Цель пропаганды зож. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни

Разделы: Внеклассная работа

Здоровый образ жизни.

Профилактическая работа в школе.

1. «Правильное питание»

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

3. «Твой выбор».

Заключение.

Литература.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей-задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2-3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман - это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Профилактическая работа в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,- здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей - подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог-переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.

Цели:

  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Задачи:

  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

Здоровый образ жизни направлен на профилактику различных заболеваний человека, а также на предотвращение причин, которыми вызвано это заболевание. Здоровый образ жизни – вот что делают представителями различных служб, а также учёными рассматривается в глобальном смысле. Поэтому пропаганда здорового образа жизни – именно она является важным этапом в процессе формирования тех или иных привычек у вашего чада, и также следите за тем, чтобы ребёнку нравился такой стиль, чтобы он с удовольствием делился им.


По оценкам, которые провели учёные, здоровье человека идёт от наличия вредных привычек, и доля этой зависимости составляет 50%. На 20% организм и его состояние зависят от всего. Пропаганда здорового образа жизни среди детей занимает важную роль, поскольку именно благодаря ей, ребёнок может легче поддаваться воспитанию.

Это мотивация человека, чтобы он стремился к чему-то. И поскольку пропаганда здорового образа жизни — предпосылка развития самых различных сторон деятельности человека, то он активно пропагандируется в дошкольных детских учреждениях, а также в школах. В связи с тем, что жизнь общества усложняется, и появляются всё более серьёзные нагрузки, организм терпит изменения, поэтому необходимо воспитывать индивидуума сразу же, чтобы у него не возникло желание иметь вредные привычки. Пропаганда здорового образа жизни среди детей является важной на всех этапах воспитания.


Благодаря ЗОЖ, можно с лёгкостью предотвратить самые негативные сдвиги в состоянии здоровья. Приучение же имеет множество элементов, рассмотрим основные из них:

  • окружающая среда;
  • питание и его уровень;
  • привычки;
  • занятия спортом;
  • гигиена.

Так, все эти элементы являются важными при формировании личности, и кроме того, важную роль играет ЗОЖ.

Пропаганда здорового образа жизни в семье

Разумеется, чтобы ребёнок рос в хорошей среде и не имел вредных привычек, то в первую очередь его нужно научить этому в семье, посредством пропаганда здорового образа жизни дома. Поскольку он учится здоровому образу не в школе, а на практике жизни, поэтому глупо было бы говорить ребёнку о вреде продуктов быстрого приготовления, в то время как родители кроме них ничего не едят.

Пропаганда здорового образа жизни в семье

Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок рос здоровым и жил прекрасно, то с момента его зачатия необходимо избавиться от всех вредных привычек и начать нормально питаться. Да, именно, не с момента рождения, а с момента зачатия, поскольку большинство привычек в привязанности к той или иной еде ребёнок отнимает у мамы. Пропаганда здорового образа жизни станет самым важным этапом в этом непростом процессе.

Прежде чем отправить ребёнка в школу, где он послушает о здоровой жизни, необходимо рассказать ему о занятиях спортом и правильном питании, а также применять это в повседневной жизни. На сегодняшний день молодые родители взяли в моду заниматься зарядкой со своими детьми, а также плаванием, и это правильный подход, поскольку дети должны приучаться именно к такой жизни с рождения. Пропаганда здорового образа жизни играет важную роль не только для родителей, но и для образовательных учреждений.

Очень важно чтобы дети ели как можно меньше различных недоброкачественных продуктов, которые являются вкусными и вызывают привычку. Приучите ребёнка к еженедельной влажной уборке, поскольку он самостоятельно должен следить за гигиеной. Отдайте его в какую-нибудь спортивную секцию, когда он подрастёт, чтобы привить любовь к спорту. Пропаганда здорового образа жизни среди детей проводится в первую очередь, его родителями.

И самое главное – следует помнить, что все привычки ребёнок перенимает не от учителей в школе, а от своих родителей, поскольку он растёт в их окружении.


Когда нужно пропагандировать ЗОЖ ребёнку

Очень важно следить за тем, чтобы была пропаганда здорового образа жизни в детском саду. Поэтому в семье она должна начинается ещё до того, как ребёнок пойдёт в сад. Привычки ребёнка начинают формироваться с тех пор, как он находится в утробе матери, поэтому и подобным воспитанием рекомендуется заниматься с момента зачатия, когда плод ещё мал.

Пропаганда здорового образа жизни дома начинается с этого этапа. В это время будущая мама должна отказаться от вредных привычек даже в самых малых их количествах, а также начать правильно питаться, употребляя как можно больше овощей и фруктов.

Ни для кого не секрет, что беременной женщине сложно воздержаться от пирожков и селёдки, а затем запить всё это апельсиновым соком, но необходимо приложить максимум усилий на то, чтобы употреблять ту пищу, которая нужна ребёнку.

Начинается пропаганда здорового образа жизни дома, и это то, что должны знать все родители. С таким подходом вы сможете не только родить здорового малыша, но и сохранить фигуру в безопасности. Пропаганда здорового образа жизни в детском саду лишь закладывает основы рационального поведения, всё остальное является прямой обязанностью родителей.


Постепенно, по мере вырастания вашего чада, необходимо погружать его в основы, которые содержит пропаганда здорового образа жизни. С самого детства приучайте его к правильному питанию, только не заставляя, а объясняя, почему именно он должен есть кашу, когда его друзья постоянно кушают чипсы. Действительно, если ребёнок попадает в окружение сверстников, то перенимает их особенности поведения. Поэтому каждые родители должны просто сесть и рассказать ребёнку, зачем ему нужно это кушать, чтоб каждая трапеза не превращалась в скандал.

По мере вырастания ребёнка научите его помогать вам при уборе, расскажите, зачем именно нужно делать влажную уборку как можно чаще. Так, вы не только сможете привить ему привычки ЗОЖ, но и воспитаете настоящего помощника или помощницу. В этом и будет заключаться пропаганда здорового образа жизни.

Что касается занятий спортом, то к ним нужно приступать с самого детства, а именно – заняться плаванием, сделать зарядку с ребёнком, опять же – объяснив ему, зачем всё это. Помните, если ребёнок не будет знать о пользе того, чему его учат, он забудет это сразу же, как только окажется в школе или как только вырастет. Пропаганда здорового образа жизни дома начинается с многочисленных этапов воспитания.

О вреде вредных привычек обычно рассказывают в средней школе, но не будет лишним, если вы проведёте работу со своим ребёнком персонально и расскажете о пагубных привычках и их последствиях, это является одним из важных шагов, которые содержит пропаганда здорового образа жизни.


Как правильно проводить пропаганду ЗОЖ

Пропаганда ЗОЖ ребёнку проводится в первую очередь родителями, поскольку именно они окружают его изо дня в день. В целом пропаганда здорового образа жизни является направлением, в которое входит целый ряд мероприятий. Эти мероприятия служат для повышения уровня воспитания ребёнка и для улучшения качества медицинской культуры в стране. В школах и в дошкольных учреждениях пропаганда здорового образа жизни проводится медицинскими работниками, и в данном случае их задача:

  • пропаганда законов республики касательно здравоохранения;
  • пропаганда базовых знаний медицины и гигиены;
  • пропаганда к ЗОЖ;
  • закрепление теоретических знаний на практике.

Пропаганда здорового образа жизни дома проводится с использованием советов родителей. Сама тематика пропаганды ЗОЖ напрямую зависит от возраста целевой аудитории и от особенностей. Сам процесс происходит при использовании радио, телевидения, других элементов СМИ. К работе привлекается медицинский состав, и определяется количество часов в неделю, в течение которых должна проводиться Пропаганда к ЗОЖ.

Для того чтобы работа по совершенствования знаний о здоровье была проделана наиболее эффективно, создаются специальные факультеты здоровья, на которых можно получить не только теоретические, но и практические знания.

Что касается пропаганды ЗОЖ в школах, то она является обязательной и должна проводиться на регулярной основе. Пропаганда здорового образа жизни в детском саду подходит под те же самые ограничения и проводится на регулярной основе.

Пропаганда ЗОЖ – копируем родителей

Неудивительно, что в своём поведении дети во многом копируют своих родителей. Поскольку они всегда их окружают и заботятся, и как бы ни воспитывали детей в садике или в школе, они всё равно будут забирать и повторять привычки своей семьи. Пропаганда здорового образа жизни играет самую важную роль, поскольку она не только прививает полезные привычки, но и позволяет заниматься воспитательным процессом.

Заключение

Очень важно для родителей по мере взросления ребёнка следить за изменениями, которые с ним происходят, и оградить детей от влияния нехороших компаний. Если сами не справляетесь, то необходимо обратиться за помощью к психологу.

Следите за тем, чтобы каждый член вашей семьи правильно питался и вёл себя соответствующим образом, держал себя в форме, следил за фигурой, ел как можно больше овощей. С таким подходом вы сможете привить своим детям максимум хороших привычек.

TvoyStartup Comments 0 Share:

Related articles

Каждый человек хоть раз в жизни задумывался, что такое ЗОЖ. Некоторые уверены, что отказавшись от вредных привычек и начав правильно питаться, они уже на полпути к успеху. Так ли это на самом деле и как дать определение правильного образа жизни в современном мире?

ЗОЖ – что это?

Здоровый образ жизни – понятие разностороннее, но важно понимать, что он направлен на укрепление организма и профилактику развития патологий. Для этого нужно отдать предпочтение здоровому питанию, умеренным физическим нагрузкам, строго соблюдать режимы бодрствования и покоя, избавиться от вредных привычек и научиться контролировать свои мысли и эмоции. Немаловажное значение имеет и экологическая обстановка, но не всегда есть возможность ее изменить.

Почему нужно вести здоровый образ жизни?

Правильный и здоровый образ жизни помогает человеку во всех сферах деятельности и его начинаниях. Благодаря такому подходу к организму человек не имеет с ним проблем, а взамен получает высокие интеллектуальные способности и хорошее настроение. Полезное значение здорового образа жизни очевидно: она становится ярче и интересней. Неоспоримым достоинством является и уменьшение страхов за состояние своего здоровья.

Пропаганда здорового образа жизни

Сохранение здоровья населения в цивилизованном обществе должно стать приоритетным заданием в каждой стране. Это становится важным для развития государства в социально-экономическом и научно-техническом направлениях. Формированию культуры здоровья современные ученые уделяют огромное количество времени и сил. Они уверены, что здоровье нации зависит не только от ведения ЗОЖ. Немаловажную роль играет безопасность окружающей среды, условий труда и развития системы охраны здоровья.

Популяризация здорового образа жизни для подрастающего поколения заключается в физическом воспитании. Цель таких занятий – заинтересовать молодежь и привлечь их к регулярным тренировкам. Для этого во всех учебных заведениях есть спортивные занятия. Взрослые должны сами себя организовать и настроить на правильный ритм жизни. Одним из эффективных и популярных видов спорта является фитнес, который удачно гармонирует с русской баней и массажем.


Здоровый образ жизни и его составляющие

Человечество хочет иметь хорошее здоровье, но одни для этого прикладывают усилия, другие – вовсе ничего не делают. Что влияет на состояние нашего здоровья:

  • около 50% – здоровый образ жизни;
  • примерно 20% – окружающая среда;
  • чуть меньше 20% – генетическая предрасположенность;
  • до 10% – система охраны здоровья.

Можно выделить такие основы и составляющие здорового образа жизни:

  • абсолютный отказ от пагубных привычек;
  • ежедневное умеренное здоровое питание;
  • активное времяпровождение;
  • гигиена (личная и общественная);
  • непрерывный контроль над эмоциями;
  • интеллектуальное развитие;
  • духовное и социальное самочувствие.

Расписание дня для здорового образа жизни

Режим – необходимое условие здорового образа жизни. Однако и он может выглядеть несколько иначе привычного расписания по часам, самое главное правильно определить время для сна – он должен быть не менее 7-8 часов. Примерный режим дня может выглядеть так:

  • 6.30-7.00 – подъем, выпить стакан воды.
  • 7.30-8.00 – завтрак.
  • 8.00-10.00 – время максимальной активности. Можно заняться спортом, а после – релаксом, посетить SPA-центр или косметолога.
  • 10.00-11.00 – в это время организм максимально готов к работе.
  • 11.00 – поздний ланч.
  • 11.30-14.00 – в это время стоит поработать в спокойном режиме. Выполнить текущую, ежедневную работу.
  • 14.00 – обед.
  • 14.30-16.00 – подходящее время для решения глобальных вопросов. Мозговая активность достигает своего пика, как у творческих личностей, так и работников умственного труда.
  • 16.00-17.00 – полдник.
  • 17.00-18.00 – самое время провести переговоры, деловые встречи или обсудить с сотрудниками план работы на завтра.
  • 18.00-19.00 – дорога домой. По пути пройдитесь по магазинам.
  • 19.00 – ужин.
  • 19.30 – 20.00 – самое время уделить внимание коже, смыть макияж, нанести маску. Принять ванну или душ.
  • 22.00-22.30 – подготовка ко сну и отбой.

Для восстановления сил и поддержания баланса в организме, нужно трудовую деятельность обязательно чередовать с отдыхом. Уделите несколько минут в час физкультуре, а в обеденное время прогуляйтесь по свежему воздуху. Не забывайте про занятия спортом. Для этого можно выбрать оптимальный вариант.

Правильное питание для здорового образа жизни

ЗОЖ и правильное питание – это неразрывные составляющие. Утоление голода – это один из важнейших инстинктов живого организма. Диетологи со всего мира пришли к выводу:

  1. Четырехразовый прием пищи – идеальный вариант для здоровья.
  2. У каждого из приемов пищи должно быть свое время.
  3. Мясо, рыбу и бобовые употреблять утром и в обед, а во второй половине дня – фрукты, овощи, кисломолочные продукты.
  4. В позднее время от чая и кофейных напитков стоит воздержаться.

Здоровый образ жизни и спорт

Правила здорового образа жизни состоят не только из здорового питания или отказа от вредных привычек. Неотъемлемой частью ЗОЖ является спорт, но это не значит, что все должны взяться за штанги и ставить рекорды. Физические занятия нужны для поддержания формы и предотвращения раннего старения органов и кожных покровов. Для этого вполне подойдет:

  • бег трусцой;
  • плаванье;
  • прогулки на велосипеде;
  • туристические походы;
  • теннис.

ЗОЖ - вредные привычки

Формирование здорового образа жизни направлено на избавление от вредных привычек. Самыми распространенными являются курение и употребление алкогольных напитков. Они приносят вред не только человеку, страдающему зависимостью, но и его окружающим. Особенно опасен табачный дым, ведь пассивные курильщики травят свой организм на уровне с активным «пленником» вредной привычки.

Вред от табачного дыма:

  • ухудшается состояние ногтей, волос, цвет кожного покрова;
  • портится и желтеет зубная эмаль;
  • сосуды теряют эластичность;
  • губительно влияет на все внутренние органы.

Влияние алкоголя на организм:

  • ослабевает иммунная система;
  • ухудшаются функции печени, органов пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой и нервной систем, нарушается деятельность головного мозга;
  • во время беременности – приводит к различным патологиям плода.

Гигиенические основы здорового образа жизни

Правила ЗОЖ просты и хорошо работают, но при одном условии – систематичность. Пытаясь соблюдать их от случая к случаю, положительных результатов не добиться. Здоровье и здоровый образ жизни требует от человека соблюдения личной гигиены:

  1. Уход за телом (регулярное принятие душа, ванны).
  2. Уход за волосами и кожей головы.
  3. Уход за полостью рта (регулярная чистка зубов и профилактические меры по предупреждению кариеса, парадонтоза и прочих заболеваний ротовой полости).
  4. Гигиена обуви и одежды (поддержание в чистоте и выбор безвредных материалов).

Как вести здоровый образ жизни?

Большая часть человечества задумывалась, что такое ЗОЖ и как к нему приблизиться? Все продумав и отложив реализацию плана «на понедельник», в час «Х» находится что-то важнее или просто лень. Прежде чем составить план, как начать здоровый образ жизни, нужно все продумать и только после этого приступать к его реализации. Ошибка многих новичков в том, что они стремятся за один день сделать то, чего не делали несколько лет, а может и всю жизнь. Главное правило – не перестараться, все хорошо в меру.

Мотивация здорового образа жизни

Как начать вести здоровый образ жизни? К нему нужно подготовиться (не стоит игнорировать этот этап):

  • запишите на листе бумаги привычки, от которых нужно избавиться (не пытайтесь бросить все сразу, определите для себя оптимальный срок для каждой из них, например по неделе);
  • начните постепенно менять свой режим дня (обратите внимание на длительность сна, начинайте вводить новые, полезные привычки);
  • начните заниматься спортом (без фанатизма, понемногу, но регулярно).

Фильмы о здоровом образе жизни

Многие из тех, кто хотел изменить свою жизнь, останавливались на половине пути или вообще не начинали двигаться к своей цели. Одним не хватало силы воли, другим – мотивации. Фильмы про здоровый образ жизни помогут по-новому взглянуть на проблему и на то, как можно ее преодолеть:

  1. «Беги, толстяк, беги» – рассказывает о силе спорта, насколько он может закалить человека морально и физически.
  2. «Парень-каратист» – учит бороться с собой и не отчаиваться в самых сложных ситуациях, а любовь к японскому боевому искусству помогла не только расправиться с агрессивными сверстниками, но и поверить в себя.
  3. «Форрест Гамп» – умение быстро бегать помогает главному герою стать знаменитым и поступить в университет, а умелая игра в настольный теннис – сделала его чемпионом мира.

Книги о здоровом образе жизни

Многие задумывались, что же такое ЗОЖ. Сохранность своего здоровья – дело добровольное и мотивация должна быть у каждого своя. Одним помогают советы друзей, другим – познавательные фильмы и телепередачи, третьим – книги про здоровый образ жизни. Специалисты в этой области рекомендуют прочитать:

  1. «350 рецептов диеты Дюкан» – некоторым известно, что полезная пища, которая помогает сделать фигуру стройней, может быть вкусной.
  2. «Без сахара» – автор рассказывает о существующих степенях зависимости к сладкому и о способах борьбы с ними.
  3. «Наука сна» – полезная книга о главном аспекте здорового образа жизни, в которой автор поясняет, как правильно спать, и как организм себя ведет в это время.
  4. «Книга о теле» – учит, как обрести физическую и ментальную силу, полюбить свое тело, и как это все поможет в разных сферах жизни.

ФИО автора: Ищенко Никита, студент ГПОУ «Усинский политехнический техникум» (г.Усинск, Республика Коми), специальность: «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 1 курс.
Научный руководитель: Подгорецкая Людмила Алексеевна
Тема работы: «Пропаганда здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи»

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..…………...2
1.1. Общая характеристика здорового образа жизни…………………………………………4
1.2. Основы здорового образа жизни………………………………………………………….5
1.3. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи……………..6
1.4. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи………………………..8
1.5. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи на примере государственного профессионального образовательного учреждения «Усинский политехнический техникум»……………………………………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………16
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек по своей природе горд и свободолюбив. Никому из нас не чуждо чувство собственного достоинства и желание полноты жизни. Но то, как нас оценивают в обществе, за кого принимают, в полной мере зависит от нас самих, от нашего поведения, от наших действий. Человек волен руководить своими поступками, но есть сила, которая превращает человека в ничто, уравнивает с самым глупым и мерзким созданием. Лишает всего возвышенного, что выделяет его из окружающего мира существ.
ЭТА СТРАШНАЯ СИЛА ЗАКЛЮЧЕНА В НАРКОТИКАХ.
Многие не знают и считают, что наркотики - морфин, кокаин, анаша, план, марихуана, спайс и т.д., являются предметом контрабанды, и совсем выпускают из поля зрения то, что они вызывают стойкое привыкание и болезненное пристрастие к себе, на протяжении долгих лет творят в организме человека свою грязную работу, разлагая его как физически, так и морально.
Человек, потребляющий наркотики в любом виде, становится слабым, легко поддается дурному влиянию, т.к. кора больших полушарий у него блокирована, воля парализована, инстинкт самосохранения у него не срабатывает. Даже при одноразовом опьянении люди становятся легкой добычей и зарабатывают себе различные заболевания.
Цель работы: изучить развитие пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи.
Для того чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретическое исследование проблемы.
2. Исследовать существующую пропаганду здорового образа жизни.
3. Изучить особенности формирования антинаркотического мировоззрения у детей и молодежи.
4. Исследовать мотивы борьбы и мотивы взаимодействия со взрослыми у детей и молодежи при формировании отношения к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению.
5. Провести сопоставительный анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психологов, социальных педагогов при консультировании родителей на темы предупреждения наркомании, в разработке программ формирования здоровьесберегающей среды, направленных на оптимизацию работы образовательных организаций и коррекцию воспитательных методов, в разработке лекционных курсов «Жизнь без вредных привычек».
Методы исследования: теоретические - анализ научных материалов по проблеме; эмпирические: наблюдение, анализ документов, исследовательские – проведение анкетирования среди обучающихся ГПОУ «Усинский политехнический техникум» и их родителей.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы с под пунктами, заключения, списка литературы, глоссария и приложения.

1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

1.1. Общая характеристика здорового образа жизни

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):
- физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
- психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

1.2. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

1.3. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья становится приоритетным направлением развития современной образовательной системы.
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Семья в недалеком прошлом играла, по мнению ряда исследователей из стран Советского блока, существенную и положительную роль в приобщении представителей молодого поколения к занятиям спортом, физкультурой. Группам ровесников, также приписывалась почти такая же позитивная, в целом, роль. Что касается недалекого прошлого, то целый ряд других исследований свидетельствует о том же: как правило, семьи поощряли в большинстве случаев занятия своих детей туризмом, спортом, физкультурой, а в группах ровесников, приятелей существовала кое-где одно время, в 1970-1980-е годы, даже мода на занятия спортом: бокс, борьба, культуризм, восточные единоборства и некоторые другие виды спорта. К сожалению, в наши дни соответствующая картина выглядит куда более печально. Многие родители пьют, курят, употребляют наркотики, подавая тем самым своим детям дурной пример. Доля таких родителей сильно выросла по сравнению с периодом 1970-1980-х годов. В лучшем случае родители работают день и ночь не покладая рук, чтобы заработать «копейку» и «поднять» своего ребенка, соответственно, не уделяя ему порой никакого внимания. До занятий ли здесь туризмом, физкультурой, спортом, прогулками на свежем воздухе? Родители, приходя домой с работы, валятся от усталости, опять-таки снимая стрессы алкоголем или наркотиками. Такое в советское время было явлением не столь частым как в нашу сумрачную эпоху. В компаниях сверстников пропала мода на занятия спортом, на мускулистое тело у юношей; тенденция «унисекс» возобладала: девочки ходят в штанах, мальчики – с серьгами в ушах, губах, бровях, исповедуя в большинстве случаев либо культ «пивного живота», либо тщедушного тощего тела. Попадая в компанию сверстников, ребенок или подросток сразу приобщается к пиву (это в лучшем случае), а нередко сразу начинает «колоться», используя разного рода тяжелые наркотики (героин и другие), зависимость от которых возникает сразу. Употреблять наркотические вещества сегодня некоторые начинают уже с 7-8 лет, их родители в это время, вместо того чтобы воспитывать своих чад, либо пьют, либо зарабатывают, либо живут своей «личной жизнью». По официальным данным, в России на 100 тыс. населения – 240 человек являются постоянными потребителями наркотиков.
Все большая доля молодого поколения становится просто не пригодной для того, чтобы заменить своих отцов и матерей. Очень многие молодые люди не доживают до возраста, когда пора вливаться в категорию работающих. Рождаемость же в стране сейчас крайне низкая.
Анализ имеющегося опыта формирования здорового образа жизни молодежи в процессе образовательной и воспитательной деятельности различных учреждений показывает, что:
- у современной молодежи нет целостного понимания сущности здорового образа жизни;
- забота о здоровье подрастающего поколения в современной системе образования и воспитания построена без учета основных принципов здравоведения, что является малопродуктивным;
- отсутствует целенаправленная научно-организованная система подготовки специалистов, использующих здоровьесберегающую педагогику;
- имеющиеся модели учебно-воспитательного процесса в большинстве случаев не отвечают требованиям системности, последовательности и доступности, поскольку в них основной акцент делается на знания, умения и навыки, а не на самого субъекта воспитания - человека;
- законодательная и нормативная база в отношении охраны здоровья подрастающего поколения не обеспечивает координацию действий федеральных и местных органов, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных структур и учреждений;
- повсеместно не выделяются необходимые средства на достаточное финансирование программ формирования здорового образа жизни.
Однажды Аристотель вспомнил, наполненные глубочайшей грустью, слова Перикла, который произнес их в своей «Надгробной речи». Выдающийся афинский политический и общественный деятель сокрушенно сказал, «что потеря юношества имеет для отечества такое же значение, как если бы год потерял весну».

1.4. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи

Воспитание - есть процесс воздействия внешней энергии на внутреннюю энергию человека. В результате взаимодействия двух (внутренней и внешней) энергетических систем происходит возбуждение, движение, изменение и развитие генетических человеческих задатков. Воспитание в широком смысле слова является единственным универсальным средством развития. Все человеческие задатки развиваются и функционируют как способности только благодаря воспитанию.
Современная российская образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Каждый после школы обязан сам в конкурентной борьбе выбрать и занять место в общественной иерархии.
Учащуюся молодежь не обучают правилам борьбы за выживание в современных условиях. Человек, не знающий самого себя и не умеющий управлять собой, является игрушкой в руках других людей. Не он управляет своей судьбой, а становится рабом обстоятельств, предрассудков, моды и собственных капризов. Особенно подвержены предрассудкам современной жизни студенты. Дело в том, что студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства. Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощи, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.
Много современных молодых людей, обучающихся в учебных заведениях, являются приверженцами определенного образа жизни, в котором определенным эталоном являются сигареты, наркотики и алкоголь. При чем некоторые данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи.
Для воспитания здорового образа жизни, необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни. Для выяснения этого, во многих образовательных организациях проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. А также во многих регионах нашей страны проводятся исследования, направленные на выявление физического, социального и психологического здоровья учащихся. Диагностический анализ состояния их физического, социального и психического здоровья полностью подтверждает прописную истину: у всех разные стартовые площадки жизнедеятельности, разное здоровье, разные судьбы.
Следует отметить, что зачатки образа жизни, закладываются в раннем детстве. Так, дети, которые испытывают некоторые ущемления и внутреннюю тревогу для желания самовыражения, переходят на образ жизни, в котором бытует наркотики и алкоголь. В этих случаях приоритетными задачами коллектива, в котором обучает ребенок (будь то детский сад, школа, техникум или институт), по формированию ЗОЖ должны быть:
- укрепление психического и физического здоровья;
- воспитание потребностей навыков ЗОЖ.
Вышеназванные задачи решаются в трех направлениях: работа с детьми, их родителями и коллективом.
С детьми это:
- физкультурные занятия;
- уроки безопасности;
- физкультурные праздники, спортландии, спортакиады;
- Дни здоровья;
- конкурсы рисунков;
- организация семинаров и встреч с представителями религиозных организаций;
- организация лекций с представителями ФСНК, полиции, комитета по делам несовершеннолетних.
Тесное сотрудничество с семьей считается залогом успеха. Работа с родителями и коллективом осуществляется на основе результатов анкетирования. Затем организуются консультации, беседы, круглые столы с участием различных специалистов, оформляются информационные стенды, проводятся семинары.

1.5. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи на примере государственного профессионального образовательного учреждения «Усинский политехнический техникум»

Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе. В частности, произошел рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, как следствие этого увеличилось число правонарушений, совершаемых подростками, находящимися в состояния алкогольного или наркотического опьянения. Причём возраст людей начинающих употреблять алкоголь и наркотики неуклонно снижается.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
В этих условиях важно формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Подобный подход к профилактической работе по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия. Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги.
Действительно, навсегда запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развитие в каждом человеке системы личного противостояния им - реальная и практически вполне выполнимая задача. Поэтому чтобы такого желания не возникло нужно успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений, найти себе занятие «по душе».
В ГПОУ «Усинский политехнический техникум» обучается 530 человек в возрасте от 16 до 23 лет. Ежегодно администрацией техникума составляется не только учебный план, но и план воспитательной работы, проводимый со студентами техникума, а так же план по профилактике употребления студентами психоактивных веществ, план совместной профилактической работы инспектора ОПДН ОВД г.Усинска с ГПОУ «УПТ» по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Воспитательная работа осуществляется в соответствии с Концепцией воспитательной системы техникума, на основе тематического и годового, месячными планами.
В состав отдела по воспитательной работе входят: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, воспитатель общежития и классные руководители.
В техникуме функционирует Методический Совет кураторов, где обсуждаются вопросы планирования, проведения, анализа общетехникумовских внеаудиторных мероприятий, участие в городских, региональных, республиканских мероприятиях. Классные руководители совместно с педагогом-психологом проводят тестирование обучающихся с последующим анализом полученных результатов, на их основе вносят коррективы в воспитательную работу с группой.
В организации воспитательного процесса техникума важную роль играет военно-патриотическая работа. Студенты техникума активно участвуют в месячниках по патриотической и спортивной работе, в городских и районных акциях, праздничных мероприятиях, посвященных Дням Воинской Славы, памятным событиям и датам истории России, День Победы, День призывника, военно-спортивных соревнований, тематических вечеров, выставок, мероприятий, направленных на изучение и популяризацию государственной символики, День города. В техникуме сложилась система организации уроков мужества с участием ветеранов ВОВ, с участниками локальных конфликтов, представителями военкомата, семинаров, конкурсов по тематике патриотического воспитания.
Одним из направлений воспитательной работы в техникуме является гражданское воспитание. В рамках данного направления были проведены видеолектории «Усинск - вчера, сегодня, завтра», «Конституция РФ - основной закон страны», встречи с депутатом Государственной Собрания, с руководителем администрации МО ГО Усинск Хахалкиным Станиславом Юрьевичем, и.о. главы городского округа – председателя совета муниципального образования городского округа «Усинск» Серовым Михаилом Альбертовичем.
Особое внимание уделялось вопросам правового просвещения и правового воспитания обучающихся, прежде всего несовершеннолетних, системно велась работа по профилактике правонарушений. Согласно плану были проведены цикл классных часов «Имею право», «Как вести себя среди людей», «Проблемы молодежи. Проблемы подростка», родительские собрания, оформлены «Уголки правовых знаний» в техникуме и общежитии, Совет по профилактике правонарушений педагог-психолог и классные руководители занимаются с обучающимися «группы риска», проводят с ними индивидуальные беседы, работу с родителями, рейды в общежитии и по домам.
В техникуме ведется систематическая работа по формированию навыков ЗОЖ и профилактике наркотической, алкогольной, табакокурения и иных видов зависимостей, инфекционных заболеваний, в том числе и ВИЧ, и приобщение к спорту, просветительская работа по личной гигиене.
Студенты техникума приняли участие в акциях «Молодежь Усинска за здоровый образ жизни», «Я выбираю жизнь», размещалась разнообразная тематическая информация: «Курить или не курить», «Пивной алкоголизм», «Исповедь наркомана» и др.
Проводимая в техникуме спортивно-массовая работа способствовала реализации целевых установок учебно-воспитательной деятельности техникума.
За время работы проведены следующие мониторинги:
- занятие учащихся во внеурочное время.
По результатам мониторинга студенты, у которых свободное время ни чем не было занято - устроены в спортивные секции, организованные при техникуме.
ГПОУ «Усинский политехнический техникум» систематически принимает участие в:
- заседаниях КПДН в лице представителя от техникума;
- заседаниях Совета Профилактики;
- заседаниях Малых Пед.советах;
- взаимодействие с органами опеки г.Усинска;
- взаимодействие с полицией г.Усинска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С каждым годом катастрофически ухудшается здоровье детей, и эта проблема грозит обернуться вымиранием нации. Негативные изменения здоровья у обучающихся обусловлены такими факторами: чрезмерно высоким уровнем учебных нагрузок, недостаточной физической активностью детей, подростков. Безразличным отношением к своему здоровью.
Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8 - 10 лет, но чаще всего - в подростковом возрасте, когда у детей может возникнуть так называемый «кризис взросления».
С возрастом здоровье учащихся всё больше становится социально зависимым. Одновременно у детей широкое распространение получают вредные привычки.
Анализ научной литературы и исследовательская работа показали, что, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме пропаганды здорового образа жизни и формирования антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи, наблюдаются тенденции:
- снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию;
- увеличение доступности наркотических изделий;
- расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие по отношению к здоровью;
- изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотики, алкоголь и формирование на этой основе особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное время провождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков как стиль жизни.
Обострение проблемы наркозависимости среди детей, подростков и молодёжи стало побудительной причиной разобраться в этой проблеме лучше, и помочь понять важность этой проблемы для здоровья людей.
На основании этих выводов можно сформулировать следующие рекомендации по работе с детьми и молодежью для педагогов образовательный организаций:
1. Вовлекать детей и молодежь во внеурочные занятия.
2. Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями полиции, гос.наркоконтроля.
3. Проводить профилактические беседы, встречи, классные часы с представителями отделения наркологии.
4. Проводить профилактические беседы с родителями детей и молодежи о необходимости соблюдать ЗОЖ.
5. Показывать учащимся позитивно сформированное отношение к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению на личном примере (педагогам – ходить вместе с учащимися в поход, в лес, участвовать вместе в спортакиадах и т.д.)
Рекомендации родителям для профилактики и формирования позитивного отношения к ЗОЖ:
1. Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей.
2. Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.
3. Говорите с детьми, слушая их.
4. Не наказывайте детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.
5. Всегда помогайте решать проблемы вашим детям.
6. Всегда помогайте ребенку выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя.
7. Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций).
8. Дайте детям почувствовать, что их ошибки - это поправимо.
9. Всегда доверяйте своим детям.
Какие качества нужны родителям, чтобы вылечить ребенка от наркозависимости:
1. Понимание серьезности создавшегося положения, насколько адекватно и серьезно воспринимает беды ребенка, любить его и ценить его здоровье.
2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.
3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.
4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.
5. Готовность к переменам.
6. Контроль над своими чувствами и поступками.
7. Терпение и последовательность.
8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.
9. Вера в положительные результаты лечения.
Изучив всесторонне проблему формирования отношения к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению у детей и молодежи, проведя исследования и сделав выводы, мы можем заключить, что поставленные задачи работы были выполнены, результаты достигнуты. На основании всего вышесказанного мы понимаем, что только вместе мы сможем дать качественный ответ на предложение попробовать наркотики и честно ответить: «МЫ ГОВОРИМ НАРКОТИКАМ – НЕТ!».







Список литературы
1. Бобрицкая В.И. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей: монография / В.И. Бобрицкая. - М.: ООО Полиграфический центр «Скайтек», 2006
2. Гендин А.М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях / А.М.Гендин, М.И.Сергеев, В.И.Усаков и др. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004
3. Казаковцева Т.С, Косолапова Т. Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Т. С. Казаковцева, Т. Л. Косолапова// Начальная школа.- 2006.- № 4.
4. Назмеева Г.М. Социальные работники в пропаганде здорового образа жизни / Г.М.Назмеева // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 4
5. Овчаренко В. Педагогическая профилактика наркомании / В. Овчаренко // ОБЖ.- 2005.- № 3
6. Потемкина А.В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью / А.В. Потемкина // РГБМ. – 2010
7. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие / И.И. Соковня-Семенова. - М.: Издательский центр «Академия». 2000

Интернет ресурсы:

Http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni/
http://universal_ru_en.academic.ru/2265541/пропаганда_здорового_образа_жизни

Глоссарий
Формирование здорового образа жизни - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний; увеличение продолжительности активной жизни.
Пропаганда - (от лат. propaganda подлежащее распространению) популяризация и распространение политических, филосовских, религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки
зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани
между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Наркомания (от греч. - оцепенение, сон, и безумие, страсть, влечение) - хроническое
прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.
Антинаркотическая пропаганда -пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного
отношения к наркомании.

Здоровый образ жизни – один из самых главных вопросов современного общества. Многочисленные исследования об оптимальных диетах и ведении повседневной жизни каждый раз преподносят людям всё новые и новые варианты корректировки режима дня с целью поддержания здоровья, как физического, так и психологического. Чтобы интерес к данному процессу не угасал, ведётся активная пропаганда здорового образа жизни.

Важность пропаганды здорового образа жизни

Переоценить важность ведения здорового образа жизни просто невозможно, равно как и пропаганду данного действия в современном обществе. Преобладание среди людей пассивного отдыха и времяпрепровождения, в целом, часто становится причиной развития самых разных заболеваний. Некоторые недуги так и характеризуются – болезни малоподвижного образа жизни. К таковым относятся ожирение различной степени, артриты, артрозы, зашлакованность организма, снижение работоспособности, постоянная сонливость и усталость, бессонница, частые ночные кошмары. Вместе с этим повышается и риск возникновения более серьёзных заболеваний, таких как рак, диабет, рассеянный склероз и многое другое.

Малоподвижность несёт опасность, но ещё больший риск представляет для человека неправильное питание. Большое количество забегаловок быстрого питания привлекают людей яркими вывесками, демократичными ценами и шаговой доступностью, но качество еды в этих заведениях чаще всего оставляет желать лучшего. Но и на этом беды современного общества не заканчиваются – в магазине продаются товары, которые редко соответствуют принципам здорового образа жизни. Консерванты, растительные жиры, канцерогены, пищевые синтетические добавки – всё это не только способствует быстрому набору веса, но и ухудшению здоровья человека. Главная опасность в том, что нарушение деятельности организма происходит постепенно, поэтому не сразу можно выявить то или иное отклонение и из-за чего оно происходит.

Ещё один противник здорового образа жизни – компьютеризация. Компьютеры везде, интернет – повсюду. Маленькие и большие, стационарные и переносные – теперь их можно взять куда угодно, что резко изменило отношение многих людей к активному отдыху, заменив его достижениями рекордов не по-настоящему, а в виртуальной среде. И чем дальше, тем больше – новые технологии и открытия часто несут новые риски для нарушения людьми принципов здорового образа жизни. Поэтому очень важно осуществлять пропаганду здорового образа жизни в современном обществе.

Методы пропаганды здорового образа жизни

1. Телевещание. Сегодня по телевизору показывают множество программ про здоровое питание, о физических тренировках, спорте, особенностях заболеваний, их профилактике, о лекарствах, уместности их применения, а также об уловках предприимчивых личностях людей, которые пытаются нажиться на болезнях граждан. Это один из самых эффективных методов пропаганды. С помощью телевещания людям можно подробно рассказать о плюсах и минусах современной медицины, о том, где и как купить качественные продукты, как правильно пользоваться БАДами и нужно ли это вообще. Здесь же можно узнать о спорте, посмотреть соревнования, увлечься, узнать, где находятся профцентры, куда можно записаться.

2. Интернет. Он обладает теми же возможностями, что и телевидение. Минусом, пожалуй, будет то, что помимо очень полезной информации, пропагандирующей здоровый образ жизни, есть множество ложных, неподтверждённых опытом рекомендаций. В интернете человек, так или иначе, натыкается на статьи о здоровом образе жизни, видит рекламу фитнес-центров или БАДов для укрепления здоровья, фотографии с последствиями неправильного образа жизни и многое другое. В качестве целенаправленной пропаганды в интернете создаются профильные страницы, описываются возможности спортивных секций. Через интернет можно записаться в спортивный клуб, связаться с врачом и даже получить бесплатную консультацию о том, как сделать свой образ жизни здоровым.

3. Против вредных привычек. Особое место в пропаганде отводится борьбе против курения, алкоголизма и наркомании. Отказ от этого – основа здорового образа жизни, поэтому встретить на улице сегодня плакат против одной из этих вредных привычек можно достаточно часто. Однако в данном случае пропаганда зависит и от самих людей – сообщая о правонарушениях, связанных с вредными привычками, они также способствуют более широкому распространению информации о здоровом образе жизни.

4. Секции, открытие спортивных клубов. Открытие спортклубов, бассейнов, секций создаётся в основе своей для привлечения молодёжи, детей и поддержания здоровья пожилых людей. Люди среднего возраста, подростки могут найти здесь свою жизненную цель.