Эссе на тему: «Какой он – современный урок». Эссе "какой он-современный урок" Как я себе представляю идеальный урок

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 города Льгова»

"Каким должен быть эффективный урок "

Подготовила: Ковалева Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов.

Каким должен быть эффективный урок?

На этот вопрос нет единого мнения. На эту тему написано много статей,

докладов. С каждым годом в образовании меняются цели, содержание

образования, появляются новые технологии, методы обучения. Новые

изменения носят свою свежую струю, но урок всегда остается основной формой

обучения. Какие бы реформы и новации не вводились, только на уроке

встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Меня, как и любого учителя, волнует, как построить урок так, чтобы дети не

только овладевали знаниями, умениям, но и чтобы происходящее на уроке было

интересно, на уроке сохранялась творческая атмосфера. Что же влияет на

эффективность урока? Как сделать успешным урок? Из каких слагаемых

состоит современный успешный эффективный урок в начальной школе?

Хочется отдельно сказать о работе Н. Е. Щурковой «Когда урок воспитывает».

Н. Е. Щуркова рассматривает возможности нравственного воспитания

школьников непосредственно на уроке, в процессе обучения. Особое внимание

уделяетраскрытию нравственного потенциала урока, анализу взаимоотношений

учителя и учащихся, путям воздействия на становление нравственности

школьников»

Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание

образования: вариативные образовательные программы, новое поколение

учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы

позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.

Основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание,

сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между

пройденным и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в

уже известном, изученном. Традиционная тема может быть оригинально

решена, методически блестяще выстроена на ярком, интересном содержании.

При планировании процесса обучения я ориентируюсь, на новейшие передовые

технологии, на разнообразие видов деятельности, методов обучения, которые

позволят сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомительной.

На уроке непременно должна работать формула 5 “у” –учёба + удивление+

удовольствие + увлечение = успех.

Как же построить современный эффективный урок?

1.Четко определить тему урока;

2.выделить цель и построить задачи урока, доступные и понятные детям;

3.определить основные понятия, на которых будет базироваться урок;

4.определить, что должен запомнить ученик,что должен знать и применять

после урока;

5.определить, в каком объеме и какими порциями сообщать учащимся урок;

6.определить, какие интересные события и факты применить и рассказать

на уроке.

Обязательно надо применять разноуровневое обучение.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к

сложному».

Составить три набора заданий:

задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

задания, способствующие закреплению материала учеником.

Продумать «изюминку» урока.

Так что же еще для нас современный урок?

По словам Н.Е. Щурковой: “Современный урок –дитя современной культуры.

признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум

свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности

ценности достойной жизни.

Я считаю, что и слова Я.А. Коменского, обращенные к учителям до сих пор

звучат свежо и актуально: «Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для

учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером

бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах -

искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной

и общественной жизни».

Неоспоримо одно: урок должен быть одушевленным личностью учителя.

Учитель должен всегда быть примером поведения, подражания.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем- то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Современный урок –современный учитель...Учитель –какой он?

Учитель должен применять личностно- ориентированное обучение, которое

предлагает строить обучение в соответствии с принципом “развивающей

помощи”. Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать

за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную

активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и

отвечал за них. Использовать информационно- коммуникативные технологии,

здоровье сберегающие технологии, технологию проблемного обучения,

технологию проектной деятельности, игровые технологии, технологию

проблемного обучения. Освоение педагогами новых технологий в образовании -

залог успешного развития личностиребенка. Согласно стандартам нового

поколения учитель должен научить ребенка учиться, применять знания на

практике. Чтобы урок был интересным, учитель должен сам многому учиться,

ведь Ж. Жубер писал: "Обучать –значит вдвойне учиться". Открытый

современный урок является проблемным, уроком взаимодействия,

иллюстрацией системы работы научных позиций, технологических убеждений

педагога. В условиях действия новых стандартов во многом изменяется и

организация обучения. Новый стандарт ориентирован на метапредметные

знания и личностный результат. Отсюда следует возрастающая роль такой

формы образовательного процесса, как интегрированный урок.

За 28 лет работы в школе я заметила, что предметные программы в начальной

школе, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, по

предметному признаку, поэтому в своей работе я часто использую

интегрированные уроки, на которых стараюсь найти взаимосвязь с другими

предметами, ведь интегрированные уроки способствуют формированию

целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в

природе, обществе и мире в целом. Очень важно, что интегрированный урок не

исключает традиционной системы проведения уроков.

Интегрированный урок помогает решить следующие задачи, которые

трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

Развитие познавательной, творческой активности и самостоятельности

учащихся;

Развитие образного мышления;

Повышение мотивации учебной деятельности;

Показ метапредметных связей и их применение при решении

разнообразных задач;

Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями;

Исключается дублирование учебного материала, в результате снижение

нагрузки учащихся;

Интеграция обеспечивает благоприятный психологический климат на

Главной особенностью интегрированного урока являетсято, что такой

урок строится на основе какого- то одного предмета, который является

главным. Остальные интегрируемые с ним предметы помогают шире

изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого

предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения

полученных знаний на практике.

В своей работе я применяю такие формы уроков: урок- путешествие; урок-

урок- сочинение,урок –деловая или ролевая игра; комбинированный урок;

Изопыта моей работы по использованию в начальных классах технологии

межпредметной интеграции на примере уроков русского языка, литературного

чтения, технологии.

1.

музыки, ОПК, математики, литературного чтения.

Тема «Родительный падеж существительных множественного числа»

2.Интегрированный урок русского языка с элементами окружающего мира,

музыки, математики, литературного чтения.

Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

3. Интегрированный урок литературного чтенияс элементами окружающего

мира, музыки, русского языка.

Тема: « Лес, точно терем расписной» И. Бунин.

4. Интегрированный урок технологии с элементами литературного

чтения, окружающего мира, музыки, математики.

Тема: Поделки из природного материала. «В гостях у Берендея»

Панно из осенних листьев.

Эффективность урока.

Критерии

Конкретность поставленной цели и задачи

Создание ситуации успеха

Обучение через открытие

Демократичность и открытость

Результативность

Качество учебного материала

Формирование ключевых компетенций

Способность ученика проектировать свою деятельность

Разнообразие методов, приёмов

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по

изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения

истинной точки зрения.

Творчество

Педагог управляет проблемно –поисковой, творческой или

исследовательской деятельностью учащегося.

Условия, повышающие эффективность урока: педагогика сотрудничества.

сотрудничества, на основе которых он должен строиться, второе условие –

превращение урока в «урок развития», урок творчества. А что же такое

выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Созданию творческой

атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приёмы. Важным

приёмом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а

также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение.

Считаю, что любой урок будет эффективным, если создана доброжелательная

атмосфера, атмосфера доверия, взаимоуважения, если учащиеся видят в учителе

партнёра, готового поддержать, заметить даже малый успех и похвалить. В

поиске эффективных методов и форм обучения я пришла к выводу, что каждый

урок, каждый приём и метод обучения должен быть основан на познавательной

деятельности учащихся, чтобы ученики реже выступали в роли пассивных

слушателей, лишь воспринимающих информацию.

Используя в своей педагогической деятельности системно- деятельностный

подход для обучения учеников, я отметила для себя следующие основные пути

совершенствования урока в современной школе:

Усиление целенаправленной деятельности учителя и учащихся на уроке.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности

учащихся.

Анастасия Брятцева. Малаховка - центр, школа №56, город Люберцы, Московская область, Россия
Сочинение на английском языке с переводом (топик по английскому языку)

My ideal lesson of English language

A student`s personal view.

The ideal lesson of English language - for everybody it means different things. But everybody agrees, that the lesson must be interesting because in any other way it`ll be not useful. But also a teacher of this lesson has to know all about it and needs to be interested in it.

At school I study English language. I like it. We study grammar, listen to recording, answer questions and do other work just like it. However I can`t say that it`s very interesting, or exciting. It`s OK and not more, because at our lesson of English language we do the same work every lesson. I mean that reading texts, answering questions of course is good - it`s useful, thanks to it we develop memory, attention and etc. But from time to time we should make some conversations. It`s so interesting! To use grammar, speak more or less quickly, understand the interlocutor - and the conversations between pupils are great. Of course at first it`s very difficult to remember the grammar rules and speak about something. When pupils begin studying English language the first question that they have is "How to speak?"

Then about teachers. Of course the teachers are just people like students. They can be tired because of their work, they can have a bad mood, they can have their favourite students or pupils etc. However I think that it`s not very polite to let their feelings show. I think that at school a teacher must be a teacher, but in their own free time teacher can be a person he or she would like to be, - but not at school. And if a teacher has got bad moodor he or she is tired - it`s not a reason to leave us alone with an English books. We need a person, that will help us, if we have some problems or something else. And about favourite students this is not very pleasant. But just think about it, you were working hard, you were preparing for English lesson and at the lesson you`d like to demonstrate your knowledge and get a good mark and you`ll get it thanks to your hard work but the favourite student of your teacher will get the same good mark easily almost for nothing. In my mind it`s not fair.

Now about the literature that we use at the lesson. In most cases I think it`s old textbooks that were written by our Russian teachers of English. Maybe they are OK, but every language has got a possibility to change and English is no exception. Every time new words appear and life changes etc. Of course it`s difficult to follow these changes, sometimes it`s unreal, but we should follow it. Just imagine you are in England - you`d like to ask somebody about something and in your question you use a word that is not correct in this case. Of course, English people are polite and I think nobody will tell you that you are not right but I think you`ll agree with me that the feeling after this kind of communication will not be very pleasant for you.

So final words about the ideal lesson of English language: the lesson must be conducted by a really good teacher who uses up to date programmes and modern literature. Then it should be a lesson of real communication (speaking) which is necessary for all students.

Anastasia Briatseva (school pupil, Malachovka - centre, Moscow region).
The words and ideas in this article are purely my own. It does not represent City & Guilds in any way.

Личное представление ученика.

Идеальный урок английского языка - для всех это означает различные вещи. Но все соглашаются, что урок должен быть интересным, потому что иначе урок будет не продуктивным. Но также и учитель этого урока должен знать все об этом и должен интересоваться этим.

В школе я изучаю английский язык. Мне нравится это. Мы изучаем грамматику, слушаем аудиокассеты, отвечаем на вопросы и делаем другую работу точно такую же, как эта. Однако я не могу сказать, что это очень интересно, или захватывающее занятие. Это нормально и не более того, потому что на уроке английского языка мы делаем одну и ту же работу из урока в урок. Я имею в виду, что чтение текстов, отвечая на вопросы, конечно хорошо - это полезно, благодаря этому мы развиваем память, внимание и т.д. Но время от времени мы должны делать некоторые беседы. Это настолько интересно! Чтобы использовать грамматику, говорить более или менее быстро, понимать собеседника - беседы между учениками великолепны. Конечно, сначала очень трудно помнить правила грамматики и при этом выражать свои мысли. Когда ученики начинают изучать английский язык, первый вопрос, которым они задаются это, "Как говорить?"

Немного об учителях. Конечно учителя - такие же люди, как студенты. Они могут уставать из-за своей работы, у них может быть плохое настроение, у них могут быть свои любимые студенты или ученики и т.д. Однако, я думаю, что это не очень вежливо выставлять свои личные чувства и переживания на показ, то есть показывать их нам. Я думаю, что в школе учитель должен быть учителем, но в своё личное свободное время учитель может быть человеком, которым он или она хотел бы быть, - но не в школе. И если у учителя плохое настроение, или он или она устал - это не причина оставлять нас наедине с учебниками. Мы нуждаемся в человеке, который поможет нам, если у нас будут некоторые проблемы или что - то еще. И о любимых студентах, это не очень приятно. Но только подумайте, Вы упорно трудились, Вы готовились к уроку английского языка и на уроке Вы хотели бы продемонстрировать свои знания и получить хорошую оценку, и Вы получите её благодаря своей усердности, но любимый студент Вашего учителя получит ту же самую хорошую оценку гораздо легче, для него это не будет стоить ничего. Я считаю, что это не справедливо.

Теперь о литературе, которую мы используем на уроке. В большинстве случаев, я думаю, что это - старые учебники, которые были написаны нашими российскими учителями английского языка. Возможно они в порядке, но у каждого языка есть свойство меняться, и английский язык не исключение. Каждый раз появляются новые слова, и также меняется сама жизнь и т.д. Конечно, трудно следовать этими изменениями, иногда это нереально, но мы должны следовать им. Только представьте, что Вы находитесь в Англии - Вы хотели бы спросить кого-то о чем-то, и в Вашем вопросе Вы используете слово, которое в данном случае некорректно. Конечно, английские люди вежливы, и я думаю, что никто не скажет Вам, что Вы не правы, но я думаю, что Вы согласитесь со мной, что ощущения после такого общения будут не очень приятными для Вас.

Итак, заключительные слова об идеальном уроке английского языка: урок должен вести действительно хороший учитель, который использует современные программы и современную литературу. Тогда это должен быть урок реального общения (разговор), который необходим для всех студентов.

Анастасия Брятцева (ученица, Малаховка-центр, Московская область).
Слова и идеи в этом сочинении - просто мое собственное. Это не представляет City & Guilds в любом случае.

В марте этого года мы предложили нашим пользователям ответить на вопросы исследования . Более 500 педагогов приняли в нем участие, и сейчас мы готовы познакомить вас с результатами исследования. Итак, возможен ли идеальный урок? Кто способен его провести? А нужно ли?

Первым в исследовании стал вопрос «Может ли урок быть идеальным?»

Может ли - потому что любой педагог хорошо знает, что при всём стремлении к идеальности урока в реалиях педагогической практики необходимо понимать и принимать во внимание очень большое количество факторов, влияющих на то, как урок пройдет. Но, несмотря на то, что ответов для выбора на этот вопрос с утверждением «не может» было предложено всего два, а с утверждением «может» - пять, «не может» ответили 60, 5 процента участников.

Почему так произошло, участники исследования пояснили своими ответами:
- Идеал может быть в любом деле. Но это понятие умозрительное, а не реальное, тем более, если речь об уроке. Идеал достижим в асимптотическом приближении;
- Многое здесь зависит от вдохновения. Ведь это творчество;
- Идеальный урок - это урок, которого нет, но функция его выполняется.

И уж совсем неожиданно:
- Идеальный урок?!...по-моему это скучно.

Затем мы предложили ответить на вопрос «Кто может провести идеальный урок?»

Ответ «учитель» безоговорочно взял верх. Участники исследования оставили кому-то, кто кроме учителей может провести идеальный урок, только 1 процент ответов.

В своих ответах несколько участников сошлись во мнении, что «Никто не сможет», даже пояснили: «всегда есть к чему придраться (со стороны проверяющих особенно)». А вот куда отнести такой ответ: «идеальный учитель с идеальными учениками в уникальном месте в уникальное время по уникальному предмету…», к «кто-то может» или к «никто не может» представляем решать вам, наши читатели.

Что должно присутствовать в идеальном уроке? Таким был следующий вопрос.

Конечно, мы предложили только некоторые из очень большого числа возможных ответов, рассчитывая, что участники исследования дополнят этот список:

Дополнение было емким:
- Всё;
- Главное, чтобы гармонично все сочеталось: и цели, и содержание, и форма, и настроение детей, и настроение учителя.

Конечно же, мы не могли оставить без внимания и такой вопрос: чего в идеальном уроке не должно быть?

Вот как ответили участники исследования:

Дополнений, данных в своих ответах, к этому вопросу было много. Среди них:
- Показухи, безразличия, искусственности, равнодушного отношения к своей работе:
- Шаблонов, большого количества заданий, перегруженности информацией, бесполезной траты времени, отсутствия результата;
- Авторитарной позиции учителя, психологического давления на участников педагогического процесса, отрицательно эмоциональных реакций учителя
- Скуки, тусклых глаз детей и педагога.

Ответ же «Контрольная работа также может быть идеальным уроком, на которой возможно творчество ученика!» нас очень порадовал!

Нельзя было не спросить и о том, каким должен быть результат идеального урока?

Ответы респондентов распределились в пользу деятельностной составляющей урока и личностных результатов:

Это же в целом поддержали и те, кто выбрал вариант своего ответа:
- Каждый учащийся поднимется на свою персональную «ступеньку» успеха на этом уроке.

А вот этот ответ вряд ли будет принят как результат урока, но как хочется, чтобы он всегда, пусть где-то в памяти, хотя бы у учителя, был:
- Люди должны стать лучше...

Кто должен определять, был ли урок идеальным?

Мы предложили участникам исследования выбрать из тех, кто чаще всего дает оценку всему, что происходит в школе. Более 95 процентов участников исследования указали тех, кто присутствует на уроке.

Дополнения были такими:
- Определять может любой. Но всякая подобная оценка будет субъективна;
- Это сложный вопрос. Как с произведением искусства. С одной стороны урок должен признать, кто-то, кто в этом разбирается, как эксперт. С другой стороны, он не должен оставить равнодушным зрителей. В то же время, он может быть не понят. Учитель, скорее всего, обязательно захочет в нем что-то переделать. Урок могут не понять, даже при том, что он для кого-то идеален;
- Бог, как образец Идеального;
- Идеальные представители сферы образования;
- Время покажет;
- Этого делать не стоит.

Учитывая, что представления об идеальном уроке есть практически у каждого, нельзя было не спросить: должны ли (могут ли) совпадать представления об идеальном уроке у учителя, учеников, их родителей, администрации?

Ответов было предложено два, если кратко, то «да» и «нет».

В своих мнениях участники исследования дали более общую формулу ответов: «Нет, не должны. Но могут совпадать» и пояснили: «У каждого всегда есть свое мнение об идеальности», «Достичь единого представления на текущий момент невозможно».

Хочется поблагодарить участников нашего исследования за активное участие и доброе отношение, согласиться с комментарием Анисы Ахатовой: «Идеальный урок, можно считать, когда твои ученики услышав звонок, восклицают: "ууу, звонок! Давайте продолжим!”» и вместе с Сергеем Шуруповым пожелать всем творческих успехов.

А также напомнить, что 20 апреля в 16.00 на Педсовете состоялся , на котором мастер ТРИЗ Анатолий Гин рассказал о своем представлении об идеальном уроке. Зарегистрированные пользователи получат бесплатный сертификат.

Какой должен быть современный урок? По-моеме мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный урок. А ещё действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества и государства. Урок обязательно закладываетоснования для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Гимн современному уроку».

"Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий… Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремиться". Адольф Дистервег

Что значит современный? По-моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный - означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.

Современный урок, - какой он? Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно.

Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!

Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.

Критерии эффективности современного урока:
Обучение через открытие
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.