Ученый борис евсеевич черток почтовая марка. Борис Евсеевич Черток

14 декабря 2011 года не стало легендарного конструктора космической техники, соратника и заместителя Сергея Павловича Королёва, академика Бориса Евсеевича ЧЕРТОКА. Он ушел из жизни всего лишь за два с половиной месяца до своего столетия. «Новая» не раз печатала беседы с ним и очерки о нем. Так вышло, что за месяц до смерти Борис Евсеевич дал большое интервью нашему обозревателю, летчику-космонавту России Юрию Батурину. Мы готовили его публикацию к столетнему юбилею ученого. Не случилось. По всей вероятности, то было последнее интервью старейшего ветерана отечественной космонавтики. Предлагаем читателю фрагмент беседы.

Мы пьем чай с Борисом Евсеевичем Чертоком в мемориальном доме-музее С.П. Королёва, филиале Музея космонавтики. Он в двух шагах от улицы академика Королёва. Борис Евсеевич сидит на маленьком диванчике. Вообще-то диван — ценнейший экспонат, и садиться на него не разрешается никому. Кроме Чертока.

— Борис Евсеевич, когда готовили Первый спутник, создавали корабль для полета Ю.А. Гагарина, и Главный конструктор, и вы, и ваши коллеги были людьми секретными. Как сравнить ваше тогдашнее положение с сегодняшней полной открытостью?

— Мы с вами сейчас находимся в святом для космонавтики месте. Из этого домика С.П. Королёв уезжал на работу, сюда возвращался. И был никому неведом. Я тоже бывал здесь. Мы считали нормальным, что нас засекретили. Ведь мы работали на два фронта: с одной стороны, занимались космонавтикой, с другой — ковали ракетно-ядерный щит. Этим наша деятельность отличалась от работы партнеров, как мы говорим сейчас, а тогда — противников в «холодной войне».
У них военное (Пентагон) и гражданское ведомство (НАСА) занимались каждое своим делом. И они смогли решить проблему высадки человека на Луне и захватили лидирующие позиции. И по этому поводу мы очень переживали. Я стыд испытывал, что мы, став первыми в космосе, уступили Луну американцам.

— Луна тогда уже давалась Советскому Союзу непросто?

— Однажды меня вызвали в Кремль на заседание Военно-промышленной комиссии. Я должен был отчитаться о причинах неудач. Почему до сих пор нет мягкой посадки на Луну? Почему мы до сих пор не получили панораму лунной поверхности, хотя и потратили столько пусков?

Тогда старались провести такое объяснение. Американцы высадились благополучно, потому что мы показали им, что там не глубокая пыль, а твердый грунт — садитесь, мол, спокойно. Получается, что мы, советские специалисты, им как-то помогли. Хотя бы так.

Я сидел за столом рядом с С.П. Королёвым. Мне дают слово. И вдруг тяжелая рука Сергея Павловича вдавливает меня обратно в кремлевское кресло.

— Я отвечу.

— У нас по повестке дня докладывает ваш заместитель Черток, который несет прямую ответственность за наши неудачи… — говорит ведущий.

— Я — Главный конструктор. Могу я ответить за своего заместителя?

Министры сидят за столом. Рядом — Келдыш. Надо сказать, что тогдашние министры были не такими бессловесными, как те, кого нам показывают сегодня по телевизору. Слово каждого министра было очень весомым. В глубине, не за столом, пристроился Д.Ф. Устинов, ведавший проблемами обороны:

— Конечно, дайте слово Сергею Павловичу.

И Королёв очень спокойно сказал:

— Отчитаться, конечно, Черток сейчас сможет. Вон у него сколько плакатов висит. Он вам будет объяснять по каждому пуску, когда и что случилось и кто виноват. Но идет процесс познания, и в нем такие неудачи происходили на протяжении всей человеческой истории. И сегодня происходят. И не надо этому удивляться.

Устинов поддержал его:

— Мне представляется, все ясно. Пора прекратить дискуссию.

— Хочу вам пообещать, что в следующем пуске мы получим панораму Луны.

И действительно, следующий пуск состоялся примерно через месяц после смерти Королёва. Панорама лунной поверхности висит теперь в моем рабочем кабинете в РКК «Энергия» на самом почетном месте. Но Королёв ее уже не увидел. И мне это, если хотите, страшно больно до сих пор. (Долгая пауза .) Но что делать?!

— Борис Евсеевич, в сентябре на XXIV Всемирном конгрессе космонавтов в Москве* вы сказали, что Луну надо сделать новым «материком» Земли. Это ваша продуманная позиция?

— Да, лунные базы должны стать в ближайшие годы (не десятилетия!) столь же обычными, как и базы в Антарктиде. Это задача нового поколения, работающего в космической технике. Я уверен. И потому, где могу, выступаю и выкрикиваю лозунг: Луна должна стать в ближайшем будущем частью земной цивилизации. Населения там, конечно, будет немного. Но появятся надежные базы для решения научных проблем.

— Что вы думаете о развитии китайской космонавтики?

— Хотите анекдот? Где-то в далекой вселенной братья по разуму обнаружили нас, соорудили корабль и летят в сторону Земли. Приблизились, а на нашей планете огромная надпись: «Сделано в Китае».

Анекдот, конечно, злой, но он «далеко думающий», я бы так его назвал. Китай добился выдающихся результатов. И вполне закономерно. Китайская космонавтика сегодня пока еще отстает и от российской, и от американской, но лет через десять они утрут нам нос. Рано или поздно они полетят на Луну. И если там появится надпись «Сделано в Китае», удивляться не надо.

— Может быть, сделаем перерыв, Борис Евсеевич? Еще чаю?

— Против чая я не возражаю. Чай, кажется, тоже изобретение китайское.

— Если возвратиться к мысли Королёва, неудачи и в познании, и в космонавтике всегда были. То есть и сегодня они закономерны?

— Сегодняшние неудачи? Я не занимаюсь поиском конкретных причин, а удовлетворяюсь воспоминаниями о десятках аварийных комиссий, где был председателем или, по крайней мере, членом. Мы всегда старались понять первопричину.
И, как правило, первопричина оказывалась в человеческом факторе: кто-то допустил небрежность или разгильдяйство. Если находили виноватого, не столько занимались наказанием, сколько на этом примере обучали всех остальных.

Космическая техника требует исключительно детальной наземной подготовки. И трудиться над космическим аппаратом на Земле приходится гораздо больше, чем когда он уже вышел на орбиту. Все большие космические системы требуют хорошего думающего наземного экипажа. Когда мы смотрим на зал Центра управления полетами, он кроме компьютеров, густо населен грамотными людьми, которые, каждый в своей части, понимают и при необходимости могут вмешаться в работу космического аппарата. Но то, что произошло с «Фобосом»!..

Когда в космос выходит космический аппарат, на нем могут обнаружиться любые неисправности, возникнуть любые нештатные ситуации. Но он обязан подавать голос. На нем стоит телеметрическая система, которая должна кричать и объяснять, что же случилось на борту: «Да, у меня нештатная ситуация. Да, я не могу выполнять основную задачу. Вот где я нахожусь…» А «Фобос» молчит, как метеорит. Это находится за пределами того, что допускает сегодняшняя космическая техника. И потому это меня удивляет.

— И все-таки почему Россия начинает отставать?

— Досадно, что огромные средства, которые могли быть потрачены на космонавтику для решения очень важных и народнохозяйственных, и оборонных задач, уходят в другую сторону, например, на дорогие яхты, стоимость каждой из которых — это десятки хороших космических аппаратов, например, для решения задач дистанционного зондирования Земли.

У нас существует резко бросающийся в глаза разрыв между классом или группой очень богатых людей и окружающих их прислужников и людей очень бедных. Разрыв больший, чем в «классических» капиталистических странах. Это очень досадно! Это проблемы социальной системы, которая установилась в стране. Каким образом руководство государства будет и сможет ли (и хочет ли) систему исправить, прогнозировать не берусь. Мне уже, слава богу, вот-вот стукнет сто лет. И я больше всего обеспокоен тем, дотяну ли я до этой даты. А если дотяну, то в какой компании и как ее отметить.

День рождения 01 марта 1912

советский и российский учёный и конструктор, один из ближайших соратников С

Биография

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье служащих - Евсея Менасеевича Чертока (1870-1943), служащего, работал счетоводом, и Софьи Борисовны Явчуновской (1880-1942), фельдшера-акушера.

В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком беженцев «русскоязычного населения», выехали в Россию и поселились в Москве.

В МВТУ Бориса Чертока не приняли из-за социального происхождения, хотя экзамены он сдал, сказали: «У тебя нет никакого рабочего стажа! Иди, поработай на завод, а через три года мы тебя с удовольствием примем, но уже как рабочего, а не как сына служащих». В августе 1930 года он был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) - электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3. Участвовал в подготовке самолетов специального арктического варианта, на них И. Д. Папанин высадился на льдину: началась работа полярной станции СП-1 (1937). Был ответственным инженером по электро-радиооборудованию самолета Н-209 С, на котором летел в США через Северный полюс С.А. Леваневский (к слову, автор идеи такого перелета). В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

В 1934 г. Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова .

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт - «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв . С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения.

В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году - начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.

В 1974 году Б. Е. Черток назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Два ордена Ленина (1956, 17.06.1961), орден Октябрьской Революции (1971), орден Отечественной войны 1-й степени, орден Трудового Красного Знамени (1975), орден Красной Звезды (1945), российский орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (26.08.1996), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011).

Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва РАН (2007, за цикл научных и конструкторских работ и публикаций).

Звания

Должности

Заместитель главного конструктора ОКБ-1

Биография

Черток Борис Евсеевич – выдающийся советский и российский учёный-конструктор в области ракетно-космической техники, основатель научной школы, заместитель и один из ближайших соратников С. П. Королёва. Заместитель главного конструктора ОКБ-1, доктор технических наук, профессор.

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь (Польша) в семье служащих Евсея Менасеевича Чертока (1870-1943) и Софьи Борисовны Явчуновской (1880-1942). Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Накануне Первой мировой войны его родители вернулись в Москву, где в 1929 году он окончил девятилетнюю школу и начал трудовую деятельность электромонтёром на Краснопресненском силикатном заводе. Ещё в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приёмника.

В конце 1930 года Б.Е.Черток перешёл на завод № 22 (впоследствии завод имени С.П.Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он работал электромонтёром по промышленному оборудованию, электрорадиомонтёром по оборудованию самолётов (1930-1933), радиотехником по самолётному радиооборудованию (1933-1935), начальником конструкторской группы ОКБ (1935-1937) и начальником конструкторской бригады по самолётному оборудованию и вооружению (1937-1938). В течение года был заведующим массово-экономическим отделом заводского комитета ВЛКСМ.

В эти годы Б.Е.Черток стал автором ряда изобретений, подтверждённых авторскими свидетельствами. В 1934-1935 годах разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошёл испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель он был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф.Болховитинова. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолётов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолётов экспедиции группы М.В.Водопьянова на Северный полюс и самолёта С.А.Леваневского для трансполярного перелёта Москва – США.

В 1934 году Б.Е.Черток поступил на вечернее отделение Московского энергетического института и до 1938 года совмещал работу с учёбой. Для окончания института в 1938 году он перешёл на дневное отделение и в 1940 году с отличием защитил дипломный проект, получив квалификацию инженера-электрика. Проект был выполнен в ОКБ завода № 84 авиационной промышленности у главного конструктора В.Ф.Болховитинова. Его темой являлась разработка системы электрооборудования тяжёлого самолёта на переменном токе повышенной частоты. По материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) были изготовлены опытные образцы мощных самолётных генераторов и электродвигателей, которые должны были обеспечить электрооборудование вновь проектируемых тяжёлых бомбардировщиков системой переменного тока. Эта работа, проводившаяся в отделе электрических машин ВЭИ, которым руководил академик К.И.Шенфер, была первой серьёзной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию. С началом Великой Отечественной войны работа была приостановлена.

С 1940 года по 1945 год Б.Е.Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф.Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП. После защиты дипломного проекта он был принят на должность начальника группы, затем был назначен начальником бригады и впоследствии назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления. В ноябре 1941 года вместе с коллективом завода № 293 эвакуировался в город Билимбай Свердловской области. Во время Великой Отечественной войны он разработал автоматику управления вооружением самолётов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также создана система управления и электрического зажигания ЖРД, которая использовалась в первом полёте ракетного самолета «БИ-1» конструкции В.Ф.Болховитинова, А.М.Исаева, А.Я.Березняка, осуществленном капитаном Г.Я.Бахчиванджи в 1942 году.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б.Е.Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора он расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А.М.Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт – «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С.П.Королёв. С этого времени Б.Е.Черток работал в тесном сотрудничестве в С.П.Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б.Е.Черток был переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения СССР. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году – начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С.П.Королёв. После выделения в августе 1956 года ОКБ-1 и опытного завода № 88 из НИИ-88 в самостоятельное предприятие – Опытно-конструкторского бюро № 1 (начальник и главный конструктор С.П.Королев) Б.Е.Черток с 1957 года по 1963 год работал заместителем главного конструктора ОКБ-1.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного полёта Ю.А.Гагарина в космическое пространство Чертоку Борису Евсеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1963 году он был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года заместитель главного конструктора – руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (ЦКБЭМ). В 1974 году Б.Е.Черток стал заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года являлся главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П.Королёва.

Вся научно-инженерная деятельность Б.Е.Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов. Одна из первых задач в этой области, которая была решена Б.Е.Чертоком, – это разработка теории надёжной конструкции и организация производства широкого ряда рулевых машин и приводных устройств. Дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода позволило решить задачу создания сложных механизмов для длительной работы в условиях космического пространства: агрегаты для стыковки космических кораблей, управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы с цифровым управлением и другое.

В 1948 году Б.Е.Черток создал первую лабораторию по разработке инерциальных астронавигационных систем для летательных аппаратов. Впоследствии с его участием были созданы системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов по реальным звёздам. Для межконтинентальных ракет, ракет-носителей и космических комплексов им разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре. Это позволило практически реализовать методы теории надёжности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих её модификаций. Аналогичные принципы были развиты и использовались коллективом, руководимым Б.Е.Чертоком, при разработке сложных ракетных и космических комплексов.

Основополагающие работы Б.Е.Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Он возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния-1», «лунников» и в том числе первого аппарата, совершившего мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций «Марс-1», «Венера-2», «Венера-3», «Венера-4», «Зонд», «Электрон», ряда спутников серии «Космос», кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки серии «Зенит».

Научно-исследовательская и конструкторская деятельность коллектива, руководимого Б.Е.Чертоком, явилась фундаментом для создания целого направления в космонавтике – науки о системах управления движением и навигации пилотируемых космических кораблей и методах проектирования больших систем управления космическими комплексами. До настоящего времени школа Б.Е.Чертока является ведущей по разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами, включающими подсистемы ориентации, навигации, автоматического и ручного сближения, стыковки, программно-логического управления, телеметрического контроля, отображения и диагностики, управления спуском, приземлением, энергопитанием и целевой исследовательской аппаратурой.

Развитие Б.Е.Чертоком идей системного подхода, использование современных средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемы при создании космических кораблей «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия – Буран».

Выдающимся достижением отечественной космонавтики явилось создание постоянно действующего наращиваемого орбитального комплекса «Мир». В созданных для этого комплекса бесплатформенных системах управления движением и навигации, управления бортовыми системами комплекса и энергоснабжения широко используется бортовая вычислительная техника на базе современной микроэлектроники. Высокая точность ориентации и стабилизации, экономичность в связи с использованием силовых гироскопов (гиродинов) и надёжность позволили осуществить астрофизические и народнохозяйственные исследования первостепенного научного значения.

Более 60 лет Б.Е.Черток вел педагогическую работу. В 1947-1949 годах им был разработан и впервые прочитан курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при МВТУ имени Н.Э.Баумана. С 1965 года он профессор кафедры «Системы автоматического управления» факультета приборостроения в МГТУ имени Н.Э.Баумана. До 1978 года вёл факультетский курс систем управления ракетно-космическими аппаратами в МВТУ. В 1978 году был назначен заведующим базовой кафедрой «Управление движением» Московского физико-технического института и читал курс «Управление большими космическими системами».

Жил в городе-герое Москве, работал в городе Королёв Московской области. Скончался 14 декабря 2011 года, на 100-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1956, 17.06.1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (26.08.1996), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011).

Доктор технических наук (1958), профессор, академик РАН (с 2000; член-корреспондент АН СССР с 1968). Награждён Золотой медалью имени С.П.Королёва РАН (2007, за цикл научных и конструкторских работ и публикаций).

Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), премии Правительства РФ имени Ю.А.Гагарина в области космической деятельности (13.12.2011, за развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования её результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны), премии имени Б.Н.Петрова РАН (1993, за цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими системами), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2010).

Почётный гражданин города Королёв.

Б.Е.Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. Среди наиболее значимых из открытых: «Методы повышения надёжности управления движением космических аппаратов» (1977), «Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций» (1986), «Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990). В 1994-1999 годах им была подготовлена уникальная историческая серия «Ракеты и люди» из четырёх монографий.

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

Источники Гордость твоя, Поморье! Архангельск: Поморский университет, 2005.

  • В предлагаемой читателю книге (1-е изд. 1994 г.) описаны первые годы становления ракетно-космической отрасли, приведены малоизвестные факты: о соревновании с английскими и американскими специалистами по захвату научно-технических разработок гитлеровской Германии, о трудностях создания первых баллистических ракет, о походе с С.П. Королевым на подводной лодке и многое другое. Б.Е. Черток – видный ученый и конструктор, один из ближайших сотрудников С.П. Королева. Ему довелось работать и общаться с выдающимися учеными, творцами и организаторами мощнейшей ракетно-космической науки и промышленности. Их живые портреты в конкретных обстоятельствах помогают объяснить успехи и провалы, многие страницы истории нашей космонавтикиКнига адресована широкому кругу читателей
  • | | (2)
    • Жанр:
    • Вторая книга воспоминаний (1-е изд. 1996 г.) видного ученого и конструктора ракетно-космической техники Б.Е. Чертока (первая выпущена издательством «Машиностроение» в 1994 г., переиздана в 1999 г.) тематически продолжает повествование о создании сложнейшей техники, буднях и праздниках многих ее творцов. В центре увлекательного рассказа – С.П. Королев и его ближайшее окружение в период с 1956 по 1961 год – напряженное время запуска в космос первого искусственного спутника Земли, первых межпланетных аппаратов, первого космического корабля с человеком на борту. Автор рассказывает и о годах своей молодости, когда он работал в авиационной промышленности. Книга адресована широкому кругу читателей.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Третья книга (1-ое издание 1997г.) воспоминаний видного ученого и конструктора Б.Е. Чертока (первая книга вышла в издательстве «Машиностроение» в 1994 г., вторая – в 1996 г., третья – в 1997 г., переизданы в 1999 г.) продолжит увлекательное повествование о создании стратегических ракет, о той зыбкой грани между миром и войной на которой оказалось человечество в период Карибского кризиса, о пилотируемых полетах от Г.С. Титова до В.М. Комарова, о сложнейших коллизиях освоения космического пространства автоматическим аппаратамиБорьба различных технических идей, описание трагической кончины С.П. Королева, гибели В.М. Комарова и Ю.А. Гагарина, выразительные потробности жизни и работы создателей мощнейшей ракетно-космической технике – все это делает книгу интересной для самого широкого круга читателей
    • | | (2)
    • Жанр:
    • Четвертая книга воспоминаний видного ученого и конструктора Б.Е. Чертока (первая книга вышла в издательстве «Машиностроение» в 1994 г., вторая – в 1996 г., третья – в 1997 г., переизданы в 1999 г.) посвящена напряженному периоду работы над пилотируемой лунной программой.Детальный рассказ сопровождается размышлениями о том, почему «лунную гонку» выиграли американцы. Книга содержит описание событий, связанных и с другими ракетно-космическиии проектами 1960-х – 1970-х годов.Книга адресована широкому кругу читателей.