Эпитеты внимая ужасам войны. Анализ стихотворения н.а.некрасова «внимая ужасам войны…» методическая разработка по литературе на тему

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы.

Н. А. Некрасов

Лирика Н. А. Некрасова проникнута удивитель-ной, глубокой теплотой и нежностью. Его стихи, час-то печальные, своей мелодичностью напоминают на-родные песни, повествующие о жизни простого чело-века, о его радостях и горестях, счастье и страданиях. Многие произведения поэта не ограничиваются рам-ками своего времени, темы их востребованы и по сей день. К таким можно отнести и стихотворение «Вни-мая ужасам войны...». Сменяют друг друга века, годы, а психология людская остается неизменной. 150 лет тому назад было написано это стихотворение, но человечество так и не вняло тому, о чем ведет речь поэт. Некрасов создал это произведение, находясь под впечатлением событий Крымской войны, обороны Се-вастополя.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя...

Поэт употребляет устаревшее слово «внимать», что означает « воспринимать и слухом, и зрением». Это слово поражает своей емкостью. Оно одновременно вбирает в себя лексический смысл глаголов «слы-шать» и «видеть». В этом проявляется удивительная чуткость поэта, который видит самую суть события.

Да, война, даже самая священная, всегда ужасна, всегда несет с собой смерть и разрушения, горем при-ходит в каждый дом. Война — это страдания и не только для тех, кто воюет и погибает, но и для близ-ких им людей. Горюют жена и друг, но ни с чем не-сравнимо горе матери, потерявшей сына.

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет! Искренние, выстраданные слезы матери поэт на-зывает «святыми», противопоставляя их «лицемер-ной» «пошлости» и прозаическим делам повседнев-ной жизни. Все в мире проходит, лишь материнская память вечна.

Глубокие народные корни имеет сопоставление женщины, оплакивающей своего ребенка с образом плакучей ивы:

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей... Ведь ива, прозванная в народе плакучей, олицетво-ряет символ вечной печали, скорби.

Образно и использованное автором выражение «кровавая нива». «Нива» — хлебное поле, сочетаясь со словом «кровавая», приобретает значение, обрат-ное первоначальному. Хлеб в представлении людей всегда является источником жизни. В стихотворении же перед глазами встает нива, породившая смерть, — поле, усеянное трупами.

Стихотворение «Внимая ужасам войны...» отлича-ет своеобразное композиционное построение: оно не разделено на строфы, что создает впечатление текста, написанного «на одном дыхании», в единении чувств и мыслей. Важно и то, что стихотворение подается от первого лица, что воспринимается как тихое повест-вование, исполненное грусти, когда рассказчик обра-щается непосредственно к каждому слушающему его.

И, наверное, все, кто читает это лирическое стихо-творение, проникаются мыслью о жестокой бессмыс-ленности войн, отнимающей у людей самое дорогое в жизни.

«Внимая ужасам войны…» Николай Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…»

Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после отмены крепостного права срок солдатской службы составлял 25 лет. Это означало, что молодой парень, призванный в солдаты, возвращался домой уже стариком. Если, конечно, ему удавалось выжить в смертельной схватке с очередным внешним врагом русской державы.

Николай Некрасов родился уже после того, как Россия одержала победу над французами в 1812 году. Однако даже из его родового имения постоянно забирали крестьян на военную службу. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись лежать в кавказских степях. С самого детства поэт видел, сколько горя семьям приносили известия о том, что на очередной войне погиб отец, сын или же брат. Однако будущий поэт понимал, что время лечит, и с такой потерей вскоре смиряются практически все, кроме матерей, для которых гибель собственного ребенка является одним из самых страшных и горьких испытаний.

В 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное имение Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, поэт пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».

Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке Россия по-прежнему будет воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.

«Внимая ужасам войны» - стихотворение, которое никогда не «постареет». В нем нет описаний сражения, но психологическая характеристика тыла поражает воображение читателя. Школьники изучают его в 8 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, используя краткий анализ «Внимая ужасам войны» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в последние годы Крымской войны под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Исследовали называют разные даты создания стихов: 1855 г. и 1856 г.

Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.

Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.

Метафоры «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива» .

Эпитеты «лицемерные дела» , «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива» .

Сравнения «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с Крымской войной, хоть сам Некрасов не был ее участником. На службе пребывал Л. Н. Толстой. Молодой писатель, впечатленный кровавыми событиям, написал «Севастопольские рассказы», которые были опубликованы в 1855 г. Некоторые главы произведений Л. Толстой читал Некрасову еще до публикации. Рассказы, правдиво изображающие войну, впечатлили поэта. Вскоре из-под его пера появились стихи «Внимая ужасам войны».

Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.

Тема

В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

В первых стихах лирический герой признается, что, представляя ужасы кровавых событий, он не жалеет ни павших на войне, ни их друзей, ни жен. Свою позицию он аргументирует тем, что друг и жена быстро забывают погибшего. Их лирический герой противопоставляет «душе», которая до смерти будет хранить память о солдате. Это душа матери.

Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слез больше не отыскать в мире. Они еще раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.

В контексте указанной темы реализуется вечная идея. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.

Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX-XX вв.

Композиция

Композиция стихотворения проста. В нем условно можно выделить две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как автор с горечью и разочарованием говорит о друге и жене погибшего, жалеет его мать. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Н. Некрасов использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Преобладают в стихотворении эпитеты : ««лицемерные дела» , «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива» . Метафоры придают чувствам и эмоциям - выразительности: «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива» . В последних строках использовано сравнение , которое позволяет автору провести параллель между человеком и природой: «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите-рации например, например скорбь подчеркивается словами с согласным «с»: «святые, искренние слезы» .

Все свои сокровенные думы и чаяния Н.А.Некрасов связал с делом служения народу. Творческая индивидуальность настоящего художника, такого как Некрасов, не автономна, она обретает необходимый импульс в сознании своей связи с народом.

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано Некрасовым в 1855 году (по другим сведениям в 1856 г.). Главная тема стихотворения – тема войны; глубокая скорбь о жертвах, понесенных народом.

Какова история создания стихотворения «Внимая ужасам войны»?
Оно было написано под влиянием рассказа Л.Н.Толстого. До глубины души взволновал Некрасова рассказ молодого автора. В основу произведения Толстого были положены события, связанные со штурмом и падением Севастополя. Толстой был свидетелем этих событий, он же и принес в редакцию «Современника» рассказ под названием «Севастополь в августе 1855 года». К написанию этой работы Толстой приступил в сентябре 1855 года и закончил 27 декабря 1855 года; она была написана в очень правдивой манере. «Севастополь в августе 1855 года» — это не единственный рассказ на тему Крымской войны, принесенный Толстым в редакцию «Современника».

В композиционном плане стихотворение «Внимая ужасам войны» не делится на традиционные строфы: без пауз, без остановок одна мысль следует за другой. Стихотворение небольшого формата, в нем всего семнадцать строк, но очень ёмкое по содержанию.

Оно начинается с редко употребляемого слова «внимая», то есть, относясь к чему-то с особым вниманием. Автор сразу призывает читателя сконцентрироваться.

В первых двух строках мы видим четыре слова из лексикона, связанного с войной – само слово «война», «ужас», «жертва», «бой».

Война не бывает без жертв. Кто страдает от потери героя? Это жена и друг. Увы, жизнь так устроена, что жена со временем утешится, друг забудет. Но есть одна душа, которая никогда не смирится с потерей.

Далее автор говорит о подсмотренных в этом мире слезах — слезах матери. В них выражена вся боль, безысходность, отчаяние. Эти слёзы «святые, искренние». Почему слёзы матери автор назвал «святыми»? Уход из жизни бойца (а для матери её ребёнка) – эта вечная скорбь, пожизненная боль.

В последнем четверостишии речь идёт обо всех матерях, которые потеряли своих детей на войне. Как никогда не поднять плакучей иве своих ветвей, так никогда не забыть матери сына или дочери, оставшихся на поле боя.

Проблематика стихотворения
В стихотворении подняты проблемы, касающиеся ценности человеческой жизни. Война вторгается в человеческую жизнь, нарушая её естественный ход. На войне матери теряют своих детей, горе их бесконечно. Жизнь должна торжествовать над смертью, разум – над абсурдностью, гуманизм над жестокосердием. Матери не должны терять своих детей.

Главная мысль стихотворения «Внимая ужасам войны» — мысль о несовместимости войны с самой жизнью, об антигуманной сущности войны.

В основе стихотворения лежит конфликт между жизнью и смертью. Стихотворение отражает мир во всей его сложности, драматизме. В каждой строке чувствуются едва сдерживаемые рыдания.

Жанр стихотворения – элегия.

Размер и рифма
Стихотворный размер — четырыхстопный ямб с применением пиррихия.

В стихотворении использована перекрестная схема рифмовки (абаб), за исключением последних пяти строк, в которых строки рифмуются в особом порядке — аабба. Мужская и женская рифмы чередуются в строках стихотворения.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — лучший друг, лицемерных дел, бедных матерей, поникнувших ветвей.

Метафора – святые слезы, кровавой ниве.

Сравнения — «Им не забыть своих детей, …Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

В стихотворении отсутствуют обращения.

Стилистические фигуры
Анафора
«Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…»

Антитеза (стилистическая фигура контраста) – Временным переживаниям жены, друга противопоставляются вечные слёзы матери, её непреходящее горе.

Риторическое восклицание — «Увы!»

Стихотворение «Внимая ужасам войны» мне понравилось тем, что Некрасов, через всё творчество которого красной нитью проходит проблема сострадания, вновь обращает наше внимание на жгучие проблемы человечества. Он показывает мир во всем его противоречии. Главный вывод : нужно всё сделать для того, чтобы на земле торжествовали принципы гуманизма.

План анализа стихотворения «Внимая ужасам войны»
Вступление
Главная тема
История создания стихотворения «Внимая ужасам войны»
Краткое содержание, композиционные особенности
Проблематика
Главная мысль
Жанр стихотворения
Размер и рифма
Средства художественной выразительности
Стилистические фигуры
Чем понравилось стихотворение?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курасовская средняя общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы

Медведева В.А.


Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны…»

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где – то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

1856


Примерный план анализа стихотворения

1. Время создания стихотворения.

2. Тема и основные мотивы.

3. Система образов: образ – персонаж (лирический персонаж); образы природы. Их взаимосвязь.

4. Образно – выразительные средства стихотворения (тропы и синтаксические фигуры).

5. Своеобразие лексики.

6. Ритм и рифма.

7. Стихотворный размер.

8. Жанр, к которому относится данное лирическое стихотворение.

9. Художественная идея стихотворения (если возможно, следует указать, в каких строках она наиболее точно выражена).

10. Вывод (ваша оценка характеризуемого текста).

Словарная работа

Тема – предмет повествования, изображения, исследования

Идея – основная, главная мысль чего - либо

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении (эпитет, сравнение, ирония, гипербола, литота, олицетворение, метафора)

Рифма - аабб - парная; абаб - перекрестная; абба – кольцевая

Стихотворный размер - _ _" / _ _" / _ _" /_ _" - ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); "_ _ / "_ _ / "_ _ хорей 3-стопный (ударение на каждом первом слоге); "_ _ _ дактиль; _ _" _ амфибрахий; _ _ _" анапест

Жанр - эпиграмма (сатирический портрет), элегия (стихотворение, проникнутое грустью, размышлениями о жизни и смерти, природе и человеке; преобладают мотивы личных переживаний), ода (торжественное произведение, «хвалебная песнь») , послание ()произведение, написанное в форме письма или обращения к конкретному адресату) , баллада (жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом) , поэма (лирическое произведение с развернутым сюжетом), песня (небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения).

Анафора - единоначалие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

Пиррихий – сочетание двух безударных слогов среди стоп ямба и хорея


Время создания стихотворения

Стихотворение написано в 1856 году, в этом же году опубликовано в журнале «Современник».

Поводом к написанию стихотворения послужило знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Севастополь в августе 1855 года», который глубоко взволновал Н.А.Некрасова. Поэт преклонялся перед подвигом русского солдата, в прошлом – обыкновенного крестьянина, оторванного от земли и дома.

В стихах и публицистической прозе он постоянно обращался к теме Крымской войны. В журнале «Современник» Н.А.Некрасов напечатал множество материалов, рисующих ход военных действий, подробности отдельных операций, иллюстрирующих патриотический дух солдат и матросов.

События Крымской войны отразились в нескольких стихотворениях Некрасова: «14 июня 1854 года», «Тишина», «Коробейники». «Пир – на весь мир». Поэт горячо переживал военные события и стремился попасть на боевые позиции. «Хочется ехать в Севастополь. Ты над этим не смейся. Это желание во мне сильно и серьезно…» , - писал он Тургеневу 30 июня 1855 года.



Тема и основные мотивы

«…Бедные, бедные старушки, затерянные

в неведомых уголках обширной Руси,

несчастные матери героев, погибших

в славной обороне! Вот как пали ваши

милые дети…», - так писал Некрасов

о гибели защитника Севастополя.

-О чем говорит поэт? Какова тема стихотворения?

(горе матери, на долю которой выпала

потеря сына)

- Какой настрой стихотворению дают

первые две строки?

(Некрасов, задавая тон всему стихотворению,

использует устаревшую форму глагола «внимать», что значит воспринимать слухом и зрением; а сочетание слов «ужас войны» очень точно выражает сущность войны: она несет гибель солдатам и горе их близким. Что может быть ужаснее?)

Система образов стихотворения

- Кто, по вашему мнению, является главным героем стихотворения? (лирический герой, который размышляет о происходящем);

- Кому несет горе гибель солдата? (Жене, другу, матери)

- Одинаково ли отношение лирического героя к этим образам?

- Что говорит о друге и жене лирический герой?

(переживания жены и друга недолговечны, лирическому герою жаль, но не друга и не жены (автор использует анафору); в словах звучит ирония: «Увы! Утешится жена, И друга лучший друг забудет…»)

- Как лирический герой относится к чувствам матери?

(переживания друга и жены противопоставлены горю матери, которая «до гроба» будет оплакивать свое дитя. Поэт пишет: «Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы – То слезы наших матерей!». По сравнению с ее горем все кажется пошлым и лицемерным. Гибель сына – настоящая трагедия, поэтому слезы матери – «святые»)

  • С каким образом автор сопоставляет образ матери? (образ матери сопоставлен с образом плакучей ивы, которая в устном народном творчестве является символом вечной печали:

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…)


Образно – выразительные средства стихотворения

Для чего?

«лицемерных дел»,

«святые, искренние слезы», «поникнувших ветвей»

Метафоры

показать пошлость жизни

показать невыразимую печаль матери

«на кровавой ниве»,

«плакучая ива»

Олицетворе-

показать зловещий смысл – поле, усеянное трупами

показать вечную печаль матери

«душа одна помнить будет »

«иве не поднять ветвей»

Мать до конца дней своих будет оплакивать своего сына и не сможет его вернуть


Пунктуация

Восклицательный знак

Для чего?

«Она до гроба помнить будет!»

«То слезы бедных матерей!»

Многоточие

Для более сильного выражения чувств и эмоций

«Мне жаль не самого героя…»

Конец стихотворения

Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе

Но где – то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Святые, искренние слезы –

То слезы наших матерей!

Лирический герой, размышляя, делает паузу, будто снова задумывается о происходящем


Ритм, рифма, стихотворный размер, жанр

- Какие особенности построения можно отметить? (17 строк, не делятся на строфы);

- Назовите особенности рифмы (если условно разделить стихотворение на строфы, то первые три строфы – рифма перекрестная, в последней строфе - парная);

- Определите размер стихотворения (четырех и пятистопный ямб с пиррихиями, что сближает стихотворение с разговорной речью);

- К какому жанру относится стихотворение? (элегия, так как оно проникнуто горестными раздумьями лирического героя)


Художественная идея стихотворения

Идея стихотворения – осуждение

войны и искреннее сочувствие

Матерям, потерявшим своих детей

на войне.

Это делает его созвучным

любому времени…


Оценка характеризуемого текста

Много десятилетий прошло со времени написания стихотворения «Внимая ужасам войны…», но и до сегодняшнего дня остается важной тема войны, горя и страдания матерей, чьи дети не вернулись с поля боя. Совсем юные солдаты погибали в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне…

А матери плачут, страдают и до последнего вздоха ждут своих дорогих и любимых детей, напрасно надеясь на их возвращение.

Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны...”, поражаешься его универсальности. Произведение напоминает живущим о великой ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. И проливают «Святые, искренние слезы…», подобно плакучей иве, склонившей в печали свои ветви низко к земле.