Что относится к конфликтам. Социальный конфликт

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.

Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить стереотипы неприязни и ненависти.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состояние, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, новой критической точке.

Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Руководителю, общественному деятелю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него. Достижение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.

Вместе с тем встречаются и исключения из правил, когда конфликт, даже не достигая критической точки, быстро прекращается, несмотря на активное влияние и приток ресурсов извне. Такое протекание конфликта может наблюдаться в случае появления катарсиса снижения интенсивности социального процесса при минимуме изменений фактов, определяющих его интенсивность. Явление катарсиса наиболее часто встречается в политических конфликтах. Когда население поддерживает определенную политическую партию, проводится идеологическая работа, используются материальные средства поддержки, неожиданно для руководителей па наступает состояние полного бездействия и апатии, равнодушия, при которых невозможны активные действия. Причины появления катарсиса в конфликтных ситуациях не известны и совершенно не изучены.

в) Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторон прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение мо принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погас конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженно! устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации след; считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требовании одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть таю разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющ! перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Мы уже убедились в том, что конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух люде до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Несмотря на столь многочисленны проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик, изучение которых позволяет классифицировать основные параметры конфликтов, а также выявить факторы, влияющие на их интенсивность. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.

Анализ причин социального конфликта целесообразно начинать с их типологии. Можно выделить следующие типы причин :

1. Наличие противоположных ориентации. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентации относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. Например, мы часто сталкиваемся с разным отношением к собственности у нескольких групп населения (одни группы считают, что собственность должна быть коллективной, другие предпочитают частную собственность, третьи стремятся к кооперативной). При наличии определенных условий (о которых мы скажем несколько позже) сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Весьма показателен также конфликт по поводу различного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (к таким конфликтам относятся любые забастовки).

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентации крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а также из-за противоположных ориентации, но отношению к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появляются гам, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентации.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

3. Причины конфликту, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность может послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появлением дополнительных потребностей у людей, например потребности обладать одинаковым количеством ценностей.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Например, одна область (административная единица) государства стремится к самостоятельности, а другая (скажем, административный центр), наоборот, пытается не допустить самостоятельности. На этой основе, может развиться конфликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Например, подразделение организации стремится стать влиятельнее и занять более высокое место в структуре организации с целью получения большей доли ресурсов. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Действительно, у людей часто существуют противоположные ценности и желание занять более высокое место в статусной иерархии. Однако конфликты, несмотря на наличие причин и даже на недовольство людей сложившимся положением, происходят далеко не всегда. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. Поэтому нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социальнопсихологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта, обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами (например, нетерпение, ярость, ненависть), и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Например, в трамвае два эмоционально наслоенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер.

Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфликта возрастает. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо более кратковременным, чем конфликт с менее сильными столкновениями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт, безусловно, более разрушителен, он наносит значительный урон ресурсам противников, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком случае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конфликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. "Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

Итак, вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования социальной группы или организации. Исследование конфликтных ситуаций показывает, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Так, многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, т.е. в ходе непрерывного совершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных структур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития производства, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.

Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности. По мнению сторонников этой точки зрения, любой конечный объект социального мира с момента своего зарождения несет в себе собственное отрицание, или собственную гибель. По достижении определенной границы, или меры, в результате количественного роста противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем, образуется новая качественная определенность.

Итак, существуют две крайние, полярные точки зрения на последствия конфликта. Мы, однако, будем избегать крайних суждений и предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты, определяющие его последствия. Прежде всего, следует отметить, что конфликт способен разрушать социальные общности. Многие социальные конфликты являются высокодестабилизирующими событиями в социальных системах. Забастовки могут оставить бездеятельными тысячи людей и нанести серьезный урон предприятиям и организациям; супружеские конфликты мешают объединению супругов и взаимопониманию между ними; национальные конфликты нарушают взаимосвязи между народами. И, наконец, атомный конфликт грозит уничтожить все человечество.

Даже когда конфликты достигают нового равновесия, когда образуются новые структуры, цена за это может быть слишком большой. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) установила принцип религиозной терпимости, создала новые социальные структуры, но она уменьшила население Германии по крайней мере на треть, принесла разрушения, оставила массу брошенных земель. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство. Конфликт внутри группы ставит препятствия для ее членов в деле согласования групповых целей или создания кооперации, необходимой для их достижения. Государство часто не способно противостоять захватчикам из-за того, что его раздирают внутренние противоречия. Организации с сильно выраженными внутренними противоречиями крайне неустойчивы и потому не могут приспособиться к условиям внешней среды.

Говоря об интегративных, позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая политика, новые внутригрупповые нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе проявляется несправедливость, ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе. Так, общество вступает в конфликтные ситуации с преступными группами или индивидами с отклоняющимся поведением, и это всеми признается справедливым.

Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов

Все они, как правило, носят негативный, разрушительный характер.

В соответствии с п. 3.10.2 «положение об организации учебного процесса в ВУЗах, на самостоятельную работу студентов отводится не меньше 1/3 и не более 2/3 общего объема учебного времени, отводимого для изучения конкретной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «социология» предполагает их деятельность в процессе обучения, выполняемую по заданию научно-педадогического работника. Она может быть аудиторной и внеаудиторной.

Аудиторная самостоятельная работа предполагает составление конспекта, тезисов или развернутого плана лекций, написания комплексной контрольной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа предусматривает комплекс мероприятий, включающий в себя:

а) работу над конспектом лекций;

б) отработку вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;

в) научно-исследовательскую работу (по желанию студента);

г) подготовку к написанию комплексной контрольной работы.

Целью самостоятельной работы является формирование у студентов осознанных, прочных знаний по данной учебной дисциплине, творческого мышления, умений и навыков, познавательных способностей, ответственности за результаты своего труда.

Основными компонентами самостоятельной работы являются: целевой, содержательный, операционный, мотивационный, контрольно-коррекционный.

Организация самостоятельной работы студента по учебной дисциплине «социология» требует соблюдения следующих дидактических условий:

1.Четкой организации во всех звеньях учебного процесса (на лекциях, при отработке тем СРС, при проведении НИРС).

2. Разработку научно педагогическим работником таких заданий по СРС, НИРС, которые расширяют у студента фонд общих приемов, умений, навыков, способов умственного труда, формируют умение видеть проблемы и т.д.

3. Постановку перед студентами реальных вопросов, на которые могут быть даны ответы.

4. Постепенное нарастание трудностей самостоятельной работы, как по степени сложности, так и по содержанию.

5. Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы на путях: а) организации и проведения индивидуальных занятий с наиболее слабыми, малоподготовленными, пропустившими занятия студентами; б) использование дачи групповых заданий.

Под организацией самостоятельной работы студентов понимается комплекс мероприятий обеспечивающих наилучшие условии ее проведения. Он обязательно должен включать в себя следующее:

1) Разработку на кафедре перечня знаний, умений и навыков, профессиональных качеств и способностей, которыми студент должен обладать как сформировавшийся интеллигент , специалист.

2) Разработку единой системы методического обеспечения изучения курса «социология», других учебных дисциплин.

3) определение заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения.

2.2. Вопросы к самостоятельной работе студентов .

Тема № 1 . Социология как наука, ее предмет, методы.

1. Предмет науки в современном человеческом обществе, его отличие от объекта.

2. Варианты определения социологии как предмета.

3. Методы изучения социологии, как науки и учебного предмета.

Тема № 2 . История становления и развития социологии.

1. Демокрит, Платон, Аристотель о процессах социального познания.

2. Жизнь и научные труды Огюста Конта.

3. Аврелий Августин (Блаженный) о сущности мира в научном аспекте.

4. Географическое направление в социологии Э. Реклю и Ф. Ратуеля.

5. Формальная социология Георга Зиммеля.

6. П. Сорокин и его взгляды заграничного периода.

7. Социологические мысли Ивана Франко.

8. М. Грушевский – представитель неопозитивизма в Украине.

Тема № 3 . Методология и методика конкретных социологических исследований.

1. Разработать программу социологического исследования по небольшой интересующей студента проблеме.

Тема № 4. Структура социологического знания.

1. Культура, как социальный инструмент и форма деятельности.

2. Этнокультурное развитие в Крыму:

а) в революционный период;

б) в советский период;

в) в настоящее время;

Тема № 5. Личность и общество.

1. Социально-классовая структура общества в Крыму в:

а) революционный период;

б) советский период;

в) современных условиях.

2. Теория стратификации П. Сорокина.

Тема № 6 . Социальные взаимосвязи в обществе.

1. Социальная сущность семьи, брака и семейных отношений.

2. Функции семьи и проблемы их реализации в современных условиях.

3. Понятие личности в социологии.

4. Социализация личности, как процесс интеграции в социальную среду.

5. Проблемы семьи и брака в Крыму в постсоветский период в свете статистики.

Тема № 7. Социальные группы в современном человеческом обществе.

1. Возникновение и развитие этнонациональных социальных групп и организаций в Крыму:

а) в дореволюционный период;

б) в советский период;

в) в постсоветский период.

Тема № 8. Социальные процессы и движения в обществе.

1. Становление и эволюция социальных процессов и движений в Украине и Крыму:

а) в дореволюционный период;

б) в советский период;

в) в современных условиях.

2. Социология политики, её функции и методы в современной Украине.

3. Социологический анализ политической системы современного общества.

Тема № 9. Социальная мобильность: природа, проблемы, пути решения.

1. Социально-экономические и политические противоречия, как основа конфликтных ситуаций в Украине и Крыму.

2. Религия, как социальный институт и проблемы этноконфессиональных отношений в современной Украине и Крыму.

Тема № 10. Социокультурные теории общественного развития.

1. Теории прогресса общества:

· Общественно-экономические формации Кж. Маркса, этапы их развития, исторические судьбы;

· Теория стадий экономического роста Уолтона Ростоу;


Классификация конфликтов довольно обширна, ведь те или иные противоречия могут возникать в самых разных коллективах и ситуациях. Кроме того, в разрешении споров огромную роль играет их природа.

Сущность и классификация конфликтов

Большинство специалистов определяют конфликт как способ разрешения тех или иных противоречий, которые стали следствием разногласий, несовпадения интересов, мировоззрений и так далее. Между участниками данного процесса непременно возникает напряженность и негативные эмоции.

Каждая из сторон конфликта твердо отстаивает свою позицию, не желая идти на уступки или же пересматривать свое мнение. При этом обязательным условием является несовместимость точек зрения сторон или их полное противоречие. Также стоит отметить, что подобные ситуации могут возникать не только между индивидами, но также и между их группами, а также внутри одной личности.

Определить наличие конфликта можно по его основным признакам, а именно:

  • противопоставление двух точек зрения касательно одного и того же вопроса;
  • активное противодействие, сопровождающееся эмоциональным напряжением;
  • наличие активных субъектов, которые постоянно поддерживают конфликтную ситуацию в активной фазе.

Стоит отметить, что многообразие ситуаций, вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она может быть основана на следующих признаках:

  • длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);
  • объем (личные, локальные, глобальные);
  • источник (ложные, субъективные, объективные);
  • средства (насильственные, пассивные);
  • форма (внутренние, антагонистические, внешние);
  • характер (спонтанные, намеренные);
  • по сферам жизни (семейные, этнические, политические, экономические).

Понятие и классификация конфликтов являются предметом изучения такой науки, как конфликтология. С ней неразрывно связаны психология, социология, философия и другие области знаний.

Типы конфликтов

Психологами была разработана следующая классификация типов конфликтов:

  • подлинный - существует на самом деле и образуется на почве реальных проблем или вокруг конкретных вещей;
  • случайный - возникает спонтанно и не бывает продуманным заранее (может разрешиться молниеносно или же перерасти в серьезную проблему);
  • смещенный - когда в ходе конфликта решается не та задача, которая находится на поверхности, а скрытые или завуалированные вопросы;
  • неверный - когда конфликт возник без видимых на то причин из-за недопонимания или же невнимательности одной из сторон;
  • латентный - существует на самом деле, но до конца не осознается индивидами, из-за чего не переходит в открытое противостояние;
  • ложный - не имеет под собой объективных причин, а возникает на почве эмоциональной напряженности или личной неприязни.

Каждый из приведенных выше типов может быть применен к тому или иному классификационному признаку. Они встречаются как в частной или общественной, так и в политической и экономической жизни.

Причины возникновения конфликтов

Возникновению конфликтной ситуации всегда предшествует какой-то толчок. Он может спровоцировать столкновение интересов, которое в дальнейшем будет развиваться по определенному сценарию. Наиболее распространенная классификация причин конфликта выглядит следующим образом:

  • Объективные причины:
    • распределение материальных или иных ресурсов (каждая из сторон стремится получить наибольшую выгоду, вследствие чего возникает противоречивая ситуация);
    • пересечение задач (когда люди выполняют те или иные функции, которые могут соприкасаться или противоречить друг другу);
    • противоречие целей (люди, коллективы или подразделения, которые взаимодействуют друг с другом, могут ставить перед собой ориентиры, которые могут противоречить друг другу);
    • способы достижения целей (индивиды, взаимодействующие в рамках одного коллектива, могут иметь разные взгляды на достижение результата);
    • нарушение коммуникаций (в результате неправильно организованных связей могут возникнуть противоречия и неточности).
  • Социально-психологические причины:
    • неблагоприятная психологическая обстановка (в коллективах с недружелюбной атмосферой и плохой организацией достаточно часто возникают конфликтные ситуации);
    • адаптация новых членов коллектива (споры могут возникнуть из-за неприятия индивида или же из-за его неподобающего поведения);
    • социальные нормы (соблюдение или несоблюдение их личностями, взаимодействующими в одной команде, а также разное их понимание);
    • разница поколений (конфликт возникает из-за несовпадения или противопоставления ценностей, присущих людям разных возрастов);
    • территориальность (разногласия между обитателями различных территорий ввиду несовпадения устоев и порядков);
    • деструктивный лидер (преследуя свои личные цели, вносит разлад в работу коллектива);
    • респондентная агрессия (индивид, столкнувшись с неприятностями или трудностями, вымещает свое недовольство и агрессию на окружающих).
  • Личностные причины:
    • когнитивные процессы (в ходе жизнедеятельности и восприятия информации у людей может формироваться различная оценка тех или иных ситуаций);
    • особенности характера (в силу своего воспитания и мировосприятия, а также психологического состояния индивид может вступать в противоречия с окружающими).

Зная основные причины, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций, можно своевременно принять целесообразные меры по их недопущению или устранению.

Функции конфликтов

С каждым годом все более широкой становится классификация конфликтов. Функции конфликтов могут быть как положительными, так и отрицательными. К первым относят следующие:

  • в ходе конфликта может разрешиться проблема или же иссякнуть противоречие между сторонами;
  • в процессе противостояния могут проявиться скрытые качества личности, о которых раньше окружающим не было известно;
  • благодаря тому, что дается выход отрицательным эмоциям, в дальнейшем напряженность ослабевает;
  • конфликт - это своего рода ступень к новому этапу межличностных отношений;
  • в том случае, если индивид отстаивает общественное мнение в ходе противостояния, его авторитет может значительно возрасти;
  • для личности участие в конфликте может быть полезным в плане поиска своего места в социуме, а также самореализации.

Классификация конфликтов демонстрирует нам их распространенность, а также неизбежность. Но, к сожалению, среди их функций встречаются также и негативные:

  • создание психологического напряжения в коллективе;
  • высокий риск насилия в ходе обострения противоречия;
  • стрессовые ситуации негативно сказываются на состоянии здоровья;
  • в результате конфликта могут быть разрушены прочные межличностные и прочие связи;
  • снижение результативности коллективной и индивидуальной работы;
  • вырабатывается привычка к ссорам и насилию.

Можно сделать вывод, что конфликт нельзя расценивать как исключительно отрицательное или исключительно положительное явление. Это довольно многогранная ситуация, которая при грамотном управлении может быть переведена в конструктивное русло.

Классификация социальных конфликтов

Социальный конфликт возникает вследствие разногласий между индивидами, проживающими или осуществляющими свою деятельность в определенных общественных рамках. Причиной может стать несовпадение интересов, противоположная постановка целей, а также несовместимость убеждений и ценностей. Классификация социальных конфликтов выглядит следующим образом:

  • В соответствии с количеством участников:
    • внутриличностные - возникают в том случае, когда перед индивидом стоит дилемма касательно принятия важного решения;
    • межличностные - столкновение интересов нескольких людей;
    • межгрупповые - несовпадение точек зрения по определенным вопросам среди нескольких коллективов.
  • В соответствии с направленностью:
    • горизонтальные - между людьми из одной социальной или профессиональной прослойки;
    • вертикальные - противоречия между подчиненными и вышестоящими (также может идти речь о социальных классах);
    • смешанные.
  • В соответствии с источником:
    • объективные - имеют перед собой конкретные причины, которые являются явными или легко устанавливаются;
    • субъективные - обусловлены особенностями характера или мировоззрения противоборствующих сторон.
  • В соответствии с функциями:
    • созидательные - в ходе разрешения конфликта становится возможным принятие конструктивного решения;
    • разрушительные - вносят разногласия и разрушают существующую систему.
  • В соответствии с содержанием:
    • рациональные - возникают вокруг конкретных предметов или вопросов;
    • эмоциональные - имеют исключительно личное значение.
  • В соответствии с длительностью:
    • краткосрочные - быстро разрешаются;
    • долгосрочные - не угасают на протяжении длительного периода времени.
  • В соответствии со средствами разрешения:
    • мирные;
    • вооруженные.
  • В соответствии с характером:
    • спровоцированные преднамеренно для поднятия той или иной проблемы;
    • возникшие спонтанно.
  • В соответствии с влиянием на окружающую среду:
    • прогрессивные - вносят нечто новое в развитие общества;
    • регрессивные - возвращают ситуацию в предшествующее положение.
  • В соответствии со сферами жизни:
    • политические;
    • экономические;
    • этнические;
    • бытовые.

Категория социальных конфликтов является одной из наиболее важной для изучения, ведь она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, данные ситуации могут быть спроецированы на более серьезные проблемы для выработки аналогичных решений по ним.

Межличностные конфликты

Под межличностным конфликтом подразумевают столкновение индивидов, возникшее в результате тех или иных разногласий. Камнем преткновения в данном случае может стать противоположность интересов, целей или мировосприятия. Классификация межличностных конфликтов следующая:

  • По направлению:
    • горизонтальные конфликты - возникают между людьми одинакового статуса, которые не связаны отношениями подчинения;
    • вертикальные - могут сложиться между индивидами вследствие классового или служебного неравенства.
  • По назначению:
    • конструктивные - приводят к выработке рациональных решений;
    • деструктивные - приводят к разрушению налаженных связей.
  • По сфере:
    • деловые - возникают в процессе профессиональной деятельности исключительно вокруг деловых вопросов;
    • личностные - основаны на неприязни индивидов друг к другу или же на пересечении собственных интересов и целей.
  • По форме проявления:
    • скрытые - сохраняется напряженность, но не происходит явного противостояния между конфликтующими сторонами;
    • открытые - вступление в активное противодействие.
  • По времени:
    • эпизодические - возникают внезапно и разрешаются достаточно быстро;
    • длительные - не прекращаются на протяжении определенного периода (могут перетекать то в открытую, то в скрытую фазу).

Классификация межличностных конфликтов может рассматриваться как самостоятельно, так и во взаимодействии и пересечении с прочими разновидностями.

Вооруженные конфликты

Вооруженный конфликт, как понятно из его названия, представляет собой противостояние с использованием оружия тех или иных видов. Они могут быть разной направленности, локализации, а также иметь прочие отличия. Классификация вооруженных конфликтов может быть представлена следующим образом:

  • В соответствии с целями:
    • справедливый (когда целесообразность применения вооружения признана международными организациями);
    • несправедливый (когда оружие является лишней и неоправданной мерой).
  • По территории:
    • локальные (проходят строго в границах определенной территории);
    • региональные (затрагивают значительную территорию и нередко могут стать следствием локальных столкновений);
    • глобальные (в них, как правило, бывают вовлечены несколько государств, решающих таким образом свои территориальные или же ресурсные и политические споры).

Вооруженные конфликты нуждаются в первую очередь в прогнозировании, что позволит своевременно принять те или иные решения по их недопущению или устранению.

Конфликты в рамках организации

Трудовой коллектив - это, пожалуй, наиболее благоприятная среда для возникновения споров и разногласий. Классификация конфликтов в организации имеет следующий вид:

  • по уровням организации противостояния могут быть горизонтальными, вертикальными или же смешанными;
  • в соответствии со сферой возникновения они могут иметь как деловой, так и личный характер (могут также совмещать в себе эти два признака);
  • по степени проявления конфликты могут быть как скрытыми, так и явными, имеющими реальное проявление (второй вариант более предпочтительный, так как он ускоряет разрешение ситуации);
  • исходя из характера, можно выделить как объективные (имеющие под собой реальный повод) конфликты, так и субъективные, основанные исключительно на индивидуальных взглядах;
  • в соответствии с последствиями конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Управление конфликтными ситуациями

Неотъемлемой частью современной действительности является такое понятие, как конфликт. Классификации конфликтов, управление конфликтами представляют собой объективную необходимость. Это позволит держать их под контролем и эффективно разрешать. Индивид имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на динамику и ход противостояния.

Цель управления конфликтами сводится к тому, чтобы повернуть деструктивный конфликт в конструктивное русло или же не дать созидательному противостоянию стать разрушительным. Также стоит отметить необходимость предвидения подобных ситуаций с целью их недопущения. В некоторых же случаях споры могут быть искусственно спровоцированы для решения определенных организационных задач или снятия скрытой напряженности в коллективе. Классификация конфликтов в данном случае должна быть обязательно учтена.

Управление конфликтными ситуациями включает в себя ряд понятий:

  • урегулирование - поиск альтернативы, благодаря которой будут в той или иной степени удовлетворены интересы всех противоборствующих сторон, а также будет частично или полностью снято напряжение;
  • разрешение - это полное устранение причины конфликтной ситуации или же поиск компромисса, который сделает ее неактуальной или незначительной;
  • прогнозирование - умение предвидеть наступление противоречивой ситуации на основе имеющихся данных;
  • предупреждение - принятие комплекса мер по недопущению развития конфликта и перехода его в открытую форму;
  • стимулирование - создание атмосферы, которая бы спровоцировала конструктивное противостояние или спор.

Классификация конфликтов играет немаловажную роль в управлении спорными ситуациями. Иногда именно от данного фактора может зависеть выбор комплекса мер.

Выводы

Классификация современных конфликтов демонстрирует нам их разнообразие и многочисленность. Те или иные противостояния и столкновения интересов встречаются практически во всех сферах человеческой жизни. Это и побуждает ученых и психологов вплотную заниматься изучением конфликтных ситуаций, ведь спор, возникший между несколькими индивидами, может быть спроецирован и на более масштабные противостояния. Это позволяет вырабатывать эффективные методики урегулирования и разрешения. К сфере управления конфликтами также могут быть отнесены такие действия, как прогнозирование и предвидение, предупреждение и намеренное стимулирование.

Основные классификации конфликтов затрагивают самые главные сферы жизни человека. Важнейшую роль играют межличностные противостояния, которые встречаются практически повсеместно. Вступая в трудовую деятельность, человек непременно столкнется с организационными конфликтами. Более глобальное значение имеют межрегиональные и межгосударственные противостояния, которые могут перерасти в фазу вооруженных, если вовремя не будут приняты меры по их урегулированию.

Конфликты подразделяют на общие , охватывающие всю организацию, и парциальные , касающиеся её отдельной части; зарождающиеся , зрелые и угасающие;слепые и рациональные;мирные и немирные;кратковременные и затяжные , долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к её разрушению или существенному изменению.

Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить, но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними . К первым относятся внутри личностные ; ко вторым – межличностные , между личностью и группой , межгрупповые .

Внутри личностные конфликты возникают в связи с такими обстоятельствами, как необходимость выбора между взаимоисключающими вариантами действия, каждый из которых в одинаковой мере желателен; несовпадение внешних требований и внутренней позиции, неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств их достижения, особенно при необходимости активно действовать; неоднозначность восприятия потребностей и возможностей их удовлетворить; влечения и обязанности; различного рода интересы; невозможность реализовать себя в работе, и поэтому неудовлетворённость ею.

В общем случае чаще всего речь идёт о «выборе в условиях изобилия» или «выборе наименьшего зла».

Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования. Например, заведующий секцией может потребовать, чтобы продавец во время работы всё время находился на рабочем месте и не «работал» с покупателем. Позже заведующий уже выражает недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и не занимается подсортировкой товара.

Внутриличностный конфликт также может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчинённый планировал в субботу, в свой выходной, какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил, что он в связи с производственной необходимостью должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт проявляется как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.

Межличностные конфликты, как считается, на 75 – 80% порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей, так как, реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. Этот тип, пожалуй, самый распространённый. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, потому что все их действия независимо от того, имеют они отношение к конфликту или нет, в первую очередь будут рассматриваться через призму данного конфликта. Чаще всего такой конфликт представляет собой борьбу руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.


Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельных личностей. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займёт позицию, отличающуюся от позиции группы. Конфликт между личностью и группойможет возникнуть при принятии руководителем заведомо непопулярных, жестких, вынужденных решений, как это произошло в компании «Оливетти». Владельцу компании – Карлу де Бенедетти, чтобы спасти компанию от почти неминуемого банкротства и превратить её во второго по величине производителя микрокомпьютеров в мире, «потребовалось менее чем за полтора года уволить 20 тыс. человек». И это осуществлялось в компании, известной всему миру своим «исключительно гуманным отношением к управлению». «Бенедетти позаботился о том, чтобы все уволенные получили другую работу или хорошую пенсию».

Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникать конфликты, которые называются межгрупповыми . Межгрупповые конфликты порождаются различиями во взглядах и интересах. В таком случае каждый стремится захватить ресурсы, соответствующие его стремлениям, ограничив другого, что при развитии конфликта грозит большими потерями. Конфликт взглядов приводит лишь к опровержению точки зрения, логическому тупику.

Реализация интересов людей всегда осуществляется посредством власти, поэтому во внутриорганизационном конфликте принимают участие борющиеся за неё политические силы – неформальные группы и коалиции, проявление которых является своего рода индикатором. Х. Улмер утверждает, что конфликты порождаются стремлением к доминированию, борьбой за первенство в иерархии, что присуще всем людям и является одним из ключевых их свойств. Столкновения возникают между формальной и неформальной организацией, бюрократическими ограничениями и творческим подходом к делу.

Возможность конфликта всегда существует и там, где один человек или группа зависят от работы других, что бывает прежде всего при углублении разделения труда. На психологическом уровне это приводит к расколу организации по принципу «мы – они», появлению лидеров, идеологов, обеспечивающих консолидацию её членов, отстаивание интересов.

С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на вертикальные и горизонтальные . К первому типу относятся, например, конфликт между отдельными направлениями деятельности организации; ко второму – между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство – до 70 – 80%.

Переплетение внутриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными , содержащими в себе многие элементы.

По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные . В первом случае они делятся примерно поровну; во втором – одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие. Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз или конфликт ещё не «созрел», что, понятно, затрудняет процесс управления им или его разрешения, он является скрытым , латентным ; в противном случае конфликт является открытым . Поскольку открытый находится под руководством, он менее опасен организации; скрытый же может незаметно подтачивать её основы, хотя внешне будет казаться, что все дела идут нормально. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что они конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.

По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные . Кратковременные являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные связаны с глубокими нравственными психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют своё негативное состояние. Частота конфликтов может вызывать глубокую или длительную напряжённость отношений.

По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные . Объективные связаны с реально существующими проблемами, недостатками, нарушениям, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Субъективные же обусловлены расхождением личных оценок тех или иных событий или отношений между людьми. Таким образом, в одних случаях можно говорить о наличии у конфликта определённого объекта; в других – о его отсутствии.

Мнения, имеющие место во взглядах и оценках людей, составляют предмет конфликта, и тогда говорят о предметных конфликтах; но эти различия могут быть мнимыми. Например, если люди просто по-разному выражают своё мнение, тогда конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. Объективные конфликты всегда предметны, а к субъективным эта характеристика подходит не всегда.

Поскольку объективные конфликты связаны с реальными событиями внутриорганизационной жизни и обычно требуют практических преобразований в её основах, они получили название деловых . Субъективные же конфликты, порождаемые, в сущности, бьющими через край эмоциями людей, называются ещё эмоциональными , личностными .

По своим последствиям конфликты делятся не конструктивные и деструктивные .

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:

1) демонстративные , стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

2) ригидные , обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые , отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

4) сверхточные , характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

5) целенаправленно конфликтные , рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

6) бесконфликтные , которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.

В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.

Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Конфликты возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: на работе, в офисе, в школе или институте, в магазине или общественном транспорте, и даже в дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их является очень важным навыком для любого человека. В последующих уроках представленного тренинга по конфликтологии мы, конечно же, подробно поговорим на тему причин возникновения конфликтов и анализа их стратегий, а также детально затронем вопросы конфликт-менеджмента, профилактики и предотвращения конфликтов. Однако прежде чем приступать к этим более серьёзным темам, нам следует разобраться с тем, что вообще представляет собой конфликт, какие существуют разновидности конфликтов и чем они характеризуются.

Что такое конфликт?

Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия людей друг с другом. Как процесс, конфликт заключается в противодействии друг другу участников этого социального взаимодействия, и сопровождается отрицательными эмоциями, которые нередко выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. В под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтологией.

Отношение к понятию «конфликт»

В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности. Но, вопреки этому, многие современные специалисты в области менеджмента всё больше склоняются к тому мнению, что некоторые виды конфликтов не только могут происходить, но и желательны даже в самых эффективных организациях, где взаимоотношения сотрудников достойны самых лучших оценок. Единственное, что здесь необходимо - это научиться управлению конфликтом.

У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.

Признаки конфликта

Первый признак конфликта - БИПОЛЯРНОСТЬ

Биполярность, также называемая оппозицией, является одновременно противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Однако сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении.

Второй признак конфликта - АКТИВНОСТЬ

Активность здесь понимается как противодействие и борьба. Для возникновения активности необходим импульс, который задаётся со стороны участника (субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации.

Третий признак конфликта - СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА

Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов. Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.

Виды конфликтов

Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации

По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивные (функциональные) конфликты - это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта. Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:

  • Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
  • Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
  • Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
  • Если конфликт возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего более низкую должность, присутствует страх высказывать свою точку зрения, если она отличается от той, которую имеет люди с более высоким статусом;
  • Взаимоотношения между людьми становятся лучше;
  • Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к отрицательным последствиям.

ПРИМЕР: Прекрасный пример конструктивного конфликта - обычная рабочая ситуация: руководитель и подчинённый не могут прийти к соглашению относительно какого-либо вопроса, касаемо их совместной деятельности. После разговора и выражения каждым участником своего мнения, находится компромисс, и руководитель и подчинённый находят общий язык, а их отношения приобретают положительную окраску.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты - это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
  • Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции - исключительно как неверной, а своей собственной - исключительно как верной;
  • Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимодействия со стороной оппонента;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
  • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

ПРИМЕР: В качестве примеров неконструктивного конфликта можно назвать войну, любые проявления физического насилия, семейные ссоры и т.п.

Классификация конфликтов по содержанию

Реалистические конфликты - это конфликты, которые вызывает неудовлетворение конкретных требований участников или же несправедливое, согласно мнению одной из сторон, распределение между участниками определённых преимуществ. Как правило, такие конфликты направлены на достижение конкретного результата.

ПРИМЕР: конфликты с властями бывших заложников Норд-Оста и родственников погибших по причине невыполнения государством определённых требований.

Нереалистические конфликты - это конфликты, целью которых является конкретное выражение отрицательных эмоций, враждебного настроя или обид, другими словами, конфликт здесь и является главной целью.

ПРИМЕР: убийство одним человеком другого по причине того, что первый считает, что тот, второй, виновен в его проблемах и неприятностях; террористические акты без изъявления конкретных требований.

Классификация конфликтов по характеру участников

По характеру участников конфликты разделяются на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.

Внутриличностный конфликт - возникает в случае, когда нет гармонии между различными факторами психологического характера во внутреннем мире человека, например, его чувствами, ценностями, мотивами, потребностями и т.д. К примеру, внутриличностный конфликт, связанный с деятельностью человека, может выражаться в различных формах. Но в большинстве случаев это форма ролевого конфликта - когда разные роли человека требуют от него выполнения различных требований.

ПРИМЕР: Человеку, являющемуся примерным семьянином, необходимо по вечерам находиться дома, но занимаемый им пост руководителя обязывает его часто задерживаться на работе по вечерам. Внутриличнсотный конфликт здесь обусловлен рассогласованием личных потребностей и требованиями его деятельности.

Межличностный конфликт - является наиболее распространённым типом конфликта. В разных ситуациях он может появляться по-разному. Но причинами такого конфликта могут быть не только различия в поведении людей, их манерах, взглядах, мнениях или характерах, которые являются субъективными причинами, но также и объективные причины, причём, именно они лежат в основе межличностных конфликтов чаще всего.

ПРИМЕР: Одной из самых распространенных причин межличностных конфликтов является ограниченность каких-либо ресурсов, таких как рабочая сила, производственные площади, оборудование, денежные средства и всевозможные жизненно необходимые блага. Например, один человек считает, что больше всего ресурсы нужны именно ему, а не кому-то другому, в то время, как этот другой считает точно так же.

Конфликт между личностью и группой - представленный конфликт появляется в тех случаях, когда один из членов группы или организации нарушает установленные в ней нормы поведения или законы общения, принятые в неформальных группах.

ПРИМЕР: Конфликт между личностью и группой наглядно отображается на примере конфликта между подчинёнными и руководителем, который придерживается авторитарного стиля руководства; также подобные конфликты можно наблюдать в молодёжных тусовках, где один из членов тусовки вдруг повёл себя не по законам «стаи».

Межгрупповой конфликт - это конфликт, возникающий между формальными и/или неформальными группами, являющимися частью общества или организации. Интересно то, что в период межгруппового конфликта люди могут объединяться в различные сплочённые сообщества. Однако эта сплочённость зачастую исчезает сразу же после того, как достигнут требуемый результат.

ПРИМЕР: Межгрупповой конфликтможет возникнутьмежду работниками какого-либо подразделения организации и её администрацией, например, по причине внезапного сокращения штата сотрудников; аналогичная ситуация нередко наблюдается между оппозиционными политическими партиями или духовными конфессиями.

Классификация конфликтов по специфике противоположных сторон и условий развития конфликта

По специфике противоположных сторон и условий развития конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.

Внутренние конфликты - характеризуются взаимодействием двух или нескольких противоположных субъектов внутри какого-либо сообщества или группы людей.

ПРИМЕР: Прекрасным примером внутреннего конфликта может выступить внутриклассовая борьба, например борьба за лидерство.

Внешние конфликты - представляют собой взаимодействие противоположностей, которые относятся к разным объектам (группам, классам и т.д.).

ПРИМЕР: В качестве примера внешнего конфликта можно назвать противостояние человека и природных стихий или борьбу организма с внешней средой.

Антагонистические конфликты - одни из наиболее остро протекающих конфликтов, т.к. являются взаимодействием между социальными группами, непримиримо настроенными друг против друга. Уникально то, что само понятие «антагонизм» очень распространено в медицине и биологии - может встречаться антагонизм зубов, мышц, микробов, лекарств, ядов и т.п. Кроме того, в математической науке антагонизм рассматривается как противоположность интересов. В чистом же виде антагонизм представлен в социальных процессах.

ПРИМЕР: Ярким примером антагонистического конфликта является война, рыночная конкуренция, революция, спортивное состязание и т.п.

Помимо всего вышесказанного, правильное понимание и интерпретация конфликтов, а также их функций, особенностей, сущности и последствий невозможно без типологизации, т.е. без выделения базовых типов конфликтов на основе выявлений их сходств и различий и способов их идентификации с общностью главных отличий и признаков.

Чтобы стало возможным выбрать адекватный метод воздействия на конфликт и управления им (о чём вы узнаете из наших следующих уроков), необходимо типизировать конфликты по их основным признакам: способам решения, сферам проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников и нарушенным потребностям.

Именно на основе типологизации определяются как виды, так и разновидности конфликтов. Вид конфликта как вариация конфликтного взаимодействия выделяется по определённым признакам.

Типы конфликтов по способу разрешения

По способу разрешения конфликты подразделяются на насильственные и ненасильственные.

Насильственные (антагонистичные) конфликты - являются такими способами разрешения противоречий, в которых происходит разрушение структур всех субъектов конфликта или же отказ всех субъектов, кроме одного, от участия в конфликте. В итоге и выигрывает тот субъект, который остался.

ПРИМЕР: Отличный пример насильственного конфликта - это выборы органов власти, жёсткая дискуссия, дебаты и т.п.

Ненасильственные (компромиссные конфликты) - это конфликты, допускающие несколько вариантов разрешения ситуации посредством обоюдного изменения целей субъектов конфликта, условий взаимодействия, сроков и т.п.

ПРИМЕР: В качестве примера компромиссного конфликта можно назвать следующую ситуацию: обязавшийся поставить сырьё для производства поставщик, не выполняет в назначенный срок свои обязателства. В этом случае производитель вправе потребовать от поставщика соблюдения оговоренного графика, однако сроки поставок могли измениться по каким-либо веским причинам. Взаимная заинтересованность обеих сторон позволяет им провести переговоры, изменить первоначальный график и найти компромиссное решение.

Следующая классификация, которую мы рассмотрим, определяется сферами проявления конфликтов. Сферы же, в свою очередь, могут быть очень разнообразны - это и политика, и убеждения людей, и социальные отношения, и экономика и многое другое. Поговорим о самых распространённых из них.

Типы конфликтов по сферам проявления

Политические конфликты - представляют собой столкновения на почве борьбы за власть и распределения властных полномочий.

ПРИМЕР: Примером политического конфликта может послужить противостояние двух и более политических партий.

Социальный конфликт - является противоречием в системе человеческих взаимоотношений. Эти противоречия отличаются усилением интересов противоположных субъектов, а также тенденций индивидов и социальных групп. К социальным конфликтам относятся как чисто социальные, так и социально-трудовые и трудовые конфликты.

ПРИМЕР: Примерами социальных конфликтов являются пикеты, забастовки, митинги, войны.

Экономические конфликты - к данной группе конфликтов относятся те конфликты, основой которых являются противоречия в сфере экономических интересов отдельных людей и социальных групп.

ПРИМЕР: Экономическим конфликтом можно назвать борьбу за распределение собственности, сферу экономического влияния, социальные льготы или ресурсы.

Организационные конфликты - их можно рассматривать в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования человеческой деятельности, а также использования принципа распределения отношений людей.

ПРИМЕР: Ярким примером организационного конфликта является применение должностных инструкций, закрепление за сотрудником определённых обязанностей и прав, внедрение номинальных структур управления, наличие определённых положений по оценке и оплате труда работников, а также их премирования и т.п.

Типы конфликтов по направленности воздействия

По направленности воздействия различают конфликты вертикальные и горизонтальные. Характерной их чертой является распределение объёма власти, находящейся на момент возникновения конфликтной ситуации в распоряжении субъектов конфликта.

Вертикальные конфликты - это такие конфликты, в которых объём имеющейся власти уменьшается по вертикальной оси сверху вниз, тем самым определяя различные стартовые условия для субъектов конфликта.

ПРИМЕР: Вертикальным конфликтом можно назвать конфликт начальника и подчинённого, преподавателя и студента, небольшого предприятия и высшей организации и т.п.

Горизонтальные конфликты - это конфликты, в процессе которых взаимодействуют субъекты, имеющие равноценную по объёму власть или иерархический уровень.

ПРИМЕР: Г оризонтальным конфликтом может выступать конфликт руководителей, занимающих равноценные посты, сотрудников одного уровня, потребителей и поставщиков и т.п.

Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния

По степени выраженности конфликтного противостояния конфликты могут быть скрытыми и открытыми.

Скрытые конфликты - конфликты, при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта, однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектами друг на друга. Скрытые конфликты возможны только тогда, когда один из субъектов конфликтного взаимодействия либо опасается другого, либо не имеет достаточного количества ресурсов для открытого противостояния.

ПРИМЕР: Примером скрытого конфликта может послужить официальная научная полемика между педагогами, за которой скрывается реальная суть конфликта - борьба за авторитетный социальный статус, например, за какую-то должность в университете.

Открытые конфликты - отличаются тем, что в них присутствует явное столкновение конфликтующих субъектов, т.е. споры, ссоры, склоки и т.п. Взаимодействие участников конфликта регулируется в этом случае соответствующими положению участников и ситуации нормами.

ПРИМЕР: Примером открытого конфликта можно смело назвать войну, когда две или более стороны открыто выражают свои требования и используют открытые методы для достижения своих целей; ссору людей, возникшую по какому-либо поводу и не имеющую скрытых мотивов и т.п.

Немаловажно различать конфликты и по признаку нарушенных потребностей.

Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей

В зависимости от нарушенных потребностей различают конфликты интересов и когнитивные конфликты.

Конфликты интересов - представляют собой противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми могут выступать отдельные люди, группы людей, организации и т.п.

ПРИМЕР: П римеры конфликтов интересов можно найти даже в повседневной жизни - два ребёнка не могут поделить между собой понравившуюся им игрушку; муж и жена, имея один телевизор на двоих, хотят смотреть в одно и то же время разные телепередачи и т.п.

Когнитивные конфликты - это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. Как правило, целью каждого субъекта когнитивного конфликта является убеждение противоположной стороны в том, что именно его позиция, мнение или точка зрения является правильной.

ПРИМЕР: Примеры когнитивного конфликта также можно встретить довольно часто - это обсуждения различных проблем, диспуты, дискуссии, споры, в процессе которых участниками высказываются различные точки зрения и приводятся всевозможные аргументы в доказательство своей правоты.

Подытоживая разговор о видах и типах конфликтов, следует заметить, что распределение конфликтов по видам на самом деле является весьма условным по причине того, что чётко обозначаемой границы между ними не существует, и на практике, т.е. в реальной жизни могут возникать различные комплексные виды конфликтов, одни конфликты могут трансформироваться в другие и т.д.

Что ещё нужно знать о конфликтах?

История человечества, его морали, культуры, интеллекта представляет собой непрекращающуюся борьбу идей, стремлений, конкуренцию сил и интересов, соперничество. На протяжении всей своей жизни каждый человек систематически сталкивается с конфликтами всевозможных видов. Когда человек хочет чего-либо достичь, цель может оказаться труднодостижимой. Когда он переживает неудачу, он может обвинить окружающих его людей в том, что именно из-за них он не смог заполучить желаемое. Окружающие же, в свою очередь, неважно, родственники это, одноклассники, друзья или коллеги по работе, могут считать, что он сам виноват в своих проблемах и неудачах. Форма может быть совершенно разной, однако практически всегда она способна привести к непониманию, которое может перерасти в недовольство и даже противоборство, тем самым создавая напряжение и обуславливая конфликтную ситуацию.

В любом человеке присутствуют жизненные противоречия. Людям свойственно быть чем-либо неудовлетворёнными, воспринимать что-то «в штыки», не со всем соглашаться. И всё это естественно, ведь такова натура человека. Однако эти и другие подобные внутренние свойства могут стать вредоносными, если человек не в состоянии урегулировать свою собственную конфликтность с окружающими его людьми; если он не способен придать ей конструктивную форму; если он не может придерживаться адекватных принципов в своих противоречиях.

Вполне резонно сделать вывод, что конфликты неизбежны. Но, в действительности, всё обстоит несколько иначе. И далеко не все конфликтные ситуации, время от времени возникающие между людьми, завершаются конфликтом.

Не следует относиться к конфликту как к чему-то опасному и негативному, если он является стимулом для развития личности, подталкивает человека к работе над собой, закаляет морально и психологически, способствует сплочению с другими людьми. Но стоит стараться избегать тех конфликтов, которые обладают деструктивным потенциалом, разрушают отношения, создают состояние психологического дискомфорта, усиливают замкнутость человека. Именно поэму очень важно уметь распознавать любые предпосылки конфликтов и уметь предупреждать возникновение нежелательных конфликтных ситуаций.

Быть способным распознавать и предупреждать конфликты - это значит, владеть культурой общения, уметь владеть собой, проявлять уважение к личности других людей, применять различные методы воздействия на них. Ничто не может в такой сильной мере поспособствовать устранению различного рода недоразумений, как грамотное, цивилизованное общение, которое включает в себя знание элементарных навыков этикета и умение владеть ими, а также способность устанавливать и поддерживать эффективный контакт, вырабатывать свой собственный стиль общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Если вы попали в сложную, противоречивую ситуацию, важнее всего контролировать своё поведение и вести себя социально грамотно. Если конфликтная ситуация основана на переживаниях и эмоциях, то неприятные ощущения от неё могут оставаться ещё очень и очень долго. По этой причине нужно учиться управлять своими эмоциональными состояниями, контролировать своё поведение и реакции. Всегда следует быть настроенным на устойчивость и уравновешенность своей нервной системы.

УПРАЖНЕНИЕ: В качестве одного из наиболее эффективных методов работы со своей психикой можно привести самонастрой на состояние спокойствия. Осуществить его совсем несложно: сядьте в удобное кресло, расслабьтесь, закройте глаза и некоторое время постарайтесь ни о чём не думать. Затем отчётливо и не спеша произнесите про себя несколько фраз, настраивающих вас на самообладание, выдержку, состояние спокойствия. Стремитесь к тому, чтобы почувствовать, как вами овладевает уравновешенность, вы становитесь более жизнерадостным, ощущаете прилив сил и хорошее настроение; вы прекрасно себя чувствуете физически, морально и психологически. Регулярное выполнение этого упражнения позволит вам стать более устойчивым к эмоциональным нагрузкам любой интенсивности.

Напомним, что представленный урок является скорее теоретическим, нежели практическим, т.к. нашей задачей было познакомить вас с тем, что такое конфликт вообще и представить классификацию конфликтов. Из следующих уроков нашего тренинга по конфликтологии вы сможете почерпнуть не только массу теоретической информации, но и узнать множество практических советов, которые сможете немедля применить на практике.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Основная задача управления конфликтом – это не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия .

В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как любая из сторон, так и третья сила, не участвующая в нём, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы не выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы и выработать технологию регулирования конфликтных отношений.

Этому могут способствовать:

    гласность и максимальная открытость социальных конфликтов (прежде всего теневых и неявных).

Это позволяет поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в отношениях противоборствующих сторон.

    снижение социального психологического возбуждения.

Это позволяет воспрепятствовать детонации ситуаций в отношении сторон конфликта.

Разрешение социального конфликта дело довольно сложное и может идти разными методами:

    Метод избегания конфликта.

(Пример : уход или угроза ухода с политической арены политического деятеля, избегание встреч с противником и т.д.). Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, так как остаётся его причина.

    Метод переговоров .

Позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров идёт обмен мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон и объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Они позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания и согласия, открыть путь к сотрудничеству.

    Метод использования посредничества.

Это примирительная процедура, в которой посредником могут выступать как организации, так и частные лица. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт (Пример: в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии).

    Метод откладывания.

Нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Сторона «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в её пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное.

    Метод третейского разбирательства (арбитраж) .

При этом строго руководствуются нормами законов, в том числе и международного права.

Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов. Социологами выработаны рекомендации ускорения процесса разрешения конфликта:

1) Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержанию конфликта.

2) Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряжённости.

3) Необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу.

4) Участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга, и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

5) Все участники переговоров должны проявлять склонность к согласию.

Вопрос 5. Характеристики конфликта.

Признано, что общество сохраняется как целое, благодаря постоянному разрешению присущих ему внутренних конфликтов. Конфликты могут принимать самую различную форму – от простой ссоры 2-х людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Но, не смотря на многочисленные их проявления в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик (параметров):

Причины конфликта. Это то, вокруг чего разворачивается конфликтная ситуация. Основными причинами конфликтов могут быть:

    наличие противоположных ориентаций

У каждого индивида или группы в социальной жизни имеется свой набор различных и противоположных ценностных ориентаций. При стремлении к их удовлетворению и наличии блокирующих целей, достичь которые пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение, и могут стать причиной возникновения конфликта (Пример : - различные отношения к собственности многих групп населения. Одни предпочитают коллективную, другие – частную, третьи – кооперативную; - различные отношения к работе, при которых одни считают, что работать при данных условиях нельзя, то есть нужно проводить забастовку, а другие настаивают на продолжении работы).

Эти конфликты крайне разнообразны и могут возникать из-за различного отношения к любви, семье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а так же к любым социальным институтам. Наиболее острые конфликты появляются при различиях в культуре, восприятии ситуации, статуса или престижа.

    идеологические причины

Это частный случай конфликта противоположных ориентаций, при котором причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения у различных групп общества (отношение к доминированию, то есть власти, субординации, мировоззрению). При этом катализатором противоречий становятся элементы веры, религиозные и социально-политические устремления.

    различные формы экономического и социального неравенства

Они связаны со значительным различием в распределении ценностей между индивидами или группами (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.д.) Это неравенство существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которое:

во-первых - расценивается одной из социальных групп как весьма значительное;

во-вторых - это значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей одной из групп.

    причины между элементами социальной структуры

Они появляются в результате разных мест занимаемых структурными элементами общества, организации или социальной группы. По этой причине конфликт может быть связан:

1) с различными целями отдельных элементов (конфликт за самостоятельность между центром и периферией);

2) с желанием структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре (конфликт между подразделениями организации с целью получения большей доли ресурсов).

Любая из перечисленных причин может послужить толчком к началу конфликта только при наличии определенных внешних условий, служащих его питательной средой.

Острота конфликта. Острый социальный конфликт – это конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, для которого характерны частые открытые столкновения, сливающиеся в одно целое. В наибольшей степени острота конфликта зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон и ситуации, требующей немедленных действий (Пример : конфликт 2-х эмоционально настроенных пассажиров в автобусе. Если пассажиры поддерживают одного из них, конфликт может приобрести боле острый характер). Потому впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение внутреннюю энергию. В результате острота конфликта возрастает.

Острый конфликт бывает более кратковременным, но и более разрушителен. Он наносит значительный урон ресурсам противника, их престижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести (кровавых инцидентах).

Длительность конфликта . От возникновения конфликта до его разрешения проходит различное время (Пример : кратковременная стычка между начальником и подчиненным или длительное противостояние религиозных групп на протяжении нескольких поколений).

Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. От неё зависит:

    величина и стойкость изменений в группах и системах, как результат расходования ресурсов в столкновениях;

    увеличение расхода эмоциональной энергии и появление вероятности возникновения нового конфликта из-за накопленных обид и отсутствия равновесия в социальных системах.

Поэтому, вопрос затягивания конфликта жизненно важен для существования социальной группы и организации. Исследования конфликтов показывают, что длительные затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.

Последствия социального конфликта . Они весьма противоречивы. С одной стороны они разрушают социальные структуры и приводят к необоснованным затратам ресурсов, с другой – способствуют сплочению групп и достижению социальной справедливости. Эта двойственность до сих пор не привела к общей точке зрения среди конфликтологов, по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Забастовки, супружеские конфликты, национальные конфликты, могут разрушают социальные общности, а могут усиливать групповые взаимодействия. В результате конфликта возможны внедрение нового лидерства, новой политики, новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряжённой ситуации, к достижению равновесия и снятию напряжённости в группе (Пример : конфликт общества с преступными группировками).

Существуют 2 типа последствий конфликтов:

    дезинтегративные последствия (усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, разрушаю каналы кооперации, отвлекаю внимание членов группы от насущных проблем);

    интегративные последствия (определяют выход из сложных ситуаций, усиливают групповую сплочённость, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов её членов).

Контрольные вопросы:

    Что такое социальный конфликт и каковы его разновидности?

    Какие существуют функции социального конфликта исходя из 2-х точек зрения – о его вреде и о его пользе?

    Как классифицируются конфликты в зависимости от субъектов и зон разногласий?

    Какие существуют типы социальных конфликтов?

    В чём состоят различия таких форм выражения конфликтов как революции и реформы?

    По каким стадиям производится анализ социального конфликта?

    Каковы основные методы разрешения социального конфликта?

    Что является основными характеристиками конфликта?

    Какие существуют типы последствий социальных конфликтов?

************************************************************************