Основные фонетические единицы и средства. Фонетические единицы


Буквы называются гласными или согласными потому, что они обозначают гласные или согласные звуки. Но полного соответствия между звуками и буквами нет.
Например, гласные буквы а, о, у, ы, э обозначают соответствующие гласные звуки. А гласные буквы е, ё, ю, я есть только в алфавите. Звуков таких нет. Эти буквы обозначают или два звука: е - йэ (ехать), ё - йо (ёжик), ю - йу (юмор), я - йа (яхонт), или указывают на мягкость предшествующего согласного звука и обозначают один звук: е - ьэ (между), ё - ъо (мед), ю - ъу (люк), я - ьа (мята) (см. § 27). Эти четыре буквы е, ё, ю, я относятся к гласным, так как при отчетливом чтении вслух ясно слышатся гласные звуки э, о, у, а.
Буква итак же, как буквы е, ё, ю, я, может обозначать один звук ьи после мягкого согласного: мьир, но может обозначать и два звука, т. е. йи, например, муравьи (муравйи), т. е. эта буква, как и буквы е, ё, ю, я,- двузначна, в отличие от букв а, э, о, у, ы, которые однозначны.
Таким образом, в русском языке выделяется шесть гласных звуков: а, и, о, у, ы, э и десять гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Нет полного соответствия между согласными звуками и согласными буквами. Например, в русском алфавите нет букв, которые бы соответствовали мягким согласным звукам. Для обозначения мягкости согласных используются разные средства: или особый знак ь, или буквы е, ё, ю, я, а также и.
В русском алфавите нет специальной буквы для обозначения долгого мягкого звука ж (дрожжи). На письме этот звук передается сочетанием букв жж, жд, зж: вожжи, дожди, заезжать.
С другой стороны, в алфавите есть буквы ь и ъ, которые не обозначают звуков. Они используются для того, чтобы при произношении гласные звуки не сливались с согласными. В этом случае их называют разделительными. Ср.: полёт - польёт, солю - солью, сели -съели.
Разделительный ъ пишется только перед буквами е, ё, ю, я после приставок, которые оканчиваются на согласный (подъезд, подъем, предъюбилейный, межъярусный), а также в сложных словах после числительных двух, трех, четырех (lt;двухъякорный). (Об употреблении ъ см. § 46, п. IV.)
Во всех остальных случаях перед буквами е, ё, ю, я, а также перед и пишется разделительный ь. Например: выльет, бьёт, вьюга, сыновья, воробьй.
Примечание. В некоторых иноязычных словах после согласного с последующим разделительным ь вместо е пишется буква о: батальон, бульон, гильотина, компаньон, медальон, почтальон и др.
Буква ь, кроме разделительного значения, может обозначать мягкость согласных: письмо, мальчик, (см. §23), а также отдельные грамматические формы (ночь, отрежь, поставь).
Упражнение 100. Прочитайте по слогам и укажите, какое из двух приводимых попарно слов будет стоять первым в словаре.
Опустить - опускать, погрузить - погружать, нагрузить - нагружать, ночь - ночной, винтовой - винтик, ощутить - ощущать, комсомольцы - комсомольский, демонстрация - демонстративный, спугнуть - спугивать, освежить - освеженный, полноводье - полноводный, сквозняк - сквозить.
Упражнение 101. Укажите, какова роль ь и ъ знаков в приводимых ниже словах.
Молю, моль-молью, объезд, мыть, мытье, съехать, бурьян, льет, медь, дальний, подъем, межъярусный.
Упражнение 102. Приводимые ниже слова прочитайте по слогам и расположите в алфавитном порядке, учитывая не только первую букву, но также вторую, третью и т. д.
Масленка, один, плавать, кровеносный, масса, половодье, диктант, завалинка, кровавый, масло, половить, кровинка, нумерация, масляный, белорус, автогонки, дефект, кровопускание, маслянистый, смешанный, лиственница, плавучий, кровообращение, алюминий, пятибалльный, веснушчатый, глубинный, линолеум, иллюминатор, половодье.
Упражнение 103. Прочитайте и укажите, сколько звуков и сколько букв в каждом из приводимых ниже слов.
Угол, уголь, стал, сталь, кров, кровь, мыло, мило, горки, горьки, банка, банька, сядь, сад, кость, кости.
Упражнение 104. Прочитайте приводимые ниже пары слов и укажите, чем в произношении и написании они отличаются друг от друга.
Удар - ударь, тук - тюк, мол - моль, вес - весь, клад - кладь, рад - ряд, лук - люк.
Упражнение 105. Прочитайте и укажите, какие звуки обозначав ют буквы е, ё, ю, я. Для справок используйте §§ 20 и 27 данного учебника.
Объем, веять, лето, еда, якорь, рядок, ехать, южный, дюны.
Упражнение 106. Прочитайте слова, правильно называя буквы. АТС, КПСС, ВЛКСМ, РСФСР, РТС, МГУ, ВЦСПС, США, ФЗУ.

1. Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Названия букв. Характеристика русской графики. Соотношение букв и звуков: от звука к букве и от буквы к звуку.

2. Обозначение на письме фонемы . Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Значения букв ь и ъ. Соотношение букв а–я, о–е, у–ю, и–ы. Особое соотношение букв э–е; различные функции этих букв после букв согласных и во всех остальных случаях.

3. Буквы для обозначения гласных после шипящих и ц; написание и после ш и ж, написание а, у после ч и щ.

Литература

I. 9, 12, 19, 22, 36.

II. 45, 61, 64, 65, 66.

Алфавит, вампум, глаголица, графема, графика, демотическое письмо, идеограмма, идеография, иератическое письмо, иероглиф, кипу, кириллица, клинопись, консонантное письмо, латинизация письменности, латинский алфавит, пиктограмма, пиктография, письменная речь, письменность, письмо, прописные буквы, силлабическое письмо, слоговое письмо, слоговые буквы, прописные буквы, фонография,

1. Какие буквы русского алфавита имеют имена в виде закрытых слогов? Какой тенденцией фонетики русского языка можно объяснить появление у этих букв разговорных вариантов имени (АР) ? (60, 66)

2. Существует два способа чтения аббревиатур: буквенный и звуковой. Прочитайте слова, затранскрибируйте их и разделит на слоги. Совпадают ли они с именами букв (АР) ?

СССР, ВЛКСМ, ГУМ, МТС, ЖСК, МГУ, ПТУ, ФЗУ, РКИ, ТЮЗ, БДТ, ФПК, МРТЗ, МФТИ, МИМО, УДН, МГПИ, МИСИ, МАДИ, ГЭС, СЭВ, ФБР, КВН, США, нэп (60, 66).

3. Все буквы русского алфавита делят на гласные и согласные в зависимости от их функции. Можно ли назвать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю (АР) ? (60, 67)

4. Одинакова ли функция буквы Е в русском и латинском алфавитах (АР) ? (60, 67)

5. Обратите внимание на выделенные фонемы в данных словах. Как изменится фонетический состав слова и его графическая передача, если заменить в фонемном составе слова твердую фонему на мягкую 1) перед гласной, 2) перед согласной, 3) на конце слова?

М ол, с ок, п ыл, в ол, п альцы, н ос, т омный, л ог, м эр, т орта, м ышка, ш ок, гр об, м ода (АР) .

Пыл , мол , мел , пар , вон , ест , куш , мест , лез , граб , част , плюш .

Бан ка, сан ки, вол на, гор кой, пол ка, зор ки (СР) (60, 67).

6. Каким способом передается на письме мягкость / твердость согласных фонем? Одинаков ли этот способ для всех позиций? Есть ли фонемы, имеющие особый способ передачи на письме этого признака? Какая буква русского алфавита передает не фонему, а только признак фонем? Каким способом передается противоположный признак фонемы (АР) ? (60, 67)

7. Выделите в тексте разные способы обозначения мягкости, а также случаи, где мягкость не обозначается, разграничивая отступления от слогового принципа русской графики от случаев, где мягкость согласного обусловлена ассимиляцией следующему мягкому согласному (СР) .

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой клен красиво раскинул свои лёгкие ветки… Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далеком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, опускаются, отвесно падают в те стеклянно-ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень (И.С. Тургенев). (55, 73)

8. Данные цепочки слов на письме различаются лишь гласной буквой. Каково различие в фонемном составе этих слов? Когда при мене гласных букв меняются гласные фонемы, а когда – согласные?

Так – ток – тук – тик – тюк – тёк, вол – вал – вёл – вял – выл – вил, лук – лак – люк – лик – лык, сок – сук – сак – сёк (АР) .

Был – бал – бил – бел, мэр – мор – мер – мир, бык – бак – бок – бук – бек, нос – нас – нёс (СР). (60, 67)

9. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает. Укажите, какое значение имеют буквы Я, Ю, Ё, Е (когда они обозначают сочетание йота с гласной, когда гласный и мягкость предшествующего согласного) и от каких условий это зависит (АР) .

Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинному крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. (И.С. Тургенев) (55, 71)

10. В данном тексте укажите для каждой буквы, в основном или второстепенном значении она выступает (СР) .

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке. (И.С. Тургенев) (55, 73-74)

11. В данных строка И. Анненского найдите все случаи реализации фонемы . Какими буквами передана эта фонема? Все ли способы передачи соответствуют правилам русской графики? Объясните случаи употребления Ь. Всегда ли его появление продиктовано правилами русской графики (АР) ?

Я полюбил безумный твой порыв,

Но быть тобой и мной нельзя же сразу,

И, вещих снов иероглифы раскрыв,

Узорную пишу я четко фразу.

Ты говоришь… Вот счастье бьётся

К цветку прильнувшее крыло,

Но миг – и ввысь оно взовьётся

Невозвратимо и светло.

А сердцу, может быть, милей

Высокомерие сознанья,

Милее мука, если в ней

Есть тонкий яд воспоминанья (60, 68).

12. Как изменится фонемный и фонетический состав данных слов, если из их написания убрать Ь? В каких позициях Ь не передает ни признака, ни фонемы? В каких словах наличие Ь зависит только от правил русской орфографии (СР) ?

Стань, ель, месть, есть, пусть, моль, вонь, топь, гробь, весь, путь.

Галька, банька, зорькой, вольна, Волька.

Польёт, семья, ульи, гостья, кутья, третьи, молью, рысьи.

Рожь, плачь, ночь, ложь, тушь, ешь, режь, мочь, мощь, сушь (60, 68-69).

13. Приведите примеры на соответствие между звуковой моделью слова и графической: 1) 4 звука – 3 буквы, 2) 3 звука – 4 буквы, 3) 3 звука – 3 буквы, но без прямого соответствия между звуком и буквой. Какие из данных примеров не отвечают ни одной из перечисленных схем (СР) ?

Яма, ещё, юла, ест, грамм, ель, мель, галл, балл, режь, игра, кросс, имя (60, 69).

14. В данном тексте укажите все случаи отступления от слогового принципа русской графики: одной чертой, когда за буквой, обозначающей мягкий согласный, следует буква, не обозначающая мягкости предшествующего согласного; двумя чертами, когда за буквой, обозначающей твердый согласный, следует мягкий знак или гласная буква, обозначающая мягкость.

Но зной нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землей густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль, всё молчало; было что-то безнадежное, придавленное в этом глубоком молчании обессиленной природы (АР) .

Я вышел. Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след; но в недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась ещё теплота… Ветра не было, не было и туч; небо стояло кругом всё чистое и прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными, но чуть заметными звёздами (И.С. Тургенев) (СР) . (55, 72)

15. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (АР) .

Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой… Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед,то безвозвратно потонет в воспоминаньях (И.С. Тургенев). (55, 74)

16. Распределите написания на: 1) определяемые произношением и 2) не определяемые произношением: а) косвенно определяемые (проверяемые) и совсем неопределяемые (беспроверочные) (СР) .

В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный ветер подул, - и тихо всплывает багровое солнце (И.С. Тургенев). (55, 74)

17. Понаблюдайте за различием средств передачи значений, которыми располагает устная и письменная речь. В приведенных примерах выделите случаи, кода два сравниваемых предложения различаются в значении и произношении, но совпадают на письме, а когда они оба совпадают в произношении, но различаются на письме. Установите разницу в их значении.

Помощь батареи была своевременна. Помощь батарее была своевременна.

Вдали показался Орел. Вдали показался орел.

Опять удивило его лицо вошедшего. Опять удивило его лицо вошедшего.

Нельзя не восхищаться Анной Карениной. Нельзя не восхищаться «Анной Карениной».

Ты лучше напиши! Ты лучше напиши!

В чугун печальный сторож бьет (М.Ю. Лермонтов). В чугун печальный сторож бьет.

Мальчик остановился у дома великана. Мальчик остановился у дома-великана.

Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет (А.С. Пушкин). Луна спокойно с высоты над белой церковью сияет.

Я, беззаботливый душою, вострепещу ль перед судьбою (Е. Баратынский)? Я беззаботливой душою вострепещу ль перед судьбою? (АР)

Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславный и безвредный (М.Ю. Лермонтов). Игрушкой золотой он [кинжал] блещет на стене, увы, бесславной и безвредной.

И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждой выраженья… (М.Ю. Лермонтов). И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждый выраженья…

Он просто рассказал мне всё. Он просто рассказал мне всё.

Она не из Нежина. Она не изнежена.

От сестры-пианистки она привезла ноты. От сестры пианистки она привезла ноты.

Прочтите повесть «Вокруг света на «Коршуне». Прочтите повесть «Вокруг света на коршуне».

Гранильщик Алмазов перевыполнил заданье на сто процентов. Гранильщик алмазов перевыполнил заданье на сто процентов.

Вчера вернувшийся брат отправился на работу. Вчера вернувшийся брат отправился на работу. (СР) (55, 79-80)

Хотя графика изначально создавалась для закрепления ре­чи на письме, между буквами и звуками нет прямого (одно­значного) соответствия. Возможны несколько типов соотноше­ния между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Напри­мер, буква й обозначает только звук «йот», буква у - только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных по­зициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво;)] обозначает 3 разных звука - безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный ; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб - глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не толь­ко в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь - сочетание (приём, подъём, вьётся).

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. На­пример, йотированные буквы, как уже говорилось выше, час­то обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою .

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называ­емых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с"эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш"итат"]. Со­четание согласной буквы с мягким знаком обозначает один со­гласный звук: день [д"эн"], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, для повседневной практики, не требующей точной фиксации всех особенностей звукового строя нашей речи, сов­ременная русская графика удобна.

Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

33. Транскрибируйте текст, разбив его на фонетические фразы и речевые такты. Выделенные слова разделите на слоги, охарактери­ зуйте каждый слог. Как называются буквы в выделенных словах (нужно дать индивидуальное название каждой буквы и указать, глас­ ная это буква, согласная или безгласная, если гласная - йотирован­ ная или нет) и каково их звуковое значение?

От кудрявых стружек тянет смолью, Духовит, как улей, белый сруб. Крепкогрудый плотник тешет колья, На слова медлителен и скуп (Н. Клюев).

34. Найдите в словах все согласные буквы. Укажите их индиви­ дуальные названия. Определите звуковое значение каждой согласной буквы.

Лай, щука, друг, поезд, шерсть, цех, мир, гриб, ёлка, чу­гун, плащ, сердце, счет; его (Р. и В. п.).

35. Назовите в выделенных словах все гласные буквы. Укажите, йотированной или нейотированной является каждая гласная буква. Определите ее звуковое значение.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

Врывается к Богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

Отношением звуков к буквам занимается графика - наука о способах обозначения звуков на письме. Объединение фонетики и графики в одном разделе школьного учебника отвечает теоретическим и практическим задачам, которые связаны с изучением звуков в школе.

Наша речь прежде всего разделяется на предложения, которые, в свою очередь, могут распадаться на словосочетания и слова. Слова четко делятся на мелкие звуковые единицы - соги. Эта делимость довольно хорошо воспринимается на слух, но особенно ясна она с чисто произносительной точки зрения - по мускульным ощущениям. Слоги делятся на отдельные звуки речи, или фонемы, - термин, специально подчеркивающий лингвистическую, а следовательно, и социальную природу этого понятия. Фонемы являются в данном языке различителями значений слов и морфем: балка и палка, вол и вал, брат и брать и т.п.

Фонемы не делятся на самостоятельные части, а поэтому и оказываются

простейшими единицами нашего языка. Известно, что в состоянии каждого грамотного человека звук настолько тесно связан с буквой, что нередко они воспринимаются как абсолютно тождественные явления. Это проявляется, например, в таких типичных ошибках учащихся: «Здесь произносится буква а» или «произносится звук дэ». Находясь «под гипнозом» буквы, ученик нередко не может отличить один звук от другого (например, первые звуки в словах рука и рюкзак, сбить и спеть). Вот почему в работе по фонетике чрезвычайно важно чёткое и последовательное разграничение звуков и букв.

Школьный учебник решает эту задачу двумя путями. Сначала звук рассматривается в полном отвлечении от буквы («чистая» фонетика). Этому служат, в частности, такие графические средства, как рисунки, позволяющие воспроизвести нужное слово без обращения к его буквенному обозначению, простейшие знаки транскрипции (квадратные скобки, знак мягкости). На следующем этапе (фонетика вместе с графикой) звуки рассматриваются в постоянном сопоставлении с буквами. Специальные упражнения учат детей правильно объяснять отношения между звуком и буквой, предупреждая типичные ошибки. Эти навыки закрепляются затем фонетико-графическим разбором. Таким образом, вся система работы по фонетике и графике должна подвести учащихся к правильному пониманию отношений между буквой и звуком, языком и письменностью.

В этой связи полезно обратить внимание детей на тот факт, что основной формой общения людей является устная звуковая речь, что к буквенному ее обозначению человек прибегает лишь в тех случаях, когда устное общение почему-то затруднено или необходимо сохранить речь на более или менее длительное время. Привлекая сведения об истории письма, учитель может в самой элементарной форме показать, как постепенно шли люди к буквенному обозначению звуков, причем один и тот же звук стал по-разному обозначаться у разных народов (достаточно сравнить несколько букв русского и латинского алфавитов). Все эти факты должны еще раз убедить детей в том, что звуки и буквы - явления разного порядка и смешение их недопустимо.

Рассмотрение звука в соотнесении с буквой очень важно и в практическом плане: именно неразличение звуков и букв часто является причиной орфографической безграмотности. Не останавливаясь здесь на особенностях русской графики, отметим лишь, что усвоение их учащимися всецело опирается на знание таких особенностей фонетического строя языка, как соотношение твердых и мягких, звонких и глухих согласных, позиционные изменения гласных и согласных звуков. Сравнивая звуковой состав слова с его письменным обозначением, дети убеждаются в том, что между буквой и звуком нет постоянного и прямого соответствия. Так, буквы е, ё, ю, я в одних случаях обозначают гласный звук, указывая одновременно на мягкость предыдущего согласного (мел, пять и т.п.); в других случаях те же буквы обозначают сочетания звуков (яр, льет). В определенной позиции буквами е и я обозначается звук, близкий к «и» (пятак, в лесу). Поэтому правильный выбор буквы во многих случаях требует от пишущего знания правил графики и орфографии. Систематически проводимый фонетико-графический разбор способствует сознательному и прочному усвоению этих правил детьми.

Как следует из всего сказанного выше, в процессе изучения фонетики учащиеся должны овладеть не только известной суммой теоретических сведений, но и целым рядом важных практических умений. Многие из этих умений закладываются в начальных классах. В четвёртом классе они отрабатываются, закрепляются, получают более глубокое теоретическое обоснование. Перечислим важнейшие из этих умений.

1. Умение на слух различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

2. Умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его в изолированном виде (например, звук [й] и другие мягкие согласные).

3. Умение определять место ударения в слове.

4. Умение сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять, благодаря чему слова различаются на слух.

5. Умение производить фонетико-графический анализ слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв.

6. Умения, связанные с произносительно-слуховой культурой:

§ отчётливо произносить слова, следя за правильностью произношения;

§ различать ударные и безударные гласные и правильно (в соответствии с литературной нормой) произносить последние;

§ соблюдать литературные нормы произношения согласных.

Некоторые из названных умений, особенно важные для дальнейшего изучения языка, для усвоения орфографических и орфоэпических правил, должны отрабатываться особенно тщательно, приобретая характер прочного навыка. К числу таких навыков относится выделение ударного слога, безошибочное определение на слух звонкости - глухости, твердости - мягкости согласного. Особое внимание следует обратить на правильное объяснение соотношения звука и буквы. Необходимо добиться и постоянного внимания учащихся к звуковой стороне речи, обеспечивающего правильность произношения.

Предмет фонетики

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Задача фонетики - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

· Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

o Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

o Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

o Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

o Звук - минимальная фонетическая единица.

· Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

o Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

o Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

o Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

o Длительность - время звучания сегмента речи.


Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

· дыхательный аппарат,

· гортань,

· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,

· органы произношения,

· головной мозг - нервная система.

Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции.

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).



Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

· Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.

· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э], например: [м"иэста], [ч"иэсы], [п"иэт"брка], [с*иэло].

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.

Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.

· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л - ст[а]ла.

· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с], садовод - [съдавот], водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).

Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)».

Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.

Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.


1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Языковые семьи,

I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.

II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)


Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.

Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.

В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие.

Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч"], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].

Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"].

Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].

В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.

· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп]; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].


Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа

Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)

Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).

3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа

Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)

Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)

Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.


Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).


Похожая информация.