официальным данным на конец февраля 2002 г., более 13 млн. человек по всей стране были обеспечены пособием прожиточного минимума. В 2005 г. 22,3 млн. человек в городах и поселках получали пособие прожиточного минимума. Для сравнения: в 1998 г. - 1,8 млн.

Уровень пособия прожиточного минимума дифференцирован по различным городам. В 1993 г. Шанхай первым в Китае ввел пособие прожиточного минимума, которое выплачивалось малообеспеченным городским жителям из числа занятых, безработных и пенсионеров. В этом городе ежемесячное пособие на человека составляет примерно 280 юаней. В других городах центрального подчинения (кроме Чунцина) и пяти городах, выделенных планом, прожиточный минимум составляет 200-319 юаней, в Чунцине и административных центрах 23 провинций - 140-200 юаней, в городах районного уровня - 110-140 юаней, в городах уездного уровня - 78-110 юаней.

Обеспеченность социально незащищенных слоев населения, главные из которых - пенсионеры и безработные, пожалуй, один из важнейших критериев состояния общества, следовательно и экономического развития. В Китае эта сфера недостаточно развита. Правительству еще предстоит серьезная работа в области усовершенствования системы социальных гарантий в масштабах всей страны.



Новое на рынке труда и в управлении рабочей силой в Японии


Те огромные изменения, которые произошли в экономике Японии в течение XX века, казалось, совсем не затронули область труда и трудовых отношений. Практически до конца столетия рыночные отношения здесь находились в зачаточном состоянии. Крупный бизнес по существу монополизировал значительную часть рабочей силы, как бы «закрыл» ее от внешнего мира с помощью особой формы долговременной занятости - так называемой системы пожизненного найма. Важнейшим следствием пожизненного найма стала разделенность рынка труда на две части - закрытую и открытую, в пределах которых рабочая сила была поставлена в различные условия с точки зрения стабильности найма. На закрытом рынке мобильность рабочей силы осуществляется в пределах системы управления каждой фирмы. В силу значительной взаимосвязанности крупных японских компаний эти системы взаимодействовали друг с другом, образуя условно единый закрытый рынок труда.

Другая часть рынка труда обслуживала мелкий и средний бизнес. Здесь рабочая сила не была столь строго привязана к какой-нибудь одной фирме, и ее мобильность не сдерживалась рамками отдельных компаний. Этот рынок труда принято называть открытым. Однако разделение рынка труда на открытый и закрытый носило довольно условный характер, потому что мелкий бизнес, использующий открытый рынок труда, также попадал в сферу влияния крупного. Несмотря на значительные различия и существование между этими двумя частями рынка труда вполне определенной границы, они были неразрывно связаны друг с другом.

Открытый рынок в Японии всегда представлял собой своеобразный анклав рабочей силы «второго сорта», которой уготовано периферийное положение. Напротив, той части рабочей силы, которая попадала на закрытый рынок, были обеспечены разнообразные привилегии и, прежде всего, привилегии самой занятости. Привилегированное положение закрытого рынка по отношению к открытому, доминирование над ним всегда поддерживало и японское государство.

В функционирование закрытого рынка труда государство практически никогда не вмешивалось. До сих пор здесь действуют особые системы трудоустройства и профессионального обучения, которые контролируются самими компаниями. Открытый рынок труда, напротив, традиционно довольно жестко регулировался государством. Так, государство «из-за потенциальной возможности значительных злоупотреблений» не допускало частный бизнес в область трудоустройства рабочей силы, вращающейся на этом рынке, и он оставался в зачаточном состоянии. Монопольное право на посреднические услуги в области трудоустройства принадлежало государственной службе занятости (Public Employment Service Office - PESO).

К началу XXI века открытый рынок труда в Японии все еще продолжал представлять собой сферу низко-квалифицированного, периферийного труда, для которого были характерны специфические формы занятости, прежде всего частичная занятость.

Частичная занятость стала бурно развиваться в Японии в 70-е и, особенно, в 80-е годы прошлого века под влиянием осложнения социально-экономического положения в стране и с возникновением угрозы повышения уровня безработицы, когда стало сокращаться число постоянных рабочих мест. Эта форма занятости постепенно приобретала среди женщин особую популярность. К концу 80-х годов в Японии насчитывалось более 5 млн. частично занятых работников, что составляло примерно 12% от общей численности лиц наемного труда. В общем числе частично занятых около 70% приходилось на женщин.

Традиционно рабочие места на условиях частичной занятости предлагались также и там, где от исполнителей не требовался высокий уровень квалификации. Особое распространение частичная занятость получила прежде всего в сфере услуг. Эта форма занятости отличалась большой гибкостью и могла быстро реагировать на еженедельные и даже на ежедневные изменения в спросе на рынке труда. Однако постепенно спрос на частичную занятость стали предъявлять и другие отрасли экономики, даже высокотехнологичные отрасли промышленности и производства, а также сфера образования, науки, социального обслуживания. Среди частично занятых появляются специалисты с высшим образованием и «специализированные работники», труд которых требовал определенных навыков и подчас большой предварительной профессиональной подготовки.

Самая характерная черта, которая сформировалась в институте частичной занятости в Японии, связана с продолжительностью рабочего времени. В отношении частично занятых приемлема обычная для японских компаний практика привлечения персонала к сверхурочным работам, что закреплялось даже в трудовом договоре в качестве одного из обязательных условий найма. Такое положение практически размывало суть самого понятия «частичная занятость» и стирало принципиальные типологические отличия этого явления от полной занятости.

При большой продолжительности рабочего времени практически все фирмы предлагали лишь почасовую оплату труда, что автоматически означало отсутствие всяких дополнительных видов поощрений, весьма распространенных в японских фирмах в отношении постоянного персонала и составляющих до 50% в общей сумме его заработка. Наоборот, здесь наблюдалось большое единообразие условий, поскольку в этом вопросе компании проявляли большую солидарность. Обычно вопросы об определении формы и уровня оплаты труда частично занятых все компании согласовывали друг с другом, что превращало работодателей на рынке частичной занятости в монополистов.

Статус частично занятых закреплялся в индивидуальном договоре, и дискриминационные условия использования их труда сочетались с лишением гарантий в области найма и социальных прав, положенных постоянным работникам.

В настоящее время условия функционирования крупного японского бизнеса с его традиционной опорой на собственный, внутренний, рынок труда меняются. В последние полтора - два десятилетия в Японии на этот процесс оказывают влияние факторы, носящие структурный, непреходящий характер и вызывающие кардинальные изменения в сложившейся действительности. Среди этих факторов - перестройка производственно-экономической структуры в условиях глобализации экономики, формирование информационного общества, быстрое старение населения, индивидуализация и диверсификация рынка труда.

Большие изменения в систему трудовых отношений вносит возникновение новых качественных характеристик рабочей силы, усилившийся переход от «коллективного труда» к «индивидуальному». На рынок труда Японии в качестве самостоятельного субъекта трудовых отношений все более решительно выходит отдельный, часто высококвалифицированный работник, пытающийся противопоставить свои интересы интересам работодателя. Особенно изменилась молодежь, которая уже не связывает всю свою трудовую жизнь с одним работодателем, как прежде.

Государственная система трудоустройства не справляется со своими функциями, деятельность PESO во многих случаях перестает удовлетворять потребности рынка труда. В настоящее время даже посреднические услуги PESO по сведению субъектов рынка труда друг с другом нельзя считать полноценными и достаточными в регулировании рынка, поскольку из сферы их внимания выпадают целые области трудовой деятельности, профессий и категорий занятости, представители которых все активнее выходят на открытый рынок труда. Все больше и больше предприятий и наемных работников переставали обращаться к PESO и начинали пользоваться другими источниками информации, в том числе СМИ.

Хотя новому закону предстояло обеспечить большую свободу действий для частного сектора, роль системы PESO, по мнению специалистов, должна была оставаться ключевой на поле посреднических услуг и в качестве таковой организовать широкий и всесторонний мониторинг показателей рынка труда и обеспечивать помощь как компаниям, так и рабочей силе.

Введение альтернативных форм посреднических услуг было решено проводить поэтапно, чтобы радикальная перестройка существующей системы трудоустройства не привела к ее полному разрушению. На первом этапе, в 1985 г., был принят давно ожидаемый Закон о перенайме рабочей силы, который, наконец, позволил частным агентствам заниматься трудоустройством населения. На основании специально выдаваемого разрешения или путем подачи отчета инспекционной службе Министерства труда такие компании получали право на лизинг рабочей силы, т.е. на ее наем с последующим предоставлением в распоряжение другого работодателя.

Закон строго определил сферу деятельности частных посреднических компаний, указав, какие именно виды деятельности могут быть объектом лизинга. Сроки контракта на условиях поднайма через лизинговые предприятия не ограничивались. Это повышало статус нанимаемых, приравнивая его к статусу постоянных работников, что также влияло на их уровень возможного заработка и на степень социальных гарантий. Неограниченный срок трудового договора автоматически давал право на страхование по безработице, медицинское и пенсионное страхование.

Такое положение перенанятой рабочей силы, предложенное законом, отличалось в лучшую сторону от положения соответствующих контингентов в тех странах, где лизинговый бизнес в области труда (так называемые предприятия временной работы - ПВР) получил довольно широкое распространение еще в 70-е годы прошлого столетия. В отличие от Японии там этот бизнес практически не ограничивается законодательством с точки зрения охвата им рынка труда.

Особенно широко перенаем рабочей силы стал практиковаться в Японии в послевоенный период XX века. После нефтесырьевых кризисов 1970-х годов он был хорошо известен крупному бизнесу как средство сохранения системы пожизненного найма. В виде довольно развитого механизма он обеспечивал перемещение рабочей силы в пределах закрытого рынка труда и стал его необходимой частью.

С середины 1970-х годов, когда компании столкнулись с необходимостью масштабных перестроек в бизнесе, «делегирование» кадров из одних секторов бизнеса, обычно находящихся в упадке, в другие, более успешные, приобрело широкие масштабы и систематический характер. Эти перемещения не ограничивались рамками головной компании, а распространялись на все ее филиалы и даже на субконтракторов. Основной причиной такого явления было стремление компаний сохранить принципы пожизненного найма в отношении своего кадрового ядра в условиях низких темпов роста и структурной перестройки экономики страны.

Значение этого закона состоит в том, что с его помощью потенциально обеспечивался выход на открытый рынок квалифицированной рабочей силы, не находящей спроса на крупных предприятиях. После легализации деятельности частных агентств по трудоустройству положение перенанятого персонала на рынке труда заметно улучшилось.

В 90-е годы минувшего века вопрос о развитии рынка труда перешел в иную, более прагматичную плоскость, чему немало способствовало ухудшение социально-экономической ситуации. Быстро ослабевал законодательный запрет на увольнения персонала и государственный контроль за исполнением этого запрета. Рост безработицы среди служащих крупных компаний, особенно среди лиц средних и старших возрастов, настолько продвинул вперед проблему развития открытого рынка труда, что она стала рассматриваться в качестве «одной из важнейших задач всей политики японского правительства по дерегулированию экономики».

В 1999 г. частным предприятиям, занимающимся перенаймом рабочей силы, разрешили деятельность по широкому кругу профессий и трудовых занятий. Запрет касался лишь некоторых видов работ, связанных с портовым транспортом, со строительством и охранной деятельностью. Порядок получения лицензий был существенно упрощен. Вместе с тем деятельность этих предприятий подчинили определенным правилам надзора и ограничениям со стороны Министерства труда. За нарушение установленного порядка предусматривалась система административных наказаний.

Изменения, внесенные в трудовое законодательство в 1999 г., для развития открытого рынка труда считаются настолько большими, что часто называются его реформой. Однако цели, которые изначально были направлены на дерегулирование рынка труда, все еще не были достигнуты. Полная либерализация рынка труда, снявшая все ограничения на деятельность коммерческих агентств по трудоустройству и на все виды трудовой деятельности, была достигнута в Японии лишь в 2004 г.

Поскольку коммерческие агентства принимают на себя расходы по подбору кадров, их обучению и социальной защите, компании, прибегающие к лизингу, существенно сокращают свои затраты на рабочую силу. По данным Министерства труда, в 2003 г. численность такой рабочей силы составила 1,79 млн. человек, что почти на треть больше по сравнению с предыдущим годом.

В настоящее время около трети японских фирм используют персонал, полученный через лизинг, в целях, уже напрямую связанных с решением основных и специализированных задач. По данным Министерства труда, обследованные в 2003 г. компании в качестве основных причин, по которым они используют временный персонал, называли стремление иметь под рукой достаточно компетентных работников для исполнения основных (39,6% ответа) и специализированных функций (25,9% ответа). Это свидетельствует о том, что значение временного персонала в фирмах повышается. Одновременно перед компаниями со всей очевидностью встает задача воспринимать этот персонал точно так же, как и основной контингент, т.е. как равноценный объект управления, обладающий высоким уровнем трудовой мотивации, необходимой квалификацией и нуждающийся в соответствующей компенсации труда.

Трудности управления такой рабочей силой обусловлены двумя обстоятельствами. Первое из них связано с тем, что такой персонал нанимают сразу два работодателя. Один из них - это коммерческое агентство, которое принимает человека на работу номинально, не предоставляя рабочего места. Другой работодатель (производственная, торговая или другая фирма) берет его у агентства «взаймы», чтобы пользоваться его трудом фактически. Поскольку управленческие функции по условиям действия такой модели дублируются двумя не связанными между собой работодателями, во всех областях управления возникают постоянные нестыковки и несоответствия.

Другое обстоятельство, вызывающее проблемы в области управления временным персоналом, имеет прямое отношение к срокам его использования. Как известно, с временным персоналом в Японии, в отличие от постоянного, заключаются договоры со строго установленным сроком действия. Имея в виду, что рано или поздно такой персонал будет уволен, работодатель (в данном случае оба работодателя) избегает брать на себя лишние обязательства в отношении него. В результате, какую бы ценность собой ни представляла рабочая сила, нанятая на условиях лизинга, те противоречия, которые возникают в результате ее двойного подчинения, не могут не усиливаться из-за временного статуса. Это неизменно отражается на эффективности управления временным персоналом.

Квалификацию персонала в японских фирмах принято подразделять на два уровня. На первом уровне предъявляются требования к таким способностям и умениям работника, которые позволяют ему исполнять производственные задачи, более или менее общие для широкого круга компаний. Второй уровень предполагает, что работник может выполнять работы, специфичные для какого-то конкретного бизнеса, часто для какой-то одной компании. Эта квалификация требует детальных знаний конкретного производства или другого вида деятельности этой компании. Для обретения такого уровня квалификации работнику необходимо адаптироваться к комплексу условий, сложившихся в данном бизнесе.

Современная система стимулирования труда в японских компаниях уже во многом организуется на тех же принципах, что и во всем мире. При исчислении заработка постепенно снижается значение таких традиционных для Японии факторов, как возраст и стаж работника. На первый план постепенно выходит оценка результатов труда, способностей персонала, их квалификации, отношения к труду. Процесс стимулирования труда выступает в двуединстве его основных составляющих - оценки вложенного труда по совокупности влияющих на него факторов, с одной стороны, и вознаграждения по результатам этой оценки - с другой. Трудовая мотивация персонала в условиях такой системы стимулирования зависит не только от размера непосредственного вознаграждения, но и от характера труда, разрешенного к исполнению и опосредованно влияющего на уровень оплаты.

В сложившейся системе стимулирования труда временных работников, используемых по лизингу, ввиду наличия двух работодателей неразделимые по сути функции стимулирования труда были разделены. Размер оплаты и распределение рабочей силы по компаниям и видам работ осуществляют агентства по трудоустройству, в ведении которых находится функция поиска и отбора кадров. Оценку вложенного труда осуществляет, напротив, клиентская фирма, поскольку лишь здесь возможно отследить поведение работника в процессе труда, оценить его отношение к нему, с наибольшей точностью определить меру этого труда и получить всю прочую информацию, касающуюся этого вопроса. Сведения о результатах оценки труда работника фирма подает в агентство по трудоустройству, и этим ее участие в стимулировании его труда ограничивается.

Сложившееся в настоящее время отношение работодателей к проблеме стимулирования персонала, используемого на условиях лизинга, не может не отражаться самым пагубным образом на трудовой мотивации. Всячески понуждаемые фирмами к высокой трудовой отдаче, такие работники считают себя вправе получать соответствующее вознаграждение и рассчитывают как минимум на возобновление трудового договора. Однако, убедившись в несостоятельности своих ожиданий, они постепенно теряют интерес к труду и становятся апатичными, малоинициативными статистами, пригодными к исполнению лишь самых рутинных функций.

Главной предпосылкой к решению проблем управления рабочей силой, поступающей с открытого рынка труда, на взгляд ряда японских ученых, должно стать изменение отношения к ней со стороны бизнеса. Учитывая изменившиеся условия экономической деятельности на современном этапе, они призывают видеть в открытом рынке труда постоянный и надежный источник рабочей силы, перспективный для полноценного удовлетворения новых нужд бизнеса.

Как считают исследователи, занимавшиеся изучением проблемы эффективного использования временной рабочей силы в Японии в современных условиях, ее решение ввиду комплексности и наличия многих разноплановых аспектов требует совместных усилий и принятия мер со стороны как бизнеса, так и посреднических структур по трудоустройству. Кроме того, необходимы также более решительные меры со стороны государства по дальнейшей либерализации рынка труда.


Перспективы развития российского рынка труда и пути усовершенствования его функционирования


В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на оптимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

С переходом страны на ступень развития рыночной экономики возникли изменения в жизни общества в целом и отдельных ее отраслях. В частности, произошли изменения и на рынке труда, что привело к возникновению ряда проблем.

Безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Особенно важной является социальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Как собственник уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. А также следует улучшить функционирование фондов социального страхования путем стабильной выплаты социальных пособий по безработице, повышением прожиточного минимума, учитывая инфляционные процессы. Говоря о функционировании пенсионного фонда, следует отметить необходимость повышения доли отчислений от заработной платы работника.

Также следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

Эффективно на функционирование рынка труда повлияет привлечение инвестиций со стороны государства.

Вследствие недостаточно эффективной работы службы занятости наблюдается рост численности незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Также следует изменить политику занятости в отношении к требованиям, предъявляемым к работнику. Прежде всего, следует обращать внимание на квалификацию и образование работника, хотя в настоящее время для нашей страны одним из главных требований при трудоустройстве является стаж работника, а также его возраст, что зачастую является преградой в поисках работы.

Список литературы

1. Макарова Э. А. Социальное обеспечение // Труд за рубежом. 2007. № 4(76).

2. Макарова Э. А. Занятость и безработица // Труд за рубежом. 2006. № 4(72).

3. Аюшиева Е.Б. Реформа социальной сферы: проблемы и последствия реализации // Труд и социальные отношения. 2007. №3(39).

4. Макарова Э. А. Зависимость от пособий и трудоустройство в Китае // Труд за рубежом. 2009. № 2(74).

5. Макарова Э. А. Рынок труда в Японии // Труд за рубежом. 2007. № 3(75).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С января по сентябрь текущего года количество работающего в китайских городах населения увеличилось на 10 млн 660 тыс человек. Это означает, что установленная в начале года цель годового увеличения занятости в городах на 9 миллионов была достигнута досрочно. Об этом на днях сообщил официальный представитель Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения Инь Чэнцзи на очередной пресс-конференции.

Директор исследовательского института Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения Мо Жун отметил, что большой масштаб китайской экономики обеспечил стабильность уровня занятости даже в условиях замедления экономического роста.

"В 2012 году общий объем китайской экономики превысил 50 трлн юаней, и даже при 8-процентном росте ВВП, прирост составит 4 трлн юаней, -- сказал Мо Жун. -- А при объеме экономики в 40 трлн юаней для достижения прироста в 4 трлн необходим 10-процентный рост ВВП".

С увеличением объема экономики, даже при снижении темпов роста, прирост занятости будет оставаться стабильным.

Заместитель министра трудовых ресурсов и социального обеспечения Синь Чансин подчеркнул, что оптимизация экономической структуры также расширила возможности трудоустройства. С точки зрения отраслевой структуры, наиболее велик потенциал трудоустройства в сфере услуг. В третьем квартале текущего года этот сектор китайской экономики вырос на 8,4 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив показатели роста сельского хозяйства, промышленности и ВВП. Общий объем добавленной стоимости сферы услуг также превысил промышленный сектор, что активно стимулировало занятость.

Кроме того, начало проведения в этом году децентрализации системы органов управления, уменьшения вмешательства государства в экономику и других реформ способствовало бурному развитию частного сектора экономики с приростом занятости. В первом полугодии было зарегистрировано 985,3 тыс новых частных предприятий /увеличение на 8,59 процента по сравнению с аналогичным периодом минувшего года/. Число зарегистрированных за первые 6 месяцев это года индивидуальных торгово-промышленных хозяйств достигло 3 млн 895,8 тыс /увеличение на 7,26 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года/. Благодаря этому было создано большое количество рабочих мест.

Синь Чансин сказал, что согласованное развитие экономики регионов также способствует увеличению занятости населения. Что касается региональной структуры, то в наиболее развитом с точки зрения занятости населения восточном регионе экономика была достаточно стабильной. Уровень занятости в городах здесь повысился на 5 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост занятости в западных и центральных районах страны хотя и замедлился, но все же повысился по сравнению с прошлым годом на 1 и 6 проц соответственно.

"Структурные противоречия являются главной проблемой занятости населения в Китае, -- заявил Мо Жун. -- Особенно это стало заметно в текущем году: студенты не в состоянии найти работу, а предприятия -- квалифицированных работников".

По мнению специалистов, в последние годы структурные противоречия привели к тому, что выпускники некоторых специальностей столкнулись с перенасыщением рынка, предложение превысило спрос. Это может повлечь снижение заработной платы.

Перенасыщенность китайского рынка труда рабочей силой -- еще одна из существующих проблем. Синь Чансин заявил, что, начиная с 2012 года, количество трудоспособного населения уменьшилось более чем на 3 млн, однако это только что начавшееся снижение после достижения пика. Количество рабочей силы все еще велико. Согласно прогнозу, примерно к 2030 году число рабочей силы достигнет постоянного уровня в более чем 800 млн человек.

По мнению специалистов, у Китая уже есть определенный опыт по обеспечению работой уволенных с госпредприятий, и на сегодняшний момент основной задачей должно стать решение проблемы трудоустройства студентов.

Инь Чэнцзи сказал, что в настоящее время основным направлением работы Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения является предоставление услуг по трудоустройству безработных выпускников вузов, регистрация желающих трудоустроиться выпускников вузов,консультирование.

Он также отметил, что в следующем году трудоустройство выпускников вузов по-прежнему останется приоритетной задачей работы Министерства.

В то же время, Мо Жун обратил внимание на то, что для урегулирования структуры занятости необходимо в первую очередь развивать стратегически важные новейшие отрасли, создавать новые возможности для роста занятости, усиленно развивать передовые производственные отрасли и производство с применением новых высоких технологий, создавать современную сферу услуг, современное сельское хозяйство и др., разрабатывать более приспособленные для молодежи, особенно для выпускников вузов, программы трудоустройства.

С другой стороны, необходимо развивать систему профессиональной подготовки, пересмотреть кадровую структуру. В настоящее время спрос на студентов профессиональных академий и технических училищ очень высок, так что предприятиям приходится "бронировать" специалистов еще во время их обучения. Это свидетельствует о том, что предприятия нуждаются в большом количестве квалифицированных кадров, а значит, необходимо создать больше профессиональных училищ, готовить больше квалифицированных кадров. -0-