Как изготовить трафарет для шелкографии. Трафаретная форма без фотоэмульсии

Предприимчивые американские умы разработали новую технологию изготовления трафарета для шелкографии. По утверждению разработчиков RhinoTech — новая «метода» — позволяет получить трафарет не нанося при этом на рамку эмульсию, без сушки и экспонирования. Есть ли у RhinoTech перспективы?

Теперь подробнее об альтернативной технологии. Разработчики утверждают, что из оборудования нам понадобится только лазерный принтер и термопресс. Первый этап: на лазерном принтере на обычной бумаге нужно распечатать негатив нужного изображения в ч/б цвете.

Далее берем трансферную бумагу и кладем нашу распечатку изображением лицом на нужную сторону трансферной бумаги. Кладем все это в термопресс и держим в нем 20 секунд при температуре 110 градусов. Под действием температуры и давления изображение с распечатки переходит в трансферную бумагу.

Потом, вы удивитесь, мы берем трансферную бумагу с изображением и кладем лицом на рамку и… Кладем все это в термопресс. Держим при температуре 180 градусов 30 секунд. После того, как рамка остыла, снимаем с нее бумагу – на рамке остается жесткое тонкое изображение.

Трафарет готов:

Технология интересная, однако, непонятно, насколько хорошо на рамках держатся такие изображения – не слезут ли они при нанесении краски? И, опять же, такие рамки, видимо, нельзя использовать повторно, как рамки, изготовленные традиционным методом. Посмотреть, как все работает можно на этом англоязычном видео:

Напоследок вкратце напомню, как выглядит традиционная схема изготовления трафарета. На рамку с хорошо натянутой сеткой наносится специальная фотоэмульсия. Далее кладем фотоформу (отпечатанный на принтере негатив изображения) на рамку (на ту ее сторону, которую мы обработали эмульсией). Далее экспонируем: засвечиваем эмульсию с помощью УФ-лампы. Эмульсия с незасвеченных мест (те, которые были закрыты фотоформой) легко смывается водой, а на засвеченных остается тонкая жесткая пленка полимера.

Ваше мнение, коллеги?

Который отлично подойдет для печати текста или изображений с мелкими деталями. По итогу работы у вас будут разработанные уникальные отпечатки на ткани, одежде, бумаге, что сделаны своими руками .

После растяжки тонкой сеточной ткани на деревянной рамке, нанесите тонкий слой светочувствительной эмульсии на экран и дайте ему высохнуть. Затем возьмите трафарет (прозрачная пленка с напечатанными на ней изображениями) и поместите его на экран, после чего подвергните «бутерброд из экрана и трафарета» воздействию света. Свет способствует упрочнению эмульсии и связывает её с тканью. Там где свет блокируется изображениями трафарета эмульсия остается водорастворимой.

Далее направляем струю воды на экран, смывая незатвердевшую эмульсию. В этих местах чернила будут проступать на ткань во время печати. Наконец положите его на футболку или другую ткань (бумагу), нанесите чернила на часть экрана. Если вы используете краски для ткани, вы можете нагреть их после того, как они высохнут и изображение будет постоянным и моющимся.

Шаг 1: Необходимые материалы

  • Экран с марлей;
  • фотоэмульсия и сенсибилизатор;

  • растворитель фотоэмульсии;
  • чернила для ткани;

  • Световой столик или 150 Вт лампа накалывания, плафон с отражателем, зажимом и шнуром
  • Защёлки;

  • Палочки для еды, шпатели, пластиковые ложки;
  • Небольшие баночки для краски;

  • Клейкая лента (лучше водостойкая);
  • Много газет;
  • Книга или кусок плотного картона.

Шаг 2: Подготавливаем фотоэмульсию

Следуем инструкциям, которые написаны на банках фотоэмульсии.

Заполним бутылку с сенсибилизатором на 3/4 холодной водой. Хорошо встряхнём бутылку. Сенсибилизатор (в виде осадка на дне бутылки), требуется для смешивания интенсивного встряхивания.

Выльем содержимое бутылки в контейнер с фотоэмульсией. Смешиваем всё до однородного цвета. Первоначальный цвет эмульсии яркий, светло-голубой. Сенсибилизатор неприятный черно-зеленый. После смешивания получится голубовато-зеленым.

В идеале, все операции по смешиванию и нанесению на поверхность экрана нужно проводить в относительно темной комнате, чтобы на эмульсию падало, как можно меньше света.

Смешанная эмульсия может храниться в бутылке в прохладном месте в течении 8 недель при комнатной температуре или 4 месяца в холодильнике.

Шаг 3: Покрываем поверхность экрана

Разложим газету на рабочей поверхности, для защиты от фотоэмульсии и красок.

Так как экран будет многократно переворачиваться в процессе работы, установим по канцелярской кнопке в углах рамы.

Если у вас нет резинового шпателя, воспользуйтесь куском картона, для равномерного распределения эмульсии по сетке.

Начнём с нижней части экрана к верху. Нанесём толстую линию эмульсии с одного конца рамы. Используя шпатель, равномерно распределим её по всей поверхности тонким слоем. Перевернём экран и положим его на кнопки. Нанесём слой эмульсии на внутреннюю часть и распределим его шпателем.

Повторяем этот процесс, пока не добьёмся тонкого, равномерного слоя эмульсии, что будет покрывать весь экран. Для этого не требуется больше двух проходов. Нужно работать быстро, чтобы свести к минимуму то время, что эмульсия находится под прямыми солнечными лучами. В финале должна получиться гладкая поверхность, на которую впоследствии будут нанесены чернила.

После окончания работы, установим экран на кнопках в темном месте для просушки. Можно накрыть его картонной коробкой или оставить в закрытом шкафу.

Оставляем эмульсию на ночь для сушки, но если вы хотите ускорить процесс можете направить на экран вентилятор.

Шаг 4: Подготавливаем изображение

Самый простой способ сделать шаблон – это напечатать чёрно-белое изображение на прозрачной плёнке. Изображение можно скомпоновать в графическом редакторе или нарисовать на белой бумаге, а затем отсканировать изображение для дальнейшей печати.

Шаг 5: Проводим экспозицию экрана

Световой стол состоит из нескольких ламп дневного света, установленных под полупрозрачным акрилом. Может потребоваться несколько экспериментов, чтобы выяснить время экспозиции. В зависимости от интенсивности света время экспозиции может быть около 4 или 5 минут.

Но в данном проекте используем простую 150 Вт лампу с отражателем.

Необходимо:

  • неотражающая черная ткань;
  • лист стекла или акрила достаточно большого размера, чтобы накрыть экран;
  • линейка или рулетка;
  • лампочка и отражатель.

Лампу с отражателем повесим так, чтобы «солнце» было на высоте 30 см (для экрана размерами 25×35 см) над поверхностью экрана и располагалась по центру. Положим ткань чёрного цвета на поверхность, где будет размещён экран. Проверим готовность шаблона изображения, чтобы он лежал в правильном положении.

Учитывайте, что у вас получится зеркальное изображение. Это особенно важно для текста!

Положим прозрачный шаблон с изображением на экран, после чего разместим сверху лист акрила, чтобы он плотно прилегал к экрану. Убедимся, что расстояние между лампой и экраном является правильным. В случае с экраном размерами 25×35 см и 150 Вт лампой, процесс займёт 45 минут.

После того, как экспозиция закончена, снимем акриловый лист и прозрачный шаблон, а затем ополоснём экран.

Вода должна быть тёплой. Для удаления эмульсии используем насадку для душа. Даже неэкспонированная эмульсия «любит держаться» за ткань. Увидим чёткие места, где поверхность была подвержена действию света. Слегка протрём экран кончиками пальцев, но если образ имеет мелкие детали, можем потерять некоторые нюансы, протирая лишнюю эмульсию по краям изображения. Направим экран на свет, сетка должна быть полностью чистой и открытой в не засвеченных областях изображения. Если это не так, продолжайте водные процедуры.

После того, как экран вымоется, даём ему полностью высохнуть.

Ниже приведена диаграмма экспозиции для фотоэмульсии с 150 Вт и 250 Вт лампами накаливания.

20×25 см 30 см 45 минут
25×35 см 30 см 45 минут
30×45 см 38 см 1 час. 14 минут
40×50 см 43 см 1 ч. 32 мин
45×50 см 43 см 1 час. 32 минут

Размер экрана Высота экспозиции Время
20×25 см 30 см 10 минут
25×35 см 30 см 10 минут
30×45 см 38 см 16 минут
40×50 см 43 см 20 минут
45×50 см 43 см 20 минут

Шаг 6: Печатаем изображение

Лучше работать вдвоем. Таким образом, один человек может держать экран на ткани, а другой наносить чернила.

Используем текстильные чернила для печати на ткани.. Если вы печатаете на новых футболках, убедитесь, что они не линяют.

Для печати на футболках рекомендую сделать из картона прокладку и просунуть её внутрь, чтобы чернила не пропитали ткань полностью. Положим книгу или кусок картона, что по размерам немного меньше, чем экран на ткани, так чтобы он мог плотно прижиматься к футболке.

Это займет время, чтобы выяснить, какие печатные технологии лучше для конкретного экрана, чернил и ткани. Для этих отпечатков, положим ткань на кусок картона, а затем установим экран сверху.

Разольём немного чернил на экран, затем с помощью шпателя (под углом 45 градусов) распределим их по открытым участкам.

Другие советы и приемы:

В этом проекте использовались довольно старые чернила, поэтому они не текут так, как хотелось бы. В идеале, можете добавить немного воды.

Печать на бумаге:

Процесс довольно схожий с тканью. Различные типы бумаги с чернилами будут вести себя по-разному, так что немного поэкспериментируйте, чтобы выяснить, как всё будет работать. Грубая и пористая поверхность бумаги, как правило, принимает чернила хорошо. «Легкая» бумага часто сморщивается под действием чернил, а глянцевая не принимает тушь хорошо и имеет тенденцию мазаться.

Шаг 7: Очистка и термообработка изображений

Опять же, не забудьте ополоснуть все краски из экрана, когда вы закончите. Чернила, что высохнут на экране, будут забивать сеть. Также промойте посуду и кисти, которые вы использовали. Закройте плотно контейнер для чернил. Если у вас осталась фотоэмульсия, убедитесь, что она хранится в прохладном, темном месте.

Если вы не собираетесь печатать ничего больше можете удалить эмульсию. Следуйте инструкциям на бутылке. Надевайте перчатки и знайте, что на это уйдет много горячей воды и времени, чтобы получить чистый экран.

После того, как чернила полностью высохли на ткани, установим утюг на самую высокую температуру. Поместим кусок ткани между подошвой и рисунком, затем прогладим изображение с каждой стороны от 3 до 5 минут.

Приятный поделок и творческого вдохновения!

Для этого нам понадобится:
Желатин где-то 2 куб.см. Бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 в простонародье "хромпик" Ярко оранжевый порошок. Раньше можно было найти в фотосалонах, или школах в хим. кабинете. Еще нужна вода. Желатин в гранулах, берем что покрупнее и потемнее, кладем в стеклянный 200 гр.стакан и наливаем холодной воды, наполовину. Теперь оставим стакан в покое на пару часов. Желатин за это время должен разбухнуть.
А в это время приготовим "соус": "Хромпик" растворим в стакане с водой (50 гр.) до получения насыщенного раствора. Следующий этап: нужно полностью растворить желатин в воде. Для этого мы сделаем водяную баню. В кастрюлю нальем воду, и поместим в нее же стакан с нашим желатином. И начнем подогревать все время помешивая. Желатин растворяется и у нас получается густой кисель. Теперь полученное варево и наш ярко оранжевый "соус" необходимо тщательно перемешать. Только делать это нужно уже в темном помещении при красной лампе (наше зелье чувствительно к свету).
Готовую эмульсию хранить в темноте не более недели. А лучше использовать сразу.
Наносим зелье на рамку, как и обычную эмульсию - ракель кюветой. Только в темноте при красной лампе. Процесс засветки такой же.
Например, время засветки для галогенновой лампы мощностью в 1 Квт будет 3 минуты. Расстояние от лампы до рамки 45 см.
Вымывается матрица слабо теплой водой.
После печати, чтобы смыть ненужную матрицу и отчистить сито для следующей применяют раствор каустической соды.

"навороченный" рецепт,
эмульсия может хранится более долгое время
Желатин 50 г.
Бихромат аммония (NH4)2CR2O7 в простонародье "хромпик" 6 г.
Амиак 10% 20мл
Лимонная кислота 3 г.
Вода 80-100 г.
Для увеличения срока службы желатиновой матрицы, можно ее задубить водным раствором формалина.
Для начинающих можно в рекомендациях добавить, что матрицы должны сохнуть естественным образом. Принудительная сушка недопустима, особенно когда несколько цветов (может перекосить изображение так, что потом не удастся добиться совмещения)
Для увеличения срока годности желатиновой эмульсии можно добавить спирт примерно грамм 30-50 на литр воды (кол-во воды при замачивании желатина уменьшить).
Спирт также разбивает пузырьки воздуха которые иногда образуются в эмульсии.
Эмульсия во влажном состоянии довольно хорошо переносит свет, поэтому можно работы по нанесению эмульсии, ее приготовлению и прочих делах производить при нормальном освещении, после сушки только при спец. освещении.
Следует помнить, что не полностью вымытый хромпик при проявке матрицы может значительно снизить срок ее службы, наблюдается эффект растрескивания эмульсии (земля в пустыне), то есть при полностью вымытом хромпике эмульсия более эластичная.
При работе с мелкими деталями мы добавляли в эмульсию немного цинковых белил, это делало эмульсию менее прозрачной, что позволяло более качественно вести визуальный контроль промывки матрицы.
Эмульсию можно наносить ракель-кюветой, а можно и одежной щеткой из натуральной щетины, наноситься в три захода (наружный, внутренний, наружный) каждый раз полностью высушивается.
После нанесения эмульсии щетку нужно тщательно отмыть, а то задубиться от света и станет "колом".


Здравствуйте, сейчас я на наглядном примере покажу как натянуть сетку для шелкографии на раму своими руками. Для этого понадобится , я писал в одной из статей как его изготовить в домашних условиях. Вы можете купить готовое оборудование для натяжки трафаретной сетки, но цена сильно кусается. Если у вас такой же станок для натяжки сеток как у меня, то ниже написанное вам может пригодиться. Я расскажу на примере небольших рамок под печать а4.
Подвижную часть станка для натяжки разводим на таком расстоянии, чтобы туда могла войти рамка. Сетку я отрезаю за ранее 50 х 50 см, можно и меньше, но тогда у меня остаётся полоса сетки в 10 см, которая всё равно не нужна.


Кладём сверху сетку и закрепляем угол на планке, обозначенной у меня 1, малярным скотчем (можно обычным), другую сторону слегка натягиваем и тоже закрепляем малярным скотчем. На планке обозначенной цифрой 2, также слегка делая слегка натяжку, закрепляем угол.


На планку 1 кладём сверху соответствующую по размеру планку, совмещая отверстия. Пробиваем сетку гвоздём в двух крайних отверстиях, проталкиваем туда болты, накручиваем гайки и «как следует» затягиваем. Далее делаем тоже самое с остальными отверстиями и со второй планкой.



Переходим к подвижной части, на планке под номером 3 слегка натягивая сетку закрепляем последний угол. Кстати такая «ручная» натяжка сетки, нужна для того чтобы избежать появления «волн», а также для равномерной натяжки сетки трафаретной сетки на раму. Закрепляем планку точно также, как и две предыдущие.


Теперь внимание, чтобы получилось более равномерное натяжение 4ю планку пока не устанавливаем, а сразу начинеам натяжку сетки. Тянем планку под номером 3, вращая поочерёдно гайки ключом на 17. Натяжку делаем больше средней, и только теперь устанавливаем 4ю планку, продолжая натяжку с двух сторон, медленно, поочередно вращая гайки.
Для проверки натяжения сетки желательно использовать специальный прибор тензометр, но у меня его нет, и некогда не было. Я всегда определяю натяжение сетки на глаз, а точней на ощупь. Важно чтобы натяжение на всей поверхности было одинаковое, если нет, то о полноцветной печати можно даже не думать, не будет совмещения цветов.

После того как сетка натянута под станок кладём рамку, я кладу 2 (одну на другую), так как рамка узкая и не достаёт до сетки. Далее я кладу в цент газету, и приклеиваю её малярным скотчем. Это нужно для того чтобы во время приклеивания сетки к раме, случайно не капнуть клеем на сетку.


Далее кладём груз на станок, обеспечивая максимальное и ровное прилегание сетки к раме. Также кладём груз в центр, на сетку, по той же причине.


Теперь нужно подготовить клей, для этого я использую специальный двухкомпонентный клей для сеток. Я разбавляю его небольшими частями, что бы он весь не засох. Для этого использую 2 шприца.


Первым набираю 12 кубиков красной «жижи», вторым 3 кубика отвердителя (разбавителя). Хорошо перемешиваю деревянной ложечкой из комплекта, и кисточкой наношу клей на сетку, приклеивая её к раме. Далее выждав, когда клей слегка подсохнет, 5-10 минут, разбавляю ещё 8 к 2 кубикам и наношу второй слой.


После этого нужно выждать пока сетка не склеиться с рамкой. Тут по времени я подсказать не могу, так как я клеил по 1 сетки в день. То есть ждал почти 24 часа, но думаю 3-4 часа будет более чем достаточно.


Осталось снять скотч с газетой, и срезать сетку. Рамка для трафаретной печати натянута и готова к работе.

Кстати, при натяжке, одна из сеток у меня порвалась, но произошло это не из-за чрезмерного натяжения. Порвалась в углу, но я смог более-менее натянуть её. В этом углу натяжение было слабее чем в остальных, но я всё же решил наклеить эту сетку на раму. Использовать я её буду для так называемых "плашек", типа надписей, и простых одноцветных отпечатков.


Сейчас я расскажу об эксперименте. Заключался он в печати без использования фотоэмульсии. Сразу сообщаю что эксперимент получился удачным лишь на половину, даже на 1/3.
Итак, вместо фотоэмульсии я использовал самоклеящуюся пленку avery 700. Изображение вырезано на режущем плоттере и выбрано из «центра». Нанесена монтажная пленка, а также было распечатано изображение принтером на обычной офисной бумаге, для совмещения изображений.


Одел футболку на столешницу, на неё расположил изображение, напечатанное на принтере (в том месте где будет печать) и закрепил его с помощью молярного скотча. Далее опустил трафаретную рамку, и наклеил в соответствующем месте пленку с изображением короны. Эту же процедуру проделал на другой рамке, с надписью «король детского садика».



Во время печати, краска продавливалась довольно тяжело, приходилось прилагать большое усилие, чтобы продавить краску через сетку. Тем не менее корона получилась на твердую 5. С надписью всё гораздо хуже. В отдельных участках краска попала под самоклеящуюся пленку, и получились «бугры». Сделал 7 отпечатков, на каждом корона была на отлично, а надпись с буграми, в одних и тех же местах.


В заключении хочу сказать, что возможно пленка просто не до конца приклеилась. Да и выждать надо было пару дней пока клей хорошо схватится, а не печатать сразу. А плёнка довольно плотно сидела на раме, когда я пытался её оторвать. В принципе без фотоэмульсии печатать можно, но не известно сколько оттисков выдержит плёнка.

Трафарет при помощи самоклеящейся пленки.

Я решил использовать немного иной путь, но тут нам без фотоэмульсии не обойтись.
Изображение, вырезанное из самоклеящейся пленки, послужит заменой прозрачной пленке, для засвета (экспонирования).
Как и ранее распечатываем изображение на принтере, оно нам нужно для совмещения (чтобы не скривилось изображение при печати). Далее вырезаем корону и надпись на режущем плоттере, но теперь это нужно сделать в зеркальном отображении. Наносим на раму для шелкографии фотоэмульсию и высушиваем. Я воспользовался строительным феном, чтобы ускорить процесс, но не подносите слишком близко, иначе прожжёте сетку.
Одеваем на столешницу (кстати тут можно почитать ) футболку, сверху ровно кладем изображение на принтере и закрепляем его малярным скотчем. Устанавливаем раму в зажим (лапу).


Убираем подложку с самоклеящейся пленки, и размещаем корону к короне. Далее просто опускаем раму, и изображение приклеивается. Проделываем тоже самое с надписью.



Убираем монтажку, и идём засвечивать изображения. После засвета отдираем самоклейку с рамы и смываем не засвеченную область. Ну вот и всё, трафаретная рамка для шелкографии готова.


Король детского садика как напечатать на футболке