Золотой век в русской поэзии. Золотой век русской поэзии – кратко

Чтобы затронуть тему, которая называется "Поэты золотого века", необходимо как минимум понять, какой этап в русской культуре подразумевается и почему он так называется. Само обозначение является метафорическим, а зародилось оно еще в древности, во времена античности. Возникло оно как трактование особенного состояния богов на тот момент, когда они находились в некоей гармонии.

Произведения древности и их творцы

И такие мифологические представления, естественно, были запечатлены античными творцами. Сначала греческими, такими, как Гесиод. Это была эпоха истории, в которую бог Кронос создал целое поколение золотых потомков. Немного позже поэтический творец Виргилий употребит в своем произведение как раз это словосочетание: золотой век. Но на этот раз речь идет о времени.

А Овидий вспомнит об этом иронически, говоря, что теперь за все приходится рассчитываться золотом, потому что жизнь протекает в золотом веке. И случилось так, что именно Рима позднее стали обозначать в честь этого благородного металла.

Российское творчество, оставившее незабываемый след

Что-то похожее будет происходить и в искусстве Российского государства в самом начале девятнадцатого столетия. Это был период особого покровительства многим наукам, живописи и культуре. Стоит упомянуть, что Герцен, постоянно размышляя о своеобразном развитие шагов российской культуры, о тех преобразованиях, которые она пережила вплоть до девятнадцатого столетия, с присущей только ему манерой высказывания отметил, что на призыв Петра Россия ответила спустя сто лет гениальным Пушкиным.

И необходимо отметить то, что впоследствии стали обозначать золотым периодом, начинается именно с этого времени. Тогда же и Петербург обретает свой классический вид, который читатель знает по шедевру Александра Сергеевича "Евгений Онегин".

Золотая Российская архитектура

Архитектор Захаров основывает Адмиралтейство, француз Том де Томон занимается постройкой биржи, в идее которого запечатлен вид огромного храма античных времен. Карл Росси создает свои неповторимые ансамбли. Это и великолепный Александрийский театр с известной улицей, которая получит его же название. Михайловский величественный замок, строение известного Синода. И все это представляет ту архитектуру, которая опять же заставляет вспомнить античную традицию.

И при созерцании всего этого великолепия возникало впечатление, что Петербург перевоплощается в своеобразное подобие Древнего Рима. Он становился как будто Именно это и завершало идею воплощения "окна в Европу".

Поэты золотого века. Список, упомянутый другом Пушкина

На фоне этих событий становится неудивительным, что в тысяча восемьсот двадцать пятом, в первой половине девятнадцатого столетия близкий друг Александра Сергеевича Петр Андреевич Плетнев - известнейший поэт, критик, очень грамотный учитель словесности в одной из собственных статей пишет знаменитый обзор. Он был связан с темой российской поэзии, которая охватывала период последних десятилетий. Плетнев упоминает творчество Жуковского, Батюшкова и, разумеется, подчеркивает и гениального Александра Сергеевича Пушкина. Именно тогда и мелькнет фраза: "Вот тут-то и начался век золотой русской словесности".

Взгляд французского эмигранта и писателя Валери на российское творчество

А много позже, в начале двадцатого столетия, в тридцатые годы, в Париже Николай Оцуп создает известную статью, где попытается провести черту между тем, когда возникли поэты золотого века, и началом существования серебряного.

Опирался он на мысли известного писателя Франции Поля Валери, который рассуждает и изучает своеобразие российской литературы девятнадцатого столетия. Он был восхищен и ошеломлен огромным количеством гениальных творцов, которые буквально просияли, как звезды, в этот период на Руси. Это как писатели, так и поэты золотого века, список которых возглавляют Александр Сергеевич Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, а также Толстой и Достоевский.

Поль Валери сравнивал это совершенство русского многогранного искусства с развитием античного театра. Тогда буквально за несколько веков лишь несколько гениальных творцов смогли образовать всю драматическую культуру Европы. Его безумно восхищают все произведения писателей, а также стихи поэтов золотого века российской литературы.

Особенное столетие и гениальное искусство российских творцов

Так возникло представление об особенном столетии русского искусства, которое включает в себя всю литературу девятнадцатого века. Писатели и поэты золотого века, прежде всего, связаны с пушкинской эпохой. А это то время, когда были подведены какие-то итоги всего предшествующего восемнадцатого столетия.

Тогда же формируются национальные традиции, многие привычно называют Александра Сергеевича Пушкина основоположником новой российской литературы. Но когда этот золотой век воспринимается в более широком смысле, тогда необходимо вспомнить все девятнадцатое столетие.

И упоминать стоит как пушкинскую эпоху, так и включить туда же творчество Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова. Это итог столетия, когда писатели и поэты золотого века помогают литературному творчеству приобрести характер мирового звучания. А здесь не только достижения нации, а признание российской культуры на другой более широкой арене искусств.

Времена великого гения Александра Сергеевича

Но все-таки стихи поэтов золотого века относятся, прежде всего, к пушкинскому времени. И изначально век гениальной словесности был ассоциирован с творцами первой половины девятнадцатого столетия. А если опираться на суждения Плетнева, то речь идет о творчестве Константина Николаевича Батюшкова, Василия Андреевича Жуковского и, разумеется, Пушкина.

Здесь обнаруживается некая очевидность кольцевой композиции, которую составляют поэты золотого века. Обнаруживается яркая вспышка именно в творчестве поэзии. А середина девятнадцатого столетия будет больше связана с произведениями, относящимися к прозе. Хотя и в этот период выходят в свет несколько сборников не менее удивительных творцов. Это такие поэты как Некрасов, Федор Иванович Тютчев и Фет. Так складывается, что эти авторы и их три сборника оказываются точно посередине между двумя столетиями российской литературы. Тем не менее они воспринимаются как поэты золотого века.

Русской поэзии того времени преклонялись не только российские читатели, но и многие известные критики европейских государств. Несмотря на то что на территории западных стран рождалось не меньше известных и талантливых творцов, российская поэзия вызывала какое-то особенное трепетное отношение.

Гениальность российских творцов

В тридцатые годы усилиями Михаила Васильевича Ломоносова, Тредиаковского и немного позднее - Сумарокова, возникнет особенная система стихосложения, которую будут использовать многие поэты золотого века. Русские творцы того времени отмечались как самые гениальные и оригинальные авторы. В их произведениях существовала самостоятельная, независимая интонация.

Именно им удалось не только услышать и увидеть все величие российской природы, но воспеть ее в своих стихотворениях. Именно поэты золотого века смогли выразить философскую гармонию взаимоотношений человека и природы. Они практически врастали в стихию, выражая свои тревоги, радости и мысли в стихах, поэмах, балладах, одах и стансах.

А самым выдающимся, безусловно, был Александр Сергеевич Пушкин. Его строки изучают в школе, его стихи знает множество читателей, а биографию изучают десятки историков всего мира. Но не менее гениален и Михаил Лермонтов, который всю свою недолгую жизнь находился в тени Пушкина, что угнетало его. Произведения автора всегда наполнены страданием, тоской и жаждой свободы.

Бесспорно одно, гениальность, уникальность, самостоятельность мышления и безграничная любовь к своей Родине - этими качествами обладали абсолютно все поэты золотого века. Русской поэзии принадлежат десятки творений знаменитых авторов. Эти великие творения и по сей день трогают сердца читателей и вызывают сильные эмоции и чувства.

Большинство стихов поэтов золотого века сформировалось
под воздействием карамзинской реформы языка.


Коллаж из портретов Дмитрия Веневитова (1805-1827) кисти Ансельма Лагрене,
Николая Карамзина (1766-1826) кисти Василия Тропинина
и Константина Батюшкова (1787-1855) кисти неизвестного художника.

Когда кто-то в очередной стопицотый раз признается в любви к поэтам «Серебряного века», меня подмывает спросить — а Вам из «Золотого»-то что нравится? Только не говорите «Пушкин и Лермонтов!», это еще банальнее (хотя куда? куда?), чем «Блок и Есенин»... Да, это странный феномЕн (он же фенОмен) — люди обычно «любят» то, что уютно расположилось под самым их носом, и ленятся протянуть руку даже на расстояние этой самой руки. Но это уже иная тема, а сегодня — топ-10 русских поэтов «Золотого века». Причем в стопятьсотый раз — моих любимых и на мой взгляд. Посему и обойдемся сегодня без Пушкина с Лермонтовым, и даже, прости-хосподи, без Боратынского...

Топ-10 русских поэтов «золотого века», за что они мне нравятся

1. «Намба ван» для русской поэзии и XIX, и XX, и даже для той ничтожной части, которая еще не шансон существует в XXI веке — это не Пушкин, и не Лермонтов и не, прости-хосподи, Боратынский, и даже не Державин, в котором еще бурлит, гремит и пенится вовсю век XVIII (и этим он хорош, ценен и приятен — и век, и Державин). Это Николай Карамзин. Уже слышу вопли — чо? как? да чо он написал? слязливые сантиментальные стишки! супротив Пушкина! Лермонтова! Боратынского! Да, собачки уважаемые мои, Николай Михайлович Карамзин. Потому что он дал всем перечисленным и тут, и ниже самое главное, без чего поэт хуже мычащего животного — язык. Карамзин изгнал из русского языка напыщенный стиль, которым принято было писать «пиитику» жалкими эпигонами и подражателями Ломоносова, Тредиаковского и того же Державина — все эти архаизмы, «героизмы» и «россизмы», бряцавшие, как бубенцы. Последовательно и кропотливо, всякими журналами и альманахами, Карамзин сверлил головы современников и владывал в них одну мысль, одну — стихи надобно писать «живым разговорным языком», а не «специальным пиитским». За что он, кстати, и был кумиром Пушкина, а еще и Жуковского, и Вяземского, и пр., и пр.

2. А вот «настоящим главным поэтом», который «красивые стихи не оторвать», для меня среди всего этого сонмнища, гульбища и вертепа талантов всегда будет Константин Батюшков. Потому что его стихи как ни крути и верти — «ни одного изъяна». Они красивы. Они мелодичны. Они не пусты, и в то же время легки — создается обманчивое впечатления того, что человек их писал «с листа, по вдохновению, прямо так» — никакой «натуги», никакой вымученности, никакого «сражения со словом и рифмой». Да, неспроста он в буквальном смысле слова жизнь положил за свои стихи — сгорел от перфекционизма и неудовлетворенности... М-да, после этого как-то еще больше не хочется возвращаться к своему уже написаному и как-то пытаться это улучшить — боязно-с.

3. «Почетное третье место», а в чем-то и свое первое, среди меня занимает князь-батюшка Петр Вяземский. Его многие «литератороведы» костерят «великим дилетантом», ругаются, что не создал ничего «великого и просто большого», что все его стихи — раздутое собрание писаний «на случай»... А вот такой он — из всех его стихов выпирает во все стороны огромнейшая, мощнейшая индивидуальность. Пожалуй, в этом он уделывает всех — и Пушкина, и Лермонтова, и, прости-хосподи... И рифмы у него «ширшавыя», и «правила грОматикЕ» он легко нарушает по требованию размера и большей выразительности. Зато слово острое, цепкое, хлесткое. Как у хирурга — холодный ум и твердая рука, и режет в самом нужном месте. И этому завидовали (про себя, хотя иногда и вслух) и Пушкин, и Жуковский, и Батюшков — и все они, к слову, были ему друзья. Поболе бы нашей поэзии таких дилетантов.

4. Птица пересмешник известна искусным подражанием другим птицам и даже голосу человека. Такова и поэзияВасилия Жуковского, «певца чертей», как он сам себя называл за пристрастие к «могильным» сюжетам. Оригинальные его произведения, ИМХО, страдают чрезмерной легкостью — мысли простые, слова простые, размеры простые... Всё простое. Как килограмм пуха. Но стоит ему взять чужое произведение, даже просто сюжет — Шиллера, Гёте, Байрона, Саути и пр. — как появляются и смысл, и формы, и величие. Причем это не «просто перевод», а в лучшем случае «вольный перевод», или «переложение» — именно что Жуковский брал и создавал «что-то своё» . Поэтому он и не попугай, а пересмешник. Лучшая часть его стихов — как раз переводные баллады.

5. Бывает так — растет что-то красивое, благоухает в воздусех, и все вокруг ахают, и ждут — вот оно вырастет, и вот то-то будет... А оно не растет — разве что тупо увеличивается в размерах. Николай Языков всегда мастерски владел рифмой и ритмом, и начинал с веселых полушуточных посланий и юношеских обидчивых жалоб на «я вас любил, но теперь не люблю, и раз стопятьсот вам о сем говорю». Очень мило, местами даже «лучше Пушкина!». Но... годы шли, а Языков всё писал послания да жалобы, причем с годами в них становилось меньше веселья и юности, а больша желчи и старческого брюзжания. Апогеем стали его «славянофильские стихи», которые многие современники воспринимали как «грубости за гранью фола» или даже «стихотворные доносы». Однако при всей неспособности создать что-то большое и серьезное (а он это осознавал и сильно этим мучался) Языков до самой смерти оставался мастером виртуозной рифмы и слога... Ну вот так тоже бывает.

6. Ну вот Гомер — он же, по сути, известен лишь как автор дилогии «Илиада — Одиссея». Мильтон — создатель «Потерянного рая». А Паниковский вообще гуся украсть не смог. Зато каждое из этих произведений — мега-шедевр, за честь создать который любой поэт удавится а нету. Вот так и у Александра Грибоедова — всё, что не «Горе от ума», это водевили на грани пошлости, отрывки каких-то пафосных трагедий, да стихи на случай. Зато «Горе» — это такая глыба, которую народ давным-давно растащил на цитаты и крылатые слова, а это верный признак гениальности произведения. Ко всему прочему, «иной Алесан Сергеич» первым изобразил типаж русского интеллигента — умного, страдающего, свободолюбивого, а также напыщенного, болтливого и, по сути, бесполезного... Для нас, россиянских, эта вещь — она посильнее, чем «Фауст» Гёте.

7. Примерно всё то же самое можно написать и про Николая Гнедича. Ну да, человек — навеки бюст «переводчик Илиады». Зато как перевел — двести лет никто не решился повторить, кроме Вересаева, у которого, положим руки-то на сердце, «не получилося», да Минского, которого с XIX века, ЕМНИП, вообще не переиздавали. (Говорят, некий Сальников перевел в 2011 году, но не видел, не знаю.) Со всеми этими своими «пал, и взгремели на павшем доспехи», или «мощною дланью на землю его он повергнул» Гнедич ухватил самую суть великой поэмы «про войну как про жизнь», и каждая строка в его переводе бьется, дерется и воюет... Ну да, филолухи ругаюца, что «пиравот-то не отентичнай!». Ну так, во-первых, идите и переведите «как следовает» (что-то не видать), а во-вторых, это недостаток Гнедича-переводчика, зато плюс Гнедичу-поэту.


8. Очень тяжело оставаться в «памяти потомков», если ты родственник, и даже хуже того — родной дядя гения, который совершенно справедливо тебя на голову выше и всяко одаренней. Но ведь не забывать же совсем, напрочь! Не заслужил этого Василий Львович Пушкин, любимый, к слову, дядя своего племянника Сашеньки (и не только за конфеты и баловство, а и за стихи тоже). Не заслужил хотя бы за «Опасного соседа», совершенно чудесную поэму про... драку в борделе двух поклонников одной дамы легкого поведения. Этой вещью восхищались все — и Вяземский, и Жуковский, и Батюшков. Кое-кто даже развивал «теорию ЗОГа» — типа, такой слабый поэт, как Васька Пушкин, такое не сочинит, спёр где-то. Но это уже сплетни — дядя, как всем известно, был самых честных правил...


9. Молодые дарования — оне «подают надежды», а в произведениях их «ищут задатки». И это хорошо, когда они вырастают, надежды оправдывают и задатки развивают. А ежели, как Дмитрий Веневитинов, так и умирают молодыми? Да, стихи свежие, «не без смысла», ровные и легкие. Но что бы из всего этого выросло — «новый Пушкин», как настаивают одни, или какой-нибудь Боратынский просто ловко строящий стихи «поэт второго плана»? Ведомо сие лишь одному аллаху... Но то, что осталось, позволяет верить в лучшее, а мертвый поэт эту веру уже никогда не обманет.


10. Не всем быть блестящими профессионалами и хладнокровными мастерами. Антон Дельвиг был барон человек впечатлительный, увлекающийся, внешне робкий и внутренне «вулканизированный». А стихи его — на 146% дилетантские, такие же робкие, тяжелограненые, местами наивные и в целом похожие на творчество большого ребенка, тщательно копирующего «лучшие образцы», высунувши язык от усердия. Но именно этот милый дилетантизм придает поэзии Дельвига такое странное, неповторимое очарование, что резко выделяет даже среди всех вышеперечисленных — нет, он не лучше, он другой...


Музыка - Д.Шостакович - Полька из балета "золотой век"

Литература, как и любое другое творчество, позволяет выразить человеку свое мнение, отношение к определенным событиям, восхищение или разочарование, эмоции. На произведения поэтов и писателей всех времен влияли события в социуме, изменения политического или экономического характера. Ранее частым явлением среди творческих натур являлось выражение протеста против произвола влиятельных людей при помощи творчества.

Исторически важные события 19-го века

Еще в начале Золотого века русской литературы была проведена новая реформа Александром I, суть которой заключалась в укреплении феодально-абсолютистской политики, продвигающая власть буржуазии. Данный факт призвал творцов мысли к протесту посредством своего искусства. Начиная с Пушкина и Цветаевой и заканчивая начинающими писателями и поэтами, все больше и больше появлялось произведений, в которых воспевается свобода.

Спустя небольшой промежуток времени, был создан Государственный совет, в задачи которого входила централизация законов и единообразие норм юрисдикции. И в итоге в 1861 году осуществляется отмена крепостного права и принимается курс, направленный на капитализм.

Что представляет собой Золотой век?

Почему 19-й век - Золотой век русской литературы? Это наименование 19-й век обрел благодаря своему невероятному расцвету и богатству творческими шедеврами. Часть произведений в данном времени отличалась особой смелостью и дерзостью. Одновременно на пике популярности находился чувственный романтизм. Без опасений поднимались серьезные темы о проблемах общества и политических изъянах, заострялось внимание на ценностных факторах и эстетических нормах. Еще никогда ранее поэзия не имела такое влияние на социум. Каждый человек к произведениям и прислушивался к сказанному. Именно в данный пользовалась особой популярностью даже за рубежом.

Написанное в, казалось бы, далекие времена остается актуальным и популярным на теперешний день. Поэтому 19-й век заслуженно носит название «Золотого века» русской литературы.

Характерные черты Золотого века

В 19-м веке литература снова обновила свой формат и стиль, начали развиваться ранее малоизвестные направления. К творческим новшествам относятся:

  • Переход от сентиментализма в романтизм, тесно связанный с политической тематикой. Затронуло данное направление в особенности поэзию. На свет появилось множество прекрасных стихотворений о любви.
  • Поэты и писатели обрели титул пророков. Благодаря произведениям с философским подтекстом, наполненных рассуждениями создателя, творчество оказывало сильное влияние на самосознание и взгляд человека на окружающий мир. Одновременно на людей искусства возлегала огромная ответственность за принятую ими роль просветителей и учителей.
  • Развитие прозы, как способа выражения мыслей. Прозаики вдохновились романами зарубежного гения В. Скотта и других английских шедевров и начали продвигать данное направление и в России. Идея оказалась успешной и заняла значимое место в литературе 19-го века.
  • Развитие сатирических произведений. Таким способом изображались главные недостатки общественных устоев и делался акцент на людских пороках. Также началось использование абстрактной и необычной гротескной манеры в написании рассказов, выраженной в порой абсурдных ситуациях, сочетании несочетаемого, высмеивании в ужасной форме определенных вещей и явлений.
  • Значимая роль реалистических произведений в период особого кризиса крепостничества. Именно в данный период времени часто освещались жуткие и жестокие события, которые существуют реально. Внимание общественности приковывалось к проблемам бедных слоев социума и беспределу власти, буржуазии.
  • Декадентство. После завершения революции и изменений в политическом строе реализм отошел на второй план. Творчество взяло направление на мистицизм и религиозность, затрагивалось предполагаемое будущее и грядущие изменения. Со временем произведения получили символический характер.

Поэзия Золотого века русской литературы, не оставляющая равнодушным

Разнообразие жанров и острая социалистическая тематика сделали популярным не одного мастера слова и рифмы. Борьба за права угнетенных и обиженных отражается в творчестве практически каждого писателя. Творчество вдохновляло на бунт все большее количество людей, придавало уверенности действиям.

Гениальные поэты и прозаики 19-го века

Из-за несметного количества творческих личностей в Золотом веке основная идея периода будет рассмотрена на примере наиболее известных из них.

  • Гений литературы и передовик Золотого века русской литературы - Пушкин Александр Сергеевич. По сей день именно данного поэта считают родоначальником русского литературного слова. Он является лирическим новатором и талантливым рифмоплетом. Пушкин впервые рискнул смешать различные языковые стили и начать экспериментировать с жанрами. Благодаря его творчеству развитие получил классический реализм.

Шедевры литературного гения посвящены окружающему миру, явлениям, событиям, мыслям, философии человека. А сам Пушкин стал вдохновением для многих людей и начинающих поэтов Золотого века русской литературы.

  • Евгений Абрамович Баратынский и Василий Андреевич Жуковский известны как основоположники романтизма в литературе. На их творчестве вырос Пушкин, в качестве поэта, и другие великие писатели.
  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Золотой век русской литературы знал его как мистического поэта с широкой душой и глубоким внутренним миром. Его произведения пронизаны символичностью, тайным подтекстом и философией, пропитаны переживаниями главных героев, их мыслями и стремлениями. Частой темой являлась проблема одиночества и духовного дисбаланса. Основные используемые жанры - романтизм и реализм.
  • Алексей Николаевич Плещеев. Гений в революционно-демократических стихотворениях. Одновременно со смелыми высказываниями и призывами к борьбе с несправедливостью Плещеев был талантливым переводчиком творчества популярных иностранных авторов и первым человеком, кто начал создавать литературу для детей в России.
  • Иван Захарович Суриков. Идея «крестьянской» литературы свойственна именно ему. Сам поэт, являющийся выходцем из народа, помогал раскрыть творческий потенциал и другим малообразованным и бедным людям.
  • Иван Саввич Никитин. Его искусство разнообразно и охватывает как социальные жанры, так и лирику. Стихи Никитина послужили основой для песен.
  • Афанасий Афанасьевич Фет - представитель философской лирики. Эмоциональный и чувственный поэт, создающий произведения, наполненные переживаниями и мыслями.
  • Аполлон Николаевич Майков и Алексей Константинович Толстой - создатели шедевров на историческую тематику. Первый из поэтов посвящал свое творчество Греции и Византии, а второй - российской истории.
  • Николай Алексеевич Некрасов. Уникальный в своем роде творец, представляющий в своих произведениях народное мнение.
  • Федор Иванович Тютчев - русский поэт, отличающийся особой динамичностью и эмоциональностью произведений. Несмотря на небольшой объем творений, он умел идеально раскрыть нутро главного героя, возвышенного над общественными понятиями и устоями.

Почти забытые, но не менее талантливые поэты и прозаики 19-го века

Такие фамилии как Пушкин, Тютчев, Некрасов, Толстой всегда на слуху, изучаются в школе и по сей день пользуются популярностью среди любителей классической литературы. Но в 19-м веке творили не менее умелые и интересные мастера слова, о которых в 21-м веке особо не упоминается. Для желающих расширить литературный кругозор предоставлен список писателей Золотого века русской литературы, малоизвестных в современности, но талантливых:

  • Григорий Недетовский, он же О. Забытый, малоизвестный автор сборников с тематикой, раскрывающей жизнь духовенства. Он жил в семье священника, поэтому и придерживался религиозного жанра. Наиболее знаменитое произведение - повесть «Миражи».
  • Иннокентий Омулевский - создатель автобиографического романа «Шаг за шагом», в котором затронуты важные проблемы общества 19-го века. В его произведения зачастую оговаривалась тема психологии, что заставляло читателей поразмыслить над обыденными вещами, которые оказывались не такими простыми, как на первый взгляд. За свое творчество Иннокентий Омулевский даже подвергся аресту.
  • Георгий Шилин. Писатель, который впервые придал огласке тему больных и угнетенных людей, находящихся в общественном изгнании. Роман «Прокаженные» в полной мере показывает переживания, печаль и тяжесть существования людей, больных проказой. Его произведения пропитаны добротой и сочувствием к созданным на реальных примерах персонажам.
  • Иван Кущевский - сибирский автор произведений о «благополучных» людях, способных на любые подлости и ухищрения для достижения целей и собственной выгоды. Его творчество направлено на раскрытие психологии лицемерных и подлых людей.
  • Василий Слепцов - писатель, проявивший себя в шестидесятых годах 19-го века. Его произведения основаны на собственных наблюдениях и глубоком психоанализе ситуации. В повестях и рассказах Слепцов изначально дает поверхностное видение происходящего, а затем постепенно раскрывает потайные моменты, кардинально меняющие общую картину. Повесть «Трудное время» является одним из лучших детищ данного писателя.
  • Всеволод Гаршин. Автор творений на военную тематику, в которых затрагивались бессмысленность войны в целом и ее жестокость, жизнь простых солдат. Сам Гаршин также принимал участие в нескольких битвах, после которых его творчество поутихло и представляло собой редкие бытовые рассказы и детские сказки, типа «Лягушка-путешественница».

Лучшие произведения «золотого» периода, которые не потеряют свою значимость еще много лет

Золотой век русской культуры и литературы считался периодом истинного писательского искусства, богатым на шедевры творчества. Многие книги изучались в учебных заведениях, многие постоянно были на слуху. К Золотому веку русской литературы относятся такие шедевры:

  • Книга Льва Толстого «Война и мир» относится к жанру романа-эпопеи и описывает события, происходящие во времена нашествия Наполеона. Множество глав и героев, каждый из которых имеет собственную историю, переплетение сюжетных линий и многогранный смысл подняли данное произведение на уровень высшей известности.
  • Федор Достоевский «Преступление и наказание». Данное произведению относится к жанру социально-философских романов и рассказывает о студенте Родионе Раскольникове, который ради наживы убивает старушку-процентщицу. В основу произведения легли несколько черновых вариантов рассказов автора.
  • Федор Достоевский «Идиот». Наиболее любимое автором собственное творение, которое в полной мере отражает его взгляды на социум. В романе качественно критикуются нравы того времени, за что произведение обрело популярность за рубежом и присутствует в списке ста лучших книг книжного клуба Норвегии.
  • Произведение «Мертвые души» Николая Гоголя изначально было запланировано в трех томах, но второй том был уничтожен автором, а третий остался только в неосуществившихся планах. Поэма написана в жанре насмешливо-сатирическом и в полной мере показывает людские пороки.
  • Список самых популярных произведений не мог обойтись без «Евгения Онегина», написанного Александром Пушкиным. Роман в стихотворной форме открывает скрытые стороны жизни дворянской интеллигенции. Над своей лучшей работой 19-го века Пушкин работал на протяжении 7 лет.
  • О дворянстве написал шедевр и Лев Толстой. Роман «Анна Каренина» повествует о тайной любви главной героини к привлекательному офицеру Вронскому. Произведение печаталось по частям в течении 7-ми лет.
  • «Герой нашего времени» является классическим романом с уникальным сюжетом. Михаил Лермонтов показывает главного героя вначале со стороны других действующих лиц, а в другой части акцент делается на чувства и внутренние переживания Печорина, разгадывается он, как личность.
  • Актуальная и в наше время тема про недопонимание между старшим и младшим поколениями описана в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети». Главный герой - нигилист Базаров в 19-м веке стал кумиром молодежи и предметом для подражания.
  • Еще один пример качественного сатирического произведения 19-го века - комедия в стихотворном виде «Горе от ума», написанная Александром Грибоедовым. В данном творении высмеивается жизнь аристократической элиты.

Актуальные жанры литературы

19-й век является периодом с большим разнообразием различных стилей. Писатели Золотого века русской литературы экспериментировали над своими произведениями, смешивали жанры, и некоторые из них были открыты для русских читателей впервые. Широкий выбор направления творчества не мог не угодить даже самому придирчивому любителю провести свой досуг за книгой.

Романтизм, сентиментализм, сатира, реализм и народная поэма

Изначально, как уже было оговорено, востребованным являлся романтизм. Авторы данного жанра ставили в приоритете чувства над разумом. Большое внимание уделялось любовным переживанием героев. Этот жанр отчетливо виден в произведениях Пушкина и ранних работах Гоголя. Сам романтизм изначально зародился в Германии, и спустя какое-то время, обрел популярность у российских писателей.

Одновременно с романтизмом в начале 19-го века - Золотого века русской литературы - часто писали в Данный стиль направлен на пробуждение чувств читателей и их душевный отклик. Одним их первых писателей, использовавших этот жанр, был Карамзин. Его примером вдохновились многие авторы.

Сатирическая проза является неотъемлемой частью Золотого века. В произведениях Гоголя можно в полной мере осознать всю суть жанра. Творения сатирического характера отличались критикой глупости и лени, затрагивали все слои общества, высшие и низшие, заострялось внимание на низком уровне духовного развития бедняков.

В середине 19-го века - Золотого века русской литературы - романтизм и сентиментализм сменяются реализмом. Наиболее яркий представитель реалистических романов - Достоевский. Творчество реализма показывает действительные проблемы общества, как они есть, а также затрагивает темные стороны социума и индивидов в отдельности.

В меньшей мере, но все еще актуальной оставалась народная поэма. Некрасов в 19-м веке радовал своими произведениями в данном жанре. Чего только стоит поэма «Кому на Руси жить хорошо?», в которой профессионально происходит объединение революционного, крестьянского и героического жанров.

Конец истории Золотого века русской литературы

В конце 19-го века историю литературы пополнило несметное количество разнообразных произведений-шедевров. Разнообразие жанров и стилей авторов интересно читать даже спустя столетия. Не смотря на временную разницу в книгах, которые представляют собой литературу великого творческого периода, герои, их типажи и поступки напоминают людей теперешнего общества. Конфликты, несправедливость, борьба за свободу никуда не делись и также встречаются в современности. Написанное в 19-м веке осталось значимым на бесконечный промежуток времени и не потеряло свою актуальность по сей день.

Литература в XIX столетии была, пожалуй, единственной формой выражения мнения и чаяний простого народа. Именно поэтому она вобрала в себя политику, философию, этику и эстетику. Писатели и поэты становились духовными наставниками, вождями, защитниками обычных людей. Не случайно утверждал Е. Евтушенко, что "поэт в России больше, чем поэт".

Золотой век поэзии начал свой отсчет со стихотворений В. Жуковского и К. Батюшкова, объединил имена Е. Баратынского и Н. Некрасова. Традиционно принято считать, что закончился этот век на творчестве Ф. Тютчева. Но центральной фигурой всегда остается А. С. Пушкин.

Впервые лирический герой был подвергнут глубокому психологическому анализу, поэты стремились не просто описать чувства своего героя, а буквально, обнажить душу.

С другой стороны, поэзия даже более, чем проза, становится проводником общественно-политических идей. Уже в 40-е годы столетия критический реализм приобретает все более отчетливые формы. Появляются поэты-народники, выражающие протест униженных и оскорбленных, ратующих за кардинальные изменения в обществе.

Поэты "золотого века" русской литературы

Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский

О сновоположники романтического направления в русской поэзии, которые внесли огромный вклад в развитие таких поэтических жанров, как баллады, элегии, послания. Их творчество послужило хорошей школой для воспитания целой плеяды русских поэтов, включая таких гениев, как Пушкин, Лермонтов и Некрасов.

Е. А. Баратынский

Избранное стихотворение:

В. Жуковский

Избранное стихотворение:

А.С. Пушкин — величина неимоверная, по праву занимающая ведущее место среди плеяды гениальных поэтов. Именно Пушкин считается родоначальником русского литературного языка, именно его смелые эксперименты со словом, формами лирического произведения подарили мировой культуре настоящие шедевры. Смешивая стили языка, мастерски сочетая разные жанры, Пушкин стал предтечей развития реалистического искусства.

Говорят, что Пушкин открыл поэзии окно в мир. Нет, оно было открыто до него. Но именно Пушкин стер все перегородки, которые отделяли поэзию от обычной жизни. Отныне все, что окружает обычного человека, становится темой для стихотворений: желания и любовь, природа и времена года, сказки и пословицы, исторические события и, самое главное — сам человек, с его пониманием прекрасного, безграничной любовью к родной земле и глубочайшим патриотизмом.

Избранные стихотворения:

М. Ю. Лермонтов … Пожалуй, одна из самых загадочных и мистических личностей в истории русской литературы. В лирике Лермонтова явственно просматриваются черты романтизма, его лирический герой полон переживаний, дум и стремлений, всегда находится в духовном поиске, полон отчаяния и страдает от одиночества. Можно сказать, что творчество Лермонтова подготовило плавный переход от традиций романтизма к реалистическому изображению лирического героя. Вместе с тем, лермонтовская поэзия насквозь пронизана символами, полунамеками, прорицаниями. Не случайно именно творчество Лермонтова послужило отправной точкой для такого литературного направления, как символизм.

Избранные стихотворения:

А. Н. Плещеев — русский поэт, чье творчество пришлось на 40-е годы XIX века. Считается одним их основоположником революционной лирики, так как его стихотворения были буквально пронизаны революционно-демократическими идеями. С другой стороны, неоценим вклад А. Плещеева в развитие русской поэзии как переводчика. Благодаря его переводам русская публика знакомилась со Стендалем и Золя, Гейне и Беранже. Вместе с Пушкиным и Некрасовым А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

Избранные стихотворения:

И. З. Суриков — ярчайший представитель так называемой "крестьянской" литературы. Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник. Много помогал другим поэтам и писателям из народа.

Избранные стихотворения:

И.С. Никитин — русский поэт, в чьем творчестве гармонично сплетались темы социальные и темы лирические. Он писал обо всем: о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

Избранные стихотворения:

А.А. Фет — один из основоположников направления "чистого искусства" в русской литературе. Лирика А. Фета далека от социальных идей, от реальности. Поэт умел полностью погрузиться в мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. В более позднем творчестве поэта немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

Избранные стихотворения:

А.Н.Майков и А.К. Толстой

Поэты, творившие приблизительно в одно время с И. Никитиным, А. Фетом. В творчестве обоих ярко представлена историческая тема. Только А. Майков больше тяготел к истории Византии и Греции, а А. К. Толстой был влюблен в историю российскую. Кстати, именно А. К. Толстой был одним из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.

Избранные стихотворения:

Н.А. Некрасов — великий русский поэт, который первым все свое творчество полностью посвятил народу — "Я лиру посвятил народу своему". Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования "маленького человека".

Творчество Некрасова ознаменовало в русской литературе начало нового этапа — народного, о народе и для народа .

Избранные стихотворения:

Ф.И. Тютчев — русский поэт, чье творчество нередко противопоставляется творчеству А. Пушкина. Стихотворения Тютчева - это те же оды и поэмы Пушкина, но в неимоверно сжатом варианте, оттого и кажутся нам такими динамичными и насыщенными. Изменился и характер изображения лирического героя. Если Пушкинский герой горяч, пламенен и кипуч, то тютчевский герой - напротив, вне реальности и выше обыденности. Творчество Тютчева ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии.

Избранные стихотворения:

Таким образом, в русской поэзии XIX века как сосуществовали два главных направления: реалистическое — с сильной гражданской позицией и четкой привязанностью к реалиям насущного дня. Главными представителями этого направления были Н. Некрасов, И. Никитин, А. Плещеев. Второе направление придерживалось концепции "чистого искусства" — это творчество поэтов, погруженных в философию и психологию: А. Фета, А. Майкова, А. Толстого и Ф. Тютчева.

Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения "серебряного века" русской поэзии.

На тему: “Поэты Золотого Века”.

Александр

Сергеевич

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе Пушкина.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы- гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: "До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание

его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок

проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою". В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - лицея в Царском Селе, при дворце Александра I.

Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

В связи с политическими событиями 1812 г. Взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух. В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор

Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических

стихотворений.

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано”, Вильгельм Карлович Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз” и множество других забавных прозвищ.

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище "француз". Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр ознакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года.

Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем,

находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: "Оссианицизм" и "Барды". К концу

пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских

поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в» Вестнике Европы" в июльском номере

стихотворение "К другу стихотворцу".

В октябре 1815 года образовалось литературное общество "Арзамас" и просуществовало оно до конца 1817 года.

Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались

противники "Беседы" но и не сторонники "Арзамаса". Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих

этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с "Беседой" Пушкин разделял все симпатии и антипатии "Арзамаса".

Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение "Безверие".

Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: "На выпуск молодого Пушкина смотрели члены "Арзамаса" как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в "Арзамасе", казался, счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре".

19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем. Ну, хотя бы нашумевшая история с “гогель - могелем”.

История такая. Компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток “гогель - могель” и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донес о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных сделал им строгий выговор и передал дело на

рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы. 2. Сместить виновных на последние места за обеденным столом. 3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгардт. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением и дело сдано было в архив.

Историю с “гогель - могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом пенистом вине?

Помнишь ли друзей шептание

Вокруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье,

Пламя трубок грошовых?

Закипев, о, скол прекрасно

Токи дымные текли!

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался в дали, -

И бутылки вмиг разбиты,

И бокалы все в окно,

Всюду по полу разлиты

Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо...

В пирующих студентах Пушкин так же обращается к Пущину:

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнем рукою руку,

Оставим в чаше круговой

Педантам сроду скуку:

Не в первый раз мы в месте пьем,

Нередко и бранимся,

Но чашу дружества нальем -

И тот час помиримся.

Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.

Фрейлина. “Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина, - рассказывает Комаровский. - Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прилесное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелести в стихотворении “К живописцу”, которое было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “.

Итак, я счастлив был, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался,

И где веселья быстрый день?

Промчался летом сновиденья,

увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.

Посидел с милой девушкой в беседке, -

В восторге сладостном погас,

И время самое для нас

Остановилось на минуту!

Получил от нее незначительное письмецо, -

В нем радости мои; когда померкну я,

Пускай оно груди бесчувственной коснется;

Быть может, милые друзья,

Быть может, сердце вновь забьется.

В 1834 году, тридцати девяти лет, Бакунина вышла замуж за сорокадвухлетнего тверского помещика, капитана в отставке, А.А. Полторацкого, двоюродного брата Анны Петровны Керн.

Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент его гениального творчества.

И лучше всего об этом говорит сам Пушкин!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Лирика Пушкина

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум.

Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль средь юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Художественное исключительное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Когда читаешь стихотворение «Обвал», невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

Тираны мира! трепещите!

Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу

Твою погибель, смерть детей.

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы.

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты богу на земле.

Царь рассвирепел, прочитав эти строки. «Пушкина надо сослать в Сибирь, - заявил он. - Он бунтовщик хуже Пугачева».

На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится «Деревня». Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая часть - это «приют спокойствия», где все полно «счастья и забвенья». Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: «душистые скирды», «светлые лучи», «лазурные равнины». Иначе, «везде следы довольства и труда». Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую

Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы посвященной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение «В Сибирь»,

которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье

Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион»:

А я - бесконечной веры полн., -

Пловцам я пел...

Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: « я гимны прежние пою».

Быть с друзьями в беде - священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом.

Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение « Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна»

выразились в строках:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам

воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет,

но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной

чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.

Евгений Онегин - один из персонажей Пушкина.

Онегин - главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, «Наследник всех своих родных», как говорит о нём сам Пушкин. Онегин показан самим Пушкиным, как человек с очень сложным и противоречивым характером. Сам Пушкин говорит о нём весьма противоречиво: весь роман, преисполнен легкой иронией. Пушкин иронично смакует ученость Онегина, его «»хорошести»», как-то: манеры, способности вести разговор, все эти положительные качества даются как-то иронично. Автор, с каким-то неповторимо корректным смакованием, хвалит Онегина, но в то же время всегда остаётся капля тонкой иронии, которая не исчезает почти до самого конца. Но в то же время сам Пушкин, как он говорит в первой главе, подружился с Онегиным, что поэту нравятся его черты, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями минувших дней...Мне самому, Онегин показался законченным эгоистом, что в принципе немудрено: отец почти не обращал на него внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня, лишь («слегка за шалости бранили», «не докучали моралью строгой»), что естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его острый язык и подлость характера стали причиной гибели Ленского. Пушкин хорошо сказал о его злом и остром языке: «Сперва Онегина язык меня смущал; но я привык к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм»Противоречия в характере Онегина, сочетания в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными, обнаруживаются на протяжении всего романа; четко видны изменения Онегина: ему надоедает жизнь городского франта, ему наскучивает эта роль и он переселяется в поместье оставленное ему в наследство от дяди. Там он на некоторый промежуток времени находит интересные занятия, но и они ему наскучивают через пару деньков. События, происходящие в последних главах, сильнее всего действуют на него: первое его изменение - смена привычного эгоизма и пассивного невнимания к окружающим приходит вместе со смертью его друга, Ленского, которая происходит по вине Онегина. В этот момент, он уже не тот высокомерный, стоящий выше всех жизненных впечатлений, иногда только недовольный сам собой, холодный эгоист. Он буквально приходит в ужас от своего страшного и бессмысленного преступления. Убийство Ленского то и переворачивает всю его жизнь. Он не переносит воспоминаний об этом зловещем преступлении, которые приносят знакомые места, он мечется по свету в поисках забытья, но эти поиски не увенчиваются успехом. Он возвращается после долгого путешествия по России. Он познаёт все муки любви, сидя заперевшись у себя в кабинете. Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он, сталкиваясь в прошлом, думал только о самом себе...Мы видим, что Онегин, вернувшийся из путешествия, не похож прежнего Онегина. Он стал гораздо серьёзнее, внимательнее к окружающим. Теперь он способен переживать самые сильные чувства, которые задевают его до глубины души. Вернувшись, Онегин вновь встречает Татьяну. И вот теперь-то он, пораженный ее умом, благородством, сильными душевными качествами, сдержанностью в выражении чувств, влюбляется в Татьяну, как больной, заболевающий болезнью. Как же далек этот, переживающий свою любовь человек от Онегина, из первых глав романа!

Список литературы:

1. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2 , Москва, 1993 год.

2. И.И Пушин. “Записки о Пушкине. Письма”, Москва, 1989 год.

3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, 1955 год.

4. Л. Дугин. “Лицей”, Москва, 1987 год.

5. М. Цветаева. “Мой Пушкин”, Москва, 1981 год.

6. А. Терц. (А. Синявский). “ Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.