Церковь святой марии в любеке. О месте церковь святой марии

Любек с 1226 г. свободный город в Священной Римской империи. Епископ слабый. Центр Ганзы. На полуострове. При приближении к городу видно 7 шпилей – украшения 6 церквей, четко ориентированных по оси запад-восток.

Борьба с капитулом за выбор епископа. Собор – резиденция епископа – на южной окраине. Мариенкирхе – спонсируется купцами – в центре. Эти 2 постройки образуют ансамбль. Группы башенок и медных шпилей, высящихся над ним вечными мачтами и флагштоками, придают городу праздничный вид.

Строительство Мариенкирхе – стремление к монументальности. Сначала тут начали возводить зальную церковь с одной башней, но на последней стадии работ отвергли проект в пользу более масштабной базилики с 2 башнями (1277-1351 гг.). Высота башен – 125 м, центрального нефа – 40 м.

План и профиль соответствуют модели французского готического собора, стиль неузнаваем. Не камень, а кирпич. Как и большинство кирпичных церквей Северной Европы – ясность, стройность и синтетическое единство форм.

Западный фасад устремлен ввысь. Обрамляющие его башни разделены на ярусы карнизами с орнаментом из четырехлистников и увенчаны треугольными фронтонами, встроенными в шатровые шпили. Такие шпили часты для романской архитектуры Германии. Шатровый шпиль – один из устойчивых мотивов средневековой архитектуры немецких земель.

Корпусь Мариенкирхе – широкая базилика без трансепта, но с деамбулаторием и венцом капелл; широкие боковые нефы – наследие зальной церкви. Особенности плана – боковые нефы шире деамбулатория, в 5-угольной апсиде – лишь 3 капеллы. Половина шестиугольного свода является частью капелл, вторая половина перекрывает деамбулаторий. План хора – переработка плана зального хора собора в Любеке. В профиле место трифория заняла непрерывная внутренняя галерея с ажурной балюстрадой и пинаклями: элементы, характерные для внешнего декора храмов, использованы в интерьере. Верхний ярус центрального нефа оформлен в виде системы глубоких ниш, часть которых наглухо заложена кирпичом. Система именуется “акведуком”, впервые использована в соборе Бремена.

Прототипы колонн и пилястров – собор Кельна, оттуда же, из ризницы, - форма окон, разделенных на 3 ланцетовидных секции и лишенных ажурного декора. Пучки колонн и многие нервюры свода, окрашенные в красный цвет, резко контрастируют с белыми стенами.

Капелла св. Анны.

К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла». Она совмещала в себе функции притвора и капеллы и, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после Реформации, когда в неё въехали писари. Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом замка Мариенбург Тевтонского ордена в Мальборке. В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март).

В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу - «Бургомистрскую», которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.

Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета.

Собор Св. Вита в Праге.

1355 г. – Карл IV – статус столичного города. Старая связь с немецкими землями. 1344 г. – самостоятельное архиепископство – заложен собор Св. Вита. Связь Карла с Францией – архитектор Матьё из Арраса. Разработал план хора, возвел часть деамбулатория и венец капелл. 1352 – умер – Петр Парлерж – новаторство.

Особенность плана, своды не приведены в соответствие с границами пролетов – за счет отказа от продольного ребра и путем удвоения числа диагональных нервюр, которые образовали сложную сеть ромбов, ромбоидов и треугольников. Взгляд от стене к стене – по зигзагообразной траектории. Отход от традиционной единообразной последовательности пролетов. В разрезе свод имеет округлые очертания и необычно заостренную вершину: цилиндрический свод рассечен поперечными сводами, обрамляющими окна. При этом все нервюры имеют одинаковый диаметр.

Профиль апсиды – кельнская модель, но упрощен: апсида охватывает не 7, а 5 сторон десятиугольника. Композиция – тоже большая отчетливость и ясность – выразительное обрамление окон и парапет, идущий вдоль нижнего края крыши, как в Реймсе. Господствующая роль в композиции – вертикальные элементы. Новаторский мотив во внешнем оформлении восточной части собора: пинакли, которыми украшены контрфорсы между капеллами деамбулатория, прорывают карниз насквозь: фиалы их оказываются на поверхности карниза. Очень утонченный прием.

Еще более радикальное новшество – конструкция портика перед южным порталом (1367-68 гг.). Аркада портала образована богато профилированной полукруглой аркой с балдахинами, покрывающими лепные украшения. Но эта аркада частично скрыта за отделенными от свода нервюрами, которые лишены орнаментальной заделки в местах пересечений и сходятся на вершине выдвинутой вперед центральной колонны портала. Поскольку эта колонна выступает вперед, створки дверей располагаются под углом к стене.

Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) находится в городе Любеке на севере Германии. Храм был построен 1250- 1350 годах. Это самый известный храм города и символ власти любекского Староградского острова.

Церковь Святой Марии сыграла большую роль в развитии архитектуры города. Ее называют «матерью северо-германской кирпичной готики». В подобном стиле было построено 70 храмов. Своды в ней выше, чем у всех других кирпичных церквей, и составляют 38, 5 метров. Храм представляет собой базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл у апсиды и притвором с нефом. Центральный неф имеет высоту 40 метров. Западный фасад украшают 2 башни с флюгерами.

На месте Церкви Святой Марии раньше была деревянная церковь, а после повторного основания города, в 1156 году на ее месте появилась романская кирпичная церковь. Образцом для строительства нынешней базилики в Любеке служили готические соборы из Франции и Фландрии.

К 1310 году около южной башни пристроили Писарскую капеллу, которая со своим звёздчатым сводом считается гордостью готики. В ночь на вербное воскресенье в 1942 году Мариенкирхе почти полностью сгорела вместе с большей частью исторического центра города во время воздушного налета. Обрушившиеся от пожара колокола стали напоминанием о трагедии. Сегодня их обломки находятся в Поминальной капелле южной башни храма.

Чертик на ступенях храма Церкви Святой Марии

Церковь Святой Марии находится в городе Любеке на севере Германии. Она была построена в период с 1250 по 1350 года и сыграла большую роль в развитии местной архитектуры, так как послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе.

Этот величественный трёхнефовый храм был построен в стиле кирпичной готики. Его центральный неф имеет высоту 40 метров. Высота же башен составляет 125 метров. Эта наиболее высокая кирпичная церковь на планете.

На ступенях храма, со стороны городской Ратуши сидит милый чертик. Как же вышло, что скульптуру представителя нечистой силы разместили у входа в святое место? Местные жители рассказывают предание о том, как же именно он там появился.

Когда началось строительство церкви, чертик решил, что люди начали строить винный погреб, и очень старался, помогая им. Когда же он понял, что ошибся, и это будет храм, то очень разозлился и захотел его немедленно разрушить. Жители города уговорили его не взрывать церковь, а взамен пообещали выполнить его желание и построить винный погреб неподалеку, на расстоянии брошенного камня. Они выполнили свое обещание. И сегодня погребок и в самом деле работает недалеко от церкви, как и несколько столетий назад.

А в память об этой легенде установили эту забавную скульптуру, которая, между прочим, отличается не маленьким размером – чертик получился почти с человеческий рост.

St.Marien Kirche Luebeck / Церковь Св. Марии (Любек)

Церковь Святой Марии в Любеке (Мариенкирхе, нем. Lübecker Marienkirche) - самый знаменитый храм города, символ власти и благосостояния ганзейского города и главное украшение любекского Староградского острова (нем. Altstadtinsel).


Мариенкирхе в старой части Любека является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250-1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры.

Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).

Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл вокруг апсиды, а также притвором с поперечным нефом.

Монументальный западный фасад украшают две башни. Их высота составляет вместе с флюгерами 124,95 и 124,75 м. Как главная приходская церковь для городских чиновников и горожан ганзейского города Любека, Мариенкирхе находится в торговом квартале, который простирается до складов на набережной Траве, неподалёку от любекской ратуши и Рыночной площади.


На месте Мариенкирхе раньше стояла деревянная церковь эпохи первой немецкой колонизации, а после повторного основания города в 1156 г. появилась романская кирпичная церковь, которая к началу XIII в. как по своим размерам, так и по репрезентативности перестала отвечать требованиям независимого и процветающего купечества.


Про чертика:

Возле центрального входа в церковь можно увидеть фигурку сидящего на камне симпатичного,чертика!
Как это сочетаться с соседством святой церкви?
Для объяснения казалось бы несовместимого вернемся лет так на восемьсот назад по времени.
1251 год. В Любеке катастрофа. До тла сгорела церковь романской кирпичной постойки, на месте которой сегодня стоит церковь Святой Марии, вплоть до фундаментных стен.
Архитектор, при осмотре пепелища, уже набрасывал в уме план постройки нового здания, куда более величественного и фундаментального, как заметил что за ним наблюдает (история хранит в тайне в каком обличии) сам черт.
Ясное дело что пожар был его работой. Подойдя к архитектору, черт спросил о конечном назначении будущего строительства.
Перед ваятелем стала делема... Сказать что будет церковь и в итоге подвергнуть опасности своё детище, которое опять может сгореть? Нет... Лучше соврать. И ответил. ""... Винный ресторан.""
Удовольствие черта от услышанного не имело границ. Мало того он дал обещание всеми своими черными силами помочь строительству.
Конечно... В XII веке строили не так быстро, но что удивительно стройка действительно продвигалась ударными темпами. И это кстати серьёзный исторический факт!
Шло время и только слепой мог не заметить, что строится далеко не питейное заведение. Соответственно черт предъявил угрозы и претензии строителю. На что получил заверение, что винный ресторан будет построен рядом.
Легенда? Без сомнения, вот только тот винный ресторан до сих пор работает. А при строительстве церкви не было ни одного несчастного случая.

Винный ресторан ...


Романские скульптуры из этой романской церкви в настоящее время демонстрируются в любекском монастыре Святой Анны. Образцом для новой трёхнефной базилики в Любеке послужили готические соборы Франции и Фландрии, построенные из природного камня.

Мариенкирхе — один из самых ярких примеров сакрального сооружения в стиле кирпичной готики
и послужила примером для подражания для многих церквей в балтийском регионе (например, церквей Святого Николая в Штральзунде и Висмаре).

К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла». Она совмещала в себе функции притвора и капеллы, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека.

Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после
Реформации, когда в неё въехали писари.

Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом замка Мариенбург Тевтонского ордена в Мальборке.


В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март). В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу — «Бургомистрскую», которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.


Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета. В ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 г. любекская Мариенкирхе, как и любекские собор и церковь Святого Петра, практически полностью выгорела во время воздушного налёта на Любек, разрушившего пятую часть исторического центра города.

Пожар уничтожил знаменитый «Орган пляски смерти», на котором играли Дитрих Букстехуде и с большой долей вероятности Йоганн Себастьян Бах.



В пожаре были утеряны «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальная «Пляска смерти»
(работы Бернта Нотке, в 1701 г. заменена копией), резьба леттнера, «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта (ранее приписываемый Бернарту ван Орлею), и «Вход Христоса в Иерусалим» Фридриха Овербека. Обломки колокола на полу южной башни.

Обрушившиеся во время пожара колокола стали напоминанием об этих трагических событиях, их обломки можно увидеть в Поминальной капелле в южной башне церкви.

Ещё до окончания войны над Мариенкирхе была возведена временная крыша. Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет.

В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви.
По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол, и была освящена Поминальная капелла в южной башне.

Про каменную мышь, датчан и счастье

В начале 13 века возле церкви Святой Марии, со стороны Менгштрассе рос розовый куст, длина стеблей которого достигали крыши церкви.
Политическая и экономическая свобода для Любека, как вольного города давалась в то время очень не просто. Время от времени город подвергался нападению со стороны Дании.
У горожан существовало поверие, что свобода от завоевателей существует до тех пор, пока цветет розовый куст. Но с другой стороны это цветение никак не приносило избавление от постоянных воин.
В 1227 году куст начал сохнуть. Причиной стала мышиная нора под кустом.
Когда куст окончательно засох, в окрестностях города состоялся решающий бой с датчанами, в котором враги были окончательно разбиты, и войны с датчанами прекратились.
Таким образом именно не цветение, а гибель розового куста принесло городу долгожданное спокойствие. Городской совет решил увековечить главного героя - мышь, разместив его на алтаре церкви ""Вечеря господня"".
Каждую туристическую группу, посещающую церковь Святой Марии обязательно подводят к алтарю, где предлагается сначало найти мышку, а это весьма не просто. И по новому поверию прикоснувшись к ней левой рукой это стать немного счастливее.

Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250-1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).

Церковь представляет собой трёхнефную базилику с боковыми капеллами, обходом хора и венцом капелл вокруг апсиды, а также Притвором с поперечным Нефом. Монументальный западный фасад украшают две башни. Их высота составляет вместе с Флюгерами 124,95 и 124,75 м. Как главная приходская церковь для городских чиновников и горожан ганзейского города Любека, Мариенкирхе находится в торговом квартале, который простирается до складов на набережной Траве, неподалёку от любекской ратуши и Рыночной площади.

История строительства

А месте Мариенкирхе раньше стояла деревянная церковь эпохи первой немецкой колонизации, а после повторного основания города в 1156 г. появилась романская кирпичная церковь, которая к началу XIII в. как по своим размерам, так и по репрезентативности перестала отвечать требованиям независимого и процветающего купечества. Романские скульптуры из этой романской церкви в настоящее время демонстрируются в любекском монастыре Святой Анны.

Образцом для новой трёхнефной базилики в Любеке послужили готические соборы и Фландрии, построенные из природного камня. Мариенкирхе - один из самых ярких примеров сакрального сооружения в стиле кирпичной готики и послужила примером для подражания для многих церквей в балтийском регионе (например, церквей Святого Николая в е и е).

К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла» . Она совмещала в себе функции Притвора и капеллы и, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после Реформации, когда в неё въехали писари. Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом Тевтонского ордена в е. В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март).

В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу - «Бургомистрскую» , которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.

Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета.

Разрушение и восстановление

Ночь на Вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 г. любекская Мариенкирхе, как и любекские и церковь Святого Петра, практически полностью выгорела во время воздушного налёта на Любек, разрушившего пятую часть исторического центра города. Пожар уничтожил знаменитый «Орган пляски смерти», на котором играли Дитрих Букстехуде и с большой долей вероятности Йоганн Себастьян Бах.

В пожаре были утеряны «Григорианская месса» Бернта Нотке, монументальная «Пляска смерти» (работы Бернта Нотке, в 1701 г. заменена копией), резьба Леттнера, «Алтарь троицы» Якоба ван Утрехта (ранее приписываемый Бернарту ван Орлею), и «Вход Христоса в Иерусалим» Фридриха Овербека. Обрушившиеся во время пожара колокола стали напоминанием об этих трагических событиях, их обломки можно увидеть в Поминальной капелле в южной башне церкви.

Ещё до окончания войны над Мариенкирхе была возведена временная крыша. Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет. В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви. По этому случаю от федерального канцлера Конрада Аденауэра церковь получила в подарок новый главный колокол, и была освящена Поминальная капелла в южной башне.

Церковь Святой Марии, или Мариенкирхе (Marienkirche) - главный храм немецкого города Любек. По высоте центрального нефа церковь Святой Марии в Любеке является высочайшим в мире готическим храмом. Мариенкирхе, вместе с другими историко-культурными памятниками Любека, входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Святой Марии расположена в историческом центре города, возле Рыночной площади (Марктплац), на которую выходит фасад городской Ратуши.

История

Несмотря на то, что в Любеке есть Кафедральный собор, главным храмом в городе считается церковь Святой Марии.
Возведение церкви Святой Марии как приходского храма в одном из главных городов Ганзейского союза, началось в 1251 году. Строительство одного из старейших немецких храмов, созданных в стиле северогерманской кирпичной готики, длилось сто лет. Вместе со зданием городской Ратуши, церковь Святой Марии была призвана символизировать мощь и величие не только города-порта Любек, но и всей Ганзы, куда в период наивысшего её расцвета входило около двухста городов. Высота центрального нефа Мариенкирхе - 38,5 м, высота колокольни вместе с флюгерами - 125 м.
В годы Второй мировой войны Любек был разрушен в ходе варварских бомбардировок города авиацией союзников. Самый массированный авиаудар был нанесен английскими Королевскими ВВС в ночь на Вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 года. После бомбежек весь исторический центр города, возводимый веками, был разрушен; число человеческих жертв исчислялось сотнями. Из-за возникшего пожара, в Мариенкирхе полопался и отвалился верхний слой штукатурки, обнажив более ранние готические настенные росписи, которые еще во время войны сфотографировали, чтобы впоследствии использовать при восстановлении здания храма. Во время пожара в церкви сгорели деревянные перекрытия, вызвав разрушение Южной башни. Упавшие и расколовшиеся церковные колокола до сих пор лежат в здании храма как напоминание об одной из самых кровопролитных в истории человечества войн. Новый колокол был подарен церкви Святой Марии в 1951 году от имени канцлера Конрада Аденауэра по случаю празднования 700-летия храма. В ходе послевоенного восстановления немецкие реставраторы постарались придать церкви Святой Марии её первоначальный средневековый готический облик.
При возведении Мариенкирхе, за образец своих творений средневековые немецкие зодчие брали архитектуру французских готических храмов, прежде всего в Суассоне и Реймсе, но в качестве строительного материала использовали не камень, а красный кирпич - так появилась архитектура кирпичной готики.
После завершения строительства в 1350 году, церковь Святой Марии впоследствии несколько раз реконструировали и расширяли, добавляя новые конструктивные элементы. Последняя церковная часовня была построена в 1444 году. На сегодняшний день в Мариенкирхе десять больших и десять малых часовен. Малые часовни являются семейными усыпальницами знатных городских династий.
На протяжении веков менялся облик интерьера Мариенкирхе. С началом эпохи Реформации, настенные росписи были скрыты под слоем белой штукатурки, а многие ценные произведения искусства - удалены из храма. Позднее появились барочные алтари и элементы интерьера в стиле барокко.

Информация для туристов

Чтобы сохранить бесценное творение, в 2010 году жители Любека решили взимать с туристов символическую плату в размере двух евро - на содержание Мариенкирхе.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 16.00.
Телефон: +49 451 397700.
Страница на сайтах: www.dw.de
http://def.livejournal.com/34733.html