Картотека игр по обж. Дидактические игры по обж для детей старшего возраста

Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности

для детей старшего дошкольного возраста

    «Скорая помощь»

    «Когда грозит опасность»

    «Я не должен»

    «Как бы ты поступил?»

    «Телефон»

    «Наши помощники растения»

    «Знакомый, свой, чужой»

    «Мы – спасатели»

    «1, 2, 3, что может быть опасно – найди»

    «Выбери съедобные грибы и ягоды»

    «Подбери Танюшке игрушку»

    «Что мы знаем о вещах»

    «Я иголки не боюсь»

    «Осторожность»

    «Основы безопасности в доме»

    «Как избежать опасностей?» (дома)

    «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»

    «Так и не так»

    «Домик Улитки»

    «Часы безопасности»

Дидактические игры по безопасности в детском саду.

Цели:

стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, воспитание в детях потребности к здоровому образу жизни;

обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, в природе, и в различных жизненных ситуациях;

формирование умения и навыов безопасного поведения.

Игра №1 «Скорая помощь»

Цель: закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Материал:: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).

Описание: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

Игра №2 «Когда грозит опасность»

Цель: закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.

Материал: картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.

Описание: дети получают картинку, называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.

Игра №3 «Я не должен»

Цель: обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.

Материал: сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я - не должен»(например, изображение знака « - «).

Описание: игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.

Игра №4 «Как бы ты поступил?»

Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.

Материал: сюжетные картинки по проблеме, призы.

Описание: игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:

    незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;

    незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;

    незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.

За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.

Игра №5 «Телефон»

Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб - спасателей.

Материал: иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.

Описание: подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.

Игра №6 «Наши помощники растения»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

Материал: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Описание: игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

Игра №7 «Знакомый, свой, чужой»

Цель: формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», « знакомым».

Материал: мяч.

Описание: перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий - в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.

Игра №8 «Мы - спасатели»

Цель: закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.

Материал: игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два - снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Описание: на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.

Игра №9 «1,2,3, что может быть опасно - найди»

Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы

Описание: ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Игра №10 «Выбери съедобные грибы и ягоды»

Цель: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Описание: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Игра №11 «Подбери Танюшке игрушку»

Цель: закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; ; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал: игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.

Описание: Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

Игра №12 «Что мы знаем о вещах»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (ребенок) - ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Игра №13 «Я иголки не боюсь»

Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.

Описание: предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Игра №14 «Осторожность»

Цель: Познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться.

Материал: Большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие с ситуациями, как надо поступить, чтобы избежать неприятных последствий.

Правило: Подобрать к каждой «осторожности» подходящую картинку.

Описание:

Большие карты раздаются игрокам поровну. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию и спрашивает, кто хочет исправить свою «осторожность» такой карточкой. Игрок, узнавший свою карточку, закрывает его сюжет на игровой карте. Невостребованные карточки откладываются в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте. Этот игрок становится водящим.

Вариант 1

Игрок узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте и тогда получает маленькую.

Вариант 2

Маленькие карточки кладутся перед играющими стопкой, картинками вниз. Делая ход игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.

Игра №15 «Основы безопасности в доме»

Цель: Познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в доме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Материал: Карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.

Описание: ведущий раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Выигрывает тот, кто первым закроет свои окошки.

Вариант 1

Перед тем, как закрыть окошко ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.

Вариант 2

Игрокам поровну раздаются большие карточки. Маленькие карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. По жребию один из игроков начинает «ходить», то есть тянуть из общей стопки одну маленькую карточку. Вытянув, кладет лицевой стороной вверх, и все игроки смотрят, у кого есть пустая ячейка, соответствующая изображенной вверху его листа положительной ситуации. Если игрок «узнал» ситуацию, он закрывает маленькой картинкой пустое окошечко внизу своего игрового листа. Затем ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые окошки на своих игровых картах.

Игра №16 «Как избежать опасностей?» (дома)

Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.

Материал: сюжетные картинки, знаки опасности Х, ! правила безопасности в стихах.

Описание: ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.

Вариант 1

Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.

Вариант 2

Ведущий читает стихотворение и предлагает возле соответствующей картинки поставить знак опасности и объяснить, почему именно такой знак.

Игра №17 «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»

Цель: Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.

Правило: Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки): знаки Х - нельзя самому пользоваться

Осторожно пользоваться.

Описание: ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

Вариант 1

Проведение игры в игровом уголке старшей группы.

Вариант 2

У каждого ребенка по два условных знака Х! .Пока ведущий считает, дети кладут знаки возле опасных предметов. За каждый правильный ответ ведущий дает приз.

Игра №18 «Так и не так»

Цель: Закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Правила: Под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).

Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.

Описание: воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.

Вариант 1

Вместо картинок использовать фотографии детей. Дети по очереди берут фотографию, рассказывают, что на ней изображено, если ситуация опасная, подбирают соответствующий знак – символ, объясняя правила безопасного поведения в данной ситуации.

Игра №19 «Домик Улитки»

Цель: Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: Соблюдать очередность.

Материал: Игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.

Описание: дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.

Вариант 1

Играющие рассказывают не только о том, что изображено на картинке, но и правила обращения с этим предметом.

Вариант 2

Если фишка остановилась на картинке, где изображен предмет, которым детям пользоваться запрещено – играющий пропускает ход.

Игра №20 «Часы безопасности»

Цель: , с которыми они встречаются в быту.

Материал: фишки, круглое поле со стрелкой, на котором изображены предметы.

Описание:

1 вариант

В игре участвуют от 1 до 3 человек.

Дети по очереди крутят стрелку на «часах». Ребенок, рассмотрев внимательно предмет, рассказывает, для чего он предназначен, чем может быть опасен и правила обращения с ним. За полный и правильный ответ ребенок получает фишку.

2 вариант

В игре участвуют 2 человека.

Ребенок крутит стрелку. Затем задает вопросы своему сопернику о том, как нужно пользоваться этим предметом, чтобы не произошло беды. Если ребенок отвечает правильно, то получает право следующего хода. А если затрудняется ответить, то ребенок, который задавал вопрос, должен ответить сам.

Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы

«Опасные предметы»

Источники опасности

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило:

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

«Опасные предметы»

Игра - дело серьёзное

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

«Опасные предметы»

Сто бед

Цель:

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

«Опасные предметы»

Мы – спасатели

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«Опасные предметы»

Убери на место

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

«Опасные предметы»

Так или не так

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

Варианты: индивидуально с воспитателем;

несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

«Опасные предметы»

Что мы знаем о вещах

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

«Опасности вокруг нас»

На прогулке

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными.

Материал: иллюстрации, 2 обруча.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

«Опасности вокруг нас»

Если малыш поранился

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)

«Опасности вокруг нас»

Что где растёт

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

Где растёт ромашка? и т.д.

«Опасности вокруг нас»

Определи растение по запаху

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

Что помогло вам почувствовать этот запах?

Где можно почувствовать такой запах?

«Опасности вокруг нас»

По грибы

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

Игра «Пригласи Мишку в гости»

Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.

Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.

«Ребенок на улицах города»

О чем говорит светофор

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

«Врачи - наши помощники»

Если кто-то заболел

Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражнять в вызове врача.

Материал: телефон.

Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя - адрес - возраст - жалобы

Дидактические игры к разделу «Ребенок дома»

Слушай внимательно

Цель: закрепить тактику поведения в экстремальных ситуациях, развивать слуховое внимание, память

Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы, а они должны отвечать хором: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из Вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»

Кто из Вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?

Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Ответь правильно

Цель: закрепить тактику поведения в экстремальных ситуациях, развивать зрительное внимание, память

Материал: карточки-картинки с изображением ситуаций

Ход игры: Воспитатель озвучивает ситуацию, дети должны подобрать соответствующую картинку и объяснить свой выбор

Ситуации: Ответы:

Возник пожар - Звони по телефону «01»

В комнате много дыма - Пробирайся ползком к выходу

На тебе горит одежда -Падай на пол и катайся

Задымился телевизор -Отключи, накрой одеялом

Горит старая трава -Забросай землей, залей водой

Почувствовал запах газа -Открой окно, позвони «04»

Трудно дышать от дыма -Дыши через мокрую тряпку

Разложи по порядку

Цель: закрепит порядок действий при возникновении пожара, формировать навыки правильного поведения

Материал: карточки-картинки

Ход игры: на столе разложены карточки-картинки, воспитатель предлагает детям разложить их в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях:

Сообщение по телефону «01» о пожаре;

Эвакуация людей;

Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;

Встреча пожарных;

Работа пожарных.

Электроприборы

Цель: закрепит представления детей об электроприборах, правилах пользования ими

Материал: карточки с изображением электроприборов, загадки, карандаши

Ход игры: Ведущий загадывает загадку, дети находят нужную карточку-отгадку, объясняют свой выбор, рассказывают о правилах пользования электроприборами.

Варианты игры: а/ дети рисуют отгадку; б/ дети получают карточки и придумывают загадку-описание об этом электроприборе, остальные отгадывают

В мире опасных предметов

Цель: закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, о правилах пользования ими, развивать логическое мышление, внимание, память

Материал: загадки, карточки-картинки, знаки: ! - «внимание» (осторожно пользоваться), Х- « запрещено» (нельзя брать детям), карандаши

Ход игры: Ведущий загадывает загадку, дети находят нужную карточку-отгадку, объясняют свой выбор, рассказывают об это предмете, правилах пользования, ставят нужный знак

Варианты игры: а/ дети рисуют отгадку; б/ дети получают карточки и придумывают загадку-описание об этом предмете, остальные отгадывают, выбирают нужный знак

Четвертый лишний

Задача: выделите лишнее слово и объясните свой выбор.

Вода, чай, кофе, бензин.

Бензин, керосин, нефть, вода.

Лак, вода, краска, спирт.

Песок, вата, сено, промасленная тряпка.

Лед, нефть, краска, лак.

Какой жидкостью можно погасить огонь:

Водой, бензином, спиртом, ацетоном?

С помощью чего можно потушить огонь:

Воды, специального порошка, керосина, пены из огнетушителя, спирта?

Объясните, почему так говорится: «Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять».

Дидактические игры к разделу

«Ребенок и другие люди»

Знакомый, свой, чужой

Цель: учить различать близких и незнакомых людей, вырабатывать тактику правильного поведения для предотвращения неприятностей

Материал: мячик

Ход игры: дети стоят в кругу, водящий – в центре. Водящий поочередно бросает мяч каждому ребенку, говоря: «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему. После того, как все дети ответят, проводится беседа на закрепление правил поведения с незнакомыми людьми с объяснением, чем грозит нарушение этих правил.

Усложнения: мяч бросается, убыстряя темп

Если в дом пришла беда

Цель: закрепление способности к социальной адаптации в экстремальной ситуации; вырабатывать навыки общения с людьми, умения разговаривать по телефону; закрепление знания имени, фамилии, домашнего адреса, номеров служб спасения

Материал: карточки с изображением номеров телефона «01», «02», «03», «04»; игрушка-телефон; карточки-картинки с изображением различных бытовых ситуаций

Ход игры: взрослый предлагает детям картинки с различными ситуациями, при которых нужна помощь и предлагает вызвать по телефону соответствующую службу. После выполнения задания дети обсуждают, правильно ли ребенок «набрал» номер и вел разговор (назвал адрес, имя, фамилию; объяснил, что произошло».

Похитители и находчивые ребята

Цель: закрепление способности к социальной адаптации в экстремальной ситуации; развивать находчивость, ловкость

Ход игры: группа детей делится на 2 команды: похитители и находчивые ребята (в каждой команде поровну). Правила игры: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать тащить себя любым способом; драться и кусаться в игре не разрешается.

Игра проигрывается несколько раз, дети все время меняются ролями

Куда бежать, если за тобой гонятся

Цель: вырабатывать навык правильного поведения в экстремальной ситуации, развивать логическое мышление

Материал: рабочая тетрадь или картинки

Ход игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации и высказать свое мнение, куда бежать от преследователя: в парк, который рядом, и спрятаться под елкой; домой по безлюдной дороге; к остановке автобуса, где много людей; к посту ГАИ. Пусть дети объяснят свой выбор.

Фоторобот

Цель: закрепит представления о том, что не всегда приятная внешность человека соответствует добрым намерениям и наоборот; учить составлять фоторобот доброго, злого, опасного человека

Материал: рисунки разнообразных деталей лица: рот, нос, губы; открытки, фотографии с изображением людей

Ход игры: предложить детям рассмотреть фотографии и ответить, кто, по их мнению, может представлять опасность, а кто – нет. Затем предложить составить фоторобот опасного, злого и доброго человека. Вспомнить сказки, где говорится, что не всегда приятная внешность говорит о добрых намерениях и наоборот, примеры из опыта детей, случаи из своей жизни. В конце сделать вывод: чтобы научиться разбираться в людях, надо быть очень внимательными и осторожными

Игра по мотивам сказки «Коза и семеро козлят»

Содержание игры: семеро козлят закрылись в домике (дети сидят за занавеской или накрыты покрывалом), предварительно получив наказ от мамы-козы. К ним по очереди подходят самые различные персонажи (волк, лиса и др.), которые должны быть похожи на маму и говорить похожими голосами. Козлята по голосу должны узнать среди них свою маму и только ей открыть дверь. Задача козлят – узнать маму и сказать, чем другие голоса не похожи на голос мамы. Задача волка и других обманщиков – говорить голосами, максимально похожими на голос мамы-козы. Воспитатель берет на себя роль волшебника, который узнает мнения козлят о действиях волка и мнение волка о козлятах и причинах неудачных попыток их обмануть. С этой целью воспитатель в течение всей игры ведет диалог с противоборствующими сторонами, в ходе которого тайные намерения каждой из сторон становятся очевидными. Например, воспитатель спрашивает козлят, почему они не доверяют тому или иному голосу. Затем он спрашивает у волка, почему козлята не открыли дверь, каким должен быть голос у мамы-козы.

Дидактические игры на закрепление знаний

По разделу «Здоровье ребенка»

Умею – не умею

Цель: активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма; развивать исследовательскую деятельность; воспитывать чувство достоинства

Атрибуты: мячик

Ход игры: Ведущий бросает мячик ребенку и произносит «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать и вернуть мяч ведущему. Например: Я умею бегать, потому что у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев.

Определи, что это такое

Цель: активизировать работу органов чувств по распознанию разных предметов; определение ведущей роли зрения

Материалы: повязка на глаза, предметы (например: кукла, зубная щетка, погремушка, яблоко), фишки

Ход игры: Ребенку завязывают глаза. На стол перед ним кладут какой-либо предмет и просят определить, что это такое. Игроку нужно не просто назвать предъявленный предмет, но и объяснить, по каким признакам он узнал это, и какие «помощники» (органы чувств) ему помогли справиться с заданием. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Найди пару

Цель: упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности, благодаря тактильным ощущениям

Атрибуты: повязка на глаза, набор пластин «Тактильная память» (обклеенные фольгой, мехом, бархатной бумагой, фланелью, шелком, деревянные и металлические пластины)

Ход игры: Дети с завязанными глазами выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?

Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии (повар, разведчик, дирижер, парфюмер, фокусник)

Материалы: большие карточки с изображением людей определенных профессий, маленькие карточки с изображением органов чувств (их количество должно быть больше необходимого)

Ход игры: Каждый игрок получает большую карточку, на столе лежат маленькие карточки с изображением органов чувств. Игроки по очереди берут маленькие карточки со стола и либо оставляют ее у себя, либо возвращают обратно. Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность выбора. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Какие предметы тебя окружают?

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке по памяти, зрительное внимание и память

Материалы: повязка на глаза

Ход игры: Ребенку предлагается осмотреться вокруг и запомнить, что его окружает. Затем ему завязывают глаза и предлагают по памяти назвать окружающие его предметы. Если дети успешно справляются с заданием, упражнение можно усложнить: привести его в спальню (раздевалку, умывальную комнату) и, не говоря, где он находится, предложить рассказать, что его окружает. В заключение можно спросить ребенка, почему в игровой комнате он назвал большее количество окружающих его предметов. (Такая практически-игровая деятельность позволяет ребенку сделать вывод о роли и взаимосвязи зрения и памяти в жизни человека. Ребенок на собственном опыте испытывает неудобства слепых и плоховидящих людей, начинает сопереживать им).

Определи растение по листочкам

Цель: развивать у детей тактильную чувствительность, закрепить знания о растениях

Материалы: разнообразные растения: фикус, мать-и-мачеха, веточка ели и другие; повязка на глаза

Ход игры: Воспитатель предварительно показывает ребенку разные растения, обращая внимание на их листья. Затем ребенку завязывают глаза и предлагают определить, от какого растения каждый листок. Ребенок должен сам догадаться, что это можно сделать на ощупь.

Кто быстрей наденет шапку

Цель: активизировать внимание детей на функциональной значимости рук, развивать ловкость

Материалы: шапки по количеству играющих детей

Ход игры: Воспитатель предлагает двоим детям принять участие в соревновании. Причем один из них должен выполнять задание одной рукой, а другой – двумя. После первого тура соревнований меняют условия: тот, кто надевал шапку двумя руками, теперь будет делать это одной рукой и наоборот. После выполнения задания дать детям возможность посмотреть на себя в зеркало. В конце игры побеседовать с детьми о том, почему они побеждали по очереди.

Кто быстрей сосчитает пуговицы

Цель: активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчает выполнение любой работы; закрепить навыки счета предметов на ощупь

Ход игры: Ребенку предлагают сосчитать пуговицы на своей рубашке (кофте, платье) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них. Побеседовать с детьми о том, в каком случае получается считать быстрее и почему.

Поговорим без слов

Цель: упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.) Затем детям дается задание: привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

Определи по звуку

Цель: упражнять органы слуха в определении и различении звуков, развивать слуховое внимание, память

Материалы: музыкальные инструменты, бумага, фольга, стеклянные и металлические предметы, резиновая игрушка-пищалка и пр., фишки

Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Не пропусти свой звук

Цель: развивать фонематический слух, слуховое внимание, память

Материалы: карточки с изображение любых звуков (буквы)

Ход игры: Воспитатель предлагает каждому ребенку стать домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Дети берут букву, соответствующую своему звуку. Воспитатель медленно читает стихотворение или короткий рассказ, дети в процессе чтения определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со своим звуком, ребенку нужно быстро встать и снова сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Отгадай, где путешествовал Мишка

Цель: с помощью магнитофонной записи упражнять детей в восприятии различных звуков, развивать слуховое внимание, память

Материалы: магнитофонная запись различных звуков, игрушка Мишка

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что Мишка приготовил для них звуковую загадку: послушав магнитофонную запись, дети должны угадать, где путешествовал Мишка. Детям предлагается запись шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом, автомобилем, шум морского прибоя и другие. Дети должны угадать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.

Дидактические игры к разделу «Ребенок и природа»

Что где растет

Цель: закрепить название некоторых растений и мест их произрастания; развивать зрительное и слуховое внимание, память

Материал: картинки с изображением растений, мест произрастания (луг, лес, поле и т.д.)

Ход игры: 1. Детям раздаются картинки с изображением растений (подорожник, ромашка, василек и др.) и предлагается подобрать к ним картинку, изображающую место, где чаще всего можно встретить это растение (подорожник – дорога, ромашка – луг, василек – поле)

2. Ведущий называет растение, ребенок – место произрастания (словесная игра)

Распутай путаницу

Цель игры: закрепить знания детей о растениях, частях растений (корень, стебель, лист, цветок); закрепить знания о ядовитых растениях, их вреде для здоровья человека

Материал: картинки с изображением частей растений

Ход игры: На столе лежат картинки с изображением отдельных частей растений. Детям предлагается соединить их так, чтобы получилось правильное изображение.

Вопросы : «Какие растения вы знаете?» «Какая опасность для человека может быть при соприкосновении с такими растениями?»

Съедобный грибок положи в кузовок

Цель: закрепить знания о внешнем виде съедобных и ядовитых грибов; учить узнавать и называть их

Материал: картинки с изображением грибов (муляжи), корзинка-кузовок

Ход игры: Картинки с изображением грибов (или муляжи) разложены в разных местах группы. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы, назвать их и объяснить, почему не взяли остальные (ядовитые)

Вариант игры: детям предлагается вылепить из пластилина настоящий и ложный гриб (например: опенок и ложный опенок, лисичку и ложную лисичку), объяснить и показать отличия во внешнем виде этих грибов.


Ирина Петровна Попова
Картотека игр по ОБЖ

«Вызываем службу спасения »

Цель: развивать умение детей составлять небольшой рассказ, придерживаясь предложенного плана.

Условия игры: участники игры четко называют свое имя и фамилию, придумывают небольшой рассказ по слайдам о возникшей ситуации.

На экране появляются слайды, дети по телефону (игрушка) «докладывают» о происходящем.

«Юные спасатели»»

Цель: учить детей запоминать, а затем находить и выбирать из нескольких картинок нужную; развивать зрительное восприятие.

Условия игры: участники игры запоминают изображенный на картинке предмет (игрушку, животное и т. д.). После этого сквозь «задымление» (занавеску) выбирают из предложенных картинок ту, на которой имеется такое же изображение (спасают).

«Спасатели»

Цель: учить детей соотносить схему предмета с натуральным предметом; развивать зрительное восприятие.

Условия игры: «спасатели» сначала рассматривают схему, а затем отыскивают среди игрушек ту, которая соответствует данной схеме.

«Пожароопасные предметы»

Цель: способствовать развитию у детей быстроты реакции и внимания.

Условия игры: водящий называет различные предметы; дети, услышав слова, обозначающие пожароопасные предметы, хлопают в ладоши.

(Утюг, телевизор, часы, конфета, хлопушка, гармошка, котлета, суп, нож, розетка, спички, зажигалка и другие).

«Тушим пожар»

Цель: развивать ловкость и быстроту движений, воспитывать умение действовать согласованно.

Условия игры: участники делятся на две команды и строятся в шеренги. По сигналу последний игрок передает членам своей команды ведра с «водой» (4-5 ведер). Игрок, стоящий в начале шеренги, имитирует тушение пожара. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.

«Спасатели спешат на помощь»

Цель: развивать навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, перепрыгивание из обруча в обруч, ползание по гимнастической скамейке, ходьба по ограниченной поверхности – между лежащими недалеко друг от друга канатами); воспитывать смелость, желание выручить из беды.

Условия игры: участники делятся на две команды и по очереди, преодолевая препятствия, бегут к игрушкам (несколько игрушек) , берут по одной (спасают от пожара) и возвращаются назад, стараясь никого не уронить.

«Встреча с незнакомцем»

Условия игры: упражнять детей в правильном поведении при встрече с незнакомым человеком.

Игровые действия: дети рассказывают Незнайке, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми.

Незнакомый гость: Здравствуйте, дети! Я очень рад встрече с вами и поэтому хочу угостить вас конфетами.

Незнайка сначала угощается сам, а потом дает конфеты детям. Они берут (не берут) угощение. Если кто-нибудь возьмёт конфеты (или другие сладости) , воспитатель спрашивает, правильно ли они поступили.

Незнакомый гость: А в моей машине ещё есть и шоколадки, и киндер сюрпризы! А сколько разных игрушек! Пойдёмте со мной – на всех хватит!

Незнайка собирается идти с незнакомцем.

Воспитатель: Правильно ли поступает Незнайка? (обращаясь к незнакомцу) А кто вы такой? Зачем пришли?

Незнакомец хватает Незнайку за руку и тянет за собой. Не слушай их! Я отвезу тебя к родителям, они попросили тебя забрать!

Незнайка плачет и идёт за Незнакомцем.

Воспитатель: Ребята, что нужно делать, если незнакомый человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь) Оставьте Незнайку в покое! (Отталкивает Незнакомца, уводит с собой Незнайку)

«Чтобы не было беды»

Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ об опасных и безопасных ситуациях, изображённых на иллюстрациях.

Условия игры: быстро составить небольшой рассказ по картинке об опасной или безопасной ситуации.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Кто летает Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь.

Картотека грамматических игр Классификация игр по развитию различных сторон грамматического строя речи Грамматические конструкции Игры Падежи: именительный «Живое -.

Картотека хороводных игр Картотека Хороводных Игр Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 10 Губа И. И. 2014г. «Подарки» Текст Движения Принесли мы вам.

«Ракета» На асфальте изображена ракета, на которой вперемешку написаны цифры от 0 до 20. «Классики» В игре участвуют 3-4 игрока. Для.

Картотека игр по конструированию «Выкладывание картинок» (мл. гр.) Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной.