Презентация артикуляционная гимнастика по сказке колобок. "артикуляционные сказки" картотека по логопедии на тему

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.

В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет.

Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на , можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный . Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска» ). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик» ) и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики» ). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» - сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» ). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка» ).

Ты что, не можешь разговаривать? - удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка» ).

Да что это с тобой? Давай поиграем! - проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

Уфф! - смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок» ). - Так ты хочешь поиграть?

Ну, да! А ты что подумал? - удивился Тимка. - Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели» ), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок».

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки» ) и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки» ). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка» ). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица ().

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач» ). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели» ).

«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка» ), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! - закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка» ).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.

Сказка «Невоспитанный мышонок».

Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска» ).

Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели» ). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка» ), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач» ).

И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик» ).

Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.

А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка» ).

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик» ).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит» ). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.

Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.

Удачи вам в занятиях, радости в общении!

Приложение.

Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.

Поглаживать, затем легонько покусывать зубками нижнюю губу.

«Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.

«Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.

«Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.

«Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.

«Бублик»: плавно округлить губы и не смыкать под счет до 5.

«Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.

Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.

«Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.

Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

«Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.

«Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.

«Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.

«Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.

«Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка» ).

«Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.

«Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

«Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.

«Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Артикуляционная гимнастика: сказка про язычок 1. Этот маленький дружок – Твой веселый язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя! Наша сказка – вам подсказка, Ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный Язычок Забыв про лень. 2. Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка. (Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.) 3. Расстелил половичок На крылечке язычок. Взял он клещи, Взял топор И пошел чинить забор. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.) 4 Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек, Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра – В гости к тетушке пора! (Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».) 5. Тетушка Щечка племянничка ждет, Блинчики с маком к обеду печет. Кашку сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла. (Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…») 6. На лошадке, по дороге Скачет Язычок, И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок. А с горы стрелой несется: Цок, цок, цок, цок, цок. (Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.) 7. Тетушка племянничка Весело встречает. Чай ему с вареньем Тут же предлагает. Ах, какое вкусное, Сладкое варенье, Да и каша манная – Просто объеденье – Ням-ням-ням-ням. (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.) 8. Под окошком – блл, блл, блл – Индюки болтают. Индюшачей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают. Покататься язычку «Блл, бллл!» - предлагают. (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание: «БЛ-БЛ-БЛ…» Болтушка.) 9. Ну-ка, детки, с язычком Вместе покатаемся! Поиграем в паровозик И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!» (Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.) 10. Дайте язычку дуду И еще пять шариков Покатать комариков! Надуваем шарики: «Садитесь, комарики!» (Предложить ребенку длительно произносить звук «ШШШ». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «Ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.) 11. Вот интересная игра – Воздушный Колобок. Из щечки в щечку покатать Его не каждый мог! (Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, выдавливая шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.) 12. Ой, потемнело Все вокруг, Сильный вихрь Поднялся вдруг. Язычок затрепетал, Задрожал и затрещал: Брррр – брррр – бррррр…. (Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.) 13. Ох, устал наш язычок, Лег в кроватку на бочок: Пя-пя-пя-пя-пя-пя… Отдыхаем все, друзья! (Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10 сек.) (Е.С. Анищенкова)

Воспитание чистой речи у детей - задача родителей, учителя. Предлагаю Вам упражнения, которые можно использовать в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений. А чтобы Вашему ребенку учиться было интересно, они собраны в артикуляторные сказки.

Артикуляционная сказка "Теремок"

В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок

Надуть щёки

Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой

Хоботок - вытянуть губы вперёд и вращать ими

В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями

Окошко - приоткрыть верхние и нижние зубы

и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный

Оскал - показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

ветер. Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки - кончиком языка погладить щёки

Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево…

Поочерёдно надувать щёки

Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад,

Двигать челюстью вправо-влево

дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щёки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит:

Верхними зубами

закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

Улыбка.

Артикуляционная сказка "Про гнома"

Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке

Улыбка

Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» - пели часы.

Часики - раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево


Гном вскочил, сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки,

Двигать кончиком языка вверх-вниз


поел вкусного варенья и побежал гулять

Варенье - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба

Перелез через забор,

Забор - зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку.

Горка - губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать

Нос поморщить

Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день.

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом.

Горка

Забор


Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку,

Произнести звук с-с-с

умылся, почистил зубы,

Щётка - кончиком языка почистить нижние зубы

задул на ночь свечу,

Трубочка - зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке У

и лёг спать.

Лопата - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Артикуляционная сказка "День рождения Винни-Пуха"

Жил-был Вини Пух.

Толстячок - надуть обе щёки

Вышел он на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко,

Кончик языка потянуть к носу

на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца,

Двигать языком вверх-вниз


на домик Пятачка, на домик Иа-Иа

Двигать языком вправо-влево


«Какая чудная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей:

Улыбка

покрасил потолки,

Маляр - широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно).

оконные рамы,

Варенье широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

взял острый гвоздик и

Иголка - сильно потянуть кончик языка вперёд

прибил к стене свой портрет.

Молоток - напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп

Красивым и уютным стал его дом.

Улыбаться

Испёк Вини печенье,

Лепёшки - широкий передний край языка положить на нижнюю губу

Пирожок - широкий язык положить на нижняя губу, затем боковые края языка поднять и свернуть в пирожок

ватрушку,

Покусать язык

намазал её сверху вареньем.

Вкусное варенье

Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей.

Блюдце - высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

«Как это здорово, когда к тебе приходят гости!» - воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус.

Фокус - высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа.

Артикуляционная сказка "Маша и медведь"

Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла

Горка - широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Санки - боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

гулять. Шла-шла, на избушку набрела.

Толстячок - надуть обе щёки

Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит,

Грибок - прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10.

на нём чашки стоят.

Чашечка - боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу

Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша

Лопатка

блинов, сделала лепёшек много-много с тонкими краями.

Пожевать края языка

Вдруг открывается дверь, и входит медведь.

Открыть рот

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться

Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел

Нахмуриться

на столе порядок, чашки стоят,

Чашечка

блины в тарелке остывают с вареньем,

Вкусное варенье

пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются.

Пирожки

Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!». Посадил Машу в санки и повёз в деревню.

Улыбка.

Поцокать языком под верхней губой.

Артикуляционная сказка "Колобок"

Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала.

Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила его на подоконнике остужаться.

Катушка - широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

Лежит колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу.

Язык перешагивает через зубы.

Лопатка

Вдруг, откуда ни возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» - закричал Волк пронзительно.

Оскал

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево - вкусно пахнет

Хоботок

Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп - и закрылись. Так Волку язык и прищемило.

Иголка к носу

Оскал

Прикусить язык

Лопата

Часики

Педагог-логопед

помогает справиться со многими проблемами, в том числе и с одной из самых актуальных для школьного обучения проблем с дисграфией (графо — пишу, дис — расстройство) - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок в том, что они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Например, ребёнок пишет ЗУК вместо ЖУК, БОМ вместо ДОМ, пропускает буквы (ЗОТИК вместо ЗОНТИК), вставляет лишние буквы, пишет слитно предлоги со словами и т. п.

Не напрасно родители и педагоги общеобразовательных школ называют эти ошибки «странными» — лишь для специалиста (логопеда ) ясна их своеобразная логичность и неизбежность. Чем же можно объяснить появление в письме такого рода ошибок? Письмо тесно связано с процессом устной речи. Только на основе достаточно высоко развитой устной речи может сформироваться грамотное письмо.

А если ребёнок не различает некоторые речевые звуки на слух, в устной речи заменяет одни звуки другими (СЫСКА вместо ШИШКА), неграмотно согласовывает слова (НА СТУЛЬЕВ вместо НА СТУЛЬЯХ, ГОЛУБАЯ НЕБО вместо ГОЛУБОЕ НЕБО и т. д.), если в пять-шесть лет он не может выделить звук на фоне слова, определить место звука в слове, или ему трудно различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, то всё это существенно затруднит процесс овладения полноценным письмом.

Итак, совершенно ясно, все будущие затруднения в письме «начинаются» не в школе. Их почти безошибочно можно предсказать уже в дошкольном возрасте.

По этой причине очень важно родителям внимательно присмотреться к ребёнку задолго до поступления в школу, а еще лучше пройти обследование у логопеда. В случае выявления хотя бы одного из вышеперечисленных недостатков устной речи необходимы систематические занятия с логопедом .

Учитель-логопед Драницына Татьяна Николаевна владеется определенными методами и приемами формирования тех процессов, которые у ребенка нарушены, наши специалисты сделают все возможное и необходимое для своевременного их исправления, а значит для предупреждения «странных» ошибок на письме и «двоек» в дневниках и тетрадях.

Мы поможем Вам воспитать отличников!

Ваш ребенок пришел в школу. Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли Вы сделали, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от нее зависит успех в усвоении им школьной грамоты.
Предлагаю Вам словесные игры и упражнения, способствующие активации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из школы, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

  1. "Слово на ладошке" . Назвать словами предметы, которые находятся у вас в кармане, на ладошке, на шее и т.д.
  2. "Что бывает?" . Подобрать к прилагательному и согласовать с ним в роде, числе, падеже существительное.
    Зеленый -… дол, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание.
  3. Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
    Проворонила ворона вороненка. Ткет ткач ткани на платье Тане.
  4. "Обобщающие слова" :
    1. Ребенок должен назвать фрукты…, мебель…, овощи…, одежду…, животных…
    2. Ребенку предлагается назвать одним словом: сосна, береза, клен - это…
    3. Ребенок должен назвать лишнее и объяснить почему. Например, сосна - роза - нарцисс - гвоздика.
  5. "Посчитай" . Считает все, что можно сосчитать. Например, одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок... Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок... и т.д.
  6. "Скажи наоборот" . Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
    Существительные: смех-…, день-…, холод-…, север-…, и т.д.
    Глаголы: пришел-…, нырнул-…
    Прилагательные: широкий-…, маленький-…, богатый-…и т.п.
    Наречия: далеко-…, высоко-…
  7. "Подбери слово" . Ребенку предлагается подобрать слова на какой-либо звук. Например, фрукт, название которого начинается со звука А (апельсин, абрикос, ананас…).
  8. "Большой - маленький" . Ребенку предлагается назвать предмет ласково, например, ложку - ложечка, стул - стульчик, и т.д. В сказках о диких и домашних животных это могут быть названия детенышей, а могут быть ласкательные слова: лисонька, коровушка.
  9. "Отгадай загадку" . Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это? (Репка). Загадывайте детям так же описательные загадки. Например: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
  10. "Назови, какой…" . Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит, он яблочный; варенье из яблок - яблочное и т.д.
  11. "Подумай и ответь" . Предлагайте детям задачи с хитринкой, типа: Чего в лесу больше: елок или деревьев?
  12. "Подбери слово" . Птица - перья. Рыба - ...Огурец - овощ. Ромашка - …
  13. "Расскажи стихотворение" . Заучивайте с детьми стихотворения.
  14. "Расскажи сказку" . Читайте детям сказки, беседуйте о содержании, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте героев сказок.

Название:
Номинация: Детский сад, методические разработки, презентации, Средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Должность: логопед-дефектолог, специальный психолог
Место работы: ДОЦ
Месторасположение: Краснодарский край, г. Краснодар

Презентация
«Артикуляционная сказка – Как колобок готовился к Новому году»

Коррекционная работа по исправлению нарушений произношения звуков у детей дошкольного возраста предполагает включение по ходу занятия артикуляционных упражнений. Это условие является обязательным, так как артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка для постановки труднопроизносимых звуков, способствует формированию правильного артикуляционного уклада, что значительно повышает результативность проводимых коррекционных занятий.

Ежедневное однообразное выполнение артикуляционной гимнастики ребёнком перед зеркалом снижает заинтересованность дошкольника в данном занятии.

Чтобы достичь наилучшего результата от проделанной работы, надо постоянно поддерживать интерес малыша к выполнению определённого вида деятельности, стремиться к тому, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от посещения занятий.

С этой целью мной была написана артикуляционная сказка в стихах «Как колобок готовился к Новому году». На её основе была разработана обучающая презентация с музыкальным сопровождением и анимированными сказочными персонажами.

Зимний пейзаж, искрящийся снег, новогодняя ёлка, забавные герои, музыка колокольчиков – всё это увлечёт ребёнка в атмосферу игры и сказки. Незаметно для себя он станет с удовольствием выполнять артикуляционную гимнастику.





Данное логопедическое пособие предназначено для выполнения артикуляционных упражнений, обогащения предметного, атрибутивного и предикативного словаря ребёнка по лексической теме «Зима. Зимние забавы», а также для развития связной речи.

Читаем, играем, обучаемся и развиваемся!

Татьяна Свержинская
Артикуляционная гимнастика на основе сказки «Колобок»

Комплекс

артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (Р, РЬ, Л, ЛЬ)

на основе русской народной сказки «Колобок»

Повторение сюжета сказки по иллюстрациям.

Цель: развивать связную речь, восприятие, эстетический вкус.

Упражнение «Фокус»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Методические указания: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Я - фокусник, и фокусы

Показываю ловко.

Подбрасываю крокусы,

Тарелки и морковку.

Ты правильно выполнил упражнение, и бабка поняла, что ей для начала надо пойти в амбар и «по сусекам поскрести».

Упражнение «Лопатка»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным, лежащим на нижней губе.

Методические указания: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Зимой у лопаты Не было дела,

От грусти

Она заржавела.

Весной огород

Она стала копать,

И заблестела

Ты правильно выполнил упражнение, бабка радуется – она нашла лопату и набрала ведерко муки.

Упражнение «Гармошка»

Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).

При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении

Пока бабка месит тесто, дед хочет её повеселить игрой на гармошке.

Но дед не умеет играть. Научи деда, выполни упражнение «Гармошка».

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Ты правильно выполнил упражнение, и дед научился играть на гармошке.

Упражнение «Барабан»

Цель:отрабатывать подвижность языка в верхнем положении

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Бабка достаёт из печи колобка. Дед от радости хочет издать на барабанную дробь. Да не умеет барабанить. Покажи деду, как играть на барабане.

Выполни упражнение «Барабан».

Стихотворное сопровождение упражнения:

Барабаню в барабан,

Бам-бам-бам, да бам-бам-бам.

Очень громко, знаю сам,

Бам-бам-бам, да бам-бам-бам

Ты правильно выполнил упражнение, и дед научился играть и на барабане.

Упражнение «Маляр»

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Контролировать:

1. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

2. Кончик языка доходит до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Положила бабка Колобка на подоконник, чтобы он остыл. А Колобок не хочет остывать, а хочет путешествовать.

Спрыгнул он с подоконника,

покатился по дорожке и

уткнулся в забор.

Выпусти Колобка со двора.

Поработай маляром. Нарисуй

калитку - выполни упражнение

«Маляр» .

Стихотворное сопровождение упражнения:

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведем вперёд-назад,

Наш маляр работе рад!

Ты правильно выполнил упражнение. Маляр нарисовал калитку, и Колобок через неё вышел на улицу.

Упражнение «Комарик»

Цель:вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Методические указания: просим ребёнка улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние зубы, длительно, не отрывисто, а протяжно (в течении 10-15 секунд) произнести звук «ЗЗЗ».

Если у ребёнка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью.

Встретился на пути Колобка Зайчик. Хочет Зайчик Колобка съесть.

Помоги Колобку укатиться от Зайчика. Выполни упражнение «Комарик». Комарик прилетит и прогонит Зайчика.

Стихотворное сопровождение упражнения:

Вдруг откуда не возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик. (К. Чуковский)

Ты правильно выполнил упражнение и комарик прогнал Зайчика. А Колобок покатился дальше.

Упражнение «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку, отрабатывать умение удерживать язык плоским.

Методические рекомендации : Просим ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Караулит Колобка на лесной

тропинке Волк. Тоже хочет Колобка скушать

Создай укрытие для Колобка.

Выполни упражнение «Грибок».

За ним Колобок и спрячется от Волка

Стихотворное сопровождение упражнения:

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Ты правильно выполнил упражнение, и Колобок спрятался от Волка.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка

Методические указания: просим ребенка открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Голодный медведь раздумывает, съесть ему Колобка, или нет

Выполни упражнение «Вкусное варенье», угости медведя.

Медведь оставит Колобка и займется вкусным вареньем.

Стихотворное сопровождение упражнения:

Мамы любят есть варенье,

В темноте на кухне сидя,

Петь, танцуя в воскресенье,

Если их никто не видит.

Ты правильно выполнил упражнение и Медведь ест варенье.

}