Анютины глазки значение. Анютины глазки значение цветка

Откуда взялось русское название этого цветка - достоверно не известно. Правда, некоторые красивые сорта его действительно несколько походят как бы на глаз, но это большею частью уже крупные, усовершенствованные культурой сорта, тогда как интересующее нас растение - тот простой, скромный цветочек, который растет на пашнях, а иногда и около домов, на огородной земле в деревне.

В Германии его называют мачехой (Stiefmutterchen), объясняя это название следующим образом.

Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей, а два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, причем злой мачехе дал шпорцы, а ее дочерям - ненавистные им усики.

По мнению других, анютины глазки изображают лицо, что и действительно, если хотите, верно, сердитой мачехи.

В самом деле, есть цветки, рожицы которых выглядят как-то зло, так что, пожалуй, можно принять их, согласно сказке, за лицо какой-то злой женщины.

Третьи же, видя в них также лицо, не видят в его выражении ничего злого, а просто только любопытство и рассказывают, что оно принадлежит одной женщине, которая, будто, была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей было запрещено.

Как бы в подтверждение этого рассказывается еще такая легенда об их появлении на земле.

Однажды, говорит легенда, Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий, и купалась долгое время.

Но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее...

Тогда, прийдя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных.

Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову.

Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы - он также не узнавал ее.




Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

"О, я несчастный! - воскликнул он, обнимая ее за шею. - Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, - в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!"

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила как приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.

У римлян об анютиных глазках мы никаких сведений не встречаем, но в средние века они начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori" (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в наше время в Польше, где его зовут "братки" и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Как говорят, такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху.

Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: "Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый".

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensee - мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано - неизвестно. Известно только, что впервые оно появилось в Брабанте. Есть предположение, что оно персидского происхождения, так как будто нигде на свете этот цветок не пользовался такой любовью, как в Персии, где для него существует даже гораздо более ласкательных имен, чем для обожаемой там всеми розы.


Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка этого цветка походит несколько на череп - место помещения мозга и мысли.

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге, и рассылаются по адресу тех лиц, которым предназначаются.

В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

Теперь, прикрываясь анонимом как маской, даже девушки решаются открыть свое сердце, свои помышления тому, кого любили до сих пор только втайне, а молодые люди ждут этого дня, чтобы предложить руку и сердце своим избранницам.

Иногда посылается просто засушенный цветок с именем. Этого уже достаточно - все понятно.

Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensee, его называют в Англии еще "Hearts ease" - "сердечным успокоением", "сердечной радостью", так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Французское название этого цветка дало также повод Людовику XV при возведении в дворянское достоинство столь прославленного в его время экономиста и врача Кене поместить ему в герб три pensee с надписью: "глубокому мыслителю".

Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков.

Первая попытка сделать их садовыми цветами относится ко времени знаменитого сотоварища Меланхтона - Камерария, жившего в начале XVI столетия. В это время стал разводить их из семян в своих садах принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же веке стал заниматься им Вандергрен, садовник принца Оранского, и вывел пять сортов.

Но первым существенным своим усовершенствованием цветок этот обязан леди Мери Бенет, дочери графа Танкервилля, в Вальтоне, в Англии, которая, сделав его своим любимцем, засадила им весь сад и всю террасу своего замка. Вследствие этого ее садовник Рихард, желая доставить ей удовольствие, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом получились вскоре те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов.

Это было в 1819 году, а в 30-е годы XIX столетия, то есть лет через пятнадцать, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), a частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.


За последнее время особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые - Маргариты и винно-красные - Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильнопахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку - это запаха.

В Америке же, в городе Портленде штата Орегон, садоводы стараются увеличить размер цветка и выводят уже, как говорят, цветы в 4-5 дюймов в диаметре.

Но этот размер садоводам кажется еще недостаточным: они хотят придать им величину подсолнуха.

Такому исполинскому росту, по-видимому, способствует во многом и климат, и самая почва Орегона, где вообще эти цветы растут так успешно, как нигде.

Почти все крупные цветы - красного колера, тогда как желтые и белые никогда не достигают большой величины.

На предполагавшейся некоторое время тому назад выставке садоводства в Портленде местные садоводы думали на одной клумбе выставить 25.000 таких исполинских глазков: удалось ли им это - не знаю.

В заключение расскажем один забавный случай, происшедший в 1815 году в небольшом провинциальном городке Франции, поводом к которому послужил наш скромный цветочек.

Священник этого городка, и в то же время школьный учитель, вздумал однажды задать ученикам своим сочинение на тему "Viola tricolor" (трехцветная фиалка), так зовут на научном языке анютины глазки, и в пояснение прибавил в виде эпиграфа строку из латинского стихотворения средневекового французского поэта: "Flosque lovis varius foliis tricoloris et ipse par violae" ("Разновидность цветка Юпитера с трехцветными лепестками и сам равный фиалке").

Народное название: садовая фиалка, куртка Джонни, мачеха
Аура: холодная
Планета: Сатурн
Стихия: вода
Используемые части растения: цветы
Основные свойства: любовь
Магические силы: любовь, магия дождя, гадание на любовь.
Магическое использование: если носить с собой или на платье анютины, глазки, это привлекает любовь.
В Европе эти цветы символизируют память, размышление и мысль.
В христианстве они олицетворяют празднование Троицы.
Древние греки считали, что этот цветок был выращен Зевсом для дочери аргоского царя Ио, которая была превращена ревнивой Герой в корову. Анютины глазки символизируют любовный треугольник и напоминают, что проклятие Геры не вечно.
Римляне считали, что анютины глазки - излишне нескромные люди, которых боги превратили в растения, когда они тайно подсматривали за купающейся Венерой.
В средние века анютины глазки почитались наравне с незабудками. Ими обрамляли портреты любимых людей. Букетик анютиных глазок - признак любви.

Если анютины глазки сорвать, пока они еще в росе, вскоре пойдет дождь. Анютины глазки считаются не пригодными для сада, так как это "цветы для покойников". В России их часто высаживают на могилах. В мифологии дождь, как и погода в целом, находится "во власти" умерших предков. Английское суеверие, усматривающее взаимосвязь между анютиными глазками и дождем, и русское поверье, называющее их "цветами мертвых", дополняют друг друга.

При этом Анютиным глазкам с давних времен приписывалось свойство привораживать любовь. Для этого лицу, которого хотели приворожить, надо было во время сна брызнуть на веки сок этих цветков, а когда спящий откроет глаза, первый, кого он увидит, должен быть тот, кто мечтает о его любви.

Странное, двойственное предназначение этих цветов всецело основано на связи с небожителями как с ангелами и амурами, так и с умершими родственниками.

Анютины глазки - хороши от сглаза. Посаженные в огороде, защищают дом от магии.
Они очень подходят для гадания на любовь: посадите анютины глазки в форме сердца; если они хорошо растут, ваша любовь тоже будет счастливой.

Женщина, возлюбленный которой - моряк, может быть уверена, что в море он будет думать о ней, если она зароет в клумбу с анютиными глазками морской песок и будет поливать эти цветы до восхода солнца.

Для того чтобы у девушки были поклонники, она должна носить в левом нагрудном кармане свежесорванный цветок.

Для того чтобы у девушки возникали хорошие, перспективные знакомства и было счастье в любви, в доме надо иметь изображение анютиных глазок. Это может быть картина. А еще лучше, если это будет вышивка, сделанная собственноручно. Картину или вышивку надо поместить в светлую раму и повесить на стену в гостиной или спальне молодого человека, слева от окна. Так же это действенно и для юноши, который может может подарить украшения или картины с изображением цветов желанной девушке.

Чтобы близкий друг, отправляясь в дальнюю дорогу, на чужбине вас не забывал, возьмите какой-либо небольшой, принадлежащий ему предмет. Сделайте это так, чтобы никто этого не видел и никто об этом не знал. В полнолуние, когда взойдет на небе Луна, закопайте этот предмет в клумбу с анютиными глазками. Закалывать предмет надо на глубину примерно в 5 сантиметров. Смотрите только, чтобы никто его не выкопал (собаки или люди). Ухаживайте за клумбой сами, никому не позволяйте это делать вместо вас. Когда ваш избранник возвратится домой, предмет можно выкопать и незаметно вернуть на место.

Если в вашей жизни наступил период суеты и сумятицы, если у вас накопилась масса вопросов, на которые вы никак не можете найти для себя ответов, обратитесь за советом к анютиным глазкам. Они помогут вам. Перед сном около кровати, поставьте горшочек с анютиными глазками (сорванные цветы вряд ли вам будут помогать), лежа в постели задавайте все вопросы цветам, во сне к вам придут ответы и помощь, по утру вы как бы сами легко и непринужденно найдете решение проблем.

Во сне анютины глазки предвещают скорое романтическое свидание, а также умение человека помнить все хорошее и светлое в своей жизни. Если у вас проблемы, то такой сон предсказывает, что друзья и близкие не оставят вас в беде. Нюхать их во сне - знак того, что какой-то человек ищет вас.

Цветок, символизирующии раздумья и медитацию. Это растение также называют виолой, а его научное название - фиалка Витрокка.

Символика обусловлена фонетическим сходством между английским наименованием растения pansy и старофранцузским словом panse - мысль, мышление. На языке цветов анютины глазки означают ”я думаю о тебе”.
Растение имеет холодную ауру. Ему покровительствует планета Сатурн. Стихией растения является вода. Центром распространения фиалки трехцветной является Европа. Этот вид распространен на всей ее территории, от Скандинавии до Корсики, в западной части Азии, в Сибири и на Кавказе. Благодаря английским поселенцам, натурализовалась в Америке

Воронина Елена

Древние греки считали, что анютины глазки – это дар их верховного бога дочери аргосского царя Ио. Она полюбила Зевса, а Гера-жена царя богов – из ревности превратила ее в корову. Чтобы успокоить любимую, Зевс вырастил для нее чудесные цветы – олицетворение любовного треугольника. А ещё древние греки в IV веке до н.э. уже стали использовать это скромное растение в лекарственных целях. Для заготовки лекарственного сырья варили сиропы, которыми лечили многие болезни. Фиалки трёхцветные были непременным компонентом любовного снадобья. Их выращивали в садах, добавляли в салаты и сладости, применяли в косметических средствах.

Laurence Biddle

У древних римля была такая легенда:
Однажды Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий. И вот купаясь там
она вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее.
Тогда, прийдя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Laurence Biddle


в Англии эти цветы называют "Hearts ease" - "услада сердца". Если кому-то передавали букетик анютиных глазок, это означало, что ему признались в любви. А ещё в Англии эти цветы посылают влюбленными 14 февраля, в Валентинов день. Девушки ждут этого дня, чтобы открыть свое сердце, молодые люди - чтобы предложить руку и сердце. Иногда посылают просто засушенный цветок с именем. Этого вполне достаточно

Anna Bain

В цветочной символике средневековой Европы анютины глазки имели значение незабудок, поэтому во Франции и Англии ими было принято обрамлять портреты близких людей. Французы называли их "цветами на память". Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь. Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем встать перед ним как раз в то время, как он проснется.
французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: "Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый".

Французское название этого цветка – Pensee (мышление, мысль), дало также повод Людовику XV при возведении в дворянское достоинство прославленного в его время экономиста и врача Кене поместить ему в герб три Pensee с надписью: "глубокому мыслителю".
Первая попытка сделать анютины глазки садовыми цветами относится ко времени знаменитого сотоварища Меланхтона (реформатор - известен как сподвижник Лютера) - Камерария, жившего в начале XVI столетия. И в это же время эти цветы стал разводить из семян, в своих садах, принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же веке стал заниматься им Вандергрен, садовник принца Оранского, и вывел пять сортов.

Laura Coombs Hills


Но первым существенным своим усовершенствованием цветок этот обязан леди Мери Бенет, дочери графа Танкервилля, в Вальтоне, в Англии, которая, сделав его своим любимцем, засадила им весь сад и всю террасу своего замка. Вследствие этого ее садовник Рихард, желая доставить ей удовольствие, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом получились вскоре те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов.

Mary Ann Cox

В Германии его называют мачехой (Stiefmutterchen), объясняя это название следующим образом:
Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей, а два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, причем злой мачехе дал шпорцы, а ее дочерям - ненавистные им усики.

В Польше невеста дарила анютины глазки отъезжающему жениху, что означало вечную память и верность дарившей.

В языческой Руси многие двухцветные растения повелось называть Иван-да-Марья. Наряду с фиалкой трехцветной, этим именем наделен и марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum), имеющий ярко окрашенные фиолетовые и желтые прицветные листочки, и еще несколько растений. Истоки названия "анютины глазки" точно не известны, но время донесло до наших дней старославянскую легенду о деревенской девушке Анюте с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами, которая умерла в тоске по коварному обольстителю. На месте ее погребения выросли анютины глазки, в лепестках которых отразились все ее чувства: в белом - надежда, в желтых – удивление, в фиолетовых – печаль.

Sarah K. Lamb

В средние века фиалки приобрели религиозный смысл. Христиане видели в трех нижних лепестках цветка всевидящее око Бога Отца или три лика Святой Троицы. Во многих старинных европейских гербариях им дано название Herba Trinitis (Трава Троицы), Trinity Violet (Фиалка Троицы), Trinitaria. На Руси ее уважительно звали "Троицин Свет".
В христианском искусстве она символизировала смирение, святой Бернард Клервосский (1090-1153), советник французских королей, сыгравший выдающуюся роль в становлении католического монашеского ордена цистерианцев, называл Деву Марию "фиалкой смирения".

Doris Joa

На анютиных глазках гадали, по числу фиолетовых жилок на лепестках цветка предсказывали будущее любовных отношений: четыре жилки означали надежду, семь – вечную любовь, восемь – непостоянство, девять – расставание, одиннадцать – раннюю смерть за любовь.
Дикорастущая фиалка трехцветная лишена запаха.
Знаменитый английский ботаник Джон Герард еще в 1587 году писал: "Цветки по форме и облику похожи на фиалки, и по большей части той же высоты, трех разных цветов – пурпурного, желтого и белого, по причине красоты и великолепия которых они очень приятны для глаз, для обоняния же они дают мало или ничего".
Согласно немецкой легенде, некогда они имели прекрасный аромат, и люди приезжали отовсюду, чтобы им насладиться. Но они вытаптывали всю траву на лугу и лишали корма коров. Анютины глазки стали просить бога помочь коровам, и тогда господь отнял у них аромат, сделав взамен еще красивее.
Деликатный запах анютиных глазок наиболее выражен ранним утром и в сумерках. Самыми душистыми являются желтые и синие сорта, наиболее близкие к родительским формам. В Англии парфюмерный аромат анютиных глазок стал самым популярным. Не за это ли англичане наградили их еще одним названием - Ladie’s Delight (Дамский восторг)?

Ford Jane

В середине XIX века множество сортов анютиных глазок было получено в Шотландии и Швейцарии, гибридизация осуществлялась по пути увеличения размера растений и цветков, и выведения форм без темных пятен и жилок. К концу века шотландский производитель доктор Чарльз Стюарт выполнил эту задачу, получив анютины глазки с цветками однотонной гладкой окраски, без пятен.

Susan Ketcham

Уже в 50-е годы XVIII века анютины глазки пересекли Атлантику и быстро распространились в Северной Америке, где их называли Johny Jump Up (Джонни-подпрыгни), с разными вариациями: Jack-jump-up-and-kiss-me (Джек-подпрыгни-и-поцелуй-меня), Pink-eyed-John (Розовоглазый Джон), Loving Idol (Идол любви), Call-me-to-You (Пригласи-меня-к-себе). В Америке анютины глазки стали прочным символом свобомыслия, что нашло широкое отражение в литературе того времени. В почтовых каталогах США 1888 года анютины глазки представлены как "самые популярные из всех цветов, выращиваемых из семян" Продажи превышали 100 тысяч пакетиков в год, это очень большая цифра даже по меркам современного рынка. Америка внесла свой вклад в селекцию, в начале XX века в Портленде (Орегон) были выведены крупноцветковые сорта красных оттенков с диаметром цветков до 10-12 см.

Fred Meyer

Долгое время лидерство в селекции анютиных глазок удерживали Англия и Шотландия. К середине XX столетия инициативу подхватили Германия и Япония, где родились анютины глазки новых окрасок – розовые, оранжевые, двухцветные. В стране Восходящего Солнца растение получило название Sansiki-Sumire, став символом города Осака и на время превзойдя по своей популярности гордость японской садовой культуры - хризантему.

Vikki Fields

На сегодняшний день Франция и Германия являются ведущими в деле внедрения новых сортов анютиных глазок. Благодаря немецким селекционерам появились гофрированные, волнистые и орхидеецветные анютины глазки с разносимметричными цветками, гигантские сорта с необычайно ранним цветением.
За пять веков селекции и гибридизации анютины глазки приобрели самый широкий диапазон окрасок среди летников. Есть фиолетовые, красные, синие, бронзовые, розовые, черные, желтые, белые, лавандовые, апельсиновые, абрикосовые, бордовые, пурпурные. Высота увеличилась с 6 до 20-23 см, растения стали обильно цветущими. Однотонные или двухцветные, атласные или бархатистые, они смотрят на нас своими забавными личиками, посылая привет викторианской эпохи, когда первые английские садовники занялись разведением анютиных глазок, чтобы долгие века они дарили людям радость сердечного общения и дамский восторг.

Edward C.Leavitt


François Lepage

Bruce Harman


Борис Кустодиев

Юрий Арсенюк


Delbert Gish


Trisha Hardwick


Mary Irwin

Scott Royston


Vernon Ward

Paul Strisik


Annelies Jonkhart


Roberts Stone

Орлов Андрей


Новикова Алла

Легенды про цветы. Анютины глазки January 14th, 2013

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

nbsp; Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

nbsp; Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову. Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы — он также не узнавал ее.

nbsp; Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.
- О, я несчастный! — воскликнул он, цепляясь за ее шею и обнимая ее морду. — Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, — в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, Зевс по приказанию Юпитера вырастил приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера или анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.


Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.

3десь, может быть, этот прелестный цветок остался бы навсегда и никогда не попал бы к нам на землю, но случилось так, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном, как раз в то время, когда она рвала фиалки. В испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю, которые и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.


Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах. Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь. В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют растения и некоторых других видов - например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой. Иван-да-Марья - народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой.


Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей... Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета. По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок. Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей. Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.