Картинный дом Петра III открыт для посетителей после реставрации. Картинный дом в ораниенбауме Картинный дом в ораниенбауме

После того как музей наполнится экспонатами, о личности свергнутого монарха-неудачника можно будет судить более объективно.

Продолжаем , который готовится отметить 300-летие.

В Нижнем саду, рядом с Большим Меншиковским дворцом, сейчас идут масштабные реставрационные работы, и мы пока не сможем попасть внутрь Картинного дома, фасады которого должны быть завершены до конца года. А вот его интерьеры, хранящие многие тайны, пока еще в планах музейщиков.

Как говорит Наталья Бахарева, заведующая филиалом «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф», Картинный дом можно сравнить с многофункциональным культурным центром, правда восемнадцатого столетия и принадлежавшим одному-единственному человеку — императору Петру III, свергнутому мужу Екатерины Великой. О нем известно не много, и сведения крайне противоречивы.

В Картинном доме были оперный театр, два картинных зала, библиотека и… кунсткамера.

Играл на скрипке Страдивари

Итак, что же представлял собой этот «первый многофункциональный культурный комплекс»? Там были оперный театр, два картинных зала, библиотека и… кунсткамера.

Петр III увлекался музыкой и театром, сам играл на скрипке, коллекционировал эти инструменты — у него в собрании была даже скрипка, созданная самим Страдивари. Посему в театре Картинного дома все было поставлено на вполне профессиональную основу — давали там итальянские оперы, труппа была итальянская, но вот музыке и пению по приказу императора обучались придворные, голштинцы, которые служили в потешной крепости Петерштадт, и их дети. Существовала и школа певчих.

«У нас нет подлинных чертежей — каким был театр, но сохранилась красивая идея, которую мы хотим воплотить, — говорит Наталья Бахарева. — Идея небольшого оперного театра, чтобы там шли те музыкальные произведения, что и при Петре III». Музейщики в этом направлении уже весьма преуспели — они ведут работу по выявлению либретто, ищут ноты тех произведений, которые ставились на сцене театра Картинного дома. «Нам известен репертуар, в Консерватории найдены произведения, сейчас мы договариваемся о копировании, и нам, безусловно, потребуется потом помощь специалистов для воссоздания спектаклей», — отмечает Бахарева. Известно также, что декорации к спектаклям создавал итальянец Джузеппе Валериани, сохранились его работы для Эрмитажного театра. Конечно, о постоянной труппе в Ораниенбауме говорить преждевременно — пока это будут приглашенные артисты. Но опера будет обязательно!

Дворец Петра III — все, что осталось от потешной крепости Петерштадт.

Восстановить шпалерную развеску

Наталья Бахарева утверждает, что для знакомства со всеми сокровищами Картинного дома потребуется целый день. А сейчас пока идет серьезная работа по подготовке экспозиции. Ведь после смерти Петра III — свергнутого императора и немилого супруга — Екатерина Вторая распорядилась увезти из Ораниенбаума собранные им коллекции. Картины были переданы в Эрмитаж и Академию художеств, книги — в Публичную библиотеку и книжное собрание Эрмитажа, а коллекция кунсткамеры — в Академию наук. «Сейчас нам уже тех коллекций не собрать, не вернуть, можно только просить некоторые предметы на временные выставки, — говорит Бахарева, — но вот подобрать предметы по аналогии мы можем. Сегодня идет изучение принципа подбора картин для шпалерных развесок. У нас сохранились три картины, которые относятся к историческому собранию Картинного дома. Но, зная, живопись каких школ была представлена в собрании и принцип развески, мы можем если не воссоздать все точь-в-точь, то воссоздать принципиально».

Подбором картин для Петра III занимался Якоб Штелин. В архиве Академии наук сохранились его схемы, известны мастера и сюжеты картин. Подбирали же так — вот картина большая, вот маленькая, по сюжету, по школам, по колориту, а не по мастерам — и развешивали так, чтоб не было никаких зазоров между рамами. Картинный зал в Картинном доме — один из первых в России образцов шпалерной развески, он появился раньше, чем в Петергофе.

Чертежи, гравюры, костяные шарики

Что же касается кунсткамеры Петра III, то известно, какие там были вещи и где они сейчас. Но музейщики хотят, чтобы посетителям из XXI века было понятно, что же так интересовало людей XVIII столетия — чертежи, гравюры, костяные шарики из Японии и Китая...

Очень важно знать, кстати, как выглядели переплеты книг, потому что свое место в библиотеке займут, конечно же, муляжи — никто не даст выставить на открытом пространстве старинные книги с трехсотлетней, а то и более историей — это невыносимо для их «здоровья». Им нужен уже особый климат.

Картинный дом является в чем-то противовесом потешной крепости Петерштадт — пресловутому увлечению Петра III голштинцами и подражанию в военной муштре Фридриху Великому. Несчастный Петр в Картинном доме раскрывает другую ипостась своей личности — интерес к музыке, театру, книгам.

«В 2011 году мы отметим 300-летие Ораниенбаума, а вот 2012-й — тоже значимый для нас год: 250 лет со дня дворцового переворота 1762 года, когда гвардия присягнула Екатерине, а бежавший из Ораниенбаума свергнутый Петр III довольно быстро закончил свои дни в Ропше», — напоминает Наталья Бахарева.

Галина Артеменко, фото ГМЗ «Петергоф»

В первый летний день в Ораниенбауме, входящем в комплекс Государственного музея-заповедника «Петергоф», открылся новый музей - Картинный дом. Он был построен в середине XVIII века для Петра III. /сайт/

Картинный дом расположен в летней царской резиденции, в нём много лет проводилась реставрация, и, наконец, он открыл свои двери для посетителей. Теперь это 31-й музей Петергофа.

Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая назвала открытие музея «радостным днём не только для Петербурга, но и для всей России».

«Мы хотели сломать стереотипы, дать новое понимание личности Петра III, который был хорошо образованным и художественно одарённым человеком, имел свой музей, библиотеку, коллекцию музыкальных инструментов», - подчеркнула Елена Кальницкая.

Свидетельством такой характеристики - художественно-научные предметы экспозиции нового музея и… его музыкальная тема.

Сегодня в музее посетителей ждут пять залов. Уже при входе в Двусветном зале и следующем за ним Картинном можно познакомиться с особым, характерным для XVIII века живописным убранством.

Более 80 полотен западноевропейских художников XVII–XVIII веков представлены в шпалерной развеске, то есть составляют как бы единое полотно на библейские сюжеты. Пять картин - подлинные вещи из коллекции Петра Фёдоровича. В его музее живописи насчитывалось более 400 полотен.

Далее посетитель оказывается в кабинете-библиотеке и кунсткамере. Старинный глобус, книги и инструменты той поры указывают на разнообразные интересы и углублённые занятия естественными науками молодого императора. Пётр Фёдорович, следуя моде эпохи, коллекционировал предметы искусства Востока, особенно Китая и Японии. Фарфор, китайские «диковинки» - предметы декоративного искусства представлены в шкафах-витринах, воссозданных по образцам того периода.

Особый интерес посетителей вызывает Оперная зала. Этот уютный камерный придворный театр, где была поставлена в 1755 году первая русская опера, занимает половину Картинного дома. Здесь слушали музыку, ставили оперные спектакли и балетные дивертисменты.

С 1 июля экскурсия будет заканчиваться мультимедийным феерическим зрелищем: воссозданием фрагментов оперы «Цефал и Прокрис» на музыку итальянца Франческо Арайи по сценографии Сумарокова. Спецэффекты «театральной машинерии» - движущиеся фигуры, громы, молнии, дождь, ветер и арии в сопровождении старинных инструментов воссоздадут атмосферу театра XVIII века.

Стоит заметить, что Пётр Фёдорович был не зрителем в своём театре, а постановщиком и первой скрипкой оркестра. По отзывам современников, его мастерство скрипача вызывало восторги публики. Его личная коллекция насчитывала около 60 скрипок, включая раритеты Страдивари и Амати.

В дальнейшем в Оперной зале будут устраиваться камерные концерты для публики.

Открывая экспозицию, Елена Кальницкая рассказала, каким образом удалось собрать экспонаты подлинные или идентичные периоду пребывания в Ораниенбауме Петра III. Традиционно в царских дворцах составлялись точные описи, которые используют современные реставраторы и организаторы экспозиций.

«На мой взгляд, сегодня межмузейное сотрудничество находится на очень высоком уровне. Обмен экспонатами - это правильно, потому что то, что мы храним, не принадлежит нам, а является частью общей культуры», - пояснила директор «Петергофа». В создании нового музея «Петергофу» помогали Эрмитаж, Русский музей, Кунсткамера, Консерватория и госархив Санкт-Петербурга.

Это не только музей, идет работа над воссозданием небольшого оперного зала. Наш корреспондент Наталья Сулюкина рассказывает, что ждет зрителей внутри Картинного дома:

«Картинный дом» в Ораниенбауме новым музеем назвать сложно, ведь построен он был еще в середине 18 века по приказу будущего императора Петра III. В то время в здании располагались и картинная галерея, и библиотека, и даже кунсткамера. И вот теперь, в веке 21, «Картинному дому» вернули первоначальный облик.

Работы у реставраторов действительно было много. За два с лишним века «Картинный дом» неоднократно менял свое назначение. Здесь размещались склады, госпиталь, школа и даже жилые квартиры. Так что детали интерьера первого хозяина пришлось собирать по крупицам.

«Дивный шкаф, похож на архитектурное сооружение, это заказ Петра Федоровича, он все время находился в Ораниенбауме, год его исполнения - 1747».

Шкаф для ювелирных украшений, коллекция «заморских редкостей», предметы рабочего кабинета - все это находилось у молодого императора в личном пользовании, теперь эти раритеты составляют основную экспозицию четырёх залов музея. Но сложнее всего было восстановить пятый, картинный зал.

Елизавета Михайлова, экскурсовод: «Любопытный факт, дело в том, что по прошествии долгих лет назначение картинного зала, как и всего «Картинного дома», неоднократно менялось, поэтому планировка внутри была нарушена, но у нас есть чертежи Якоба фон Штеллена, и мы знаем, что «Три парки» находилась вот на этом маленьком клочке на западной стене».

Благодаря тому, что было точно известно расположение одной картины, на свои исторические места вернулись пять оригинальных полотен из коллекции Петра Третьего. Всего же в Картинном и Двусветном залах музея представлены 80 работ западноевропейских мастеров.

А это уже презентация Оперного зала. Его реставрация еще не окончена. Прежде в «Картинном доме» спектакли играла труппа придворного театра, теперь ее заменят современные технологии, в июле здесь воссоздадут фрагмент оперы «Цефал и Прокрис», тогда можно будет с уверенностью сказать, что «Картинный дом» полностью обновлен. Но его возрождение - лишь начало больших перемен.

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф»: «Реставрация Ораниенбаума идет, может не так быстро, как нам бы хотелось, но позитивно. И за «Картинным домом» будет Меньшиковский дворец, затем, мы надеемся, дворец Петра III, Каменное зало. Мы не останавливаемся, не ставим точку».

И это уже не надежды, а вполне реальные планы на ближайшее будущее. Искусствоведы уверены: совсем скоро дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» станет не менее популярен, чем Петергоф.

Музей-заповедник "Петергоф" открывает в дворцовом комплексе Ораниенбаума новый музей. Здание XVIII века известно как Картинный дом. Последние несколько лет он был в ремонте. А за два с лишним столетия дом и вовсе не раз менял свое назначение. Здесь размещались склады, госпиталь, школа, но ни разу помещения не использовались как музей. Сейчас для посетителей открыты пять залов, в том числе, кабинет-библиотека и кунсткамера. А уже 1 июля обещают распахнуть и двери оперного зала, где еще во времена первого хозяина дома - Петра III - проходили концерты.

Картинный дом Ораниенбаума - первый Дом культуры царской России, причем, во всех возможных смыслах. Великий князь Петр Федорович, женившийся в 1745 году на принцессе Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II, вопреки историческому стереотипу был ярким, увлекающимся человеком с разнообразными интересами. В 50-х годах XVIII века мастерская Расстрели получила заказ на строительство в великокняжеской резиденции дома, в котором могла бы разместиться художественная коллекция Петра Федоровича. Залы Меншиковского дворца к тому моменту уже не вмещали масштабных полотен западно-европейских мастеров.

Ирина Федотова, хранитель экспозиции Большого Меншиковского дворца: "Он закладывает картинный дом. Это название "картины" фигурирует сначала в документах по строительству, и это примерно совпадает по времени с закладкой картинной галереи Фридрихом Великим, на которого Петр III ориентировался и которым восхищался".

Со временем, кроме картин, в доме на западном фланге резиденции разместились оперный театр, кунсткамера, библиотека и кабинет Петра Федоровича. Один из раритетов - только что вернувшийся из реставрации подлинный шкаф для драгоценностей принадлежавший Великому князю.

"Такого рода вещи использовались для хранения редких камней, драгоценных изделий, - говорит Глеб Седов, временно исполняющий обязанности заведующего Большого Меншиковского Дворца", - обилие внутренних ящичков придавало особый шарм".

В Картинном доме у Петра Федоровича хранилась библиотека в четыре тысячи томов, и хотя Екатерина утверждала, что ее бывший супруг интересовался исключительно историями разбойников с большой дороги, состав коллекции говорит о другом.

"В нее входили книги совершенно разнообразные. По искусству, театру, музыке, беллетристика, литература по Китаю", - добавляет Ирина Федотова.

По схемам шпалерной развески, составленным в XVIII веке учителем Петра III Якобом Штелиным, музейщикам удалось выявить и вернуть на свои места пять полотен. Среди них - две работы школы Луки Джордано с ветхозаветными сюжетами и две картины, предоставленные на временное хранение Государственным Эрмитажем.

Музеем Картинный дом делают картины. За два века существования здесь не было раньше музейных эксклюзивов. Полотна старых мастеров, вернувшихся на свои исторические места, наполнили эти стены исторической атмосферой, помогли уточнить расположение дверей и окон.

Среди 80 полотен Картинного дома - ранние копии шедевров Тициана, Пуссена, Рубенса, оригинальные произведения мастера венецианской школы Антонио Василачи. Дирекция заповедника обещает сделать дом круглогодичным для посещения.

Дата постройки: середина XVIII в.

Проект мастерской архитектора Ф. Б. Растрелли.

В 1754-1761 годах это небольшое здание служило вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича и являлось одним из ярких примеров универсального частного собрания XVIII века.

Для посетителей открыты пять залов постоянной экспозиции музея: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека и два помещения Кунсткамеры.

В живописном убранстве Картинного и Двусветного залов представлено более 80 живописных полотен западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв. из фондов музея. Благодаря сохранившимся описям и схемам первоначальной шпалерной развески, составленным Якобом Штелином в 1762 году, удалось выявить и вернуть на свои исторические места пять оригинальных полотен из коллекции Петра Фёдоровича.

В Кунсткамере Картинного дома посетители смогут познакомиться с китайским декоративно-прикладным искусством конца XVII- XVIII веков, в том числе с подлинными предметами из коллекции Петра Фёдоровича. В собрание раритетов великого князя, наряду с естественнонаучными, минералогическими и нумизматическими коллекциями, входило значительное число китайских "диковинок". На протяжении XVIII столетия в Европе и России не ослабевал интерес к Китаю и китайской культуре, что проявилось не только в расцвете стиля шинуазри, но и в коллекционировании произведений китайского искусства, представлявших как эстетическую, так и этнографическую ценность.

В интерьерах Кабинета-Библиотеки и Кунсткамеры воссозданы резные шкафы и стеллажи, в которых хранилось книжное собрание великого князя, насчитывавшее более 4000 томов и охватывавшее все разделы военных, точных, естественных и гуманитарных наук. Особое место в экспозиции отведено уникальным образцам мебели, изготовленной по заказу Петра Фёдоровича для хранения коллекций минералов, фарфора и ювелирных изделий.

В восточном крыле Картинного дома располагался Оперный зал – первый придворный театр, устроенный великим князем Петром Фёдоровичем в Ораниенбаумской резиденции и просуществовавший с 1755 по 1758 год. Для устройства Оперного зала в Картинном доме были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты того времени, оформлявшие представления в императорских театрах в Петербурге: машинист Карло Джибелли, художники-перспективисты и декораторы Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти. На протяжении четырех сезонов ставились итальянские оперы-сериа, комедии и кантаты на музыку Франческо Арайи, придворного капельмейстера императрицы Елизаветы Петровны.

В настоящее время в пространстве реконструированного Оперного зала разворачивается мультимедийное представление, посвященное истории русского театра эпохи барокко. В спектакле использованы фрагменты музыкальных произведений Франческо Арайи, в том числе оперы "Цефал и Прокрис", воссозданной в 2001 году на сцене Мариинского театра, а также эскизы декораций Дж. Валериани и театральных костюмов Р.-Л. Боке.