Мао цзэдун пусть расцветают сто цветов. Реакция на кампанию в Советском Союзе

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Пусть расцветают сто цветов

Пусть расцветают сто цветов

Из речи «О правильном разрешении противоречий внутри народа» лидера Китайской компартии и главы Китайской Народной Республики Мао Цзэдуна (1893 - 1976).

В оригинале: Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ.

Используется как шутливо-ироническая формула поощрения разнообразия, самостоятельности, поиска своих путей4, например, в искусстве и т.д.

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Пусть всегда будет солнце Автор этих слов, популярных в России XX в., неизвестный мальчик 4-х лет, родившийся в начале 1920-х гг. Об этом свидетельствует статья, опубликованная (1928) в журнале «Родной язык и литература в трудовой школе» (№ 4-5). Она называлась «Приемы

Из книги Я познаю мир. Сокровища Земли автора Голицын М. С.

Пусть ненавидят - лишь бы боялись С латинского: Oderint, dum metuant [одэринт, дум мэтуант].Авторство этих строк обычно приписывают римскому императору Калигуле (12-41 н. э.), прославившемуся своим жестоким правлением. Действительно, как пишет римский историк Светоний («Калигула»),

Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

Пусть неудачник плачет Из арии Германна в опере «Пиковая дама» (премьера - 7 декабря 1890 г.) П. И. Чайковского, либретто к которой написал Модест Ильич Чайковский (1850-1916), брат композитора. Цитируется

Из книги Ребенок и уход за ним автора Спок Бенджамин

Пусть погибнет мир, но свершится правосудие С латинского: Pereat mundus et fiat justicia [пэрэат мундус эт фиат юстициа].Ошибочно приписывается миру юристов Древнего Рима. На самом деле принадлежит позднему европейскому Средневековью: это девиз императора (1558-1564) Священой Римской

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Пусть сапожник судит не выше сапога С латинского: Ne sutor supra crepidam judicet [нэ сутор супра крэпидам юдицэт].Слова, которые, по преданию, произнес знаменитый древнегреческий живописец Апеллес в ответ на замечания непрошеного советчика-профана.Цитируется в качестве совета

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Пусть сильнее грянет буря! Из стихотворения в прозе «Песня о Буревестнике» (1901) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936), в котором на языке символов выражен призыв к революционной борьбе: «- Буря! Скоро грянет буря!- Это смелый Буревестник гордо

Из книги Следствие ведут едоки автора Буренина Кира

Пусть убийцы начнут первыми С французского: Que Messieurs les assassins commencent.Слова французского писателя Альфонса Жана Kappa (1808-1890), которые он произнес в период бурных дискуссий во Франции об отмене смертной казни. Он выступил против ее отмены, опубликовав в издававшемся им журнале

Из книги Быть начальником - это нормально автора Тулган Брюс

"...Пусть эти скряги получат сполна" Благодаря одной курьезной истории с газом человечество имеет сегодня электричество. Вот как это произошло.Американский ученый и предприниматель Томас Алва Эдисон (1847-1931) впервые задумался о возможности электрического освещения,

Из книги Есть, любить, наслаждаться. Еда. Путеводитель-травелог для женщин по ресторанам, кухням и рынкам мира автора Демэй Лайла

Из книги автора

Из книги автора

Пусть история ведет вас Вот главное, что я хотел бы, чтобы вы запомнили о структуре рассказа: пусть история, которую вы хотите рассказать, живет сама по себе, выбирает свой собственный путь и идет по нему. Все, что вы делаете, должно помогать ей двигаться вперед. Если вы

Из книги автора

Пусть они знают, как вы воспринимаете их поведение Если вы не находите намерения человека добрыми, то прямо скажите ему, как действуют на вас его комментарии или любая другая демонстрация негативного отношения к вашей работе. Но при этом свяжите свою реакцию с действием,

Из книги автора

Из книги автора

Пусть знают, что мы не промах! Если вы уже определили, каким видом спорта будете в свободное время восполнять дефицит движения в офисе, пришла пора выбрать место тренировок. Будет ли это спортивный зал, фитнес-центр или клуб, обязательно обратите внимание на следующие

Из книги автора

Пусть ежедневное управление превратится в привычку Я знаю, что вы заняты. Знаю, что ваше время ограничено. У вас нет времени. Так что у вас нет времени не заниматься управлением.Уделяйте руководству определенное время каждый день - в начале рабочего дня или в любое другое

Из книги автора

Хочу пивоварню (пусть маленькую) Не так давно в США, когда заходила речь о пиве, все имели в виду либо Budweiser, либо Miller. Хотя большой разницы между двумя этими напитками нет, и оба они практически имеют один и тот же вкус, как, впрочем, одну и ту же историю, напоминающую историю

Подготовка кампании

Ход кампании

Летом 1956 года Мао счёл проблему интересной и попросил Чжоу Эньлая взять управление кампанией на себя. Мао надеялся, что активное включение интеллигенции откроет новые творческие резервы и даст социализму активный ход. Мао был уверен, что возможен только социалистический путь развития, и социалистическая идеология должна победить все капиталистические взгляды, даже среди не-коммунистов.

Название движения взялось из классического стихотворения: «Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ » (кит. упр. 百花齐放,百家争鸣 , пиньинь : bǎi huā qífàng, bǎi jiā zhēngmíng , палл. : бай хуа цифан, бай цзя чжэнмин ).

Уже в конце 1956 года кампания была объявлена, но поначалу критики не появлялось, наоборот, приходили многочисленные письма с советами консервативного содержания. Чжоу Эньлай, ознакомившись с письмами, понял, что широко разрекламированная кампания не движется. Обсуждая это с Мао, он говорил, что от высших чиновников нужно больше энтузиазма, чтобы запустить кампанию.

Исторический прототип кампании

Лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» был в своё время выдвинут императором Цинь Шихуаном , объединившим Китай примерно в 200 году до н. э. Мао Цзэдун всегда сопоставлял себя с Цинь Шихуаном, ратуя за единый и сильный Китай.

Во времена Цинь Шихуана советник Ли Сы , подводя итог кампании, сказал: (Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 2. (перевод Р. В. Вяткина))

…Однако приверженцы частных школ … поносят законы и наставления, и каждый, услышав о издании указа, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Войдя во дворец, они осуждают всё в своём сердце, выйдя из дворца, они занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью,… собирая низких людей, они сеют клевету. Самое лучшее - запретить это!

Ли Сы предложил запретить все школы и сжечь все книги, наказав смертной казнью тех, кто их хранит, кроме отдельных исторических, медицинских и гадательных книг. Император принял этот указ. Одним из центральных положений этой политики стало жёсткое преследование конфуцианцев .

Газеты об этом практически умалчивали, зато включились в июле 1957 года (когда сама кампания уже стала сворачиваться), уделяя внимание борьбе с «контрреволюционными элементами» и «антипартийной линией». Это было первое серьёзное разногласие, которое в дальнейшем привело к прекращению дружбы между Китаем и СССР.

См. также

  • У Хунда - китайский диссидент, отправленный в лагеря в результате кампании.

Ссылки

  • Spence, Jonathan D., The Search For Modern China 2nd edition. New York: W.W. Norton & Company, 1990. (pp. 539-543)
  • Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 2. (перевод Р. В. Вяткина) Наука ГРВЛ 1975.

Лидер Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзэдун провозгласил в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики .

Движение называлось Байхуа юньдун (кит. 百花运动 ) . Наиболее активная часть кампании началась в феврале 1957 года , когда Мао обратился к китайской интеллигенции , предлагая свободу мнений, критику и плюрализм . Это вызвало немедленную острую критику партии, идей коммунизма и лично Мао, в чём Мао усмотрел происки «буржуазных правых элементов». В июле 1957 года вся кампания была резко свёрнута, но её последствия ощущались с 1958 года по 1966 год . Начальный период гласности оказался ловушкой: результатом кампании стала массовая травля интеллигенции.

Подготовка кампании

Ход кампании

После кампании

Объявив об окончании кампании, Мао стал призывать интеллигенцию к объединению. При этом он стал обвинять интеллигенцию в контрреволюционной деятельности и оппозиции Председателю Мао. Те, кто особенно усердствовал в критике, стали подвергаться наказаниям, включая пытки и издевательства, нередко без суда и следствия. Многих отправляли в деревню для трудового перевоспитания.

В дальнейшем ситуация привела к Культурной революции , которая длилась до 1976 года .

Исторический прототип кампании

Лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» был в своё время выдвинут императором Цинь Шихуаном , объединившим Китай примерно в 200 году до н. э. Мао Цзэдун всегда сопоставлял себя с Цинь Шихуаном, ратуя за единый и сильный Китай.

Во времена Цинь Шихуана советник Ли Сы , подводя итог кампании, сказал: (Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 2. (перевод Р. В. Вяткина))

…Однако приверженцы частных школ … поносят законы и наставления, и каждый, услышав о издании указа, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Войдя во дворец, они осуждают всё в своём сердце, выйдя из дворца, они занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью,… собирая низких людей, они сеют клевету. Самое лучшее - запретить это!

Ли Сы предложил запретить все школы и сжечь все книги, наказав смертной казнью тех, кто их хранит, кроме отдельных исторических, медицинских, сельскохозяйственных и гадательных книг. Император принял этот указ. Одним из центральных положений этой политики стало жёсткое преследование

Выставки современного российского дизайна мне нравятся редко. Дело в том, что дизайн детально отражает культурные, экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Ресурсная экономика не заинтересована в производстве и, следовательно, в дизайне. Таким образом, отечественный дизайн представлен силами разрозненных энтузиастов, действующих самостоятельно, без поддержки государственных институций или коммерческих производств. В таких условиях изделия дизайнеров напоминают детские поделки из желудей и шишек; иногда встречаются довольно забавные. Скорее мы можем говорить о формотворчестве, о создании макетов базовой идеи. Чтобы эти поделки стали настоящим дизайнерским продуктом, они должны пройти долгий путь оптимизаций, отвечающих требованиям рынка и производства.

Посетив выставку «Культура быта. Север», открывшуюся 1 июля 2018 года в выборгской библиотеке Аалто, я получил предложение написать критический отзыв об увиденном в качестве обратной связи, полезной авторам. Что я и собираюсь сделать, следуя советскому принципу: «критикуешь – предлагай».

Начнем с самой экспозиции. Она разместилась в лекционном зале библиотеки Аалто, здание которой – жемчужина финского модернизма. Пространство зала уже само по себе является важным фильтром на соответствие человекоориентированному северному дизайну. Небольшая экспозиция выглядит вполне уместно, что демонстрирует хороший отбор и подачу экспонатов.

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», – говорил один китайский император. Экспозиции бы не помешали работы еще нескольких вполне достойных авторов. Будем надеяться на больший состав участников в следующей экспозиции.

Перейдем к экспонатам.

Студия Elnik представила детские игровые коврики и лампу из шпона-лемеха. Коврики, да и весь текстиль, представленный на сайте студии, вполне соответствуют северным традициям. Ковры и ткани из натуральных материалов, дарящие тепло, так ценимое на Севере, – важная составляющая домашнего уюта. Тема декора – северная природа и фауна, а лаконичное графическое решение отсылает к творчеству Йозефа Франка и компании Marimekko, которые давно стали иконами северного дизайна. В изделиях видна достаточная проработка темы и знание регионального наследия.

С лампой ситуация иная. Если образ базового элемента – лемех – выбран достаточно метко, то форма светильника оставляет желать лучшего. Массив абажура на расстоянии выглядит тяжеловесным: фактура слоев лемеха трудно просматриваются, сливается в значительный объем, лишенный деталей. Темный цвет еще больше проявляет этот недостаток, возможно, белый бы его скрывал в некоторой степени. В изделии чувствуется недостаточная оптимизационная работа: дизайнеры успокоились в удачном выборе лемеха как образа для модуля и не идут дальше. Светильник представляет скорее перспективный прототип, чем конечный продукт.

Удачным было бы решение разнести слои лемеха на разные концентрические основы, спадающие каскадом, или расположить модули под углом к источнику света, чтобы свет проходил между ними и тем выделял их фактуру. Также было бы уместно разработать больший модельный ряд на базе существующего элемента.

Студия 52 FACTORY представила коллекцию детских игрушек «Красные куклы».

Стоит отметить удачность некоторых образов, отсылающих к творчеству Билибина и Рериха, уместность авангардного декора и качество исполнения изделий. Однако сразу бросается в глаза, что как реальные игрушки эти изделия имеют низкий потенциал. Дизайнеры работают с контекстом, непонятным детям. Продукт получился эстетичный, но вряд ли детский, в этом чувствуется некоторая ложность, не свойственная Северному дизайну. Авторам следует подумать над лучшим позиционированием своих изделий. Корректный выбор ниши для своего продукта – это тоже мастерство дизайнера. Подобные фигуры-образы были бы более уместны для подарочного комплекта шахмат.

Вазы-трансформеры имеют тот же недостаток, что и игрушки – некорректное позиционирование. Функция вазы и так достаточно условна, не проще ли вообще от нее отказаться? Пусть остаются конструктором.

Интересно, что работы студии 52 FACTORY занимают пограничную позицию между работами Боремира Бахарева, сразу создающего эстетизированный объект с редуцированной функцией, и игрушками Юрия Марина из серии «РАШН ДЕРЕВЯШН», которые, без сомнений, полюбятся детям.

Боремир Бахарев (студия TROFOTODESIGN) имеет большой опыт в создании арт-объектов, представляющих художественную ценность. Не стали исключением и работы, представленные на выставке. Отметим удачно найденные образы, заимствованные из традиционных мотивов карельской вышивки. Работы Боремира демонстрируют постепенную трансформацию графического знака в объект, напоминающий средневековый ковш для воды. Заметно, что дизайнер занят поиском наилучшего применения разрабатываемой идеи. Нет сомнений, что успешное решение найдется.

Игрушки из серии РАШН ДЕРЕВЯШН (Юрий Марин) уже обрели своих поклонников. Их интересно крутить в руках не только детям. Отметим юмор автора в выборе персонажей и подвижность игрушек, которая дает образу дополнительное измерение. Заметно, что эти работы уже прошли определенную эволюцию и близки к конечному продукту.

В качестве критики отметим низкое качество покраски и выступающий крепеж, который следует сделать потайным с внутренним шестигранником, чтобы не травмировать зубы самых юных пользователей.

Ювелирные украшения студии MOST ART METAL (Полина Митяева) с речным жемчугом изящны и лаконичны, отсылают к традиционным украшениям Заонежья. В них есть северная красота. Конечно, ювелирное искусство – это больше ремесло, чем дизайн в его оптимизационном понимании. Зависимость от индустриальных технологий минимальна и в наших условиях это большой плюс.

Светильники Кижи (Глафира Михайловна ) – вполне состоявшийся продукт. Помимо удачного образа следует отметить качество исполнения и наличие нескольких моделей: подача группой, несомненно, более эффектна.

Мебельные проекты самые сложные из экспонатов выставки. Добиться успеха в дизайне мебели очень трудно. Мне понравился топ стола, созданного студией KORA (Александр Самсыка и Дарья Карабанова) . Тут, конечно, нет ничего нового, но в нем чувствуется хороший вкус автора и нордический характер всего изделия. Возможно, круглая форма столешницы была бы еще более уместной. База стола не достаточно изящна, чтобы выразить достоинство топа и требует оптимизации.

Остальные мебельные проекты моего внимания не привлекли, так как ничего не добавляют к существующему массиву мебельного дизайна, однако демонстрируют понимание авторами северной эстетики и владение столярной техникой.

В шведском языке есть понятие slöjd (слойд), обозначающее ручной труд, который рассматривается не как средство создания материальных ценностей, но как система воспитания, призванная формировать в мастере опрятность, точность, добросовестность. Экспонаты выставки демонстрируют, что их авторы хорошо владеют профессиональными навыками, но этого недостаточно. Для успешной работы дизайнер должен обзавестись методикой изучения существующих решений и их улучшения путем пошаговой оптимизации. Если нет улучшения, нет и дизайна. К сожалению, большинство отечественных дизайнеров не отягощают себя изучением достижений прошлого, тем самым лишая себя опоры на массив культуры. Их проекты строятся на использовании определенных клише – понятных обобщенных образов, несущих готовые смыслы. Это чисто коммерческий подход, не имеющий ничего общего с принципами северного дизайна, основанного на уважении к традициям и широте культуры.

Подводя итог выставке «Культура быта. Север» можно заметить выраженную тенденцию к созданию атмосферных арт-объектов, что демонстрирует очень поверхностное и романтизированное понимание северного дизайна, по сути своей очень рационального и функционального. Северная культура быта в первую очередь заключается в своей рациональности и уж затем в нарядности. Отечественные дизайнеры часто выбирают путь наименьшего сопротивления, редко задумываясь о том, что он никуда не ведет.

Павел Ульянов,
специалист по истории дизайна, коллекционер, дизайнер