«окна тасс.  коллекции окна тасс Смотреть что такое "окна тасс" в других словарях

Как «Окна ТАСС» приближали Победу

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграло Телеграфное агентство Советского Союза и его «Окна ТАСС». Продолжатели традиций «Окон РОСТа», они выходили даже в блокадном Ленинграде, и были настолько злободневны и популярны, что Гитлер объявил художников «Окон» своими личными врагами.

Агитационные политические плакаты «Окна ТАСС» и были задуманы как один из видов идеологического оружия. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в Германии. Патриотические плакаты и тексты «Окон ТАСС» призывали к победе, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом.

В этой же серии создавались рисунки, в которых авторы, прибегая к жесткой сатире, высмеивали врага. «Окна ТАСС» обладали необычайным воздействием на зрителя. Как говорили современники, «эти плакаты разили, как снаряды».

Плакаты «Окна ТАСС» выпускались в Москве, Ленинграде и других городах СССР - Ташкенте, Баку, Ашхабаде, Саратове, Мурманске, Свердловске, Хабаровске… Они размещались обычно в общественных местах в центре городов. Так, в Ленинграде плакаты расклеивались на Невском проспекте у Елисеевского магазина. С лета 1943 года выходили фронтовые "Окна ТАСС", печатавшиеся на листах меньшего формата - их забрасывали в партизанский край.

«Окна ТАСС» создавали лучшие художники: Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы. И известные литераторы: Самуил Маршак, Демьян Бедный, Ольга Берггольц, Василий Лебедев-Кумач.

Первый плакат «Окон ТАСС» был вывешен уже 27 июня 1941-го. После этого работа не прекращалась ни на минуту. Агитационные плакаты выпускались в мастерских на Кузнецком мосту. На плакат размером полтора метра на метр уходило полчаса. Утром приходило сообщение ТАСС, художники делали наброски, резчик по линолеуму - трафарет, и через 30 минут десятки плакатов были готовы. Художники работали в три смены. С 1941 по 1945 год в том кабинете, где делались «Окна», свет вообще не гасился. «Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, которые крутили повсеместно - в тылу и на фронте. В архивах агентства сегодня хранятся даже карманные «Окна ТАСС». Они были изготовлены в ответ на письмо партизана, который жаловался, как трудно им переносить большие и тяжелые плакаты.
Потом их распространяли даже в деревнях, где не было ни телеграфа, ни телефона, ни радио. Рисунок, понятный каждому, был очень действенным оружием. Немецкое командование запаниковало, когда на оккупированной территории однажды утром здание гестапо оказалось оклеено плакатами ТАСС.

Наиболее удачные «Окна ТАСС» выходили в виде листовок на немецком языке и разбрасывались над немецкими окопами.

Высокий художественный, информационный и пропагандистский уровень плакатов признавали многие. В 1944 году один американский предприниматель даже просил подписать его на «Окна ТАСС». Цитата из его письма в Москву: «Я не согласен с вашей идеологией, но “Окна ТАСС” настолько хороши, что когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается».

Всего за годы войны было создано свыше 1500 «Окон ТАСС»; их тираж доходил до 1000 экземпляров.

По материалам СМИ

Под этим окном не поют серенады,

На этом окне резеда не цвела.

За этим окном разрывались снаряды,

И армия наша на подвиги шла.

  • - так напишет об одной из самых ярких страниц истории плакатного искусства Великой Отечественной С.Я. Маршак.
  • 24 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано первое организационное собрание, на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом "Окон ТАСС".
  • 27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые "Окна ТАСС".

Плакаты "Окон ТАСС" вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС", приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие "Окна ТАСС" доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой.

"Окно ТАСС" представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж "Окон" иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты.

Художники "Окон ТАСС" добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут", "Каждый удар молота - удар по врагу!",

"Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь - на Волге бить врага поможешь!"

Работа редакции "Окон" была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в "Окнах". Затем избранная тема передавалась художнику и писателю. Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата - тиражи достигали 20 тысяч экземпляров.

От обычных плакатов "Окна ТАСС" отличались большой гибкостью и многообразием, они были тесно связаны с каждодневным ходом событий. Основным качеством изображений "Окон ТАСС" являлась подчеркнутая наглядность, художник имел возможность проявлять здесь свое творчество. "Окна ТАСС" художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа.

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе В. Лебедев-Кумач, С. Михалков, К. Симонов, и другие.

Метко решено художниками "Окно" № 640 - "Превращение фрицев" - непобедимые шеренги нацистский армий устремляются на восток, но с каждым шагом для них все ближе смерть. Используя выразительную и точную метафору, художники показали грядущую смерть фашистских завоевателей.

Большое число "Окон" создал П. Соколов-Скаля. К лучшим его произведениям относится "Окно" № 444 "России двинулись сыны!" - на фоне памятника А.С. Пушкину в Москве идут строем советские пехотинцы на фронт.

На совещании художников и руководства мастерской "Окон ТАСС" 19 декабря 1942 г. М.И. Калинин пророчески отметил: "Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо "Окон РОСТА". И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу".

За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской "Окна ТАСС" 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов, 1 500 100 литографических плакатов. Они стали своеобразной живописной газетой, отражавшей жизнь народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне.

окна тасс

агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак) создали св. 1200 "Окон ТАСС".

Окна ТАСС

«Окна ТАСС» , агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941≈45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков. В выпуске «О. Т.» участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др.). Было создано свыше 1500 «О. Т.» (тираж доходил до 1000 экземпляров). Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10≈12 и более). «О. Т.» выпускались в Москве; по типу московских «окна» создавались также и в др. городах СССР (Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Свердловске).

Лит.: Холодовская М. 3., Великая Отечественная война в советской графике, М., 1948; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; Суздалев П, К., Советское искусство периода Великой Отечественной войны, М., 1965; Окна ТАСС. 1941≈1945. [Сборник], составитель Н. Денисовский, [М., 1970].

Википедия

Окна ТАСС

Окна ТАСС - серия агитационных плакатов с призывами к защите Родины (наследует Окна РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны.

Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство - мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

Художники:

  • Главными художниками были Кукрыниксы
  • Черемных, Михаил Михайлович
  • Шухмин, Пётр Митрофанович
  • Радлов, Николай Эрнестович
  • Котов, Пётр Иванович

Поэты:

  • Демьян Бедный
  • Жаров, Александр Алексеевич
  • Лебедев-Кумач, Василий Иванович
  • Маршак, Самуил Яковлевич
  • Использовались стихи покойного Маяковского.

Кукрыниксы внесли огромный вклад в деятельность «Окон ТАСС». Их листы, в частности, «На приеме у бесноватого главнокомандующего» (1944), «Потеряла я колечко» (1944), по манере восходят к жанру карикатуры, в котором они работали в 20-е.

Коллекция Окон ТАСС

Государственный Литературный музей располагает коллекцией «Окон ТАСС», которая по качественному признаку и широте тематического диапазона является одной из крупнейших в нашей стране. Она насчитывает 2180 единиц хранения, включая дубли.

Коллекция «Окон ТАСС» сформировалась в годы войны. Первое поступление - сорок шесть плакатов - датировано 9 октября 1941 года. Все поступления от ТАСС происходили через подписку. Пополнили наш фонд небольшие поступления от Крученых А.Е. (1945), Томского Н.В. (1951) и Никольской Л.Л. (1994).

По фондовой работе разработана структура хранения - по номерам «Окон», по именам художников, созданы справочные карточки: учетная, авторская, хронологическая. Ведется большая работа по искусствоведческому описанию плакатов.

За годы с 1941 по 1946 было выпущено 1490 номеров «Окон». В собрании нашего музея находятся около 1000 номеров (из них 48 плакатов с датой). Самый ранний плакат № 22 датирован июнем 1941 года. Завершает коллекцию плакат с номером 1484, вышедший в декабре 1946 года.

27 июня 1941 года в 16 часов в витрине выставочных залов на Кузнецком мосту появилось «Окно» № 1 с подписью: «М. Черемных». Это не случайно - именно М. Черемных был автором первого «Окна Роста». Ростинцы В. Лебедев, В. Козминский, Н. Радлов, Б. Пророков, Н. Денисовский и другие, были инициаторами возрождения традиций знаменитых «Окон Роста» В. Маяковского. Они же и привнесли свой опыт, мастерство, владение техникой в мастерскую по созданию военно-оборонного плаката.

Начиная с 25 июня и до последнего дня войны мастерская не прекращала своей работы ни на один день. Всего за 1418 дней Великой Отечественной Войны было выпущено 1300 номеров.

Тематику «Окон» определяла сама война: ежедневные сводки Совинформбюро (два раза в день), московская пресса, публикации фронтовых изданий командировки на фронт и в тыл сотрудников и, безусловно, сердце художника и поэта, верившего в Победу.

«Окна ТАСС» прошли дорогами войны от Москвы до Берлина, создав литературно-художественную летопись Великой Отечественной.

Бессменные руководители «Окон ТАСС» Н. Денисовский и П. Соколов-Скаля объединили вокруг «Окон» огромный творческий коллектив: около 130 художников и 80 поэтов. Наша коллекция представлена 70 именами художников и 50 именами поэтов: Б. Ефимов, М. Черемных, Кукрыниксы, В. Горяев, М. Соловьев, В. Лебедев, Г. Савицкий, Г. Нисский, А. Жаров, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Кирсанов, С. Щипачев и многие другие.

Советское правительство высоко оценило вклад "Окон ТАСС" в борьбу с врагом, присудив в конце декабря 1942 г. Государственные премии авторам-художникам Кукрыниксам, П. Соколову-Скаля, Г. Савицкому, Н. Радлову, П. Шухмину, М. Черемных и писателю С. Маршаку.

Вот несколько самых известных номеров «Окон ТАСС», находящихся в коллекции нашего музея.

Окно ТАСС № 323: Клещи

Художники Кукрыниксы

Подпись В.П. Катаев

"Окно ТАСС № 323" получившее название "Клещи", изображает выползающее из левого края листа окарикатуренное изображение Гитлера. Фюрер, символизирующий нападающую немецкую армию, протягивает вперед руки, переходящие в металлические клещи. Так символически художники изобразили тактику немецких войск, танковыми соединениями, стремившихся прорвать фронт и взять противника в "клещи" окружения. Однако эти механические руки стиснуты другими клещами, которые сжимают мускулистые руки, спускающиеся сверху - в ходе Московской битвы, развернувшейся в конце 1941 г. немецко-фашистские войска сами оказались охвачены перешедшими в контрнаступление частями Красной армии. Между беспомощно разжавшимися конечностями Гитлера - обрывки бумаги с надписью "План окружения и взятия Москвы".

Плакат сопровождает надпись: НЕПРОЧНЫЕ ВЕЩИ НЕМЕЦКИЕ КЛЕЩИ; КУДА ПОХЛЕЩЕ СОВЕТСКИЕ КЛЕЩИ. Этот плакат Кукрыниксов стал одним из известнейших. Прибегнув к символическому изображению происходящих на фронте событий, художники добились создания яркого, запоминающегося образа, неоднократно варьировавшегося ими впоследствии.

Хлесткую подпись к данному плакату разработал писатель Валентин Петрович Катаев.

Существует несколько вариантов карикатуры, выполненных почти одновременно в разных техниках. Первый из них появился в газете "Правда" 23 декабря 1941 года.

Окно № 444: России двинулись сыны

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем возжены.

Художник П. Соколов-Скаля

Стихи А.С. Пушкина

Сталинградское сражение раскрыло подлинную суть отношения Гитлера к своему народу. Ценой тысяч человеческих жизней своих солдат он был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Впервые под Сталинградом наши войска захватили в плен тысячи солдат и офицеров противника, которым необходимо было сохранить жизнь.

Кресты из фигур солдат на плакате « Окна ТАСС » № 640 «Превращение "фрицев"», работы художников Кукрыниксов, должны были отделить в понимании советских людей оболваненный нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верхушки.

То не звери с диким воем

В бурный ринулись поток,

Гонит «фрицев» на восток.

Одураченные «фрицы»

Превращаются в кресты.

Гибель сволочи немецкой

Не чьё - либо колдовство,